Пятница, 29.11.2024, 10:47
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [23]
Тезис [17]
Разное [50]
Изучения [129]
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените преображение нашей школы

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 231
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

Ретро. "Эхо времен" Заочный тур.2010

Ответ на вопрос:

«Первые следы обитания человека на территории Оренбургской области относятся к эпохе среднего каменного века. Опишите виды погребальных памятников и уровень общественных отношений сарматских племен в степях Приуралья в эпоху раннего железного века

Виды погребальных памятников и уровень общественных отношений сарматских племен в степях Приуралья в эпоху раннего железного века

Археологическая тема увлекла нас еще два года назад. Мы принимали участие в отборочном туре и оказались в числе тех, кто был приглашен в «Археологичку» - 2009 года (Приложение, фото 3). В этом году представилась возможность еще раз обратиться к этой теме.

В своем ответе мы в основном использовали материал книги Н. Л. Моргуновой «Археология Оренбуржья». Кроме этого были использованы Интернет – ресурсы:

1. http://www.orenobl.ru/history/sarmaty.php

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сарматы.

В результате работы с ними выяснились следующие моменты.

В первом тысячелетии до н. э., и в первых веках нашей эры на просторах Великой Степи располагались племена сарматов и скифов. Как полагают ученые, это были потомки племен андроновской и срубной культур. Степи Южного Приуралья, где проходила граница распространения этих культур, взаимоконтакты между ними были зоной активных этнических процессов, в результате которых сложился сарматский мир.

Термины "сарматы" и более ранний "савроматы" - собирательные, обозначают обширную группу родственных племен ранних кочевников. В описаниях античных авторов мы находим названия некоторых из этих племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки, язаматы, яксаматы и другие.

Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5-7 метров в высоту.

Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому еще в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей.

Захоронения и курганные могильники обычно располагаются компактными группами, представляющими собой погребения одного рода.

Сарматы были искусными наездниками и великолепными воинами. Именно им принадлежит применение новой тактики боя — при помощи длинных мечей. Они имели тяжеловооруженные конные отряды (катафракты). Известно, что в войне скифов против персидского царя Дария I в VI-V веках до н. э. участвовали и сарматы. Во втором веке до н. э. сарматы завоевали все земли, занятые скифами в Северном Причерноморье. В военные походы отправлялось большинство взрослого населения, в том числе и многие женщины, которые, как известно из письменных источников, обладали равными с мужчинами правами и могли быть и воинами, и жрицами. Геродот, например, писал: «Сарматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят с мужчинами одинаковую одежду. Относительно браков у них соблюдается следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага…» Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

Эти сведения согласуются с данными археологических изысканий. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.

Во многих женских погребениях, наряду с благовониями, бронзовыми зеркалами, дорогими украшениями с изображениями фантастических животных, найдено оружие, а в могилах жриц — каменные жертвенники. Такие захоронения раскопаны у села Покровка в Соль-Илецком районе, в курганах у сел Студеное и Краснохолм в Илекском районе и т. д.

А вот последнее замечание Геродота относительно заключения браков, скорее всего, преувеличение.

Хотя другие античные авторы в целом подтверждают вывод о высоком положении женщины в сарматском обществе и даже сообщают о случаях, когда женщина возглавляла род или даже племя. Однако широко распространенное в нашей научной литературе заключение о матрилинейном счете родства у сармат и о господстве у них первобытно-общинных отношений сегодня пересматривается.

Курганы Тамар-Уткуль и в урочище Черный Яр

Участникам нашего НОУ посчастливилось в 2008 году принять участие в раскопках одного из памятников сарматской культуры. Это Тамар-Уткуль. (Приложение, фото 1,2)

Большое научное значение и известность приобрели раскопы курганов сарматской культуры у с. Бердянки в Оренбургском районе, у с. Кардаилово в Илекском районе и у с. Тамар-Уткуль. Руководителей экспедиций по исследованию Оренбургской степи была Моргунова Нина Леонидовна. В ходе раскопок было найдено множество находок. Изображения оленей, волков и грифонов, выполненные из золота, бронзы и кости в так называемом «зверином стиле», характерным для эпохи раннего железного века. Захоронения людей, усопших укладывали на плетёные из растительных волокон циновки в положении на правом боку с притянутыми к животу ногами; руки сгибали в локтях и складывали перед лицом или на животе; головой покойного всегда ориентировали на восход солнца – на восток. Тела густо посыпали красной охрой в символ продолжение жизни в ином мире. Женское захоронение, в котором обнаружено оружие рядом с обычными женскими украшениями: бусами, кольцами, зеркалами. Захоронение воина-половца - перед погребением тело умершего или убитого воина подвергли специальной обработке, мумификации. Воин был уложен на деревянные носилки и помещен в могилу вместе с двумя конями в боевом снаряжении, рядом лежали лук, стрелы, железная кольчуга, палаш, железный котел, кетмень. Орудия труда: ножи, шилья, долота, резчики, тесла, топоры. Также оружие: кинжалы, наконечники копий, боевые топорики, выполнены из меди, добываемой в Каргалинских рудниках. Захоронение вождя племени - сложная конструкция погребальной камеры, множество ценных вещей (медное копьё, кинжалы и шилья, шесть предметов из метеоритного железа, аналогий которым нет нигде в мире). Самого погребённого укрывало «одеяло», сплетённое из растительных волокон и на уровне плеч украшенной аппликацией в виде расправленных крыльев белой птицы (так древние индоарии отмечали только самых знатных людей). Над погребением, перекрытым настилом из брёвен, был насыпан огромный курган, потребовавший труда большого числа людей.

Курганы в урочище Черный Яр расположены на гребне надпойменной террасы левого берега реки Илек, в 3,3 км к востоку от села Тамар-Уткуль, в урочище Черный яр. Урочище так называется, потому что там, в лесу и в пойме, местные жители собирают много ежевики.

В могильнике насчитывается более 50 курганных насыпей высотой 0,1 5-3 м, которые тянутся своеобразной цепочкой по гребню возвышенности. Раскопки на территории могильника проводились в 1956, 1984, 1987 гг., всего было раскопано 14 курганов, который дали разнообразный материал от эпохи бронзы до средневековья. И сегодня на территории могильника продолжаются раскопки экспедицией Оренбургского педагогического университета.

Курганы Пятимары I. Курганы Пятимары II

Расположены на сырте в глубине степи на левом берегу реки Илек в б км к юго-востоку от с. Кумакское (с казахского - "кумак" - песчаное место). С курганов открывается великолепный вид на широкую пойму Илека. В 1960 г. экспедиция под руководством К. Ф. Смирнова раскопала 9 курганов. Курганы относятся к эпохе бронзы и железа. Погребения раннего железного века принадлежали верхушке сарматской знати. В настоящее время в могильнике насчитывается 4 насыпи высотой 3,5-5 м, которые хорошо видны с могильника "Черный яр".

Расположены на сырте в глубине степи на левом берегу реки Илек в 4 км к юго-востоку от могильника Пятимары I, с которого они хорошо видны. Издали на фоне горизонта выделяются очертания лишь пяти курганов - маров. Отсюда и происходит название, данное местным населением, - Пятимары.

В могильнике на самом деле насчитывается до 10 курганов высотой от 40 см до 6 м. среди них - 5 больших курганов расположены цепочкой по одной линии. Памятник принадлежит верхушке сарматской племенной знати.

Филипповские курганы

Важное значение имели раскопки Филипповских курганов в Илекском районе Оренбургской области. В одной из усыпальниц середины I тысячелетия до н. э. было обнаружено неразграбленное захоронение с богатейшим кладом, содержащим более шестисот высокохудожественных изделий из золота и серебра.

  • античных авторов и богатый археологический материал позволяют представить достаточно полную картину жизни и быта сарматских племен. Основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство - разведение овец, лошадей, крупного рогатого скота, а также верблюдов. Оно кормило и одевало, давало мясо, молоко, кумыс, шерсть, шкуры, войлок и т. п. В зимнее время в тех или иных местах устраивались жилища и укрытия, способные защитить людей от морозов.

Находки многочисленных вещей, изготовленных из меди, бронзы, железа, свидетельствуют о том, что сарматы владели умением добычи и обработки металлов. При поиске руд они нередко шли по путям, проторенным еще их предками - андроновцами и срубниками, устраивая копи в тех же местах. Кузнецы-оружейники ковали железные мечи, кинжалы; мастера-литейщики отливали из бронзы и меди котлы, зеркала, металлические части конской сбруи, предметы украшений; ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов.

В свое время нам удалось посетить экспозицию в областном краеведческом музее, посвященную данному археологическому памятнику.

Основой общественного устройства

Основой общественного устройства сарматов являлась родовая община, включавшая группу родственных семей.

В процессе тысячелетнего исторического развития сарматских племен совершенствовалась материальная культура, менялись формы общественного устройства, обогащалась духовная жизнь. Сообразно этим изменениям история савромат и сармат делится на четыре крупных этапа.

Первый этап, савроматский. охватывает VII-V века до н. э. В это время культура савроматов по многим признакам, особенно по типам оружия, конской упряжи и орнамента («звериный» стиль), близка скифской. Хотя еще достаточно сильны пережитки родового строя, но уже отчетливо проявляются признаки социального и имущественного расслоения.

Второй этап, раннесарматский (IV—II века до н. э иначе называется «прохоровским», поскольку характерные памятники этого времени впервые были раскопаны у села Прохоровка. На этом этапе существенно изменяется погребальный обряд, появляются новые типы оружия и бытовых предметов. Видимо, это связано с влиянием зауральских и азиатских племен и с вхождением в среду савромат новых этносов, о чем свидетельствует распространение круглодонной керамики, по своей форме и технологии производства близкой гончарным традициям зауральского населения. Наряду с короткими мечами скифского типа, акинаками, широко распространяются длинные мечи с прямым перекрестием и серповидным навершием на рукояти, что позволяло вести бой с коня. Это дало большие преимущества сарматскому войску в его движении на Запад в ходе завоевания скифских территорий, начавшегося в конце прохоровского периода.

Расширяются торговые и политические сняли с государствами Средней Лани. Формируется иерархическая раннеклассовая организация общества.

Третий этап, среднесарматский, самый длительный II век до н. э. — II век н. э. Сарматы захватывают бывшие скифские земли, расселяются в Предкавказье и по всей южнорусской степи.

В материальной и духовной культуре, а также в общественной жизни происходят новые изменения. Большую роль в торговле играют теперь греческие и римские рынки. В военном деле появляется тяжеловооруженная конница, типичными становятся длинные мечи и кинжалы с кольцевыми навершиями на рукоятях. Сарматское господство и влияние сарматской культуры на все степные народы, а также на население более северных территорий лесостепей и лесной зоны значительно выросло.

Четвертый этап, позднесарматский (аланский) датируется II-IV веками п. э. Территория расселения capмат на атом этапе сокращается. В материальной культуре становится заметно сильное влияние восточных, гуннских, племен, что сказывается в распространении длинных гуннских луков с костяными обкладками и в деформации черепов. С другой стороны, ощутимо и римское влияние: в обиходе появляются такие вещи, как фибулы – заколки, бусы, украшения с вставками из драгоценных камней позднеримского типа.

В свою очередь и сарматы оказывают влияние на соседине племена, в частности, на восточных славян, что, например, отражено в черняховской культуре (II - IV века н. э.).

В Предкавказье образуется племенной союз во главе с одним из сарматских племен - аланами…

На протяжении всей своей истории сарматы занимались кочевым скотоводством. Предпочтение при этом отдавалось разведению овец и коней — животных, способных преодолевать большие пространства.

В особом почете находилась лошадь. Во-первых, это животное в мифических представлениях индоиранцев с давних времен отождествлялось с солнцем. Во-вторых, лошадь была верным спутником и пастуха, и воина. В седле сарматы проводили всю свою жизнь, лошадь сопровождала их и в загробном мире. В некоторых могилах археологи находят по несколько десятков конских скелетов. Ясно, что так погребали наиболее знатных людей. Но и в могилу бедняка непременно клали хотя бы часть конской туши.

Скотоводство обеспечивало население разнообразной продукцией: шерстью, мехами, кожей, войлоком. Излишки обменивались на зерно, пушнину, воск, древесину, ремесленные изделия и т. п. Как установлено новейшими исследованиями, существовала сложная система обмена и торговли между кочевниками и оседлым земледельческим населением более южных и северных территорий. В ней имели место и мирные торговые связи, и военные захваты с последующим установлением данничества. Последнее было, видимо, боле характерно в отношениях сармат с племенами лесных районов Волго-Камья.

Таким образом, виды погребальных памятников и уровень общественных отношений сарматских племен в степях Приуралья в эпоху раннего железного века по данным, полученным нами из источников, представлял описанную выше картину.

Очень бы хотелось лично поучаствовать в областной археологической экспедиции с целью более близкого знакомства с древней историей Оренбуржья.

Екатерина Брежнева, Надежда Смолякова,

Ответ на вопрос:

В 18 веке было образовано Оренбургское казачье войско, основу которого составили казаки и дворяне из Уфы, Самары, пригорода Алексеевка. Расскажите о потомственных казаках, живущих в вашем городе, районе, поселке, селе и о традициях этих семей.

Казачество, военное сословие в дореволюционной России в XVIII – начале XX вв. В XIV – XVII вв. вольные люди, работающие по найму, лица, несшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки). В XV – XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян). Именно они являлись основной движущей силой народных восстаний на Украине XVI – XVII вв. и крестьянских войн в России XVII – XVIII вв.

Оренбургский край начал заселятся с 30-х годов ХVIII века после принятия Малым казахским жузом российского подданства. Правительство организовало экспедицию для строительства Оренбурга и сооружение по Яику укрепленной пограничной линии.

Основу казачества, по мнению Л.И.Футорянского [4; 11], «составили переведенные в 1743-1744 гг. в Оренбург и Бердскую пригородную слободу 550 городовых казаков и дворян из Уфы, Самары, пригорода Алексеевска». Место их поселения получило в городе название Форштадт.

Созданы были казачьи поселения, станицы. Сейчас повсеместно в бывших казачьих станицах, да и не только в них создаются объединения казаков во главе с избранными атаманами. Даже у нас, в селе, где не было казаков, сделана попытка создать их во главе с Г.Родякиным. Правда, зачастую служба казаков сводится к охране дачных участков, например.

Семья Алексея Старых в Марьевку приехала из Орловской губернии, принадлежали к сословию тамошнего казачества. Можно предположить, что казачество как сословие сложилось там уже в 14 – 15 веках

Поиски материала о становлении казачества на Орловщине в литературе и Интернет позволил выявить следующее.

Орловский край не раз становился местом сражений с татарскими кочевниками, здесь разворачивались драматические события Смутного времени в начале XVII века. Орловские жители были служилыми людьми на неспокойном пограничье, которое противостояло татарским набегам, прикрывало Москву от лютого врага.

  • если вернуться вообще к истории Орловского края, история орловского казачества начинается в 1577 году, когда царским указом было повелено учредить казаков на орловской земле. Собственно, речь шла о казаках как роде легкой кавалерии, набранной для сторожевой службы. Вблизи Орловской крепости казаки занимали правый берег Оки, район современного Универмага. Там у них была своя церковь - деревянная, Покрова Пресвятой Богородицы. Она имела второе название: Покровская казачья.

Кроме того, были и подгородние слободы в их земельных участках. Поверстанные в драгуны, они жили в Драгунской слободе. Впоследствии, большая часть из них отправлялась служить всё ниже по карте, в районы, где уже существовала пограничная служба, занимавшая рубежи по рекам. По мере того, как окраинные земли отодвигались на юг с расширением территории Российского государства, падало значение Орловской земли в формировании сословия казаков. Но начало истории казачества, безусловно, связано с засечными чертами юга России, а значит, и с Орловским краем.

В 17 веке с реорганизацией русского войска лучшие из казаков были переведены по службе в драгунские полки, не способные к службе были причислены к однодворцам, а позднее из однодворцев были переведены в крестьяне. На этом история исконного орловского казачества заканчивается.

В 1702 Петр Первый упраздняет Орловскую крепость, а казаки, те кто остался жить дальше на земле Орловской, постепенно перешли в крестьянское сословие. Как вооруженное формирование казаки на Орловщине уже к концу 19 века не существовали, поэтому и репрессий и расказачивания по отношению к ним со стороны советской власти не было. Хотя потомки их до сих пор передают из поколения в поколение, так сказать славу своих пра-прадедов.

В село приехали в начале 20 века. Иван Алексеевич Старых, 1929 года рождения сейчас остался единственным из той семьи. Рассказ о нем, его сыне и внуке записан со слов снохи Татьяны Григорьевны Старых, учителя биологии МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа».

«Сразу же меня в этой семье поразила абсолютное единение всех членов семьи. Кроме моего мужа Анатолия Ивановича в семье у родителей еще один сын Василий и дочь Надежда.

В доме каждая деталь на месте, как и в семье. За столом у отца свое место. Для всех он самый уважаемый человек. С ним советуются не только близкие, но и односельчане, у которых он пользуется авторитетом. Непьющий, трудолюбивый, серьезный, даже жесткий, он сумел расположить к себе односельчан. На работе своей суровый, требовательный, но справедливый. Иван Алексеевич считает, что мужчина должен быть надежной опорой в семье.

Сейчас, после преждевременной смерти мужа, в моей семье все на себя взял сын Иван, ему тоже привито чувство ответственности за семью, ее дела. Не смотря на то, что он у нас младший, именно ему принадлежит решающее слово в самых важных вопросах. Он окружил меня таким вниманием, что считает для себя обязательным помочь в домашних делах, требующих мужского вмешательства, хотя сам и проживает в райцентре. Постоянно заботится о старшей сестре Олесе.

Перед принятием какого-либо важного решения Иван обязательно едет к деду и с ним советуется. Казак без коня не представляется. При жизни Анатолия Ивановича в нашем хозяйстве тоже были лошади, уход за ними был на Иване.

Совсем недавно состоялось посвящение моего сына в оренбургские казаки.

Он банковский работник, но это не мешает ему соблюдать заведенные в семье обычаи, быть надежным, трудолюбивым, брать на себя тяжесть семейных проблем. У Ивана двое детей, сын назван тоже Иваном в честь деда».

Ребята из нашего научного общества уже делали попытку собрать материал об образовании казачества в сегодняшних условиях в нашем районе. Хочется представить материал, полученный ими на основе бесед с Л.П.Щербовских, Г.Н.Родякиным и М.И.Судоргиным.

Первая встреча состоялась с Л.П. Щербовских, есаулом казачьего войска, председателем районной общественной организации охотников и рыболовов. (Приложение, фото1)

- Какие цели ставят октябрьские казаки в своей работе?

- В народе ходит сказ такой:

Что не видать тому покой,

Кто сам другому зла желает,

Господь таких в три раза покарает.

Вот одной из задач мы и видим защиту природы.

- Что уже вы успели сделать? Какие символы на вашей форме?

- Шеврон, нагрудный знак. (Приложение, фото 3). О делах. Груп­па егерей 6 ноября отправилась на место природного вандализма. Само­лично убедились, что названные в со­общении подонки действительно рас­катали большегрузной техникой зак­рытые аншлагами проезды через вспаханные шириной 20 метров поло­сы земли для посадки лесонасажде­ний в мае 2006 года вокруг Лапшиновских озер. Уже есть люди, которые без уговоров пришли на по­мощь в облагораживании памятника природы.

Однако добровольно объявились и другие, кто постоянно рыскает с электроудочками, сотнями метров се­тей, ружьями. Им чужды интересы все­го населения, лишь бы нахапать, раз­рушить, нагадить, а потом хоть трава не расти.

В этот раз раскатали вспашку, изу­родовали аншлаг, поохотились в зап­рещенном месте. Фамилии этих ван­далов известны. Радоваться в своей безнаказанности им рано, пусть не сомневаются; они будут пойманы с поличным. Сколько вору ни воровать, тюрьмы не избежать. Все убедились в этом, когда к ответственности были привлечены лица за хищение газокон­денсата. Ладно, еще райцентр отде­лался легким испугом.

- Может быть с этим вполне справится милиция и активисты РОООиР ?

- С браконьер­ством, принявшим массовый харак­тер, им не справиться. Необходимо каза­чество, которое согласно Указу Пре­зидента РФ на правовой основе, по со­гласованию с администрацией райо­на, будет способствовать поддержа­нию общественного порядка и охраны окружающей среды. Казаки настоящие - это патриоты, выходцы из народа, ко­торые, согласно казачьим традициям, обязаны защищать конституционные права, честь и достоинство рядовых граждан.

- Сколько человек входит в казачье общество?

- Казачье общество подразделяется на хуторское, станичное, городское. В хуторское казачье общество входит, как минимум 50 человек. В станичное – 250 человек, а в городское – более 2000 человек.

- Какое именно казачье общество будет в нашем районе?

- В наших планах создать станичное казачье общество. Мы надеемся, что общество будет работать параллельно милиции, и будет осуществляться взаимный контроль.

- Каков процесс создания казачьего общества?

- Это происходит по такому плану:

1.Запись не только родовитых казаков, как я, но и добровольцев, которые являются честными людьми. 2.Собирается казачье общество и избирается круг правления: атаман, совет старейшин, есаул. 3.Круг правления составляют устав, законы. 4.Подписывается договор (соглашение) казачьего общества с администрацией района.

- Под каким девизом будет существовать созданное казачье общество? Есть ли у вас награды?

- Есть офицерский патент и медаль «За службу в казачьих войсках.X лет». (Приложение, фото 2). Определённого девиза, как такового, не существует, но в моём роду из поколения в поколения передаётся такое наставление: Вера – Богу, Жизнь – Отечеству, Честь – Никому. Хочу добавить, что казачье общество будет помогать молодым людям, закончившим военную службу, приобретать рабочее место, которое станет оплачивать государство. Это – либо работа в милиции, либо охрана границ нашего района, нашей области, нашего государства.

Интервью у Судорогина Михаила Ефимовича взяли по телефону. Он является егерем, создаваемого казачьего общества в Октябрьском районе, и сейчас проживает в селе Новотроицкое.

- Сколько человек из вашего села записалось в казачье общество?

- Всего – 7 человек, вместе со мной с моим сыном.

- Какова ваша роль в данном обществе?

- Я и мой сын являемся егерями этого общества. Мы тоже ищем людей в своём селе, записываем их в казачье общество. На протяжение двух лет мы дежурим по Салмышу между Марьевкой и Бикуловом, ловим браконьеров, отбираем сети, протоколы составляли. В общем, организация у нас идёт. Ругают нас, но теперь узаконивается всё, мы будем иметь полное право!

Таким образом, Даже в селах , где не было казачества, делается попытка его создания

Владимир Мазарюк

 

Категория: Изучения | Добавил: antonina (09.09.2019)
Просмотров: 394 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 1
1 antonina  
0
Первая часть ответов на вопросы Заочного тура. Полностью работа размещена в Файлы 
https://rodnikfiles.ucoz.net/load....1-0-275

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!