В.И.Филатов и Н.Чуроносова
Введение
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе о войнах, уносивших жизни, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших ценности, созданные человеком. Такой трагедией для нашего народа была Афганская война. Всё дальше в историю уходят события, связанные с ней. В те годы СССР впервые столкнулся с хорошо подготовленным и вооружённым исламским терроризмом, чья политика и жестокие методы её осуществления ныне печально известны всему миру и отмечены гибелью тысяч ни в чём не повинных мирных людей.15 февраля 1989 года последняя колонна советских военнослужащих была выведена из Афганистана. Закончилась, длившаяся почти 10 лет, война.
Актуальность данной работы в том, что в 2019 году исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана, и я хотела бы узнать об этой войне более подробно.
Цель работы: изучить биографию военного летчика Филатова В.И..
Задачи:
1) изучить литературу о причинах и основных этапах Афганской войны;
2) рассмотреть профессиональные и личностные качества военного летчика;
3) изучить боевой путь военного летчика;
4) проанализировать деятельность Филатова В.И. по формированию патриотизма у молодого поколения.
Объектная область работы – краеведение.
Объект исследования: история Афганской войны 1979-1989 гг.
Предмет исследования: Жизненный путь военного летчика Филатова В.И..
Гипотеза: познакомившись с биографией Филатова В.И., можно определить качества, необходимые для военного летчика.
Этапы процедуры исследования:
- этап: Подготовительный (сбор материала: чтение литературы, систематизация архивных фотографий и документов; определение объекта, предмета исследования, методы, создание электронного досье)
II этап: Основной (анализ полученной информации);
III этап: Заключительный (перенос информации на электронные носители, создание мультимедийной презентации, оформление буклета). Представление результатов своего исследования.
На различных этапах работы применялись разные методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературы, периодических изданий об истории Октябрьского района, анализ архивных материалов, интервьюирование, анкетирование, фотографирование.
Об истории Афганской войны мы можем узнатьиз книги «Ещё раз про войну». В книгу известного журналиста Артема Генриховича Боровика, неоднократно бывавшего в журналистских командировках в Афганистане, включены две документальные повести - "Встретимся у трех журавлей" и "Спрятанная война". Это рассказ о том, что человек делает на войне и что война делает с ним, о судьбах "афганцев".
В сборник «Афганистан прошел по нашим душам», краеведа Юлдашовой Т.А. вошли рассказы о земляках - октябрьцах, участниках боевых действий в Афганистане.
ГЛАВА I. АФГАНСКАЯ ВОЙНА В СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Причины и основные этапы Афганской войны
«Афганистан – государство Среднего Востока. Четыре пятых афганской территории занимают горы Гиндукуша, Кохи-Баба, Паропомиза. Недаром эту местность называют «горным океаном». Местность бедная, безводная и безлесная, каменистая, горно-пустынная и горностепная. Площадь 647 тыс. кв. км. Столица - город Кабул. Население страны- 15,55 млн. человек, из них 13,05 млн. человек ведут оседлый образ жизни, 2,5млн. - кочевой или полукочевой. В сельской местности проживает 84,8% населения. Свыше 98% жителей исповедуют ислам. Афганистан - многонациональная страна, население которой говорит более чем на 30 языках и диалектах» [3].
В апреле 1978 г. в Афганистане произошло событие, названное затем «Апрельской революцией». Была свергнута диктатура М. Дауда, который до этого, в июле 1973 г. совершил государственный переворот, свергнув падишаха и монархию, установив формально республиканское правление. К власти пришли представители Народно-Демократической партии Афганистана (далее – НДПА), которая поддерживала контакты с СССР
Однако народы феодального Афганистана не поддержали новую власть. Поэтому все затеянные реформы: земельная, водная, по решению национального вопроса, по проблемам религии и другие натолкнулись на непонимание и сопротивление масс, и с треском провалились. Видя это, противники новой власти перешли в контрнаступление. Волнения и мятежи охватили большие провинции. С территории Пакистана при содействии ЦРУ США началось вторжение специально обученных вооружённых групп, и в соседней с нами стране заполыхала гражданская война.
Для того чтобы понять, как и почему определённы часть афганцев взялась за оружие, необходимо понять мотивы действий, понять, как они оказались по ту сторону баррикады
Преобладающей части афганского населения были неведомы статьи советско-афганского договора от 1978 г. или те пункты Устава ООН, ссылаясь на которые пытались юридически обосновать факт отправки советских войск в Афганистан.
Естественно, появление советских войск в Афганистане, пусть даже и с благими намерениями, не нашло единодушной поддержки у населения. А когда «ограниченный контингент» втянулся в активные боевые действия, то лозунг о советской агрессии, выдвинутый оппозицией, встретил понимание у многих жителей, особенно в сельской местности. Оппозиция в данном случае сыграла на национализме афганца, вызвав к жизни вооруженные формы этого явления.
Другая причина, побудившая простого афганца взяться за оружие, заключалась в исламе. Суть мировоззрения, образ жизни афганца – это ислам, и когда, по мнению афганца, его религии стала грозить опасностьсо стороны неверных, т. е. членов НДПА, пришедшей к власти, а затем и русских, которых позвали в страну свои собственные неверные, афганец начал джихад – борьбу за защиту ислама.
В Афганистане во многих районах сохранялся обычай кровной мести, поэтому родственники убитых должны былиотомстить обидчикам, что на практике приводило к увеличению численности вооруженных оппозиционеров. Никогда насилие не оставалось без ответа, кровь взывала к пролитию новой крови, и Афганистан не стал исключением.
Три основные причины названы. Однако этот список был бы неполным, если бы была забыта ещё одна причина – причина экономического, материального порядка.
Всем членам вооруженной оппозиции платили за боевые действия хорошо. Платили за выполнение каждого конкретного задания.
Для многих мужчин – афганцев война превратилась в источник существования их многочисленных родных. Заработок боевика был сравним с заработком среднего предпринимателя или торговца. Война стала выгодной.
Таковы основные причины, побудившие часть афганцев взяться за оружие и в течение более девяти лет вести боевые действия против правительственных войск и ОКСВ, которые все эти трудные годы защищали афганский народ от его врагов. На боевую деятельность советских войск оказал влияние целый ряд свойственных только Афганистану социально-политических, физико-географических и этнографических факторов, о которых было уже сказано выше.
Присутствие советских войск в Афганистане можно условно разделить на несколько этапов.
«Первый этап – декабрь 1979 т. – февраль 1980 г.Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.
Второй этап – март 1980 г. – апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том число широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил Афганистана.
Третий этап – апрель 1985 г, – январь 1987 г. Переход от активных боевых действий преимущественно кподдержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями.Применение мотострелковых, воздушно-десантныхи танковых подразделений ОКСВ главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения специального назначения продолжали вести борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. В рамках этого этапа был осуществлен вывод шести советских полков на Родину.
Четвертый этап – январь 1987 г. – февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Активная деятельность по укреплению режима. Завершение становления вооруженных сил Афганистана. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к выводу и полное его осуществление» [4].
За время своего присутствия в Афганистане Советская армия потеряла почти 15 тысяч человек убитыми и более 50 тысяч ранеными, без вести пропавших людей более 3000. «Через Афганскую войну прошли почти шесть тысяч оренбуржцев. 182 – погибли в горах Афгана. Троим присвоено звание Герои Советского Союза и Героя Российской Федерации» [7]. «В этой войне сражались 67 октярьцев, двое погибло, четверо умерли после войны» [6].
1.2 Профессиональные и личностные качества военного летчика
«Летание» как способ жизнедеятельности не заложен в природу человека. Человек – земное существо. Человек приспособлен к жизни на земле как биологический индивид, но как личность он обладает свободой духа, неистребимым стремлением к познанию неизведанного. Чем опаснее неизведанное, тем сильнее человек стремится познать его. Поэтому полет – не просто новый способ перемещения человека. Это полет души. Летающий человек – совершенно особенный человек. Эта особенность проявляется в его мировоззрении, характере, способностях, деятельности и поведении, считает Филатов В.И.
Человеку в полете приходится по-новому ориентироваться в пространстве. Там, в небе можно перемещаться в любом направлении, но при этом возникает необходимость постоянно представлять свое положение и характер перемещения относительно земной поверхности. Эта необходимость вызвана, с одной стороны, тем, что летать приходится в разных условиях: в облаках, ночью, когда земля не просматривается. Кроме того, современная авиационная техника отличается необыкновенным увеличением темпа и диапазона изменений высот и скоростей полета, что также усложняет пространственные представления. «Да, летчику ведомы радости: огромная радость приземления после того, как ты благополучно прорвался сквозь ураган. Ведомы летчику и печали, но за них, быть может, он тоже любит свое ремесло. Внезапное пробуждение среди ночи, срочные вылеты…, жизнь, полная лишений…Вынужденные посадки… Да, нашему ремеслу ведомо безмолвие. Если самолет не приземлился в назначенное время, его ждут час, ждут день, два дня, но безмолвие, отделяющее человека от тех, кто еще надеется, стало уже почти непроницаемым. Есть в нашем ремесле и величие риска. Но как далеки мы от показного героизма, от литературной болтовни. Самое главное? Это, пожалуй, и не высокие радости ремесла, и не его печали, и не опасности, но та точка зрения, до которой они поднимают человека. Когда, убрав газ, на притихшем моторе, летчик скользит к посадочной площадке… он чувствует себя чистым и недосягаемым. Что же дает полет человеку лично? По моему убеждению, в полете человек познает самого себя, обретает окончательно характер в борьбе со сложными летными обстоятельствами, обретает «небесное» чувство товарищества в экстремальных условиях, когда устанавливаются между людьми самые чистые и бескорыстные отношения… После удачного полета хочется обнять весь мир и сказать спасибо всем и вся… По-особому пахнут земля, лес, поля, цветы. Хочется совершать только добрые поступки», рассказывает Филатов В.И.
№ п/п
|
Особенности профессиональной деятельности летчика
|
Профессиональные качества
|
|
Управление транспортными средствами
|
Острота зрения, глазомер, цветоощущение, пространственные представления, распределение и переключение внимания, быстрота реакции, координация движений, психическая и физическая выносливость, эмоциональная устойчивость
|
|
Работа с цветовой сигнализацией и цветовыми объектами
|
Точность цветоощущения
|
|
Ремонт, наладка, регулировка и испытание объектов
|
Оперативная память, техническое мышление, координация движений, аккуратность, настойчивость
|
|
Работа в вынужденной позе
|
Координация движений, гибкость, выносливость
|
|
Большое разнообразие операций
|
Объем памяти, переключение внимания, гибкость мышления
|
|
Воздействие ускорений, частое изменение положения тела в пространстве
|
Устойчивость вестибулярного аппарата, физическая выносливость
|
|
Сменный график работы
|
Психическая и физическая выносливость
|
|
Бригадная форма труда
|
Коммуникативность, готовность к сотрудничеству, доброжелательность
|
|
Математические вычисления, расчеты
|
Память на числа, концентрация внимания
|
|
Планирование
|
Логичность мышления, оперативная память, предусмотрительность
|
|
Возможность аварийных ситуаций
|
Оперативное мышление, быстрота реакций, эмоциональная устойчивость
|
«Для того чтобы противодействовать негативному воздействию факторов полета и выдерживать нервно-психические нагрузки, человек, избравший летную профессию, должен постоянно работать над собой, заниматься самовоспитанием, формировать те способности, которые переводят знания в действия, а поведение – в поступки. Трудно представить себе человека, занимающегося летным делом «без умения ставить самому себе ограничения, знать свое тело, душу, свои возможности и слабости, предельно точно чувствовать снижение готовности идти на риск, определять уровни своего психического состояния» [9].
Таким образом, среди профессионально важных качеств летчика, ведущими личностными особенностями являются активность, оптимизм, независимость, высокий уровень притязаний, уверенность в себе, широкий круг интересов, богатое воображение. Эти личностные особенности влияют на выбор летной профессии, поскольку именно в этой профессии можно реализовать свою высокую жизненную активность, склонность к независимости, повысить уверенность в себе, осуществить романтические побуждения.
1.3 Боевой путь Филатова В.И.
Филатов Владимир Иванович родился 10 августа 1952 года в селе Октябрьское. В 1969 году окончил Октябрьскую среднюю школу и поступил в Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков имени И.С. Полбина. В 1978 году окончив училище в звании «лейтенант», получил специальность «военный лётчик». По окончании училища в течение трёх лет служил инструктором в Дмитриевском авиационном полку, затем служба в Киргизии, г. Токмак. В 1981 году его перевели в г. Щелково в военно-транспортную авиацию. 10 апреля 1981 года первый вылет в Демократическую Республику Афганистан, в Кабул с целью транспортировки солдат. Экипаж транспортного самолёта ИЛ-86 состоял из 8 человек, помощника командира, штурмана, радиста, бортинженера, борттехника, 2 механиков и командира экипажа Филатов В.И. (Приложение 1, фото). Летали в Кабул, с Кабула в Тантаган, с Тантагана в Шиндант, после в обратно в Ташкент и так каждый день (Приложение 2. Документ).
«Самый неприятный случай для меня у меня был День рождения. Мы летели в Кабул, после должны были вернуться в Ташкент. Но прилетев в Кабул, началась очень сильная буря, и пришлось остаться. Ночевали в самолете. Ночью я вышел покурить и неожиданно налетели душманы, впервые услышав свист пуль над головой, мне показалось, что каждая из них нацелена в меня, и только потом со временем, начинаешь понимать, что пуля, свист которой ты услышал, просто не может быть твоей, ибо она уже пролетела мимо. Это был первый ночной бой - страшное зрелище! У нас всего 4 пистолета, гранаты взрываются, пули свистят, куда нам прыгать, у нас ничего нет, только одни пистолеты. Недалеко от нас стояла десантная дивизия, через час бой закончился, душманы были убиты. Экипаж остался цел, самолёт тоже, только несколько пробоев от автоматов», - рассказывает Филатов В.И.
Тяжела была боль первых потерь, потому, что не привыкли к гибели боевых друзей. Очень много друзей-лётчиков погибли. За время полета до Кабула сбивают 2-3 вертолёта, примерно 36 человек погибают. «Хотя, каждый из нас понимал, что следующим может быть каждый из нас, но в глубине души не верилось, что это будет именно он. Все мы во власти случая и Всевышнего, уйти отсюда мы не можем! Мы можем только играть со смертью в прятки, но исключить ее и забыть о ней мы не можем. Потом мне не раз приходилось убегать от смерти. Хотя я прекрасно осознавал присутствие Его Величества случая, госпожи Удачи. Мысль о том, что смерть где-то рядом, постоянно жила со мной, к ней привыкаешь как к надоевшей зубной боли. И это не мешало мне радоваться жизни, шутить и смеяться. Обычно после серой казённой и гнетущей атмосферы палаточных городков, когда мы прилетали, например, в Ташкент, то сразу же резко окунались в тёплую солнечную зелёную и спокойную мирную городскую жизнь. Глядя на наших беспечных сограждан, на молодых парней и девчат, я понимал, что до войны, которая идёт недалеко от них, им нет никакого дела. О ней просто почти никто не знал. Попадая в мирный «рай», мне самому казалось, что всё хорошо, и что нет рядом войны», рассказывал корреспонденту газеты «Заря» военный летчик.
По данным летной книжки Филатова В.И. в общей сложности было совершено 90 полетов на аэродромы Шинданда, Киндагара, Баграма, Кабула. В экипаже все остались живы. Выполнив боевое задание, возвращались на базу в г.Ташкент, сутки отдыхали и опять в полёт. Месяц полётов и возвращение домой в Москву, к семье. А через месяц вновь в командировку и так до 3 сентября 1982 года. Именно в этот день для Владимира Ивановича закончилась война в Афганестане. Отдых и новое место службы. Теперь Алма-Ата, Казахстан - служба ответственная, Филатов В.И. был личным пилотом Министра обороны Казахстана генерала Сагадата Нурмагамбетова.
В.И. Филатов на встече с шестиклассниками МБОУ ОСОШ, 2019.
Заключение
15 февраля 1989 года была закончена длившаяся почти 10 лет война в Афганистане и последняя колонна советских военнослужащих выведена из Афганистана. В память о героическом подвиге наших военных, и отдавая дань уважения их подвигу, 15 февраля считается в России Днем памяти воинов-интернационалистов. Всё дальше уходят в историю афганские события, новые проблемы современной бурной жизни выдвигаются на первый план. Но не должна исчезнуть память о тех, кто честно и мужественно, до конца, выполнил свой воинский долг. В необъявленной войне в Афганистане участвовало 62 наших земляка, из них 3 погибло.
Цель нашего исследования – изучить биографию военного летчика Филатова В.И. достигнута.
Изучая материалы, я прочитала литературу об истории Афганистана, о его географическом положении, о традициях афганского народа, о стратегическом положении Афганистана в азиатском регионе, о причинах и ходе войны, изучила документы того времени, познакомилась с публицистической и художественной литературой о тех событиях. Особенно было интересно увидеть ту войну глазами очевидцев, почувствовать боль и страдания. Надеюсь, что мне удалось внести вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи. |