ВЕДЕНИЕ
Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. В каждой семье есть свой семейный архив, где обязательно хранится какая-либо реликвия - вещь, которая нам досталась в наследство от уже ушедших предков и хранящая светлую память о них. И в нашей семье есть такие бесценные вещи. В личном архиве семьи Поповых долгое время хранится подшивка журналов «Русский Паломник» 1908 года. Изучив содержание девяти номеров журнала «Русский паломник», мы отметили уникальность данного издания, а также наличие рубрики «Объявления», что особенно актуально для современности. Причем объявления были самыми разными: от тематических, связанных с православием, до бытовых, абсолютно не связанных с вопросами религии. Мы заинтересовались историей появления столь старого издания в нашей семье и решили проанализировать интересную и в то же время необычную для православного журнала рубрику, называемую в наше время печатной рекламой.
Цель работы: определить роль семейной реликвии в сохранении преемственности поколений и установить её связь с современной эпохой
Объектная область работы - родословие (генеалогия от греч. genealogia t) – это вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории родов, происхождения отдельных лиц, установлением родственных связей) [ 6;287]
Объект исследования – реликвия (от латинского глагола relinquere -«оставаться») свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого [6;584]) семьи Поповых - дореволюционное иллюстрированное издание «Русский Паломник» 1908 года
Предмет исследования - реклама 1908 года.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- изучить историю появления в нашей семье журнала «Русский паломник»;
- определить значимость семейной реликвии в сохранении семейных связей и
традиций;
- изучить содержание журнала «Русский Паломник» 1908 года;
- рассмотреть содержательную сторону и язык печатной рекламы начала XX века;
- провести сопоставительный анализ рекламы 1908 года и современной рекламы;
- выявить отношение одноклассников к нынешней рекламе и к рекламе прошлого.
Гипотеза: изучение семейных реликвий расширяет знания истории страны, помогают оценить современные аналоги, способствуют выбору профессии.
Актуальность нашей исследовательской работы заключается в пропаганде такого нового направления исторических исследований, каким является историческая антропология, особенно история семьи и рода, поскольку знание своих корней может стать важным фактором социализации современной молодежи. Изучение истории появления реликвии позволило всем родственникам узнать о неизвестной ценной вещи, представляющей интерес как для всей семьи, так и для всех односельчан. Очень важно показать связь уникальной реликвии с жизнью предков и событиями, происходящими в то время в России, и её связь с современной эпохой.
На различных этапах работы применялись методы исследования: интервьюирование, самостоятельный информационный поиск, анализ семейных архивов, а также специальные лингвистические методы: непосредственное лингвистическое наблюдение, описательный метод с применением приемов сопоставления, обобщения и классификации, контекстуальный, компонентный, сравнительно – сопоставительный анализ.
Этапы работы:
1.Сбор информации. Систематизация семейных архивов (май-июль 2017 года)
2. Написание исследования (август- сентябрь 2017 года)
3. Оформление работы. Издательская деятельность (октябрь 2017 года).
Этапы процедуры исследования:
I этап: Подготовительный (сбор материала: чтение литературы о рекламе, анализ содержимого журнала «Русский паломник», систематизация архивных фотографий и документов; определение объекта, предмета исследования, методы, создание родословного электронного досье )
II этап: Основной (анализ полученной информации, составление родословного дерева);
III этап: Заключительный (перенос информации на электронные носители, создание мультимедийной презентации, оформление буклета). Представление результатов своего исследования
В процессе проведения исследования были изучены работы З. Фрейда, Р. Якобсона, Н.Н. Кохтева, В.В Ученова., а также статьи Е.С. Кара-Мурзы о русском языке в рекламе?????. Где, цитаты, ссылки???? Что именно у них взято? По генеалогии? Рекламе? Это две главные линии исследования…
В общем, момента проработки темы в литературе нет, т.е. нет историографии. Это сразу минус и работа или защита, если без этого.Но и в Защите эого не увидела. Один из первых слайдов должен быть ИСТОЧНИКИ
Вот просто 2 кадра презентации. Сразу видно изобилие труда, только глянув на источники, а в работе идет , пусть коротко но речь о каждом источнике, в том числе о письменных, т.е литературе по теме
ГЛАВА 1. ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ «РУССКИЙ ПАЛОМНИК»
1.1. История появления семейной реликвии
В каждой семье есть такой предмет, который представляет определенную ценность и передается поколениями, это и есть семейная реликвия, которая помогает чуть лучше узнать своих не столь давних родственниках и прикоснуться к истории. В нашей семье имеется несколько реликвий, которые достались от моих предков по линии деда Логачева Владимира Ефимовича. Так как в нашей семье всегда трепетно относились к чтению, то главной ценностью считается дореволюционное периодическое иллюстрированное издание «Русский паломник» 1908 года.
История появления этого издания в нашей семье очень необычна. Логачев Владимир Ефимович, 1936 года рождения, коренной житель села Октябрьского. В 1960 году получил диплом Оренбургского Государственного медицинского института (Приложение 2 , документ 1) и вернулся в родное село работать врачом-терапевтом в Октябрьскую районную больницу, где и проработал до выхода на заслуженный отдых. За хорошую работу по организации и оказанию лечебно-профилактической помощи населению награжден значком «Отличник здравоохранения» (Приложение 2 , документ 2). Работал в Октябрьской районной больнице и Маркелов Константин Федорович (Приложение 1 , фото 3) Именно с ним дружил Владимир Ефимович. Многое связывало коллег и товарищей: любовь к чтению, резьба по дереву, партийная организация. [ 2]. Константин Федорович был старше друга на 13 лет. Из воспоминаний его приёмной дочери Светланы Верховской (Приложение 4) мы узнаем, что отец закончил 10 классов Октябрьской средней школы, в 18 лет ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну, где был санитарным братом в танковой дивизии. Не раз спасал бойцов из горящих танков. Санитарное дело в военные годы побудило юного Константина посвятить свою жизнь медицине. В 1947 году в городе Оренбурге окончил курсы рентгенологов и приехал работать в село Октябрьское техником-рентгенологом. Тяжелая болезнь не дала доработать до пенсии 2 года – Константин Федорович умер в декабре 1976 года.
В семье Маркеловых было 10 детей, каждый из них отличался каким-либо талантом: старший – скульптор, средние – художники, младшая сестра – швея и вышивальщица. ( Приложение 1 , фото 8). Родители Константина, Наталья Дмитриевна и Федор Николаевич Маркеловы, были верующие: соблюдали пост, крестили всех своих детей и приобщали их к православию, ходили на службы в храм Архистратига Божия Михаила. (Приложение 1 , фото 6-7 ). Приходу принадлежала библиотека, в которой находилось 550 томов книг и различных изданий [15]. Федор Николаевич, 1886 года рождения, был отличным кузнецом, поэтому он собственноручно ковал железное ограждение, которое впоследствии устанавливал вокруг храма. Продолжительная работа сблизила кузнеца с последним настоятелем церкви священником Иоанном Балалаевым (Приложение 4). Но недолго это ограждение радовало прихожан, так как в октябре 1931 года было принято решение о закрытии храма и открытии в его помещении кинотеатра «Искра» [15].
После того, как нужное для советской власти имущество было конфисковано, приступили к уничтожению предметов церковного обихода, не имевших в глазах безбожников ценности. Противники церкви сбрасывали кресты, ломали купола, жгли книги, уничтожали иконы [15]. Федор Маркелов попросил у отца Иоанна передать ему тайно несколько икон и церковных книг. Книги взять не удалось, так как большая часть их была сожжена, а вот несколько номеров журнала «Русский Паломник» 1908 года попали в архив семьи Маркеловых. Долгое время они пролежали в старинном комоде в чулане, и только в 70-х годах Константин нашел в родительском доме эти подшивки, заинтересовался их содержимым и поделился данной находкой со своим другом Владимиром Логачевым (Приложение 1 , фото 2). Дедушка не успел вернуть журналы своему другу, так как он скоропостижно умер, но ценные издания остались у Владимира Ефимовича как память о настоящей дружбе. [1 ]. Таким образом подшивка журналов 1908 года попала в нашу семью. Связь с семьёй Маркеловых не теряется. Очень часто мы навещаем могилы Константина Федоровича и его родителей, навещаем и помогаем по хозяйству Верховской Светлане Константиновне (Приложение 1 , фото 4). А в самый главный праздник нашей семьи - День Великой Победы 9 Мая - четыре поколения семей Поповых, Логачёвых и Маркеловых собираются вместе и вспоминают о самых счастливых и тягостных моментах жизни ставших уже близкими наших семей.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫК РЕКЛАМНОЙ СТОРОНЫ "РУССКОГО ПАЛОМНИКА"
После изучения содержания журнала мы решили проанализировать содержательную сторону печатной рекламы 1908 года, пользуясь материалами рубрики «Объявления» журнала «Русский Паломник», и посмотреть, откликается ли она на запросы и настроение граждан той исторической эпохи.
Так как это был журнал для семейного чтения, отметим, что отвлекать почтенных читателей рекламной ерундой на внутренних полосах считалось недопустимым, поэтому реклама была сосредоточена в основном на первой и двух последних. Рекламные материалы печатались на специальной бумаге, и, если сопоставить качество полиграфии «Русского Паломника» с возможностями современной черно - белой газеты бесплатных объявлений, сравнение может оказаться не в пользу последней. Текст набирался мельчайшей нонпарелью - сейчас такой никто не стал бы читать, но 100 лет назад то ли глаза были лучше, то ли реклама нужнее. Даже если рекламодатель выкупал полосу или полполосы, все равно текст набирался тем же микроскопическим кеглем [ 11]
В журнале начала XX века, как и любой нынешней нашей газете, на одной полосе представлена реклама потребительских товаров и товаровоборудования для фабрик и заводов. И точно также смешаны имиджевые макеты, которые заканчиваются призывами «требуйте везде», и реклама конкретных аптек и магазинов. Интересно, что хотя телефоны тогда уже были широко распространены, их в рекламе не давали - только адреса. Возможно, это потому, что большинство товаров просто выписывались по почте.
Из потребительских товаров в рекламе доминируют:
- лекарства и медицинские товары: гематоген доктора Гоммеля, пилюли «Ара», средство от мозолей «Мозолин», пилюли против ожирения, эликсир Св. Винсена – Де - Поля от малокровия, целебная мазь против ревматизма, барабанные перепонки «Здравый смыслъ», грудной сироп МТХЛ А. И. Иванова против кашля, хрипоты и астмы. [21, № 44-45] В ходе наблюдения мы пришли к выводу, что преобладает реклама гематогена доктора Гоммеля. Этот ученый из Швейцарии изобрел полезный продукт, который сразу полюбили маленькие пациенты. Данный продукт употребляют в профилактических и лечебных целях и в наше время. Не менее популярной была реклама пилюль «Ара», которые предназначались для очищения крови, устранения пятен от солнца, лечения расстройств желудка (Приложение 3, текст 2)
- средства гигиены, бытовая химия и парфюмерия: вазелиновое туалетное мыло «Голлендеръ», средство для роста волос на голове, щегольских усах, бороде «Перуин - Пето», средство «Угрин» против прыщей и угрей, крем «Казимир» против веснушек и морщин на лице. Возможно, популярность этого вида товаров была обусловлена тем, что читательский контингент газеты был представлен женским полом. Волосы как были, так и остались важной составляющей женской красы. Рекламодатели в своих рекламах предостерегают читателей от подделок, советуя покупать эти средства в специализированных торговых домах (Приложение 3, текст 8)
- Реклама продуктов питания малочисленна. В журнале рекламируются голландский какао «Бенсдорпъ», знаменитые чаи И. Е. Дубинина, плиточный шоколад «Мокка». (Приложение 3, текст 3)
- музыкальные инструменты в начале XX века были довольно популярны, о чем свидетельствует реклама дорогостоящих венских, русских и немецких гармоней, балалаек, гитар, мандалин итальянской работы, органов, роялей, скрипок старейшей фортепианной фирмы и Торгового Дома «Юлiй Генрихъ Циммерманъ», существовавшей с 1876 по 1922 годы. Данная фирма являлась поставщиком двора Его Императорского Величества. Эта же фирма рекламировала музыкальные шкатулки и американские граммофоны и пластинки. К данным инструментам бесплатно предлагались инструкции по обучению игре на них. [21, № 48] (приложение 3, текст 4)
- промышленная реклама, реклама бытовой техники и предметов повседневного пользования занимает немного места. В данных объявлениях рекламируется оцинкованное нержавеющее железо для крыш, печей и переносные кухонные плиты Торгового Дома «Н. В. Череповъ», шведские уборочные машины «Викингъ», швейные машины «Зингеръ». Интересна реклама сигнализационной решетки «Церберъ», которая предназначалась для монастырей, церквей, амбаров и всякого рода хранилищ. Она отличалась чрезвычайно простой конструкцией, легко и быстро устанавливалась в окнах и дверях. При малейшей попытке взлома «Церберъ» подает ряд тревожных звуковых и световых сигналов. Данное изобретение Ф. Зеленского рекламируется под знаком «Новейшее Изобретение». [21, № 43] Из предметов повседневного пользования рекламировались настенные часы «Гуляторъ», карманные дамские часы и мужские с изображением на крышке портрета Государя Императора Николая II, туалетное зеркало с музыкой, играющей вальсы, марши и снабженное комнатным термометром. (Приложение 3, текст 5)
- реклама услуг: домашняя типография, театр в гостиной, обучение игре на гитаре, реальное училище Н. В. Богинского, изготовление художественно - увеличенных портретов к именинам или праздникам в портретном ателье Б. И. Быстрова) [21, № 47]; редкостью является реклама санатория доктора Ламана, находящегося в Германии близ Дрездена. (Приложение 3, текст 6)
- В журнале много объявлений по продаже книг разных печатных изданий. Мы узнаем о читательских интересах XX века, которые отражались в следующих книгах: «Тайны загробной жизни», «Что такое нравственность?», «Общественное служение женщины в христианской церкви», «Христианское мировоззрение. Основа христианства». Реклама данных книг была созвучна содержанию журнала «Русский Паломник». Но кроме этого рекламодатели советовали читателям только что выпущенные книги: справочник П. Н. Штейнберга «Вредные насекомые и испытанные способы борьбы с ними», «Учебник минералогии» профессора Г. Лебедева, художественные повести и рассказы, а также исторические книги: «Боярыня Морозова» (из истории русского раскола), «Пред рассветом» (об эпохи княжения на Руси Ольги), «Великий страдалец» (из жизни п. Гермогена), «За святую обитель» (об эпохе Смутного времени на Руси) [21, № 46] Такое разнообразие рекламируемой литературы говорит о разносторонних читательских вкусах и об идейном содержании данного журнала (Приложение 3, текст 7) [21, № 46]
- Православный иллюстрированный журнал, конечно же, не мог обойтись без воззваний к добрым людям, в которых встречаются обращения с просьбой внести деньги на строительство нового храма, помочь малоимущим гражданам.
Реклама украшалась при помощи рамок, различных шрифтов, изображений, иллюстраций, элементов оформления. В объявлениях звучали призывы, например, «требуйте везде», «покупайте, не пожалеете» и другие, некоторые из которых напоминают современные слоганы. [21, № 45-47]
Таким образом, мы видим, что в текстах рекламного характера в русской прессе начала XX века сконцентрирована реальная жизнь общества в период 1905 - 1910 года. Реклама пользовалась особым успехом. Это не удивительно, ведь газеты в то время, были практически единственным средством массовой информации, а объявление в газетемогло привести фирме новых клиентов, следовательно, и прибыль. Столь большая популярность объявлений, естественно, подталкивала издателей газет к увеличению места под рекламу, это и привело к тому, что в начале XX века газеты стали отдавать до половины места под рекламу, а иной раз и целый разворот; то же самое наблюдается и в наше время.
В результате анализа собранного материала мы пришли к выводу о том, что реклама является одной из форм своеобразной манипуляции, ибо для нее характерно усиленное подчеркивание преимуществ товара. Как и любой воздействующий текст, реклама оказывает непосредственное влияние ни индивидуальную картину мира потребителя. Современная рекламная коммуникация отличается повышенной оценочностью и повышенной экспрессивностью; достижение этих качеств может сопровождаться нарушением нормы – языковой или коммуникативной.
По завершении работы с фактическим материалом мы узнали мнение членов педагогического и ученического коллективов о рекламе (Приложение 1 , фото 11). Для этого мы донесли до них информацию о рекламе начала XX века, показали примеры рекламных текстов, а потом предложили им ответить на вопросы с целью узнать их отношение к нынешней рекламе и к рекламе прошлого. Респондентам было предложено ответить на 10 вопросов (приложение 5, таблица 3)
В результате обработки данных анкеты мы выяснили мнение респондентов о том, что современная реклама полезна, она способствует увеличению покупательского спроса на рекламируемый товар, но так как покупатели видят обман со стороны рекламы, они не доверяют рекламе и не следуют советам рекламодателей приобрести товар. В современный век глобальных технических возможностей все же предпочтение отдали бы рекламе ХХI века ввиду ее актуальности, красочности, яркости, краткости, конкретности. Не устраивает только навязчивость рекламы и однообразие рекламируемых текстов одного и того же товара. Опрашиваемые считают, что необходимо следовать опыту рекламы прошлого, т.к. в ней мы видим доброжелательное отношение к покупателю, предостережение их о подделках, творческий подход к подаче рекламы одного и того же товара.
Таким образом, сопоставив два вида рекламных текстов разных эпох, мы пришли к выводам:
- торговой рекламе должны быть присущи такие черты как правдивость, конкретность, целенаправленность;
- на современном этапе она зачастую криклива, навязчива, а иногда и ложна, тон и содержание не соответствуют этическим нормам;
- любая реклама должна нести только положительные эмоции, помогающие человеку правильно и надолго запомнить полученную информацию;
- рекламный текст должен быть не только запоминаемым, но и свежим, неизбитым. Тогда он привлечет внимание, заинтересует покупателя, выделит продукт среди конкурентов;
- очень важно, чтобы реклама излагалась простым и понятным языком, не применялись узкоспециальные термины и сложные предложения, включающие несколько мыслей, тезисов, аргументов;
- каким бы длинным ни был рекламный текст, его отдельные части должны логически связываться между собой и все вместе образовывать единое целое.
- Реклама должна быть направлена на определенного потребителя, покупателя нельзя обезличивать, так как это приводит к нарушениям этических норм;
- Рекламы будет востребованы, если они будут отражать атмосферу жизни определённой эпохи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование на данном этапе цели достигло, но дает возможность и для дальнейшей работы. Например, наше исследование может стать небольшой экскурсией для школьного музея, а знания, полученные в процессе исследовательской работы, могут быть использованы на уроках истории и краеведения.
В ходе изучения появления журнала "Русский паломник», в нашей семье было проведено шесть бесед с родственниками, составлено 8 анкет, просмотрено 15 фотографий семейных архивов, сделано 2 видеозаписи (интервью с Верховской С.К и Логачевой Е.С.)
Для определения значимости реликвии для семьи было проведен опрос среди трех семей (Поповы, Логачевы, Карягины), что позволило сделать вывод о недостаточном знании родственников (особенно младшего поколения) о реликвии. После ознакомления с данной работой теперь все они узнали и содержание, и детективную историю появления её в нашем роду.
Рассмотрев содержательную сторону и язык печатной рекламы начала XX века, нами была сделана попытка сравнения ее с современной, для чего было выбрано 6 вопросов-критериев для анализа рекламного текста, которые отображены нами в таблице. Исходя из требований к современной рекламе и рекламе прошлого мы составили сопоставительную таблицу, где показали отличия и сходства рекламных текстов. Мы пришли к выводу, что рекламы будут востребованы, если они будут отражать атмосферу жизни определённой эпохи.
Эффективным оказался метод сравнительно-сопоставительного анализа рекламных текстов начала XX и начала XXI веков, который позволил сделать вывод, что подходы к рекламе, у современных рекламодателей и у рекламодателей того времени изменились, но изменения больше всего произошли в дизайне рекламы, так как появились инновационные информационно- коммуникационные технологии. В современном мире появилось много профессий, связанных с рекламным делом, следовательно, уровень создания печатных текстов должен повыситься.
По итогам проведенного социального опроса среди ученического и педагогического коллективов школы установили, что создателям рекламы необходимо следовать опыту рекламы прошлого, т.к. в рекламных текстах 1908 года присутствует доброжелательное отношение к покупателю, предостережение их о подделках, творческий подход к подаче рекламы одного и того же товара, чего зачастую не хватает рекламе современности.
На основе проведенной нами систематизации мы составили электронное досье для дальнейшей работы по изучения родословной семьи Поповых.
Максимально постарались составить список изученных источников для аналитической работе по рекламе всем желающим.
Нами проведена оцифровка пяти номеров журнала «Русский паломник» с целью сохранности подлинника, также оцифрованы страницы с рубрикой «объявления», рассматриваемой при написании работы.
Очень порадовало нас, что тема заинтересовала родственников, дала новый повод для общей радости и гордости обладания редкой в наших краях реликвией. Надеемся, реклама в журнале «Русский Паломник» - уникальная возможность окунуться в былые времена и ощутить дух эпохи: разнообразие вкусов, привычек, нужд обычных граждан. Есть в этих объявлениях некая индивидуальность, живость, «свое лицо» - все то, чего порой не просматривается в рекламе двадцать первого века.
Работа над данной темой, позволила автору научиться отбирать главное, работать с различными архивами, и, что немало важно, сумела заинтересовать своей работой родственников. Изучение различных источников (литературных, документальных), в том числе и энциклопедической литературы, Интернет-ресурсов, позволяет самостоятельно осмысливать и анализировать факты. |