Бойко Елена Владимировна, руководитель детского литературного объединения «Карусель», МБОУ Акбулакская СОШ № 1, п. Акбулак Оренбургской области
Быть учителем… На мой взгляд, это то же, что быть человеком, способным забыть о своих неудачах, личных проблемах ради того, чтобы почувствовать, что день, проведённый в кругу учеников, принёс и им, и ему, их учителю, немало нового, интересного… К своему уроку русского языка или литературы я отношусь с трепетом, понимая, что ответственна теперь за каждое слово, взгляд, жест.
Раздаются по-прежнему звонко
Долгожданные трели звонка…
В коридорах затихнет и скоро
На уроке взметнётся рука.
Кто-то добрый, шальной, беззаботный
Доверяет тебе свой ответ.
Так тебе, такой строгой, солидной,
Детство шлёт свой далёкий привет.
И тогда миг познаньем наполнив,
Сделай так, чтобы юный знаток,
Вновь услышав звонок,
Тихо молвил: - Как же быстро промчался урок!...
Это стихотворение «Заповедь» написано мною давно, но и сейчас, работая 23 года в школе, понимаю, что каждый учебный год, каждый класс, каждый урок неповторим.
Люблю уроки, на которых мои ученики восхищаются поступком какого-либо героя, с восторгом читают любимое стихотворение, затаив дыхание, слушают чтение стихов собственного сочинения одноклассников, смеются при чтении юмористических произведений и …плачут, переживая вместе с героями И.С.Тургенева, А.П.Платонова, М.А.Шолохова…
Вспоминаются слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться». Помочь пробудиться, развить творческие способности детей – это одна из моих главных задач при обучении русскому языку и литературе. А что для этого нужно? Вот то, к чему стремимся мы с ребятами.
Сотрудничество, сопереживание, сочувствие – одним словом, совместная деятельность помогает вновь и вновь совершать открытия и моим ученикам, и мне, их учителю. Дорогого стоит та минута на уроке, когда ученик задаёт проблемный вопрос одноклассникам, учителю…Мы размышляем, рассуждаем, доказываем, а это очень важно.
Если человек умеет думать, его речь осмысленна и интересна. Если человек умеет говорить, он научится создавать оригинальные произведения в различных жанрах: сказках, баснях, рассказах, зарисовках, этюдах, эссе, сочинениях-миниатюрах, стихах.
Мои ученики блестяще справляются с написанием подобных работ. Многие из них имеют публикации в районной газете «Степные зори», в областной газете «Вечерний Оренбург», в областных сборниках: «Каждый день благодаря…» (2005), « Там, где я живу…»(2006), «Пусть сердце твоё не молчит…» (2007), «Под небом голубым» (2008), «Ручейки» (2011), «Сохрани счастливые мгновения…» (2015), «На солнечных полянах Лукоморья - 2009» (Псков, 2009), «Главное – поверить…» (Москва, 2017) Это результат кропотливой работы над словом литературно-творческой студии «Карусель», руководителем которой мне посчастливилось быть в течение 20 лет.
Вот они, огоньки таланта, которые сливаются в один яркий факел, освещающий путь в творчество. Ученик, склонившийся над листком бумаги, - нераскрытая тайна, он в эти драгоценные минуты рождения чуда – творец, создатель, «Пигмалион»… Но что выйдет из - под его пера? Какой будет работа моего ученика? Это зависит во многом и от меня, его учителя. Это и есть мой секрет: цель не существовать, называясь учителем, а им, Учителем, быть!...Быть с учеником, увидеть его, «зажечь» его…
Приложение к конкурсу «Кастальский ключ»
Публикация в журнале «Современный урок»
на портале www.1urok.ru
http://www.1urok.ru/categories/14/articles/5854 |