Суббота, 20.04.2024, 05:47
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [22]
Тезис [17]
Разное [50]
Изучения [129]
Мини-чат
200
Наш опрос
Как вы относитетсь к введению ЕГЭ?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 981
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

Основание села Октябрьское

Содержание

  Введение.
Глава 1. Основание села. Первые переселенцы.
Глава 2. Жизнь села.
2.1. Быт жителей;
2.2. Развитие ремесла;
2.3. Торговля;
2.4. Первые школы;
2.5 Здравоохранение;
2.6. Церковь;
2.7. Почтовая служба в селе.
Заключение

Введение

Данная работа написана на основе архивного материала ГУ «Государственный архив Оренбургской области», литературы по истории России и Оренбургской области, материалов архивного отдела МО «Октябрьский район», экспонатов Октябрьского районного музея.
Цель работы: воссоздать жизнь села в период заселения.
Задача: - на основе изучения имеющегося архивного материала определить дату образования села;
- изучить краеведческую литературу, отражающую историю заселения района;
- проследить изменение названий села и определить причины переименований;
- изучить материал периодической печати, посвященной истории села;
- провести опрос старожилов села с целью уточнения отдельных событий.
В качестве рабочей гипотезы выскажем предположение, что датой основания села можно признать 1785 год.
Основными методами работы являются:
- изучение материалов районного и областного архивов;
- изучение экспонатов районного музея;
-изучение надписей надгробий на территории старого кладбища села;
- изучение и анализ краеведческой литературы;
- социологическое исследование: интервью со старожилами и краеведами села.
Объект исследования - история села Октябрьское.

Историография вопроса

Попытку написать историю Октябрьского района сделал журналист, заслуженный работник культуры Российской Федерации Н.И. Гончаров. [2; 86] Его книга называется "Октябрьский район. История, документы, люди". В книге отражен исторический путь Октябрьского района со времен освоения его территории первопоселенцами до сегодняшних дней. 
 Серьезной научной работой представляется труд «Каргалы, Забытый мир», [12] автор которого доктор исторических наук профессор Российской Академии Наук Е.Н.Черных. Автор, опираясь на документальные источники, освещает древнейшую историю района, в частности историю горного дела первобытных времен и восемнадцатого - девятнадцатых веков 
Единственным источником, характеризующую жизнь жителей села во второй половине девятнадцатого века - заметки священника Владимира Малицкого в «Епархиальных ведомостях». [9] Его записи относятся к 1870 годам, а о событиях более ранней истории он упоминает со слов жителей села. Картина жизни села 1873 года представляется ярко и образно и в реконструкции истории данного периода эти записи бесценны.
Упоминание о жизни переселенцев конца девятнадцатого века описаны в очерках Г.И. Успенского «От Оренбурга до Уфы», останавливающегося в нашем селе на ночлег в 1889 году.
  Большую работу проделал по написанию истории села Заслуженный учитель СССР И.Ф. Воропаев.
Семь лет занимался сбором материала для «Книги Памяти» к 50-летию Победы П.И.Юдинцев. В нее внесены имена 3978 погибших воинов (первая часть), 1465 человек, умерших после 1945 года (вторая часть) и 634 человек, дожившие до 50-летия Победы (третья часть). Петр Иванович - профессиональный журналист, ветеран труда. Информацию об участниках войны Героях Советского Союза Великой Отечественной войны, уроженцах Октябрьского района можно получить из книги В.П. Россовского «Золотые звезды Оренбуржья». В биографических описаниях указывается воинское звание, должность, место службы дается по времени присвоения звания, далее следует описание боевого подвига. [8; 230]
Сборник статей "История Оренбуржья" дает возможность проследить и сопоставить конкретные факты истории Оренбуржья, где история Октябрьского является его неотъемлемой частью. Отдельные факты истории края отражены в книге, сборнике «Любовь и Восток». [6]
Большую работу по воссозданию истории малой Родины ведет Т.В.Судоргина, главный специалист архивного отдела администрации области, уроженка села Октябрьского. Ее статьи регулярно печатаются в областной и районной печати. Продолжается поисковая работа учащимися Октябрьской средней школы. Собрав и обобщив материал, школьники из Научного общества учащихся, выпустили брошюру «Мой отчий дом, родная сторона», причем ребята под руководством учителя истории высшей категории А.А.Кавревой старались всем фактам, изложенным в работе отыскать документальные подтверждения. 
Огромную работу по воссозданию истории села провела Альфира Фаргатовна Липунцова, ныне учитель первой квалификационной категории МОУ ОСОШ. Итогом исследования стала написанная ею дипломная работа. Именно ее записи материалов областного архива использованы в данной работе. В работе использованы материалы областного архива - это архивные справки: выписки из клировой ведомости за 1911 год. ( ГАОО. Ф. 173 оп. 9 Д 1653., Ф. 617 оп. 1 Д. 31.)  
Источниками послужили документы, находящиеся в архивном отделе администрации Муниципального образования "Октябрьский район". Архив располагает 126 фондами, из которых 36 закрыты, а 4 фонда личного происхождения. 

Глава 1. Основание села

 Переселенцы

Оренбургский край начал активно заселяться с 30-х годов 18 века. Переселенцы обычно не сразу попадали в Оренбургский край, а по несколько раз меняли место жительства, переходя из родных мест в другие, в более окраинные селения. Всего за период с 1747-1765 годы в Оренбургскую губернию прибыло 34890 переселенцев. Все они поселились на казенной земле и пользовались ею из расчета 15 десятин на ревизскую душу. [3; 32]
Новый этап заселения и хозяйственного освоения Оренбургского края приходился на первую половину 19 века. В этот период началось активное переселение русских государственных крестьян из центрально-черн6оземных и других губерний. 
Главной причиной, вынуждавшей крестьян покидать родные места, распродавать последний скот и имущество и отправляться в далекий путь в поисках свободной земли и лучшей доли, было малоземелье, а также возрастающие недоимки. [3; 35] Крестьянское переселенческое движение этого времени, как и ранее, носило характер стихийного слабо регулируемого властями миграционного процесса. [3; 96] По сведениям Оренбургской казенной палаты, с конца 1820 по 1832 год включительно, зарегистрировано более 60 тыс. крестьян-переселенцев из 20 губерний. [2; 13] Интенсивное заселение Оренбургской губернии сыграло решающую роль в развитии земледелия. Резко возрастали посевные площади, увеличилось поголовье крупного рогатого скота, овец, коз, свиней. Совершив, таким образом, краткий экскурс в историю, характер и суть первого переселенческого движения, мы подошли ко второму периоду заселения земель, которое происходило на Южном Урале, а конкретно - на территории нынешнего Октябрьского района, возникновения села Октябрьского.
  "Переселенцам центральных губерний - Тамбовской, Тульской, Воронежской разрешить переселение на казенные земли Симбирской и Уфимской губерний. Те семейства, которые добровольно вызвавшись на переселение по берегам реки Юшатырь, в 70 верстах от уездного города Оренбурга, составляет основателем этого нового поселения и будут наделены участками земли по 15 десятин на душу. "- Указ от июня 1785 года, Симбирский и Уфимский губернатор барон Осип Андреевич Ингельстром. [7; 2] Этим указом руководствуются жители села и считают годом основания села. 
 Известный краевед и историк, профессор Ю. С. Зобов утверждает, что нынешнее село Октябрьское - административный центр района - основано в 1840 году. Это подтверждают и архивные материалы, а именно статья в «Оренбургских епархиальных ведомостях» [2; 22] "Первые насельники его были выходцы из государственных крестьян Рязанской губернии. Переселяясь в тридцатых годах в Оренбургскую губернию, они до 1841 года проживали в деревне Путятино по речке Узяк (в Зобовской волости в 120 верстах от Дедова), а по неудобству на Узяке земель для хлебопашества, поселились на настоящем месте в числе 180 душ мужского пола, составив первую половину селения. Вторая половина его населилась несколько позже, именно в 1842 году. Населили его выходцы из государственных крестьян Воронежской губернии Хоперского уезда в числе 160 душ мужского пола. Кроме этих выходцев из Рязанской и Воронежской губерний, составляющих ядро дедовского населения, в Дедове есть жители, переселившиеся из Курской губернии, но таковых не более 150 душ. Все население Дедова в настоящее время (то есть 1873 году) доходит до 1300 душ мужского пола и 1400 душ женского пола." [9; 21] Такие данные сообщает священник Владимир Малицкий в "Оренбургских епархиальных ведомостях". При основании поселение называлось Исаево, а позже расширилось до Исаево-Дедово. А между тем официальным названием села до революции считалось "Исаево", а "Исаево-Дедово" и просто "Дедово" - это народные названия. В сложное название села вплели свои имена два подлинных человека: Алексей Кириллов Исаев, 62 лет, и Борис Феофилактов Дедов, 67 лет, - единственные в первой партии путешественников с такими фамилиями. Каждый из них образовал отдельную деревню: Исаев - по нынешней улице Калинина, Дедов - по Дедовской. Деревни располагались на небольшом расстоянии друг от друга, застройка шла быстро, и вскоре деревни соединились в одну. [2; 23] В " Оренбургских епархиальных ведомостях" дается описание местности : "Домов в Дедове 400, раскинутых на пространстве почти в три версты, и притом не в одну улицу или порядок, а в четыре, не считая так называемых задов, то есть проулков и закоулков. Местность, на которой построено село, ровная и низменная, имеет вообще степной характер: леса нет, если не считать лесом кустарник, тянущийся по реке Юшатырке и состоящий из обыкновенного тальника, ольхи и черемушника. Почва полей большей частью песчаная, на высоких местах суглинок, а на низменностях встречаются и черноземные полосы. Водой жители пользуются из реки Юшатырь и многочисленных колодцев, но вода в колодцах жестка и большей частью солоновата." [9; 21]  
Население деревни Исаевой росло интенсивно. "Если в 1850 году в ней значилось 276 человек обоего пола, то через полвека, в 1900 году проживало уже 5111 человек, то есть население увеличилось почти в 20 раз." [2; 23] Такое стремительное увеличение количества людей произошло не только в результате естественного прироста жителей, но и, главным образом, за счет притока населения извне. Ведь переселение крестьян из Центральной России продолжалось. 

Глава 2. Жизнь села

  Быт жителей

 Основным занятием первых поселенцев было земледелие, животноводство, бортничество. "Каждый въезжающий в Дедово с первого взгляда может видеть, что здесь живет народ зажиточный: чистые и опрятные постройки на городской манер, огромные гумны за селом, полные хлебными копнами, а в праздничный день наряды жителей из тонкого сукна, разноцветных ситцев, шерстяных материй - все показывает, что тут народ живет не бедный." - следует утверждение В. Малицкого в "... ведомостях". [9; 21] " Источник благосостояния дедовцев заключается в хлебопашестве, которое ведется в размерах обширных. Большинство дедовских крестьян сеют ежегодно 30-50 десятин хлеба каждый, в этом количестве главное место занимают пшеница и овес, рожь хотя и сеется, но в самом незначительном количестве. У сколько-нибудь зажиточного крестьянства бывает по 2 плуга быков (плуг - 8 быков), не менее 20 лошадей и 7-8 коров. Овец разводят в значительном количестве. Из мелкого скота самое видное место занимают свиньи, из домашней птицы разводятся гуси, утки и индейки, не говоря, конечно, о курах". [9; 21] 
Владимир Малицкий пишет о зажиточных крестьянах, а как же обстояли дела с бедными крестьянами. "Их маленькие земельные участки располагались в разных местах, что было неудобно. Каждый участок (загон) отделялся от соседнего межой, что приводило часто к спорам и раздорам. Обработка земли велась примитивным способом, поэтому урожаи получали низкие. Через каждые 10-11 лет повторялись неурожаи, многие крестьяне разорялись, продавали свои "души" (земельные наделы). Здесь большим подспорьем были огороды, особенно по Дедовской улице, где они заливались талой водой. Выращивали картофель, капусту, огурцы, а в последний год до революции - помидоры и перец." [2; 25] Кроме овощей выращивали коноплю. Из ее волокна делали пряжу и ткали домашний холст, из которого шили одежду. Теперь такую одежду можно увидеть в местном историко-краеведческом музее. 
  "Дома крестьянские, в основном саманные, были обставлены бедно. Большую часть комнаты занимала русская печь, которая служила спальней для стариков. Обычно в доме, где мало площади, а семья большая, делали нары, которые заменяли кровати, а для детей изготавливали полати под потолком. В комнате стоял стол, а вдоль стен находились скамейки. Стулья, табуретки имелись редко у кого. Если не было полатей, дети спали прямо на полу, на дерюге, другой же дерюгой одевались (домотканая подстилка). Вечера крестьяне коротали при слабом свете лампы - коптилки, пряли, вязали, занимались другими домашними делами." [2; 25]
  Устраивали развлечения чисто народные, например, весной водили 
хороводы, пели песни. В селе имелись хорошие певцы, так рассказывают бабушки, которые это слышали еще от своих родителей. Зимой отмечали масленицу, устраивали кулачные бои (улица на улицу). Развлечениями для молодежи зимой служили катания и игры на снежной горе. Летом играли в мяч, водили хороводы, мальчики летние вечера в большинстве случаев проводили в ночном, то есть пасли лошадей в поле. Таков был быт жителей Исаево-Дедово.
 Развитие ремесла  
   
Из среды крестьян выделились различные умельцы. Они начинали заниматься ремеслом. Больших производств в селе не было. Часто это было мелкое производство.  
Из рассказов старожилов известно, что на Почтовой улице гончары имели мастерскую. Они использовали очень чистую, без всяких примесей глину, ее мяли, разогревали. Готовое, но сырое изделие ставили в печь и обжигали. [2; 25] У вальщиков была своя промартель на улице Оторвановка (сейчас улица Коммунистическая). Отменными бочарниками (бондарями) являлись Муравлевы с улицы Подымовской (сейчас улица Луначарского). Материалом для изготовления бочек служили липа и дуб, повсеместно произрастающие на берегу реки.[7; 8] Кузнецы делились по специальностям: ювелиры, оружейники, ремесленники, изготавливающие предметы быта, сельскохозяйственного назначения: сохи, гвозди, кровати, изгороди. Чаще всего изделия ремесленников выкупал купец. 
Известными купцами в Исаево-Дедово были Милованов и Подымов. Магазин Милованова находился в здании, где теперь историко-краеведческий музей, а магазин Подымова располагался в здании нынешней аптеки. [7; 8] А в доме, где находится сегодня районный отдел образования, был магазин Зябликова. Все здания построены из кирпича местного производства, кирпичным же заводом владел купец Лисьев. 
  В "Оренбургских епархиальных ведомостях" дается такая справка: "Заводов маслобойных -3, на них вырабатывается масла льняного и конопляного до 2000 пудов ежегодно. Мельниц мукомольных (водяных) -5, в том числе 1 крупчатый завод... Кожевенный завод -1, свечных -2, кирпичный -1. Кузнечных заведений -4, столяров -4, портных -5, сапожников -3, валенщиков -2, шорников -2, слесарь и медяник -1, бочаров -3, колесников -5, маляров и стекольщиков -2, плотников -4, гончаров -2, печников и каменщиков -2." [9; 21]

Торговля
   
Близость оживленного тракта Оренбург-Уфа способствовало развитию экономических и торговых отношений в селе. На базары, которые проходили дважды в неделю, в Исаево-Дедово съезжались крестьяне из соседних деревень и даже из Башкирии. Владимир Малицкий, так подробно описывает все, чем торгуют Дедовские торговцы: "Главные статьи торговли на дедовском базаре составляют лес и зерновой хлеб, преимущественно пшеница всех сортов. Лес здесь можно найти всякий - и строевой, и дровяной. Строевой лес доставляется с реки Белой. Большинство дровяного леса - дуб, а строевого - сосна и липа, редко осина. Цены на лес сравнительно невысоки. Сосновое бревно (7-8 вершков 9-аршинной меры) стоит 1 руб. 20 - 1 руб. 60 коп. Воз дубовых трехполенных дров в18-23 плахи продается за 40-60 коп. Пшеница скупается купцами оренбургскими, стерлитамакскими, самарскими и казанскими. Общая цифра покупаемого на дедовском базаре хлеба доходит до 100000 пудов ежегодно. Цены пшеницы на базаре от 30 коп. до 1 рубля." [9; 21] Следуя этим сообщениям, можно сделать вывод, что село действительно было большим и богатым. 
Урожаи пшеницы были богаты, что даже излишки могли продавать на базаре. Чем еще торговали на базаре? "Кроме исчисленных предметов торговли дедовского базара, на нем можно найти вообще все, что требуется для незатейливого хозяйства, как то: мясо соленое и свежее, рыбу свежую и соленую, масло коровье и конопляное, деготь, соль, конскую сбрую, колеса, телеги, сани, сапоги кожаные и валеные, рукавицы, варьги (плетеные рукавицы).
 Здесь также продается и покупается немалое количество лошадей и рогатого скота. Что касается до сала и льняного семени, то эти предметы предлагаются на базаре в незначительном количестве... Насколько велик бывает съезд народа на дедовском базаре, видно из того, что в 1870 году здесь торговали 14 питейных заведений и два трактира, а в 1871 году торговали 4 питейных заведения от одного хозяина, за право открытия которых дедовскому обществу заплачено 1700 рублей. В настоящее время в Дедове 9 трактиров, два винных склада, два ренсковых погреба и 6 питейных заведений. При этом не лишней будет заметка, что большинство дедовских жителей к пьянству мало расположены."[9; 21] Из всего сказанного следует, что торговые операции дедовского базара обширны.

 Первые школы
   

 Представитель Оренбургской епархии во второй половине 19 века сделал вывод: "Благоприятные условия, в которые поставлено дедовское население в отношении материального быта, отзываются благодетельно на его умственном развитии. Известна та истина, что человеку, задавленному нуждой, не до образования. Примеры можем видеть на нашем сельском населении, хотя бы на дедовском. Сравнительно с другими селениями оно гораздо развитие." [7; 13]  
  На сходе села жители, как тогда говорили, всем миром решили обратиться к царю-батюшке с челобитной. А суть ее была в следующем: "Жители села Исаева-Дедова весьма к знаниям тяготеют. Усердствуем перед тобой, царь-батюшка милостивый, об открытии школы в селе Исаево-Дедово". Челобитную передали с настоятелем местной церкви, членом Государственной Думы - Балалаевым. Вскоре ответ пришел: "Готовьтесь к открытию школы".[7; 16] Сначала начала действовать церковно-приходская школа. В 1904 году их было уже несколько: четырехклассная, двухклассная учительская, церковно-приходская и пятилетняя. [7; 17] "Большинство крестьян уже успело убедиться, что без грамотности жить плохо, а потому местные училища (и мужское и женское) полны. Так, например, в мужском училище 117 учеников, а в женском 49 учениц, да многим еще отказано по недостатку помещения. Цифра очень почтенная, если принять во внимание, что соседние училища уезда, кроме казачьих, далеко не изобилуют учениками." [9; 21] 
В каждой школе была небольшая библиотека, главным образом, религиозного содержания. В школах села Исаева-Дедова обучалась приезжая из других сел детвора. В субботу и воскресенье все ученики ходили к вечерне и к обедне. [7; 17] Церковно-приходской школой с трехлетним и четырехлетним обучением называлась школа при приходе - районе, который обслуживался церковью. Одна из школ находилась в ведении Министерства просвещения Правительства Российской империи. Она располагалась в деревянном флигеле (у настоящего здания начальной школы). В ней обучалось около сотни мальчиков и девочек. к примеру, в 1910 году в 1 классе пятилетней школы училось 50 человек. А в 1914 году ее окончили 16 человек.( ГАОО. 1904. "Епархиальные ведомости", с.839.)
 "Количество учащегося люда не ограничивается официальными училищами, здесь есть четыре частные школы, в которых учатся до 40 человек ежегодно. Наконец, некоторые не ограничиваются местными училищами: дети дедовских крестьян учатся в оренбургской гимназии и несколько человек в имангуловском училище." [9; 21] Одна школа готовила учителей для начальных классов. Называлась она второклассная учительская школа. И эта школа находилась в ведении церкви.  
 В " ...епархиальных ведомостях" Владимир Малицкий пишет: "Насколько сказалась в Дедове потребность грамотности, видно из того, что дедовское общество, едва ли не единственное в уезде, пришедшее к убеждению о крайней скудности учительского жалованья и решившее увеличить его. В 1871 году по инициативе инспектора народных училищ дедовские крестьяне увеличили жалованье учителю до 215 рублей в год вместо 100 рублей, назначив в то же время сумму в 30 рублей ежегодно на ремонт училищных зданий и принадлежностей." [9; 21] Немногие из учеников этих образовательных учреждений могли продолжать учебу в городских школах. Наиболее доступной была учительская семинария. Но и она не давала полного среднего образования. По ее окончании не выдавалось аттестата зрелости, а значит, не было возможности поступить в университет, куда принимали только студентов гимназистов.

Развитие здравоохранения
   
Первые упоминания о лекаре - аптекаре, работавшем в селе, относятся к началу 20 века. Лечением сельчан и изготовлением лекарственных форм на протяжении многих лет занимался частный лекарь Красильников. [7; 19] 
В разделе "Из жизни губернии" довольно популярной "Оренбургской газеты" в 1901 году было написано: "В прошлом году из Тирнянского завода Верхнеуральского уезда переведена в с. Исаево лечебница на 10 кроватей <…> Лечебница будет помещаться в двух отдельных домах: в одном будут стационарные больные, а в другом - амбулатория и аптека. Хотя село Исаево считается большим и торговым селом, тем не менее здесь невозможно было подыскать дом, в котором могли разместиться и лечебница и амбулатория." [9; 21]

  Сохранилось до нашего времени здание бывшей аптеки ( некогда кондитерский цех, сейчас пустующее)."История этого здания малоизвестна. По разным источникам, это здание построено в 1909 году специально для аптечного пункта купцом Подымовым. Здесь он работал и жил со своей семьей. Аптека имела два подвала, где кроме лекарственных средств хранились продукты. Из одного подвала, к реке Юшатырь идет подземный ход через Собор Святого Михаила Архангела. Второй ход ведет к складам - сегодня на их месте Центральная площадь. Раньше на месте аптеки находилось питейное заведение - это подтверждено свидетельствами рабочих, прокладывающих третий подвал. При проведении земляных работ, обнаружено много бутылок старинного образца. Среди народа ходили слухи, что в подвалах купец зарыл свой клад. Когда рабочие разгребали землю, они просевали ее, надеясь найти золото. Среди находок всего несколько монет, а клада так до сих пор и не обнаружено." [7; 17] Вот такая существует в селе своя интересная история, которая переходит из уст в уста и наверное многое в ней уже искажено.

 Церковь 

   
 Ни один населенный пункт не обходился без священника, без церкви. К священнику обращались по многим поводам: крещение младенца, венчание молодых, отпевание усопших, освящение избы, колодца, совершение молебна перед посевом и жатвой хлеба. В "...епархиальных ведомостях" Владимир Малицкий сообщает читателям : " Церковь в Дедове одна, во имя Архистратига Михаила, деревянная с каменной оградой. Выстроена она в 1849 году. Стоит в самом центре селения на базарной площади. По обширности (может помещаться до 1000 человек) и богатству внутреннего украшения дедовская церковь одна из лучших в уезде, кроме великолепного иконостаса (в 4500 рублей) и стенной живописи, ризница и утварь ее могут соперничать с богатыми городскими церквами". [9; 21] 
В 1888 году в Исаево-Дедово была построена каменная церковь, об этом свидетельствует выписка из клировой ведомости за 1911 год Михайло Архангельской церкви села Исаево-Дедово Оренбургского уезда : " Церковь вновь построена в 1888 году. Здание каменное. Земли при церкви -2000 квадратных саженей, пахотной - 22 десятины. При церкви построены два жилых дома, принадлежащих церкви и четыре общественных здания, принадлежащих церкви - для сторожей."( ГАОО: Ф.173, ОП. 9, Д 1653, Л. 177.)
 К приходу было причислено 8 духовных семей, 6- дворянских, 134 двора мещанского сословия и 761 крестьянский двор.[2; 328] [5; 138] Такие сведения как нельзя лучше показывают дедовское деление на сословия. Здесь мы видим, что крестьянское сословие преобладает.
  Осенью 1900 года хроникер "Оренбургской газеты" сообщал: "В воскресенье 15 октября (28 октября по новому стилю) в селе Исаеве состоялось торжественное освящение нового храма в честь святого Архистратига Михаила. Закладка храма состоялась еще в 1888 году в день Святой Троицы, следовательно, храм строился 12 лет. Кирпич, камень, известка - все это местного добывания и производства. Освящение храма совершал местный протоирей о. благочинный Н. И. Покровский. Величественный и просторный новый храм переполнен был молящимися, которых было более 2000 человек. В конце литургии о. благочинный Покровский сказал приличное случаю слово. По окончании всей службы странним богомольцам предложен был обед на площади перед храмом. Гостей (иноприхожан) местные жители чествовали радушно у себя в домах. Целодневный трезвон колоколов торжественно подтверждал, что исаевцы переживали в этот знаменательный для них день редкое событие." [1; 20] Позднее "Оренбургская газета" опубликовала фото церкви с краткой информацией о ней: "Храм построен из кирпича с углами, карнизами, подоконниками и многими колонками из белого дикого камня. Храм вмещает в себя до 3000 человек. 
Строился он на доброхотные пожертвования, и, по слухам, до настоящего времени израсходовано на постройку около 80000 рублей. Большую помощь при этом оказал еще старый иконостас, заново переделанный и вызолоченный. Живопись в иконостасе новая, современная. Храм очень светлый и вообще открытая его внутренность напоминает собой Оренбургский кафедральный Собор в уменьшенном виде. Главные труды по устройству этого вновь возведенного храма выпали на долю местного протоиерея о. благочинного Н. И. Покровского." [1; 20] В 1904 году храм посетил Его Преосвященство преосвященнейший Иоаким, Епископ Оренбургский и Уральский. "Его Преосвященство прибыл в величественный храм села Исаева-Дедова, где был встречен благочинным 5 округа священником Худоносовым, членами местного причта и духовенством соседних приходов. Вся передняя часть храма залита была ярким светом множества горящих свечей, которыми Владыку встречали ученики и ученицы всех четырех местных школ. Настоятель прихода, священник Николай Балалаев умело произнес приветственную речь..." [1; 20] 
Далее приводится речь, но нам более интересна информация о том человеке, вложившем свой немалый капитал в строительство храма. "Ревностному ктитору в Бозе почившему Ивану Парфениевичу Токареву, Господь помог в течение долголетней службы его скопить немалую сумму, которая и легла в основу 80-тысячного капитала, потраченного на сооружение величественного трехпрестольного храма. Главный престол во имя Архистратига Михаила освящен был в 1900 году. Левый придел во имя Святителя Николая, сооруженный в память чудесного спасения царской семьи 17 октября 1888 года, освящен был 16 августа 1901 года, правый придел в память 900-летия крещения Руси освящен во имя равноапостольного князя Владимира 29 сентября 1902 года." [1; 20] 
Есть еще некоторые сведения о церковной жизни прихожан и обустройстве церкви. "Храм славился своим величественным медным колоколом, издававшим мелодичный звон, и внушительным весом в 222 пуда. Совершаемые обряды были платными. Необходимо было выложить определенную сумму за крещение ребенка, венчание новобрачных, отпевание умерших. Средства от прихожан шли на нужды церкви. Ее доход, к примеру, в 1911 году достиг 2000 рублей. Сохранились свидетельства очевидцев о посещении церкви в старинное время. Утренний звон колокола созывал прихожан на богослужения. Люди приходили принарядившись, стараясь достать из сундуков самую лучшую и красивую одежду. На ноги обували лучшую обувь, но нередко можно было видеть мужчин, которые шли босиком. Связанные же тесьмой сапоги, которые являлись большой редкостью, перекинуты через плечо. Подходя к церкви, мужчины сапоги обували и только тогда переступали через порог." [2; 328] 
   
Почтовая служба в селе
   
В 1893 году "Оренбургский край" писала: "Из села Исаева (Дедова) Оренбургского уезда нам сообщают, что перевод почтовой станции из Исаева в Новоникитино весьма неудачен. Какими целями руководствовалось в данном случае почтово-телеграфное ведомство, неизвестно, во всяком случае, не интересами местного населения. Новоникитино отстоит от Исаева в 4-5 верстах, село это небогатое, неторговое, имеет жителей не более 700 душ. Корреспонденция, идущая в Новоникитино, самая ничтожная." [11; 144] Далее автор подробно описывает, зачем нужна станция в Исаеве. " Исаево имеет 4000 жителей, из них до 1000 человек пришлых - торговцы, ремесленники. Здесь становые квартиры, три священника, аптека, квартира судебного пристава. Еженедельно в Исаеве два дня большой базар, на который съезжаются жители окрестных селений, расположенных верст на 50 кругом и приезжают оренбургские торговцы. Здесь самый значительный в уезде хлебный и сырьевой рынок. 
Корреспонденция из Исаева очень значительна, но получать ее в Новоникитино неудобно и стоит дорого. Лица, получающие газеты и письма, платят по абонементу рубль в месяц за доставку почты, что составляет лишний расход. За письма постоянных клиентов деревенского почтальона, последний взимает по 20-30 копеек за каждое. ...Помимо почтовой конторы в Исаеве следовало бы открыть телеграфную станцию, в этом ощущается положительная надобность особенно торговому люду, закупающему хлеб и сырье. При новоникитинской почтовой конторе, почему-то называемой Исаевской открыта сберегательная касса. Касса в Новоникитине будет бездействовать, между тем, как в Исаеве поступление в кассу было бы весьма значительно, что принесло бы большую пользу небогатым ремесленникам и местным крестьянам. Не идти же, в самом деле, с каким-нибудь сбереженным рублем за 5 верст в кассу, и этот рубль зачастую пропивается. Поэтому необходимо перевести почтовую контору в Исаево, и чем скорее, тем лучше..." [11] Лишь спустя три года, в 1897 году "Оренбургские губернские ведомости" сообщали: "С 1 октября Новоникитинское почтовое отделение переведено в село Дедово (Исаево тож) и преобразовано в почтово-телеграфное отделение с приемом внутренних телеграмм." [11]
 Любопытно и то, что например, из Петербурга в Оренбург письма в те времена шли четверо суток, при расстоянии 2000 верст. А вот если адресат проживал где-нибудь в поселке близ Оренбурга, то к четырем суткам прибавлялось еще шесть-восемь. Еще больше времени требовалось, чтобы отыскать адресата, проживающего где-нибудь небольшом хуторке. При этом следовало считать большим благополучием, если письмо поступало к адресату без признаков "посторонней любознательности".  

Заключение

Таким образом, изученный материал позволяет нам сделать вывод, что цель работы достигнута. Решены задачи. Методы работы были эффективны. Наиболее интересными для нас оказались два: беседы со старожилами и работа в местном архиве. История нашего края по-своему уникальна. Имея много общего с регионами, она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы было выявление особенностей природы, истории заселения этого района, особенностей культуры, экономики края, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами общей истории.
В рамках тематики "История села Октябрьского" были проведены исследования разного масштаба - изучение отдельных, наиболее ярких исторических событий, и воссоздание обшей истории села.

Список источников:

Государственный архив Оренбургской области:
Фонд 114. Р. 2404.
  114. Р. 4.
  166. оп. 1. д. 1376. л. 91. об.
  173. оп. 9. д. 1653. л. 177
  2403. оп. 1. д. 6. л. 231.об.
  2404. оп. 1. д. 2. л. 1.
  2467. оп. 1. д. 50.
  6. д. 14.
  9. Р. 2404.
  Р-1. оп. 1. д. 215.
  Р-1. оп.1.д. 463. л.108. 
  Р-166. оп.1. д. 132. л.59.
  Р-2404. оп.1. д. 3. л.285.
  Р-617. оп. 1. д. 31.  
  Р-841. оп. 3. д. 57. л. 15.

Архивный отдел администрации МО "Октябрьский район"

Фонд 1. оп.1. д. 43, д. 62 , д.64 ,д.109.
  1. оп. 10. д. 180.
  1. оп. 32. д. 78, д.89.
  1. оп. 33.д. 81, 80.
  2. оп. 1. д. 114, 145. 
  2. оп. 2. д. 189, д. 203.
  2. оп. 3. д. 32. 
  10. оп. 1. д. 65. 
  34. оп. 1. д. 12, 32, 37, 56, 57, 78.
  78. оп. 2. д. 167. 
  112. оп. 1. д. 35, 45. 

Список использованной литературы

1. Бич О., Судоргина Т. Октябрьскому храму - 100 лет // Оренбуржье, 2000,
№ 206.
2. Гончаров Н.И. Октябрьский район. История, документы, люди. - Оренбург:
ИПК "Южный Урал", 2002.
3. Зобов Ю. с. Начало заселения // История Оренбуржья.-Оренбург: Оренбургское кн. из-во. 1996.
4. Зобов Ю. С. Новые переселенцы // История Оренбуржья. - Оренбург: 1996.
5. Злобин Ю. П. В начале 20 века // История Оренбуржья. - Оренбург: 1996.
6. Любовь и Восток: Сборник.- М.: "Московский писатель", 1994.
7. Мой отчий дом, родная сторона.- Октябрьское: ГУП "Заря", 2003.
8. Оренбургская биографическая энциклопедия. - Оренбург: Оренбургское
кн. из-во; М.: Русская книга, 2000.
9. Судоргина Т.В. Исаево, Дедово тож // Оренбуржье, 2003, № 16.
10. Судоргина Т.В. Сельские новости. Год 1901-й // Оренбуржье, 2001, № 202-203, с.21. 
11. Судоргина Т.В. Село осчастливлено учреждением почтового отделения // Оренбуржье, 2001, № 144.
12. Черных Е.Н. Каргалы. Забытый мир. - М.: "Нокс", 1997.
13. Липунцова А.Ф. История села Октябрьское. Дипломная работа.- Оренбург, 2004.

Приложения. 
Приложение 1. Фотографии 

Одна из старейших улиц села Улица Луначарского, ранее Подымовская по имени проживающего на ней купца Подымова

Двор административного здания 19 века Дворянского собрания (здание, где располагается ныне Сельхозуправление, Прокуратура, паспортный стол и другие учреждения районные). Слева здание конюшни при почтовой станции, где меняли лошадей, например (ныне Дом пионеров и школьников).

Бывший переулок Лисьева, владельца завода, где обрабатывали камень для строительства. Ныне переулок Пушкинский.
 

Бывший дом купца Подымова. Ныне аптека.

Здание бывшего дворянского сорбрания, ныне Сельхоэуправление и прочие администратиыные учреждения ы нем располагаются

Примечание

Фотографии зданий представлены до 2005 года, когда они были обшиты современными материалами (сайтингом, например), что изменило их внешний вид.

 

 

 

 

 

Категория: Изучения | Добавил: antonina (27.05.2009)
Просмотров: 11320 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 5.0/34
Всего комментариев: 14
14 antonina  
0
Кти́тор — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства. Устар. русск. — здатель.

8 bardinainessa  
Какая же серьезная работа! Спасибо за сайт, спасибо за труд!

9 antonina  
0
Большое спасибо за комментарий. Очень рады, что Вас заинтересовал этот материал!

12 bardinainessa  
Я написала Вам письмо на почту, пожалуйста, посмотрите.

13 antonina  
0
К сожалению, на почту не получила от Вас ничего...

5 Interprojekt  
Спасибо! Мне и моим детям было очень интересно..

6 antonina  
Нам очень хочется, чтобы материалы сайта показали историю нашего края всесторонне, с разных точек зрения. Хочется показать прошлое, настоящее и будущее его.
Спасибо за комментарий!

4 irinaa  
Безусловно, тема очень необходимая, особенно всем живущим и жившим и тем, кто будет жить в Октябрьском районе. Знать историю райцентра, просто необходимо!!!
Автором проделана большая работа по отбору материала, написана грамотно, читается с интересом.

7 antonina  
Спасибо за добрые слова!

3 Елизавета Михайловна  
Прочитала и узнала об основании соседнего райцентра. Спасибо, Надя!

10 antonina  
0
Елизавета Михайловна! Приглашаем в гости!

2 antonina  
На мой взгляд, это серьезная заявка на участие в областном конкурсе исследовательских краеведческих работ. Автор показал не только умение подобрать факты, но и проанализировать их с позиций исторической достоверности. Факты используются корректно, что не часто встречается в работах юных исследователей. Стоит только усилить Введение и Заключение, а остальное уже готовое интересное исследование!
Хотелось бы прочитать мнение тех, кто уже был победителем и призером подобных конкурсов.

1 roz366  
Отличная работа! Молодец, Надюша.

11 antonina  
0
Большое спасибо, Роза Гаязовна!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!