Будкова Татьяна Семеновна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи», г. Оренбург отдел «Синтез искусств», Литобъединение «Детский стиль»
Слушать и слышать
Бывает, мама ругает дочку за школьное сочинение на тему «Прогулка в лес». Девочка получила за него тройку, а ошибок нет.
- Что же, не могла запомнить, что было на прогулке? Не могла написать, какой красивый лес?
Именно об этом мы говорим на занятии «Мир вокруг большой и разный».
Ругать за неумение видеть и творить – пустое дело.
Чтобы написать оригинальное сочинение о том или ином событии или о природе, надо их сначала увидеть. Увидеть – это самое трудное.
Человек нетворческий увидит: лес – зеленый, небо – голубое, солнце – красное, желтое…
В арсенале коротенькой жизни детей есть еще слова - трафареты: трава – изумрудная, осень – золотая, весна – красна…
Когда-то кто-то из творцов решил, что трава может быть изумрудной. Очень симпатично сказал. Всем понравилось. Слова стали часто употребляться, их ценность от частого употребления потускнела.
Словесные штампы создают у ребенка иллюзию самовыражения, в действительности уводят его от необходимости искать средства выражения своего видения.
Творец же всегда видит никем еще не увиденное, не замеченное.
На этом занятии всегда зачитываю детям отрывок из рассказа Сергеева-Ценского:
«Из освещенной висячей лампой комнаты он смотрел в окно и видел, как медленно падали черные, как хлопья сажи, снежинки».
Именно черными кажутся из окна освещенной комнаты снежинки. Но это надо было увидеть!
Воображения без слов не бывает
Воображения без слов не бывает, неосознанно мысли свои человек облекает в слова. Но почему же так трудно бывает писателю над чистым листом? Как сложно бывает найти «нужное» слово. Такое, которое точно выражает родившуюся мысль или чувство писателя.
То есть второй этап для «маленького писателя» не менее труден.
По существу, в маленьком сочинении ребенка сосредоточен весь его жизненный опыт и все его способности: видеть, чувствовать, облекать мысли в слова, думать.
На занятиях в «Школе маленького писателя» мы учимся описывать человека расстроенного, грустного, веселого. Учимся давать словесный портрет мальчика и старика.
Младшеклассникам даю задание понаблюдать и записать, как меняются в зависимости от настроения глаза мамы, походка папы или голос подружки или друга.
На этих занятиях всегда читаю детям рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным», где маленький Дениска всегда замечал, что глаза мамы становятся похожими на крыжовник, значит, она ужасно рассердилась!
Как эмоционально, интересно рассказывают дети о своих наблюдениях! Какие тонкие оттенки настроения, оказывается, может определить маленький ребенок в маме, учительнице, подруге!
«Цветок поэзии»
Я никогда не заставляю детей стихи на определенные темы.
Стихи должны « выплеснуться» из ребенка, нужен всплеск чувств.
Оренбургский поэт Валерий Кузнецов как-то отметил на встрече с юными авторами, что научить писать стихи нельзя, можно быть поэтом в душе и не писать стихов, можно писать и рифмовать километрами и быть далеким от поэзии.
«Таинственный цветок поэзии» нужно взрастить в ребенке.
Нельзя забывать, что внутренний критик присутствует в детях среднего и старшего школьного возраста. Младшеклассники же в силу непосредственного восприятия жизни не относятся критически к своим стихам.
Дети творят в игре. Стихосложение для них - тоже игра.
Почти все стихи младшеклассников – это поэтические открытия. |