Работа 48 страниц без Приложений , а презентации на нашем сайте не крепятся, как Вы заметили... И потом, если кому-то нужно всерьез заняться темой, можно обратиться к материалам вот этой конференции. Я не могу помещать большую работу, о чем уже писала, сайт- это не научный сборник, а детский информационный, методический, глядя на материалы которого любой руководитель НОУ сможет найти ответы на свои вопросы по написанию исследований разного плана.. 260-летие Оренбургского казачьего войска было отмечено в ОГУ Всероссийской научной конференцией "Казачество в прошлом и настоящем", состоявшейся 19 апреля 2007 года.
В числе участников ученые-историки и начинающие исследователи из Барнаула, Челябинска, Харькова, Самары, Уфы и других городов.
Работа конференции велась в трех секциях: "Социально-экономическое развитие казачества в XVIII-XX веках и его участие в войнах России", "Просветительская деятельность, духовная жизнь казачества и его видные представители", "Особенности управления в Оренбургском и Уральском казачьих войсках". Были представлены выставки книг и научно-исследовательских трудов по истории Южного Урала и казачества России.
Вопросы, рассмотренные на конференции, не только познавательны в историческом контексте, но и весьма актуальны для современности. Например, в докладе Л.И. Футорянского (на снимке) особое внимание было уделено толерантности. Леонид Иосифович более полувека отдал теме казачества, он автор многих трудов, является доктором исторических наук, профессором, академиком АВИН, заслуженным деятелем науки РФ. В нашем университете возглавляет НИИ Южного Урала и казачества России. Л.И. Футорянский говорит: "Казачьи вольницы были организованы на окраинах страны бежавшими от крепостного гнета людьми разной национальности..." Приведя данные первой переписи населения 1897 года, он наглядно показал, что большинство казаков были русскими, но немалый процент приходился и на другие народности: белорусов, украинцев, калмыков, татар, мордву. Всего 46 национальностей! Казачество - российское явление, как и Россия, оно многонационально. Религиозный состав казачества также был неоднороден. О том, что это не вызывало проблем, свидетельствует факт: в казачьих войсках существовала присяга как для православных, так и для мусульман, буддистов, ламаитов.
Выступающий коснулся и проблемы воспроизводства населения, столь актуальной для нашей страны в настоящее время. "Прирост населения в казацких станицах на рубеже XIX-XX веков был почти в два раза выше, чем в среднем по России. Конечно, значительное пополнение происходило за счет бежавших на вольные хлеба крестьян. Бытовые условия были нелегкими, но все же более сносными, чем у крепостных, составлявших большую массу россиян. Кроме того, казаки много времени уделяли военно-спортивным занятиям, а это - укрепление здоровья, долголетие". Накануне 17-го года в России общая численность казаков составляла около 4,5 миллиона - больше, чем в государствах Грузии, Армении.
Д.А. Сафонов, доктор исторических наук, профессор Оренбургского государственного педагогического университета, рассмотрел политический уклад Оренбуржья в период дутовского режима, проследил его переход от демократии к авторитаризму. Проанализировав исторические факты, подтверждающие это, он отметил: "Атаман Дутов не имел широкой поддержки казачества, все его стремления были реализованы лишь частично..."
История оренбургских земель - научный интерес А.В. Федоровой, доктора исторических наук, профессора Оренбургского государственного аграрного университета. Она автор нескольких книг, где рассматривается история сел Затонного, Чернореченского. Сейчас пишет работу о станице Рассыпной. Предки многих ее нынешних жителей из донских казаков. Переселение их в Оренбургский край и стало темой ее доклада.
Ю.Н. Смирнов, доктор исторических наук, профессор Самарского госуниверситета, рассмотрел поволжские корни Оренбургского казачьего войска: "Официально старшинство Оренбургского войска было установлено в 1912 году. Оно было привязано ко времени строительства острожка Уфы, но такое же обоснование вполне приложимо к городу-крепости на Самаре и его казакам, которые сыграли не менее значимую роль в формировании оренбургского казачества". Он постарался доказать это на документальном материале.
"Милостивые указы", а были ли они? - вел он живой диалог с аудиторией. - Для беглого поверстаться в казаки означало приобрести устойчивый социальный статус, а с ним - защиту от произвола".
Искусный оратор, Ю.Н. Смирнов сумел овладеть вниманием аудитории и перенести ее мысли в тот исторический период, наглядно представив череду событий. В ходе его выступления многие присутствовавшие молодые исследователи казачества из числа студентов факультета гуманитарных и социальных наук ОГУ еще раз убедились в том, как увлекательна эта работа.
Наталья ЧЕРТКОВА