Введение
Данная работа написана на основе интервью Розы Григорьевны Ткачевой и личного архивного материала, опроса ее коллег, а также моих родителей.
Цель работы:
- изучить историю трудовой деятельности моей бабушки.
Задачи:
- изучить личный архив Ткачевой Р.Г., отражающий историю ее работы в ОУ Октябрьского района;
- взять интервью у Розы Григорьевны;
- провести опрос бывших коллег моей бабушки с целью уточнения отдельных событий.
Основными методами работы являются:
- изучение материалов личного архива Р.Г.Ткачевой;
- социологическое исследование: интервью с моей бабушкой и бывшими ее коллегами.
Объект исследования – история трудовой деятельности Ткачевой Розы Григорьевны .
Предмет исследования – образование и педагогическая деятельность моей бабушки.
Актуальность работы определена тем, что живя рядом со своими близкими мы не задумываемся, как они жили до нашего появления в семье, кто они по профессии, что их интересовало, чем они жили.
Моя бабушка - Ткачева Роза Григорьевна – учитель по призванию. Её педагогический стаж – 42 года и всего две записи в Трудовой книжке:
8 первых лет в Анатольевской восьмилетней школе и 34 (с 1973 по 2007гг) в Октябрьской средней школе села Октябрьского, куда она переехала из-за перевода в ОЦРБ мужа-хирурга.
Образование получила в Оренбургском педагогическом институте на географическом факультете, где училась с 1966 по 1971 год. Студенческие годы незабываемы; на всю жизнь остались приятные воспоминания: практические занятия на географической площадке в Зауральной роще, в пойме Урала. С Хакимом Абдаррахмановичем Самокаевым выезжали на озеро Развал, изучали его берега, делали зарисовки, исследовали карстовые воронки. После четвертого курса во время летней практики была экскурсия по промышленным предприятиям Поволжья: посетили Тольятти, видели, как с конвейера сходили первые новенькие «Жигули» (многие цеха работали тогда еще под открытым небом); побывали на Ульяновском и Горьковском автозаводах, а также на судоверфи в районе Сырмова; познакомились с городом Куйбышевом ,побывали на Куйбышевской и Волгоградской ГЭС. Эти впечатления очень помогали на уроках географии. Ученики не раз спрашивали: “Роза Григорьевна, Вы так подробно обо всем рассказываете, как будто были там и все видели?” А попутешествовала Роза Григорьевна и вправду много по городам Союза. Где только не побывала!
Хорошим учителем стать нелегко. Надо постоянно и много читать, к каждому уроку тщательно готовиться и думать, прежде всего, о детях, о том, чтобы их интерес к географии перерос в потребность самостоятельного изучения своей земли, в любовь к Родине. Учитель должен быть всегда современным, несмотря на возраст, красиво и со вкусом одетым, должен обладать чувством юмора, а главное, любить свою профессию и детей! Чтобы чувствовали они, что здесь все для них: и сама школа, как второй родной дом, и учителя, и классный руководитель - все придут на помощь, поймут, справедливо рассудят. Поэтому с детьми не всегда легко, ведь каждый требует индивидуального подхода, внимания. А еще это и работа с родителями, учителями-предметниками.
За время работы в школьном коллективе были и учителя-наставники, к советам которых всегда прислушиваешься, мнением и дружбой которых дорожишь. Это Лидия Ивановна Сапрыкина, учитель химии; Таисия Яковлевна Курлаева, учитель математики; Евдокия Ивановна Полестинер, языковед. Тесная дружба завязалась с Корабельниковой Ниной Романовной, c Павловыми Анатолием Михайловичем и Лидией Ивановной, с Марией Федоровной Макаровой, Татьяной Федоровной Камыниной.
Сколько проблем приходится решать каждый день! И все-таки учительский труд особый: общаясь с детьми, учитель остается в душе всегда молодым. У детей тоже есть чему поучиться, так что учебный процесс - это взаимное, творческое обогащение. В памяти остаются навсегда шалуны-непоседы, дерзкие неформальные лидеры класса, а не только дисциплинированные, активные хорошисты, отличники, медалисты. А выпусков было немало: 4 полных выпуска - это значит с 5 го по 11 класс вместе каждый день, из года в год (скольких пришлось защищать на педсоветах, в комиссиях по делам несовершеннолетних ). И дети отвечали уважением и любовью.
Много лет Роза Григорьевна занималась туризмом и краеведением. Среди школьных ученических туристических групп особенно запомнились две. Команда, в которую входили Шипилов Витя, Валя Соломина, Саша Кривцов, Сережа Судаков, Андрей Бондарев, совершила зачетный поход (таково было условие соревнования) в Дмитриевку, село Сакмарского района , а чтобы туда добраться пришлось через реку Сакмару плыть на пароме. Заодно побывали и на местном аэродроме, ребят пригласили в самолет: посидели там, посмотрели, запомнили на всю жизнь этот поход. При встречах выпускники всегда о нем вспоминают. Другая же тургруппа – Чибиряев Вова, Кудрявцева Лариса, Ткачев Толик, Гебитов Вова, Наташа Грачева - совершила поход по селам , расположенным по реке Салмыш; посетили село Новотроицкое, Марьевку, поселок Салмышский, Анатольевку, Архиповку. Дошли до места впадения реки Салмыш в Сакмару. А еще были незабываемые велопоходы в Башкортостан, зимние походы на лыжах до Михайловки. Эти походы оставили неизгладимые впечатления. Не забыть, как во время 3-х дневного пребывания в Медногорске (это был областной слет) юных туристов поразил лес, изъеденный дубовым шелкопрядом. Прямо на глазах деревья пожирались огромными белыми личинками, издалека был слышен их жуткий ”обеденный” жор-хруст. Здесь же произошел поистине шолоховский
( щукаревский ) случай : мальчишки, решив подшутить над девочками, бросили в ведро с кипящим супом ящерицу. А ящериц та было почему-то видимо-невидимо… Шутка раскрылась, когда суп был уже съеден. Эта группа вошла в пятерку лучших команд в области, а по краеведению заняла второе место среди 36 команд из районов и городов Оренбургской области.
Никогда Роза Григорьевна не пожалела, что выбрала профессию учителя географии. Ее труд отмечен “Почетной грамотой” Министерства просвещения СССР, почетными грамотами Оренбургской области и Октябрьского района. Она Ветеран труда, уважаемый, известный человек в районе.
Сейчас Роза Григорьевна на заслуженном отдыхе. По-прежнему очень много читает различную литературу, иногда выезжает в театры Оренбурга. Все свое время посвящает семье, бабушка очень вкусно готовит, печет. Наша семья ее очень любит, заботимся о ней. Ее дом уютный, гостеприимный, часто посещают друзья и бывшие ученики.
Молодым учителям, отважившимся связать свою судьбу с детьми, школой, хочу пожелать: «Будьте преданны своей профессии, любите детей - они наше будущее, - служите им всем сердцем, и только тогда вы сами будете счастливы, только тогда не сломаетесь, не согнетесь, не свернете с дороги, которую однажды выбрали».
Таким образом, изученный материал позволяет нам сделать вывод, что цель работы, изучить историю трудовой деятельности моей бабушки, достигнута.
На основе изучения имеющегося материала определяем основные этапы трудового пути моей бабушки, выделяем наиболее яркие и запоминающиеся моменты, которые интересны мне – внуку и ученику Октябрьской средней школы, в которой она работала 34 года.
Выбранные методы оказались эффективными. Особый интерес вызвало изучение материалов личного архива Р.Г.Ткачевой; социологическое исследование: интервью с моей бабушкой и бывшими ее коллегами.
Я планирую продолжить в дальнейшем работу над историей моей семьи и изучить трудовую биографию моего деда, в честь которого я назван. |