Геометрия – наиболее сложный предмет
школьной программы. Многие школьники не понимают эту науку и, по различным
причинам, не могут решать геометрические задачи. Одна из таких причин – неумение
находить простой способ решения. Не все учащиеся видят различные пути решения
одной и той же задачи, а в планиметрических задачах части С ЕГЭ это является
главным элементом. Поэтому я решила подробнее рассмотреть решение
геометрических задач части С ЕГЭ. В этом заключается актуальность исследования.
Цель
исследования:
обобщить знания о способах решения планиметрических задач с неоднозначностью
условия.
Для достижения цели нам необходимо
решить следующие задачи:
- среди геометрических задач выделить
планиметрические задачи с неоднозначностью в условии;
- привести соответствующие примеры
заданий ЕГЭ;
- сделать подборку задач для
самостоятельного решения.
Методы:
- изучение литературы по
планиметрическим задачам;
- сбор информации в сети Интернет;
- решение различных планиметрических
задач.
Хочу представить вам один из
алгебраических способов решения геометрических задач – метод опорного элемента.
Суть данного алгебраического метода
состоит в том, что основным способом получения уравнения является выражение
какой-либо величины двумя независимыми способами. Такую величину называют
опорным элементом. В качестве опорного элемента могут быть использованы: длина
отрезка, квадрат длины отрезка, сумма отрезков, площадь фигуры и т.д.
На экране вы видите задачу и рисунок к ней.
Ответ: R=10,625 см.
Таким образом,
алгебраические методы решения задач могут существенно облегчить решение.
А
теперь мы рассмотрим одну из задач частит С ЕГЭ.
Решение.
Центр
O искомой окружности
принадлежит серединному перпендикуляру к
отрезку AD. Обозначим P
середину отрезка AD, Q
– основание перпендикуляра, опущенного
из точки O на
прямую BC, E – точку пересечения серединного
перпендикуляра с прямой
BC (см. рисунок а).
Из условия касания
окружности и прямой
BC следует, что отрезки OA, OD и OQ равны радиусу R
окружности.
Заметим, что точка O не
может лежать по ту же сторону от прямой AB, что и точка E, так как в этом
случае расстояние от точки O до прямой BC
меньше, чем расстояние от неё до точки A. Из прямоугольного треугольника BPE с
катетом BP=2 и ∠B=30°
находим, что PE =2Ö3/3
Так
как OA = R и OP=1
, получаем: AP=ÖR2-1, следовательно, OE=Ö(R2-1)- 2Ö3/3
Из прямоугольного треугольника OQE, в
котором E ∠= 60°, находим:
R=OQ=Ö3/2OE=Ö3/2 Ö(R2-1)+ 1
В результате получаем уравнение:
Ö3/2
Ö(R2-1)=
R-1
Возведём в квадрат обе части этого
уравнения и приведём подобные члены. Получим уравнение R2–8R + 7 =
0, решая которое находим два корня: R1 =
1, R2 = 7. Если
радиус равен 1, то
центром окружности является
точка Р (см. рисунок б).
Другое
решение:
Пусть точка Q касания окружности с прямой BC
лежит на луче BC
(см. рисунок а). По теореме о
касательной и секущей
BQ2= BA*BD=(BD+DA)*BD=(1+2)*1 =3, откуда
BQ=Ö3.
Пусть
O – точка
пересечения луча BA
и перпендикуляра к BC ,
проведённого через точку
Q . Из прямоугольного треугольника
BQO находим: BO = BQ/cos30°=2,
тогда AO=OD=1и OQ=1/2BO=1
Таким
образом, точка O удалена от точек A,
D и Q на одно и то же расстояние, равное 1.
Следовательно, O – центр искомой окружности, а её радиус равен
1.
Пусть
теперь точка Q
касания окружности с
прямой BC лежит
на продолжении BC за точку
B (см. рисунок б), а прямая,
проходящая через точку Q перпендикулярно BC ,
пересекает прямую AB
в точке H , а
окружность вторично – в точке T . Тогда
BQ=Ö(BA*BD)=1, ∠HBQ=∠ABC=30°
BH = BQ1/cos30°=2 HQ=1/2
BH=1
Если
R – радиус
окружности, то QT= 2R.
По теореме о двух
секущих HQ*HT=HA*HD, то
есть 1* (1-2R)= (2+3)*3, откуда
находим, что R=7.
Таким образом, в данной работе были
рассмотрены различные методы решения планиметрических задач с неоднозначностью
условия и применение к решению таких задач алгебраического метода решения.
Цель работы достигнута. Эффективные
методы работы позволили решить поставленные задачи.
В
процессе работы мы выяснили, что применение алгебраического метода упрощает
решение задачи, поэтому его следует применять тогда, когда он более рационален
по сравнению с геометрическим. Поэтому существенным моментом в решении задачи
является выбор метода ее решения. От этого зависит расход времени, потраченного
на решение задачи. Особенно это важно на ЕГЭ.
Источники 1. ЕГЭ
по математике (2010 г.). Решения и критерии оценивания заданий части 2. http://www.ucheba.ru/ege-article/11348.html
2.ЕГЭ по Математике 2011 онлайн
|