Пятница, 26.04.2024, 13:48
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [22]
Тезис [17]
Разное [50]
Изучения [129]
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените преображение нашей школы

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 230
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

Призвание - военный летчик

В.И.Филатов и Н.Чуроносова

Введение

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе о войнах, уносивших жизни, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших ценности, созданные человеком. Такой трагедией для нашего народа была Афганская война. Всё дальше в историю уходят события, связанные с ней. В те годы СССР впервые столкнулся с хорошо подготовленным и вооружённым исламским терроризмом, чья политика и жестокие методы её осуществления ныне печально известны всему миру и отмечены гибелью тысяч ни в чём не повинных мирных людей.15 февраля 1989 года последняя колонна советских военнослужащих была выведена из Афганистана. Закончилась, длившаяся почти 10 лет, война.

Актуальность данной работы в том, что в 2019 году исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана, и я хотела бы узнать об этой войне более подробно.

Цель работы: изучить биографию военного летчика Филатова В.И..

Задачи:

1) изучить литературу о причинах и основных этапах Афганской войны;

2) рассмотреть профессиональные и личностные качества военного летчика;

3) изучить боевой путь военного летчика;

4) проанализировать деятельность Филатова В.И. по формированию патриотизма у молодого поколения.

Объектная область работы – краеведение.

Объект исследования: история Афганской войны 1979-1989 гг.

Предмет исследования: Жизненный путь военного летчика Филатова В.И..

Гипотеза: познакомившись с биографией Филатова В.И., можно определить качества, необходимые для военного летчика.

Этапы процедуры исследования:

  1. этап: Подготовительный (сбор материала: чтение литературы, систематизация архивных фотографий и документов; определение объекта, предмета исследования, методы, создание электронного досье)

II этап: Основной (анализ полученной информации);
III этап: Заключительный (перенос информации на электронные носители, создание мультимедийной презентации, оформление буклета). Представление результатов своего исследования.

На различных этапах работы применялись разные методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературы, периодических изданий об истории Октябрьского района, анализ архивных материалов, интервьюирование, анкетирование, фотографирование.

Об истории Афганской войны мы можем узнатьиз книги «Ещё раз про войну». В книгу известного журналиста Артема Генриховича Боровика, неоднократно бывавшего в журналистских командировках в Афганистане, включены две документальные повести - "Встретимся у трех журавлей" и "Спрятанная война". Это рассказ о том, что человек делает на войне и что война делает с ним, о судьбах "афганцев".

В сборник «Афганистан прошел по нашим душам», краеведа Юлдашовой Т.А. вошли рассказы о земляках - октябрьцах, участниках боевых действий в Афганистане.

 

ГЛАВА I. АФГАНСКАЯ ВОЙНА В СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Причины и основные этапы Афганской войны

«Афганистан – государство Среднего Востока. Четыре пятых афганской территории занимают горы Гиндукуша, Кохи-Баба, Паропомиза. Недаром эту местность называют «горным океаном». Местность бедная, безводная и безлесная, каменистая, горно-пустынная и горностепная. Площадь 647 тыс. кв. км. Столица - город Кабул. Население страны- 15,55 млн. человек, из них 13,05 млн. человек ведут оседлый образ жизни, 2,5млн. - кочевой или полукочевой. В сельской местности проживает 84,8% населения. Свыше 98% жителей исповедуют ислам. Афганистан - многонациональная страна, население которой говорит более чем на 30 языках и диалектах» [3].

В апреле 1978 г. в Афганистане произошло событие, названное затем «Апрельской революцией». Была свергнута диктатура М. Дауда, который до этого, в июле 1973 г. совершил государственный переворот, свергнув падишаха и монархию, установив формально республиканское правление. К власти пришли представители Народно-Демократической партии Афганистана (далее – НДПА), которая поддерживала контакты с СССР

Однако народы феодального Афганистана не поддержали новую власть. Поэтому все затеянные реформы: земельная, водная, по решению национального вопроса, по проблемам религии и другие натолкнулись на непонимание и сопротивление масс, и с треском провалились. Видя это, противники новой власти перешли в контрнаступление. Волнения и мятежи охватили большие провинции. С территории Пакистана при содействии ЦРУ США началось вторжение специально обученных вооружённых групп, и в соседней с нами стране заполыхала гражданская война.

Для того чтобы понять, как и почему определённы часть афганцев взялась за оружие, необходимо понять мотивы действий, понять, как они оказались по ту сторону баррикады

Преобладающей части афганского населения были неведомы статьи советско-афганского договора от 1978 г. или те пункты Устава ООН, ссылаясь на кото­рые пытались юридически обосновать факт отправки советских войск в Афганистан.

Естественно, появление советских войск в Афгани­стане, пусть даже и с благими намерениями, не на­шло единодушной поддержки у населения. А когда «ограниченный контингент» втянулся в активные бое­вые действия, то лозунг о советской агрессии, выдви­нутый оппозицией, встретил понимание у многих жи­телей, особенно в сельской местности. Оппозиция в дан­ном случае сыграла на национализме афганца, вызвав к жизни вооруженные формы этого явления.

Другая причина, побудившая простого афганца взяться за оружие, заключалась в исламе. Суть мировоззрения, образ жизни афганца – это ислам, и когда, по мнению афганца, его религии стала грозить опасностьсо стороны неверных, т. е. членов НДПА, пришедшей к власти, а затем и русских, которых позвали в страну свои собственные неверные, афганец начал джихад – борьбу за защиту ислама.

В Афганистане во многих районах сохранялся обычай кровной мести, поэтому родственники убитых долж­ны былиотомстить обидчикам, что на практике приводило к увеличению численности вооруженных оппозиционеров. Никогда насилие не оставалось без ответа, кровь взывала к пролитию новой крови, и Афганистан не стал исключением.

Три основные причины названы. Однако этот список был бы неполным, если бы была забыта ещё одна причина – причина экономического, материального порядка.

Всем членам вооруженной оппозиции платили за боевые действия хорошо. Платили за выполнение каждого конкретного задания.

Для многих мужчин – афганцев война превратилась в источник существования их многочисленных родных. Заработок боевика был сравним с заработком среднего предпринимателя или торговца. Война стала выгодной.

Таковы основные причины, побудившие часть афганцев взяться за оружие и в течение более девяти лет вести боевые действия против правительственных войск и ОКСВ, которые все эти трудные годы защищали афганский народ от его врагов. На боевую деятельность советских войск оказал влияние целый ряд свойственных только Афганиста­ну социально-политических, физико-географических и этнографических факторов, о которых было уже ска­зано выше.

Присутствие советских войск в Афганистане можно условно разделить на несколько этапов.

«Первый этап – декабрь 1979 т. – февраль 1980 г.Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дис­локации и различных объектов.

Второй этап – март 1980 г. – апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том число широкомасштабных, совместно с афганскими соедине­ниями и частями. Работа по реорганизации и укреп­лению вооруженных сил Афганистана.

Третий этап – апрель 1985 г, – январь 1987 г. Переход от активных боевых действий преимуще­ственно кподдержке действий афганских войск совет­ской авиацией, артиллерией и саперными подразделе­ниями.Применение мотострелковых, воздушно-десант­ныхи танковых подразделений ОКСВ главным обра­зом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения специального назначения продолжали вести борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за ру­бежа. В рамках этого этапа был осуществлен вывод шести советских полков на Родину.

Четвертый этап – январь 1987 г. – февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Активная деятельность по укреплению режима. Завер­шение становления вооруженных сил Афганистана. Продолжение поддержки боевой деятельности афган­ских войск. Подготовка советских войск к выводу и полное его осуществление» [4].

За время своего присутствия в Афганистане Советская армия потеряла почти 15 тысяч человек убитыми и более 50 тысяч ранеными, без вести пропавших людей более 3000. «Через Афганскую войну прошли почти шесть тысяч оренбуржцев. 182 – погибли в горах Афгана. Троим присвоено звание Герои Советского Союза и Героя Российской Федерации» [7]. «В этой войне сражались 67 октярьцев, двое погибло, четверо умерли после войны» [6].

 

1.2 Профессиональные и личностные качества военного летчика

 

«Летание» как способ жизнедеятельности не заложен в природу человека. Человек – земное существо. Человек приспособлен к жизни на земле как биологический индивид, но как личность он обладает свободой духа, неистребимым стремлением к познанию неизведанного. Чем опаснее неизведанное, тем сильнее человек стремится познать его. Поэтому полет – не просто новый способ перемещения человека. Это полет души. Летающий человек – совершенно особенный человек. Эта особенность проявляется в его мировоззрении, характере, способностях, деятельности и поведении, считает Филатов В.И.

Человеку в полете приходится по-новому ориентироваться в пространстве. Там, в небе можно перемещаться в любом направлении, но при этом возникает необходимость постоянно представлять свое положение и характер перемещения относительно земной поверхности. Эта необходимость вызвана, с одной стороны, тем, что летать приходится в разных условиях: в облаках, ночью, когда земля не просматривается. Кроме того, современная авиационная техника отличается необыкновенным увеличением темпа и диапазона изменений высот и скоростей полета, что также усложняет пространственные представления. «Да, летчику ведомы радости: огромная радость приземления после того, как ты благополучно прорвался сквозь ураган. Ведомы летчику и печали, но за них, быть может, он тоже любит свое ремесло. Внезапное пробуждение среди ночи, срочные вылеты…, жизнь, полная лишений…Вынужденные посадки… Да, нашему ремеслу ведомо безмолвие. Если самолет не приземлился в назначенное время, его ждут час, ждут день, два дня, но безмолвие, отделяющее человека от тех, кто еще надеется, стало уже почти непроницаемым. Есть в нашем ремесле и величие риска. Но как далеки мы от показного героизма, от литературной болтовни. Самое главное? Это, пожалуй, и не высокие радости ремесла, и не его печали, и не опасности, но та точка зрения, до которой они поднимают человека. Когда, убрав газ, на притихшем моторе, летчик скользит к посадочной площадке… он чувствует себя чистым и недосягаемым. Что же дает полет человеку лично? По моему убеждению, в полете человек познает самого себя, обретает окончательно характер в борьбе со сложными летными обстоятельствами, обретает «небесное» чувство товарищества в экстремальных условиях, когда устанавливаются между людьми самые чистые и бескорыстные отношения… После удачного полета хочется обнять весь мир и сказать спасибо всем и вся… По-особому пахнут земля, лес, поля, цветы. Хочется совершать только добрые поступки», рассказывает Филатов В.И.

№ п/п

Особенности профессиональной деятельности летчика

Профессиональные качества

 

Управление транспортными средствами

Острота зрения, глазомер, цветоощущение, пространственные представления, распределение и переключение внимания, быстрота реакции, координация движений, психическая и физическая выносливость, эмоциональная устойчивость

 

Работа с цветовой сигнализацией и цветовыми объектами

Точность цветоощущения

 

Ремонт, наладка, регулировка и испытание объектов

Оперативная память, техническое мышление, координация движений, аккуратность, настойчивость

 

Работа в вынужденной позе

Координация движений, гибкость, выносливость

 

Большое разнообразие операций

Объем памяти, переключение внимания, гибкость мышления

 

Воздействие ускорений, частое изменение положения тела в пространстве

Устойчивость вестибулярного аппарата, физическая выносливость

 

Сменный график работы

Психическая и физическая выносливость

 

Бригадная форма труда

Коммуникативность, готовность к сотрудничеству, доброжелательность

 

Математические вычисления, расчеты

Память на числа, концентрация внимания

 

Планирование

Логичность мышления, оперативная память, предусмотрительность

 

Возможность аварийных ситуаций

Оперативное мышление, быстрота реакций, эмоциональная устойчивость

 

«Для того чтобы противодействовать негативному воздействию факторов полета и выдерживать нервно-психические нагрузки, человек, избравший летную профессию, должен постоянно работать над собой, заниматься самовоспитанием, формировать те способности, которые переводят знания в действия, а поведение – в поступки. Трудно представить себе человека, занимающегося летным делом «без умения ставить самому себе ограничения, знать свое тело, душу, свои возможности и слабости, предельно точно чувствовать снижение готовности идти на риск, определять уровни своего психического состояния» [9].

Таким образом, среди профессионально важных качеств летчика, ведущими личностными особенностями являются активность, оптимизм, независимость, высокий уровень притязаний, уверенность в себе, широкий круг интересов, богатое воображение. Эти личностные особенности влияют на выбор летной профессии, поскольку именно в этой профессии можно реализовать свою высокую жизненную активность, склонность к независимости, повысить уверенность в себе, осуществить романтические побуждения.

1.3 Боевой путь Филатова В.И.

Филатов Владимир Иванович родился 10 августа 1952 года в селе Октябрьское. В 1969 году окончил Октябрьскую среднюю школу и поступил в Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков имени И.С. Полбина. В 1978 году окончив училище в звании «лейтенант», получил специальность «военный лётчик». По окончании училища в течение трёх лет служил инструктором в Дмитриевском авиационном полку, затем служба в Киргизии, г. Токмак. В 1981 году его перевели в г. Щелково в военно-транспортную авиацию. 10 апреля 1981 года первый вылет в Демократическую Республику Афганистан, в Кабул с целью транспортировки солдат. Экипаж транспортного самолёта ИЛ-86 состоял из 8 человек, помощника командира, штурмана, радиста, бортинженера, борттехника, 2 механиков и командира экипажа Филатов В.И. (Приложение 1, фото). Летали в Кабул, с Кабула в Тантаган, с Тантагана в Шиндант, после в обратно в Ташкент и так каждый день (Приложение 2. Документ).

«Самый неприятный случай для меня у меня был День рождения. Мы летели в Кабул, после должны были вернуться в Ташкент. Но прилетев в Кабул, началась очень сильная буря, и пришлось остаться. Ночевали в самолете. Ночью я вышел покурить и неожиданно налетели душманы, впервые услышав свист пуль над головой, мне показалось, что каждая из них нацелена в меня, и только потом со временем, начинаешь понимать, что пуля, свист которой ты услышал, просто не может быть твоей, ибо она уже пролетела мимо. Это был первый ночной бой - страшное зрелище! У нас всего 4 пистолета, гранаты взрываются, пули свистят, куда нам прыгать, у нас ничего нет, только одни пистолеты. Недалеко от нас стояла десантная дивизия, через час бой закончился, душманы были убиты. Экипаж остался цел, самолёт тоже, только несколько пробоев от автоматов», - рассказывает Филатов В.И.

Тяжела была боль первых потерь, потому, что не привыкли к гибели боевых друзей. Очень много друзей-лётчиков погибли. За время полета до Кабула сбивают 2-3 вертолёта, примерно 36 человек погибают. «Хотя, каждый из нас понимал, что следующим может быть каждый из нас, но в глубине души не верилось, что это будет именно он. Все мы во власти случая и Всевышнего, уйти отсюда мы не можем! Мы можем только играть со смертью в прятки, но исключить ее и забыть о ней мы не можем. Потом мне не раз приходилось убегать от смерти. Хотя я прекрасно осознавал присутствие Его Величества случая, госпожи Удачи. Мысль о том, что смерть где-то рядом, постоянно жила со мной, к ней привыкаешь как к надоевшей зубной боли. И это не мешало мне радоваться жизни, шутить и смеяться. Обычно после серой казённой и гнетущей атмосферы палаточных городков, когда мы прилетали, например, в Ташкент, то сразу же резко окунались в тёплую солнечную зелёную и спокойную мирную городскую жизнь. Глядя на наших беспечных сограждан, на молодых парней и девчат, я понимал, что до войны, которая идёт недалеко от них, им нет никакого дела. О ней просто почти никто не знал. Попадая в мирный «рай», мне самому казалось, что всё хорошо, и что нет рядом войны», рассказывал корреспонденту газеты «Заря» военный летчик.

По данным летной книжки Филатова В.И. в общей сложности было совершено 90 полетов на аэродромы Шинданда, Киндагара, Баграма, Кабула. В экипаже все остались живы. Выполнив боевое задание, возвращались на базу в г.Ташкент, сутки отдыхали и опять в полёт. Месяц полётов и возвращение домой в Москву, к семье. А через месяц вновь в командировку и так до 3 сентября 1982 года. Именно в этот день для Владимира Ивановича закончилась война в Афганестане. Отдых и новое место службы. Теперь Алма-Ата, Казахстан - служба ответственная, Филатов В.И. был личным пилотом Министра обороны Казахстана генерала Сагадата Нурмагамбетова.

В.И. Филатов на встече с шестиклассниками МБОУ ОСОШ, 2019.

Заключение

15 февраля 1989 года была закончена длившаяся почти 10 лет война в Афганистане и последняя колонна советских военнослужащих выведена из Афганистана. В память о героическом подвиге наших военных, и отдавая дань уважения их подвигу, 15 февраля считается в России Днем памяти воинов-интернационалистов. Всё дальше уходят в историю афганские события, новые проблемы современной бурной жизни выдвигаются на первый план. Но не должна исчезнуть память о тех, кто честно и мужественно, до конца, выполнил свой воинский долг. В необъявленной войне в Афганистане участвовало 62 наших земляка, из них 3 погибло.

Цель нашего исследования – изучить биографию военного летчика Филатова В.И. достигнута.

Изучая материалы, я прочитала литературу об истории Афганистана, о его географическом положении, о традициях афганского народа, о стратегическом положении Афганистана в азиатском регионе, о причинах и ходе войны, изучила документы того времени, познакомилась с публицистической и художественной литературой о тех событиях. Особенно было интересно увидеть ту войну глазами очевидцев, почувствовать боль и страдания. Надеюсь, что мне удалось внести вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи.

Категория: Изучения | Добавил: antonina (21.04.2019)
Просмотров: 499 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 1
1 antonina  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!