Описание методической разработки «Никто из нас
не свалился с Луны!»
1. Интеллектуальный марафон «Никто из нас не свалился с Луны!» с
использованием ИКТ
2.
Данное
мероприятие может проводиться
- после изучения темы «Семья» курса
«Обществознание» в 8, 11 классе;
- в ходе
элективного
курса того же направления;
- как
завершающее после блока внеклассных мероприятий,
посвященных семье;
- как
самостоятельное мероприятие в
любом классе общеобразовательного учебного учреждения.
Использованное
текстовое и графическое содержание в презентациях позволит пополнить изученный
ранее материал. Видеоряд составит соответствующее
содержанию эмоциональное восприятие.
3.
Как
общеобразовательный класс, так и класс с углубленным изучением истории и обществознания.
4. Как мастер-класс для
классных руководителей ( в этом качестве он и проводился автором).
Презентация
подготовлена учащимися 9 классов и учителем истории
Презентация
состоит из отдельных работ,
подготовленных учащимися, в которых представлен материал по разделам:
•
1. Семья
и брак. Семейные ценности
•
2. Государство и семья.
Рассматриваются понятия:
•
1. Семья
•
2. Брак
•
3. Функции семьи
•
4. Типы семей
•
5. Ценности семьи
•
6.
Проблема кризиса современной семьи
Содержатся практические формы работы с использованием ИКТ
- Составление Родословной.
- Работа
с кроссвордом.
- Социологическое мини-интервью с оформлением
результатов в виде диаграмм.
Это в доступной форме дает представление об
историческом развитии института семьи.
Учащиеся делают попытку обосновать свою точку
зрения.
Материал
подготовлен в виде электронной презентации. В презентации он представлен в виде
текстового материала, фотографий, картин, схем. Кроме визуального восприятия
часть кадров можно сопроводить аудиозаписями или озвучить. Сочетание
представленных материалов позволяет привлечь внимание учащихся к данному
материалу, разнообразно и живо материал анимируется в определенной алгоритмике.
Цель:
проверка знаний учащихся семейно-правовой
направленности и умений оформить отобранный
материал по заданной теме в виде электронных
проектов.
Задачи:
- Формирование знаний о правовой базе семейного
института
- На основе представленного материала дать
возможность учащимся аргументировать свою точку зрения.
- Формирование умения вести научную дискуссию,
используя убедительные аргументы
- Обобщать
теоретический материал на основе изученного, увиденного и
услышанного о роли семьи.
- Сопоставить
различные точки зрения на проблему для определения собственной позиции.
- Составление родословной схемы.
Этапы
- Изучение
теоретического материала.
- Знакомство с
нормативной базой.
- Выполнение
практической работы по составлению родословной.
- Решение кроссворда
- Рефлексия.
Подведение итогов.
Практическая деятельность:
- разбивка
учащихся на группы;
- подготовка родословных
таблиц в режиме он-лайн;
- работа с
кроссвордом, диаграммой, таблицей в программах Exel и Word;
Методические рекомендации.
На всех этапах реализации проекта важно умелое руководство педагога.
Ему необходимо тщательно отобрать теоретический материал, при этом, не забывая
о формировании электронных ссылок, так как некоторым школьникам скучно читать
книгу, но повозиться в Интернете доставляет удовольствие. Так в нашем случае, работниками читального
зала районной библиотеки после небольшого теоретического вступления учащимся
была предложена игра, в ходе которой они искали для ответов статьи Конституции,
работали с энциклопедиями, словарями и
справочниками, вспоминали прочитанные литературные произведения, знакомились с
выставками. Такая подготовка дает ребятам возможность определиться с вариантами
своего участия в итоговом мероприятии «Никто из нас не свалился с Луны!». К
итоговому занятию в данном случае были подготовлены:
1 группа. Кроссворд с целью проверки знаний кровнородственных связей в семье.
2 группа. Подготовила в виде электронного проекта итоги мониторинга и дала его анализ.
3 группа. Представила историческую справку
развития института семьи и брака на основе работы в Интернет и представила
презентацию.
После завершения мероприятия
руководители групп попытались сделать обобщение тоже в виде электронного
проекта «Никто из нас не свалился с Луны!»
Кроме того, автор в отдельных кейсах предлагает материал различного
плана (документы, иллюстрации), которые можно использовать всеми желающими для подобного
мероприятия.
Данный материал возможно
использовать в произвольном порядке в зависимости от цели, поставленной
педагогом.
Автор разработки
предполагает творческий подход по использованию данного материала. Обращаю
внимание, что многие конкретно-научные факты учащимися до 9 класса включительно
будут изучаться в последующие годы и
считаю уместным оставить окончательный выбор позиции на будущее.
«Никто из нас не свалился с Луны!»
Технологическая карта интеллектуального
марафона (вариант) Приложения,
дополнительный материал.
Вариант
задания для рефлексии
Сформулируйте
Законы сохранения семьи
·
Принятие
семейно-бытовых обязанностей и согласие в их распределении.
·
Наличие минимума материального благополучия.
·
Сохранение благоприятных отношений с
родственниками.
·
Культурно-духовная совместимость.
·
Психологическая
совместимость и нравственная грамотность.
·
Наличие
и поддержание любви. Соблюдаются ли данные законы в вашей семье?
Пословицы и поговорки
о семье
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В том-то и сила, чтобы жена мужа любила.
Валяй, дети: отец в ответе.
Вдовец детям не отец: сам сирота.
Весь мир знает, а отец да мать не знают.
Всё выбирать - женатым не бывать.
Всякая невеста для своего жениха родится.
Всякому мужу своя жена мила.
В Москве все найдешь, кроме родного отца
да матери.
В одной суме - да разные денежки, в одной семье – да разные
детушки.
В поле ни отца, ни матери - заступиться
некому.
В родной семье и каша гуще.
В своей семье и сам большой.
В своей семье не велик расчет.
В семье и каша гуще.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
В семье не без дурака.
В семье не без урода.
На что и клад, коли в семье лад.
Работа по картинам.
Вопросы:
•
Какие эмоции вызывает у вас эта картина?
•
В чем вы видите главный смысл картины?
•
Счастливая ли это семья?
•
Как бы вы озаглавили картину?
1картина
В.В. Пукирев « Неравный
брак»
( бедную девушку отдают
замуж за богатого вдовца, который должен обеспечить ей материальное
благополучие, а себе- счастливую жизнь рядом с юной женой. Глаза невесты
наполнены слезами, т.к. этот брак вынужденный. Гости с тревогой наблюдают за
церемонией венчания. Ни у одного из них на лице нет радости и тожественности.
Все гости, да и жених с невестой понимают, что в этом браке нет главного – любви. А значит- не будет эта семья счастлива)
2 картина
Рембранд « Возвращение
блудного сына»
( художник изобразил библейскую
притчу. У одного человека было два сына. Младший попросил у отца дать ему ту
часть имения, которая причиталась по
наследству. Отец исполнил его желание. Сын ушел из дома, поселился в
чужой стране, вел распутную жизнь, промотал все состояние. Чтобы не умереть с
голоду он нанялся в работники и пас свиней. Охотно питался бы даже тем, чем
питались свиньи, но и этого ему не давали. Тогда он искренне раскаялся и
вернулся к отцу. Просил принять его хоть последним работником. А любящий отец,
увидев его издали, поспешил к нему навстречу, пал ему на шею и целовал его.
Потом приказал дать ему богатую одежду и от радости, что сын вернулся домой
живой, устроил большой пир в своем доме.
Художник хотел показать,
что человеку необходимо пройти путь познания и исцеления, чтобы осознать, как
важен в жизни опыт старшего поколения. Художник осуждает плохое воспитание,
эгоизм, равнодушие, непонимание в семье.
3 картина К.С. Петров –
Водкин « Тревога»
( художник отобразил тревожное
время Гражданской войны 1919г. когда власть в городе переходила из рук в руки:
то « Белым», то « Красным». Горожане пытались сохранить мир и спокойствие в
городе. В этой картине беспокойство
принесла в семью война, которая заставила испытывать всех постоянную тревогу,
неуверенность в завтрашнем дне. Отец с тревогой смотрит в окно. Мать испуганным
жестом прижала девочку к себе. Никто в данной ситуации не испытывает счастья и
спокойствия.)
Источники
Конституция РФ,
Семейный Кодекса РФ
Задания и тесты по обществознанию 9 класс. М.
«Школьная Пресса» 2001г.
Кравченко. Обществознание. 8
класс. М. «Русское слово» 2006г.
Певцова Е.А.
. Обществознание. Книга для учителя 8 - 9 класс. М. «Русское слово»
2000г.
Юрченков А.М. «Методы
генеалогического исследования». Саранск: Морд. кн. изд.1999.57 с.
Интернет-ресурсы
Аминов
А. М., 2008
htt://som.fio.ru/subject. Сетевое
объединение методистов. Обществознание. Презентации А. Чернова. Правовые основы
брака и семьи.
http://interaktiveboard.ru/load/1-1-0-11
"Современная семья" 11 класс
P.S.
Следует
заметить, что в Интернет размещено множество разработок, презентаций на тему
«Семья». К сожалению, иногда одна и та же разработка печатается под разными
именами, поэтому не всегда можно быть уверенной в ссылках. В данной разработке возможны заимствования
отдельных слайдов, например, но, к сожалению, точного имени автора не всегда
получилось назвать.
В ходе
подготовки к данному мероприятию, а оно проводилось как мастер-класс в рамках
общешкольного методического дня для классных руководителей для показа возможных
форм работы с учащимися, автором было просмотрено несколько десятков различных
разработок, материалов педагогической, методической, психологической
литературы.
Учителя на
практике выполняли те задания, которые прописаны в столбце «Деятельность учащихся». Помощниками
в этой работе выступили мои ученицы, которые освоили все занятые на уроке
компьютерные программы и были учителями своих учителей.
Презентация
для облегчения веса помещается только с одной песней: «Родительский дом,
две заявленные в презентации мелодии («Под крышей лома твоего» и «Важней всего
погода в доме») легко скачать с Интернет. Звук облегчить не
умею…
На фото:
момент мастер-класса. |