Аннотация
Данная тема достаточно хорошо методически
проработана, многие учителя с удовольствием приступают к ее изучению, видя
благодатный материал для решения познавательных, развивающих и воспитательных
задач. Однако, мне бы хотелось показать возможности использования на уроке исследовательской деятельности
учащихся, направленной
на развитии индивидуальной и творческой инициативы
учащихся. На мой взгляд, этот материал предоставляет широкие возможности
содействия этому как на уроке, так и при его подготовке учащимися.
До
урока все получают задание, прочитав «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого,
отобрать наиболее яркие, на их взгляд, эпизоды, показывающие мужество
защитников. Каждый ученик имеет возможность индивидуальной инициативы. Многие
учащиеся желают подготовить сообщения о защитниках Севастополя, например. Здесь
они имеют возможность проявить творческую инициативу, используя свои знания,
умения и навыки. Так, некоторые
сопроводили свое выступление презентацией, другие подготовили буклет.
Делая
сообщения на уроке, учащиеся, даже самые слабые пытались сказать о цели своего
выступления, делали выводы в соответствии с заявленной целью. Оговоримся, цель
у некоторых обозначалась словами «я хочу рассказать о…» На первом этапе
формирования навыков исследовательской деятельности, на наш взгляд, это вполне
допустимо: тождество понятий «цель» и «я
хочу рассказать о…». Многие из нас, к сожалению, отлично знакомы с ситуацией,
когда отвечающий начинает пересказывать текст учебника как стихотворение, не задумываясь
о содержании. И часто на вопрос: «Что ты хочешь рассказать?» в ответ слышим:
«Параграф 11». Даже темы, по сути, ребенок не знает. А нацеленный на осознание
материала, озадаченный, он сам четко понимает, о чем идет речь. А «кто ясно
мыслит, тот ясно излагает» было давно замечено. И даже самое маленькое
выступление ученик знает к чему ведет, что хочет доказать: дополнить
одноклассника, продолжить мысль, высказать противное мнение или подготовить
серьезное сообщение всесторонне характеризующее событие, участника события,
произведение искусства и т.п. Это и в жизни даст возможность более четкого
осознания мотива поступков, желаний и т.п.
Принципиально
выделяю «лишний» урок для прохождения темы с целью предоставления возможности
окунуться обучающимся в благодатный материал, пропитанный патриотизмом,
героизмом и большой любовью.
Достаточная
предварительная работа ложится на педагога. Сообщения должны быть выверены с
ювелирной точностью: отбор материала, расстановка акцентов, интонация, даже
место, на котором будет находиться выступающий – все должно не только передать
определенные знания, но и заставить восхититься героем, почувствовать гордость
за «наших». А финальный романс.… Уже рассказ об Э.А.Абаза, о Тургеневе должны
подготовить детей к эмоциональному восприятию каждого звука, каждого слова… Для
описываемого урока было ошеломляющим для детей и то, что романс исполняла
учительница математики, которую они ежедневно видели в школе и даже не особо
здоровались: «не наша…». Обладая отличными вокальными данными, она просто
заворожила класс. И даже у мальчишек появились слезы в глазах, совершенно для
всех неожиданно. На этом я урок окончила. Предощущая такую высокую ноту финала
урока, домашнее задание было дано в самом начале урока, чтобы именно под звуки
высокого искусства ребята ушли из кабинета…
Надо
заметить, что тема Севастополя как-то проникла в души этих детей. Спустя пару
месяцев был классный час о бардах. Так один из мальчиков нашел новую песню
Городницкого «Севастополь останется русским». И так получилось, что именно она
оказалась последней в классном часе. И уходили восьмиклассники, напевая это
«Севастополь останется русским». В 9 классе – это Великая Отечественная война,
где Севастополь из строчки в учебнике опять вырос в желание сделать сообщения,
презентации.
Отлично
влился в урок рассказ о Севастопольской панораме ученика нашей школы,
побывавшего с родителями летом в Севастополе.
Такие
вот находки - романс и Севастополь (не знала я, что его автор - защитник
города, нашла случайно через поисковик «Севастополь, романс, Крымская война»
вышло имя Абазы), потом находка исполнительницы, подвернувшийся «очевидец
событий», хоть и в панорамном виде – урок
обогатили. Думается, тема откроет для коллег еще немало возможностей построить
урок неповторимым образом, став исследователем и поведя за собой сонм юных
исследователей….
«Вспомним и
лица давно позабытые…».
Крымская
война 1853-1856 годов.
Электронный
проект с использованием Интернет-технологий.
Цель урока: обобщив
знания учащихся по теме «Крымская война», главное внимание уделить участникам
событий.
Задачи:
- на примерах
мужества и героизма защитников Севастополя вызвать чувства любви к Родине,
гордости историей своих предков;
- формирование
умения работать с различными источниками,
готовя материал для сообщении, устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие эмоционального восприятия
событий.
Оборудование
урока: главный компьютер (загружена презентация на весь урок), проектор,
экран. Слева от экрана настенная карта «Крымская война».
Так же компьютеры для учащихся (урок провожу в
компьютерном кабинете) с заранее открытой страницей Форума, куда учащиеся на
перемене вышли под своими никами на нужную страницу.
Слева, справа от экрана и по центру стоят
мольберты с портретами Нахимова, Истомина, Корнилова.
«Севастопольские
рассказы» Л.Н.Толстого, атласы, контурные карты. Карточки с материалом для
урока. Оценочные листы на каждого учащегося.
В прилагаемой к уроку презентации сделана попытка обобщить имеющийся
материал по теме в едином электронном
пособии с интерактивными гиперссылками на Интернет. Так же презентация снабжена
заметками к слайду, что поможет учителю сделать по ним конспект урока.
Работа предназначена учителям, учащимся и всем интересующимся историей
России.
Ход учебного занятия: Ход учебного занятия выполнен в виде таблицы, публикация которой здесь затруднена, она размещена в ФАЙЛЫ
|