Пятница, 26.04.2024, 03:37
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [22]
Тезис [17]
Разное [50]
Изучения [129]
Мини-чат
200
Наш опрос
Как вы относитетсь к введению ЕГЭ?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 981
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

Школа: от истоков до современности

ВВЕДЕНИЕ

Школа… Родная школа… Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, а для некоторых – второй дом, их жизнь и судьба. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И люди шагают по жизни уверенно, потому что у них в сердце – тепло школы. У каждого человека в жизни есть своя школа. Со школой связано все самое светлое в жизни человека. Школа является связующим звеном между прошлым и настоящим. Удивительный этот дом – школа. В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо. Какова же судьба нашей школы? Мы заинтересовались, какой была школа в прошлом? Как в ней учились и работали?

Актуальность исследовательской работы заключается в неповторимости истории школ, ведь у каждой свое уникальное прошлое, особое лицо. Какова же судьба нашей школы? Какой была школа в прошлом? Как она развивалась? Как в ней учились и работали?  

Объект исследования: образование в селе Октябрьское Октябрьского района Оренбургской области.

Предмет исследования: школа.

Главная цель моей работы: исследовать как появились первые школы в родном селе, как они развивались до сегодняшних дней.

Задачи:

  1. Изучить историю появления школы в селе Октябрьское;
  2. Провести опрос людей, учащихся и работающих в разное время в школах села Октябрьское;
  3. Создать план расположения школы в разные периоды;

4. Рассказать о результатах исследования широкому кругу аудитории;

5. Подарить накопленный материал в архивную копилку МБОУ «Октябрьская начальная школа».

Практическая значимость заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы в краеведческом музее, учащимися и учителями на часах классного руководства, занятиях внеурочной деятельности, уроках окружающего мира.

Методы исследования:

- чтение литературы, поиск информации в сети Интернет;

- инртервьюирование;

- беседы с выпускниками школы.

История школы

1.1 У истоков знаний в новом селе Исаево-Дедово.

«Жители села Исаева-Дедова весьма к знаниям тяготеют. Усердствуем перед тобой, царь-батюшка милостивый, об открытии школы в селе Исаево-Дедово». Такие слова содержались в обращении жителей села на сходе, как тогда говорили, всем миром решили обратиться к царю-батюшке с челобитной. Сначала начала действовать церковно-приходская школа. В 1904 году их было уже несколько: четырехклассная, двухклассная учительская, церковно-приходская и пятилетняя. В каждой школе была небольшая библиотека, главным образом, религиозного содержания. В школах села Исаева-Дедова обучалась приезжая из других сел детвора. В субботу и воскресенье все ученики ходили к вечерне и к обедне. Церковно-приходской школой с трехлетним и четырехлетним обучением называлась школа при приходе — районе, который обслуживался церковью. Одна из школ находилась в ведении Министерства просвещения Правительства Российской империи. Она располагалась в деревянном флигеле (у настоящего здания начальной школы). В ней обучалось около сотни мальчиков и девочек. к примеру, в 1910 году в 1 классе пятилетней школы училось 50 человек. А в 1914 году ее окончили 16 человек. (ГАОО. 1904. «Епархиальные ведомости», с.839.) Количество учащегося люда не ограничивается официальными училищами, здесь есть четыре частные школы, в которых учатся до 40 человек ежегодно; обучение было платным. Наконец, некоторые не ограничиваются местными училищами: дети дедовских крестьян учатся в оренбургской гимназии и несколько человек в имангуловском училище.» Одна школа готовила учителей для начальных классов. Называлась она второклассная учительская школа. И эта школа находилась в ведении церкви.

1.2 Воспоминания

Сведения об истории школы не найти в учебниках, в энциклопедиях. Их хранит только людская память и некоторые архивные документы.

Из воспоминаний Минаевой-Камыниной Анны Афанасьевны, которые прочитали в рукописной книге «История школы в судьбах ее учителей» удалось выяснить, что в 1934 году она пошла в школу им. Крупской в 1 класс, что находилась на улице Советской (сегодня это дом Черкасова В.А.).  

 О существовании этой школы упоминается в той же рукописи о другом учителе Филатовой – Брыковой Марии Ивановны. «Маша пошла в 1 класс в школу имени Крупской». А в воспоминаниях Крыловой-Бобровой Раисы Захаровны, прочитали «в 1936 году 8,9,10 классы было платное обучение – 150 рублей…Учитель был первая фигура, учитель с большой буквы. Первая учительница – Фёкла Романовна. В селе первым провели электричество учителям, а потом специалистам. Свет горел до 12 часов, а потом отключали… В военные годы было тяжело с тетрадями и учебниками. Писали на газетах, старых книгах. Чернила покупали, писали перьями №86. В школе было холодно. Одевались в отцовские стеганные штаны, валенки. Чернила от холода застывали, их отогревали своим теплом, дышали, ложили в запазуху. Топить было нечем...»

Гусева Валентина Дмитриевна и Крылова Татьяна Дмитриевна в школу пошли в 1958 году, которая находилась в деревянном здании у церкви (сейчас там парк). Рядом со школой было много различных магазинов. повзрослев, в 5-7 класс учились уже в деревянном здании у современного здания начальной школы (сейчас там садово-парковый ансамбль «Аллея Славы»).С 8 по 10 класс обучение они проходили в здании современной начальной школы.

В селе был детский дом, как рассказывает Татьяна Дмитриевна. В рукописной книге «История школы в судьбах ее учителей» подтвердили тот факт, что детский дом «получил свое рождение в 1938 году…на реке Юшатырь, в доме, утопающем в зелени, раздались детские голоса. В 1946 году детей в нем было много – 120 человек вместо 80. Собраны они были на разных станциях. Это дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, потерявшиеся при бомбежках. Их забирали из развалин, подвалов. В основном – это дети с запада войны, как их называли. Некоторые из них не знали свои фамилии и тогда фамилию давали по названию станции, на которой подобрали этого ребенка. Некоторым детям давали фамилии по отличительным ярким чертам их внешности, например, девочке Нине дали фамилию Чёрная по цвету волос. Каждый выпуск не оставался без внимания: детей трудоустраивали, а если дети учились в училище или техникуме, посылали посылки с одеждой и обувью, продуктами (что могли), то есть они продолжали оставаться под опекой детского дома.

В детском доме вожатой работала мама Мачневой Натальи Юрьевна, учителя музыки, Яковлева (Позднякова) Людмила Николаевна.

Детский дом находился на пересечении улиц Калинина и Дедовской. Расформировали его в 1960-м году. Сейчас этого здания уже нет.

Из рассказа Бобровой О.Г, учителя нашей Октябрьской начальной школы, мы узнали, что примерно в конце 60-х - начале 70-х годов XX века здание начальной школы располагалось на улице Лесной (сейчас это здание военкомата). В рукописи же о Малютиной-Чурносовой Александре Викторовне (считаем уместным отметить, что Боброва О.Г. является племянницей Чурносой А.В.) говорится, что в 1958 году школу №4 переводят в здание современного военкомата. Наполняемость классов в 42 человека. Ольга Геннадьевна уточнила информацию: на первом этаже была большая светлая библиотека, где ребята могли взять книги и почитать их. А в четвертом классе Ольга Геннадьевна вместе со своими одноклассниками училась в деревянном здании, которое находилось у современной начальной школы.

До 1975 года в здании современной начальной школы была средняя школа. При школе была теплица, где выращивали рассаду овощей и цветов на пришкольном участке. В это время преподавался предмет «сельхозтруд». На него подростки приходили все обязательно во второй половине дня в 16.00, пообедав и переодевшись в рабочую одежду, брали с собой необходимый инвентарь. Сельхозтруд делился на животноводство и растениеводство.  Подростки вместе с педагогами ездили на свиноферму, конеферму, коровник. Там они разносили корм животным и наблюдали как колхозники ухаживали за ними. При школе была теплица, где выращивали рассаду овощей и цветов на пришкольном участке. По этому предмету тоже выставлялись отметки, кроме того проводились конкурсы на лучшую клумбу, аккуратный участок. Школьный сад всегда получался очень красивым, ярким и жизнь в этом саду проходила ярко: проводилось много праздников, фестивалей, конкурсов.

 

 

Все овощи, выращенные на пришкольном участке, передавали в интернат. Сам интернат располагался за нынешним зданием начальной школы. Потом там были магазины «Стройматериалы», «Рябушка», «Мебель», «Игрушки» и парикмахерская. Сейчас в нем располагается филиал Восточно-экономического государственного университета. Раньше в интернате жили дети из близлежащих сел и хуторов, таких как хутор «Междугорный», «Добровольческий», село «Новотроицкое» и другие. Учились они в школах села Октябрьского, лишь изредка уезжали домой. Весной в период паводков из-за разлива рек ребята часто оставались в интернате и на выходные дни. Воспитателями для них были учителя начальных классов. До позднего вечера учителя присматривали за детьми и помогали им учить уроки. Среди них работала мама Пересыпкиной Елены Ивановны, нашего учителя начальной школы Апасова Валентина Николаевна.

В летний период в интернате располагался лагерь дневного пребывания. Там стояли кровати, и дети после обеда обязательно отдыхали.

Пообщавшись с Пересыпкиной Е.И., Ламбиной Л.Н., Бобровой О.Г., Филатовой Т.П, с сестрами Гусевой В.Д. и Крыловой Т.Д., и познакомившись с рукописной книгой «История школы в судьбах ее учителей» мы выяснили, что начальная школа находилась «сначала в здании на центре села, затем в здании современного военкомата, в деревянном здании на месте Аллеи Славы, затем в здании современной начальной школы».

С сентября 1975 года начальная школа располагалась в современном здании начальной школы. Это связано с открытием новой школы – средней, которая существует до сегодняшнего дня на улице Лесной.

Здание современной начальной школы выглядело в разные годы по-разному. На фото ниже, сделанном в 1968 году, мы видим - здание кирпичное, с деревянными окнами. Во дворе школы посажено много сирени. 

На следующих фото видно, что здание сильно не изменилось, оно по-прежнему кирпичное, окна деревянные, узнаваем и вход в школу, только вот двери были тоже деревянные. Фото сделано в 1971 году.

1.3. Современная начальная школа с 2009 года

На фотографии слева хорошо виден вход в здание Октябрьской начальной школы. Таким он был до 2009 года. Над входом располагался  нагрудный значок — пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве, что по нашему мнению символизирует о том, что в этом здании обучаются ребята начальной школы. Такой значок получали октябрята в период с 1923 года до 28 сентября 1991 года. Октябрята — в Советском Союзе учащиеся 7—9 лет, объединявшиеся в группы при пионерской дружине школы. Эту информацию мы узнали из Википедии. Значок октябренка был снесен в 2009 году при капитальном ремонте школы.

В 2009 году проходил капитальный ремонт октябрьской начальной школы. В тот учебный год ребята учились в здании Октябрьской средней школы. Несмотря на все трудности, учебный и воспитательный процесс проходил в полном объеме.

На открытие школы в октябре 2009 года приезжали гости. В их числе губернатор Оренбургской области того времени Чернышов Алексей Андреевич. Для них были организованы экскурсия и концерт с участием ребят нашей школы.

С 3.04.1995 года в муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Октябрьская начальная школа – детский сад» входил детский сад «Светлячок» и начальная школа, руководила которым Самынина Анна Федоровна. В 2015 году к МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Октябрьская начальная школа – детский сад» присоединяется другой детский сад «Березка». Позже два детских сада «Светлячок», находящийся на улице Несмеянова, дом 6, и детский сад «Березка», улица Луначарского, дом 28, становятся филиалами Октябрьской начальной школы (здание находится по адресу улица Луначарского, дом 42А)

С января 2008 года МБОУ «Октябрьская начальная школа – детский сад становится директором Горбунова Ольга Алексеевна. В сентябре 2019 года происходит реорганизация и филиалы становятся отдельными дошкольными образовательными учреждениями. Здания остались прежними.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале нашей исследовательской работы мы поставили цель исследовать как появились первые школы в родном селе и как они развивались. В ходе изучения интернет-источников мы выяснили, что в 1904 году школ было несколько: четырехклассная, двухклассная учительская, церковно-приходская и пятилетняя. Изучив рукописную книгу «История школы в судьбах ее учителей», пообщавшись с Гусевой В.Д., Крыловой Т.Д., Бобровой О.Г., Филатовой Т.П. узнали, что в 1934 году школа имени Крупской была на улице Советской (сегодня это дом Черкасова В.А.)

В 1958 году, начальная школа находилась в деревянном здании у церкви (сейчас там парк). 5-7 класс дети учились уже в деревянном здании у современного здания начальной школы (сейчас там садово-парковый ансамбль «Аллея Славы»). С 8 по 10 класс обучение проходило в здании современной начальной школы.

В 1958 году школу №4 (начальную) переводят в здание современного аварийного военкомата. Наполняемость классов в 42 человека.

Считаем интересным тот факт, что в это время при школе была теплица, где выращивали рассаду овощей и цветов на пришкольном участке. Преподавался предмет «сельхозтруд», по которому подростки получали отметки.

В школах села Октябрьское учились дети из прилегающих сел и хуторов. Они проживали в интернате. Весной в период паводков из-за разлива рек ребята часто оставались в интернате и на выходные дни. Воспитателями для них были учителя начальных классов. Овощи, выращенные в теплице, передавали и для этих ребят.

В селе с 1938 по 1960 годы был детский дом. В нем жили дети собранные на разных станциях. Это дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, потерявшиеся при бомбежках.

Детский дом находился на пересечении улиц Калинина и Дедовской. Расформировали его в 1960-м году. Сейчас этого здания уже нет.

С сентября 1975 года начальная школа располагалась в современном здании начальной школы. Это связано с открытием новой школы – средней, которая существует до сегодняшнего дня на улице Лесной.

Школа – это то место, куда каждое утро спешат и дети, и взрослые. Одни, чтобы получить крепкие знания, другие, чтобы отдать частичку себя, вложить все самое лучшее, что есть у самого.  Разве не для этого живет и процветает село? Разве не ради этого стояли у истоков первые учителя, трудились «Ветераны педагогического труда»? Разве не ради этого сегодня учимся мы?

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута. Исследовательскую работу «Школа: от истоков до современности» передаем в архив Октябрьской начальной школы.

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута.

Благодарим за сотрудничество:

Боброву Ольгу Геннадьевну

Филатову Татьяну Петровну

Пересыпкину Елену Ивановну

Ламбину Любовь Николаевну

Гусеву Валентину Дмитриевну и   Крылову Татьяну Дмитриевну,

Горбунову Ольгу Алексеевну

Скворцову Веру Геннадьевну

Пикалову Марину Александровну

Мачневу Наталью Юрьевну

Источники

Интернет-источники

1. «РОДНИК» https://rodnik.3dn.ru/publ/4-1-0-60

Литература

2. Рукописная книга «История школы в судьбах ее учителей

Приложение 1. Директора

Воропаев Игнатий Федорович (с1932 по 1941год). Затем он ушел на фронт.

В годы войны – Никитина Татьяна Дмитриевна, Муратов Сергей Никитович. (с1941 по 1946г.)

Воропаев Игнатий Федорович с 1946г. и до пенсии.

Попов Иван Федорович

Полeстинер Борис Сергеевич

Мусатов Николай Емельянович

Камынина Татьяна Федоровна

Сапрыкина Валентина Петровна

Стрельников Юрий Александрович

Казанцева Надежда Михайловна

Самынина Анна Федоровна,

Айсина Лариса Юрьевна, 

Ефимова Ольга Алексеевна,

Жиляева Ирина Владимировна

и в данный момент директором школы является Горбунова Ольга Алексеевна.

Приложение 2. Статья «Эликсир молодости – дети». Районная газета «Заря», выпуск от 6 апреля, 2015г.

Приложение 3. Схема расположения школ в разные периоды

 

 

 

Категория: Изучения | Добавил: antonina (18.05.2021)
Просмотров: 327 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
2 antonina  
0
Воропаев И.Ф. работал еще и зав РОНО. Именно он меня в 1976 году взял на работу в район, будучи по делам в ОБЛОНО, когда я туда приехала по распределению. А уже в августе приехала, когда его сменил Борис Сергеевич Полестинер.

1 antonina  
0
Данная работа - одна из победительниц районного конкурса исследовательских работ в секции "История" 2021 года. На конференции были высказаны пожелания по доведению исследования до требований регионального и Всероссийского уровня. Здесь она размещена с некоторыми изменениями.

Полностью работа с иллюстрациями размещена в ФАЙЛЫ:

https://rodnikfiles.ucoz.net/load....1-0-286

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!