Творческие способности школьников
- это процесс определенного рода занятий, результатом которого является
проявление нового в их работах.
«Традиционная система
образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но
сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью
обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться».
Эти слова принадлежат известному советскому психологу, изучавшему психологию
творчества и творческие способности Лук А.Н
Р. С. Немов, определяя сущность
процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований
к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их
развития. Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер
деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых
знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для развития
творческих способностей выделял Левин С.А. в своей работе «Воспитание
творчества».
Тема «Покорение космоса и
развитие Российской космонавтики» может быть именно той, которая
способствует развитию творческих способностей школьников. Рассмотрим
несколько вариантов. Данная тема может стать аспектом изучения учащихся,
результатом которой будет написание исследовательских работ,
в том числе и краеведческих. Хочу привести конкретные примеры.
«Оренбуржье космосу», «Космонавтика Оренбуржья» стали предметом
изучения участников научного общества «Родник», которое я возглавляю. Первая
работа была представлена на конкурс, который проводил Областной Центр туризма и
краеведения к 50-летию первого полета в космос, и его автор Раксана
Асташова удостоена чести быть приглашенной в числе авторов лучших работ
является участником научно-практической конференции «Великий подвиг
космонавта». В ее исследование необходимо было проявить такие творческие
способности, как хорошее владение сетью Интернет. Так как целью ее работы
была: на основе Интернет-ресурсов изучить места в Оренбургской области, даты,
личности, связанные с развитием космонавтики. Ей пришлось использовать
поисковые системы, отобрать материал, проанализировать его, сгруппировать
по смысловым блокам. Отобрать наиболее яркие фотографии, иллюстрирующие тему.
Кроме того она подготовила презентацию о развитии изучения
космоса и подготовила номер газеты «Земля в иллюминаторе». Был
представлен совершенно новый продукт, демонстрирующий творческий подход к
выполнению задания.
Работа «Оренбуржье - космосу»
Юрия Науменко, который попытался осветить данную тему первым, была выложена на
сайт НОУ «Родник» (http://rodnik.3dn.ru/publ/kosmonavtika_orenburzhja/4-1-0-95)
в конце 2010 года. На 12 июня 2011 года она имеет 1735 просмотров,
что говорит о ее востребованности и признании. Думается, автору это позволит с
большей уверенностью приступить к созданию нового исследования, имея
предшествующий положительный опыт.
Была затронута и еще одна
актуальнейшая тема - «Международное сотрудничество в освоении космического
пространства» Азаматом Сисеновым. Её цель рассмотреть
вклад, внесенный в освоение космоса российскими и зарубежными исследователями. Он
сделал анализ литературы о космонавтике; повел изучение материала
по избранной теме через поисковые системы сети Интернет; посетил
Оренбург и его музеи с целью знакомства с Оренбуржьем космическим; составил
таблицу «Экипажи международной космической станции». Как видим все это
творческие методы, которые предполагали получение нового продукта. Азамат
создал мультимедийный проект: презентацию по избранной теме. Так же им
подготовлен буклет по теме. Это тоже творческая работа, кратко
передающая содержание работы.
Исследовательские работа – это
только одна из форм работы по теме.
В практике нашего НОУ проведение
интеллектуальных игр. Не отошли от традиции мы и в этом году. Участникам
НОУ было предложено подготовить каждому по 10 тематических вопросов. Всего их
оказалось более двухсот штук. Участники были разделены на 5 команд. Жюри
задавало вопросы из созданного банка. Участник должны были быстро поднять руку.
Так определился лучший игрок и лучшая команда, награжденная медалями победителя
в игре «Земля в иллюминаторе».
Материал об игре размещен на
Форуме сайта и в его Фотоальбоме. Отбор материала для сайта – это тоже один из
вариантов проявления творческого подхода, потому что требует от создателя темы
умения анализировать, чувство вкуса, умения видеть интересный информационный
кадр. Такая работа приводит к тому, что команда «Родника» стала победителем
областной интеллектуальной игры. Да и сам сайт отличная возможность
проявить творчество. Он действует уже три года, и космическая тема постоянно
фигурирует в его темах.
Кроме того лекторская группа
подготовила лекции, беседы, подобрала видеосюжеты, фрагменты документальных
фильмов для наглядности. Конечно, здесь пришлось проявить немало творчества,
чтобы получить качественно высокую работу, интересную как малышам, так и
старшеклассникам. На неделе космонавтики эти беседы пройдут во всех классах. Способствует развитию творчества и проведение викторин. Учащиеся НОУ приняли активное участие в областной викторине, организованной областным центром туризма и краеведения, восемь работ отправлены на финал в Оренбург. В ходе подготовки ответов учащиеся работали целыми семьями. Это немаловажный фактор, способствующий и укреплению взаимоотношений в семье и развитию поисково-исследовательских навыков. В ходе данной работы были найдены люди, встречавшиеся с космонавтами, в том числе и с Ю.А.Гагариным, проживающим в нашем селе. Воспоминания очевидцев - яркий эпизод, стимулирующий дальнейшее развитие и интереса и способностей школьников.
К 50-летию первого полета в
космос нами подготовлена научно-практическая школьная конференция, на
которой ученики выступили с защитными докладами по своим исследованиям. Она была оформлена рисунками юных художников школы.
Таким образом, мы видим, что
космическая тема предполагает массу возможностей для развития творческих
способностей учащихся.
|