Содержание
Введение
I.
Население поселка Междугорный
1. История заселения территории
района
2. Создание поселка Междугорного Октябрьского
района.
II.
Численность, естественный прирост и половозрастная структура населения.
1. Национальный и религиозный
состав населения посёлка Междугорный.
2. Трудовые ресурсы и социальный
состав населения.
3. Традиции и обычаи народов,
проживающих на территории посёлка.
Заключение
Источники
Приложения
Приложение 1. Фотографии.
Приложение 2. Графики, таблицы, диаграммы.
Приложение 3. Документы
Приложение 4. Карты Введение
Актуальность
исследовательской краеведческой работы.
Человек
– высшая ценность на Земле. Благодаря человеку создаются материальные и
духовные ценности. В рамках школьной программы учащиеся знакомятся с различными
показателями населения страны, области, района. Основные характеристики
воспроизводства населения России позволяют нам понять российскую специфику
демографического перехода (перехода от традиционного типа воспроизводства с
высокой, не регулируемой рождаемостью и высокой смертностью, к современному, с
планированием числа детей в семье и практически с нулевым приростом населения).
Чтобы получить наиболее твердые знания в этой области, школьникам необходимо
уметь применять свои навыки при изучении населения своей местности. К
сожалению, данных о населении нашего посёлка нет на официальных административных
сайтах Октябрьского района и в печатных источниках. Поэтому необходимо собрать,
проанализировать и оформить материалы о населении своего посёлка. Познакомившись с основными демографическими
показателями, учащиеся могут более глубоко проанализировать демографическую
ситуацию нашего посёлка, используя
материалы данного исследования.
Цель
работы:
Изучение
материальной и духовной культуры народов, проживающих на территории посёлка
Междугорный.
Задачи:
-
изучить имеющуюся литературу, интернет-ресурсы по истории поселка;
-
исследовать семейные традиций, быта
жителей.
-
сопоставить занятия для выявления
закономерностей этнических процессов.
Методы
исследования:
Цель
и задачи определили методы работы:
-
анализ источников:
-
проведение социологических исследований;
-
сравнение, сопоставление полученных результатов, оформление полученных результатов
в виде таблиц, графиков, диаграмм;
-
участие в подготовке и проведении традиционных
праздников в поселке.
В
качестве гипотезы выскажем
предположение. Если народы, компактно
проживают на одной территории, то они сближаются в своих экономических
занятиях, культурной сфере.
Объект
исследования: национальный состав Оренбуржья. Предмет исследования: национальный состав поселка Междугорный.
Исследование
прошло ряд этапов.
1
этап. Изучение источников. Работа с архивами.
2
этап. Социологическое исследование.
3
этап. Составление диаграмм, таблиц, графиков.
4
этап. Обобщение материалов в виде исследовательской работы, электронной
презентации, буклета.
Анализ
источников позволяет сказать, что целостной работы по истории поселка
Междугорный и его населению не имеется. Однако из имеющихся источников нам
удалось кратко проследить историю поселка,
определить его численный состав, рассмотреть демографическую
ситуацию. Данная работа является первой
попыткой собрать воедино разрозненные данные.
I.
Население поселка Междугорный
1. История создания поселка Междугорного
Октябрьского района
Прежде,
чем представить картину современного населения поселка Междугорный обратимся к
истории.
По
сведениям……… заселение территории Октябрьского района началось башкирами и
татарами в 18 веке. Возникновение первых поселений связано с открытием в 1744
году дороги Оренбург - Казань, которая называлась «Московской дорогой» [№?;
стр?].
По документам история Октябрьского района
начинается с 1920 года, когда Исаево-Дедовский уезд 11 сентября 1922 года
переименовывается в Каширинский, а село Исаево-Дедово - в город Каширинск. С 1935 года
Каширинский район стал называться Октябрьским. В современных границах
Октябрьский район был образован 12 января 1965 года после присоединения к нему
Белозерского района. Исторические неточности. Исаево-Дедовский уезд, село Исаево в
письменных источниках упоминается в «Патриархальных ведомостях» в 1873 году
(уточните!) Есть целая работа на «Роднике», посвященная возникновению села
Исаево-Дедово Надежды Смоляковой.
2. Создание поселка
Междугорного Октябрьского района
Поселок Междугорный
возник в 1933 году как контора «Заготскот» Каширинского района во главе с директором Головиным.
В ней принимали на доращивание у населения гусей, свиней, кур, уток, молодняк,
КРС.. С 1937 года по 1957 она называлась «Октябрьская межрайонная контора
Заготскот» Затем ее переименовали в Октябрьский откормочный совхоз.
В течение 6 лет им руководил Г. В ?.
Исаев. В силу своего природного положения в понижение речной долины М?.
Гумбетка в народе поселок начали называть Междугорный. Но это название не
значилось в официальных документах. С 1963-1973 директором был Н.Ф?.Кириенко,
при котором совхоз приобрел имя Каширина и новое наименование мясной.
В ходе политики государства по
расширению сельскохозяйственного производства была построена новая откормочная
площадка по разведению КРС и поселок становится первым отделением совхоза имени
Каширина. А ближайшие поселки Новая Зеркла и Добровольческий стали
соответственно вторым и третьим отделением совхоза. В период с 1973-1987 годы совхозом руководил В. С.
Ананьев, В. С. Кромский, В.И Напольнов, К.П Заиченко. Все инициалы раскрыть!
С 1987 года совхоз возглавил В.И.
Попов.
С закрытием школ и магазинов в селах Новая Зеркла
и Добровольческое в 1982-1987 (ИСТОЧНИК!) годах они прекратили свое
существование, часть населения переехала в
поселок Междугорный и другие сёла района.
В связи с изменением формы
собственности в хозяйстве в 1991 году совхоз был преобразован в акционерное общество «Нива» закрытого типа.
Несмотря на негативные тенденции в сельском хозяйстве, оно смогло успешно
осуществлять хозяйственную деятельность и позднее был укрупнён за счёт
присоединения акционерных долей пайщиков, проживающих в сёлах Новотроицкое,
Каменка, Биккулово и Буланово. В настоящее время руководит ЗАО «Нива» Попова
О.С., хозяйство занимает одно из ведущих мест в районе и области.
Поселок Междугорный живет и
продолжает развиваться. В посёлке построены 3 новых дома для многодетных семей,
функционируют школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт и частный
магазин.
II. Численность, естественный прирост
и половозрастная структура населения
1. Национальный и
религиозный состав населения посёлка Междугорный
Россия
– многонациональная страна. Очень сложен ее этнический состав. История
Оренбургского края, заселявшегося на протяжении нескольких столетий
представителями самых разных национальностей, объективно способствовала тому,
что на относительно небольшой территории сложилась уникальная
полилингвистическая ситуация, при которой соседствуют и развиваются
одновременно свыше 100 языков.
Почти
все население Оренбургской области относится к индоевропейской, алтайской и
уральской языковым семьям. Самые многочисленные - народы славянской группы.
Около 1/4 части населения относятся к народам тюркской группы алтайской
языковой семьи. Самые многочисленные - татары, второй по численности народ
Оренбуржья. Особенно много их на северо-западе области, а также вдоль среднего
течения реки Урал. Башкиры расселились в основном в районах, прилегающих к
северной границе области. Доля третьего по численности народа - казахов
сокращается. Остальные около 70 национальностей составляют 1,1% населения. (ИСТОЧНИК???)
И
в нашем посёлке крупные по численности народы соседствуют с малыми. Мы провели опрос (А ДАННЫЕ ПЕРЕПИСИ НЕ БРАЛИ?) населения посёлка и
получили вот такие данные. В нашем посёлке – 121 человека – русские; 114 -
казахов; 11 - татар; 10– башкир; 4 –
мордва; 2 – таджиков; 2 - осетина: 1 - удмурт. (см. приложение № 4 ) Когда мы
проводили социологический опрос учащихся о их национальности, то те ребята, у
которых один родитель русский, а другой родитель - представитель иной
национальности чаще отвечали о своей национальной принадлежности – русский.
В настоящее время на территории Оренбургской
области зарегистрированы около 350 религиозных объединений. Разумеется,
религиозный состав не идентичен этническому.
Тем не менее, традиционно православными являются представители
славянских и финно-угорских народов, среди верующих тюркского населения
преобладают мусульмане. (ИСТОЧНИК???)
Религиозный
состав жителей нашего посёлка складывается из представителей 2 мировых религий:
православных христиан - почти все русские, мусульмане – казахи, татары и
башкиры. Жители посёлка не слишком религиозны,
однако религиозно-культурные традиции влияют на особенности культуры,
поведения, образ жизни. Лишь некоторые из верующих соблюдают посты, посещают
церкви и мечети. Наиболее относятся к
праздникам – у мусульман – это «науруз», Курбан-байрам, священный месяц «рамадан», «сабантуй», у православных –
рождество, масленица и пасха. В силу тесного проживания представителей
различных религиозных культур
происходит смешение религий в
первую очередь за счёт смешанных браков,
в которых один из супругов мусульманин, а другой христианин.
Наш
населенный пункт небольшой, но, изучая его население, мы пришли к выводу, что
демографические показатели в нашей местности такие же, как в России в целом.
Самый первый показатель, с которого начинается анализ численности населения
родного края – это абсолютная численность жителей посёлка и динамика её
изменения во времени. В нашем просёлке проживает 265 человек. После
построения графика «Численность
населения посёлка Междугорный» (см. приложение №1), мы проанализировали его и сделали вывод:
численность жителей просёлка за
последние 3 года медленно повышается.
Одним
из основных факторов, влияющих на
численность населения, является с естественный прирост населения.
Следующий этап работы – определение естественного прироста жителей посёлка.
Естественный прирост – это разность между числом, родившихся и числом умерших
за год. Эти показатели постоянно меняются, а связаны они с типом воспроизводства
населения. Соотнеся данные о рождаемости и смертности мы получили результат
естественного прироста населения посёлка. Естественный прирост считается положительный если число родившихся, больше числа умерших.
Для сбора данных статистических материалов мы выписали данные из отчётов ФАП. (Приложение
№ 2 )
Следующий
этап работы это определение половозрастного состава населения. Соотношение
численности мужского и женского населения в России выглядит так: мальчиков
рождается больше, чем девочек (на 100 девочек – 106 мальчиков). В дальнейшем
примерно к 30 годам эта пропорция выравнивается. А с сорокалетнего возраста
женщины начинают преобладать. Происходит это из-за более высокой смертности
мужчин, связанной с участием в военных конфликтах, опасными профессиями,
увлечением экстремальными видами спорта и т.п. Изучив половозрастной состав
населения посёлка, мы составили круговые диаграммы. На них отражается изменение
соотношения мужчин и женщин, а также и соотношение разных возрастных групп:
пенсионеров, работоспособных, студентов (16-20 лет), школьников (7-15 лет) и
дошкольников (0-6 лет) . ( см. приложение № 3 )
2. Трудовые ресурсы и
социальный состав населения
Характерны
различия в структуре занятости разных национальностей в Оренбуржье. Так, среди
русских отмечается самая высокая доля занятости в промышленности (до 30%) и
самая низкая - в сельском хозяйстве (15%). Иная картина у казахского и
мордовского населения, где доля занятых в сельском хозяйстве, в силу
национальных традиций, доминирует над долей занятых в промышленности. Для
определения занятости трудовых ресурсов бал проведён социологического опроса
среди школьников, которые рассказали о занятиях своих родителей. Также были
выявлены безработные жители посёлка, отмечен наибольший показатель по безработице
среди женского трудоспособного населения. Большая часть жителей трудится в
сельском хозяйстве - животноводы, механизаторы, полеводы, водители и т.д. (см. приложение № 5).
В
нашем посёлки жители проживают в 42 домах, в которых 70 квартир. Обще количество
семей составляет 83. Среднестатистическая оренбургская семья состоит из 3,3
человек. Собирая и анализируя сведения по рождаемости, мы выявили, что
негативным фактором оказывающих влияние на число детей в семье, является
неполный состав семьи. Неполная семья – проблема очень серьезная. Учащающийся в
стране распад семьи приводит к уменьшению числа детей в семьях. Часто ребенок
растет единственным, где нет одного из родителей (чаще отца), - это сочетание
очень неблагоприятно для ребенка. В нашем посёлке 7 неполных семей, в которых
11 детей. Низким остаётся материальный уровень населения. К малообеспеченным
относится 15 семей. Данные результаты были получены при изучении социального
паспорта школы. (см. приложение № 6 ).
3. Традиции и обычаи народов, проживающих на
территории посёлка
Многие
жители Оренбургской области отличаются двуязычием, с детства усваивая два
языка, иногда совершенно не родственных. Духовная культура оренбуржцев
складывается под влиянием многих этнокультур, общим для которых является
уважение к традициям другого народа, понимание его самобытности, стремление
заимствовать лучшее.
В
процессе длительного совместного проживания происходило взаимовлияние и
взаимопроникновение культур народов Оренбуржья. Так, русская колонизация привела
к оседлости башкир, к развитию среди них и других народов хлебопашества и
ремесел, к переселению из юрт в избы, к изменениям в одежде и питании. Большому
влиянию русских культурных традиций подверглись чуваши, удмурты, мордва и др.
По данным социологических опросов (ЧЬИХ???) , 28,6% татар празднуют рождество и
пасху, 5,5 % крестят своих детей. Русские приобрели здесь некоторые черты
культуры других народов. Например, знаменитый татарский «чак-чак» - одно из
любимых блюд всех оренбуржцев. Существуют примеры языковых заимствований.
Украинцы
способствовали распространению свиноводства, птицеводства, огородничества.
Особенно среди казахского населения, проживающего в тех же районах, что и
украинцы.
ИСТОЧНИК? ЭТО В РФ ИЛИ
МЕЖДУГОРНОМ? У представителей разных народов в
последнее время растет интерес к соблюдению религиозных обрядов. Так, свыше 65%
русских крестят своих детей, свыше 96% празднуют Рождество. 77% татар празднуют
Курбан-байрам. В последнее время изменилось отношение к верующим. Им переданы
культовые здания, открываются церкви, строятся новые храмы, мечети, молитвенные
дома и реставрируются старые.
И
хотя наш посёлок не имеет культовых здания (церквей, мечетей), так как возник
он в советское время, но население соблюдает
народные традиции. Уже вошло в традицию празднование «Масленицы»,
«Пасхи», «Курбан-байрам», «Сабантуй», «День Ивана Купалы» и др. Следует
отметить, что при проведении праздников в них принимают участие жители вне
зависимости от вероисповедания. Конкретные данные по Междугорному (фотографии мероприятий и
пр)
Заключение
ПО ЦЕЛИ И ЗАДАЧАМ, ЧТО СДЕЛАНО!!!
В процессе работы мы поняли и доказали фактически, что население
нашего посёлка, как и в России в целом испытывает сходные демографические
процессы. Это рост численности населения
и положительный естественный прирост.
Мы приобрели новые знания в реальной жизненной обстановке. Нам было
очень интересно анализировать полученные результаты нашей практической
деятельности. Мы научились проводить
социологические опросы, обрабатывать собранную информацию, оформлять материалы.
Несмотря на многонациональный состав населения посёлка, между
жителями не возникает вражды на национальной почве. Толерантное отношения в
быту и культуре характерно для населения посёлка.
Исследовательская работа помогла увидеть демографические проблемы в
нашем населенном пункте. Трудовые ресурсы используются не полностью, особенно
женские. Часть мужских трудовых ресурсов вынуждена искать работу за пределами
посёлка, так как заработная плата в ЗАО «Нива» небольшая и нестабильная. В
посёлке большое количество неполных и малообеспеченных семей.
Улучшение демографической ситуации возможно при изменении уровня и
качества жизни: повышение заработной платы и уровня медицинского обслуживания,
уменьшение зависимости от факторов риска (низкая зарплата в связи с неурожаем).
Выполнение этой задачи требует дальнейшее стабилизации экономики страны и
социальной политики государства. Привести в соответствие с ВВЕДЕНИЕМ!
Источники
Литература
1.
Чибилёв А.А., Петрищев В.П. «География
Оренбургской области. Природа»: Учебние для 8-9 классов общеобразовательной
школы. Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005.
2.
Колодина О.А. «География Оренбургской области.
Население и хозяйство»: Учебние для 8-9 классов общеобразовательной школы.
Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2006.
Интернет
– ресурсы
4. http://www.orenobl.ru/raion/oktyabrsky.php
Архивы
5.Архив ФАП посёлка Междугорный
Октябрьского района.
6.Архив МБОУ «Междугорная основная
общеобразовательная школа».
Добавить литературу (например, газетные статьи «Заря», книгу
Гончарова об Октябрьском районе, Атлас Октябрьского района и др.)
Записать ее в соответствии с требованиями (по алфавиту и пр. Смотрите
в «Роднике»).
Добавить Интернет-ресурсы.
В работе давать ссылки на литературу [1;
7] 1 цифра - номер
источника в списке, 2 цифра – страница книги.
Приложения расположите так, как я их написала. Соответственно ссылки
поправить в работе (Приложение
1, фото 5), (Приложение 2, диаграмма 1) и т.п.
|