Понедельник, 25.11.2024, 22:34
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [23]
Тезис [17]
Разное [50]
Изучения [129]
Мини-чат
200
Наш опрос
Как вы относитетсь к введению ЕГЭ?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 981
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

История развития МУДОД Дома пионеров и школьников села Октябрьское

Введение

Я, Лоскутова Евгения Вячеславовна ученица 10 «а» класса Октябрьской средней школы являюсь воспитанницей Дома пионеров и школьников с 2008 года, хочу представить историю развития районного Дома пионеров и школьников.

  Актуальность моей работы заключается в следующем. Во-первых, в  ноябре 2010 года Дому пионеров и школьников исполняется 55 лет. Во-вторых, 2010 год объявлен годом учителя, а в таком учреждении за долгие годы проработало большое  количество педагогов.

    Цель: исследовать историю развития Дома пионеров и школьников в течение 55 лет. Задачи: -  описать деятельность директоров  руководителей ДПиШ;

-  изучить деятельность кружков;

-  изучить историю здания ДПиШ;

-  составить сравнительные таблицы кружков и их руководителей;

-  составить сравнительные диаграммы современных кружков.

Методы: - изучение и ознакомление с архивными материалами;

- опрос бывших и нынешних работников ДПиШ;

- анализ истории Дома пионеров и школьников;

- составление диаграмм и таблиц кружков.

             Объект исследования: МУДОД ДПиШ (Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Октябрьский Дом пионеров и школьников»). Предмет исследования: история развития МУДОД ДПиШ

   При написании работы я ознакомилась с архивными данными ДПиШ, с материалом из Архивного отдела МО «Октябрьский район», а так же изучила личные архивы семей: Карякиных, Лоскутовых, Раковых, Юлдашовых, Яковлевых. Рассмотрела книги приказов ДПиШ с начала открытия до наших дней. Беседовала с директорами, руководителями и воспитанниками ДПиШ. В моей работе отобраны только достоверные, выверенные факты, взятые из выше сказанных источников.

История развития Дома пионеров и школьников

В октябре 1955 года для многих октябрьских мальчишек и девчонок Дом пионеров впервые открыл свои двери. В то время он находился на улице Советской 25 в правом крыле здания, а в левом находилась Музыкальная школа. Об его открытии писали в районной газете: «На днях в селе Октябрьском открыт районный Дом Пионеров. В нем сейчас работает 10 различных кружков: фотолюбителей (Тахтин Я.И.), юннатов (Любимова О.З.), автомодельный (Донецких И.Р.), танцевальный (Болдарева Т.А.), умелые ручки (Бахарева А.А.) и другие». [8]

    Первой его заведующей стала Агеева Вера Алексеевна. Она отличник народного просвещения, учитель истории первой категории, имеющая три медали, четыре нагрудных знака и бесчисленное количество грамот. Девять лет своей педагогической жизни Вера Алексеевна отдала Дому пионеров. Под её руководством выросло не одно поколение педагогов.

  За первый месяц трудовой деятельности в Доме пионеров занималось более сотни пионеров. В их распоряжении были просторные комнаты, различные материалы и инструменты для плодотворной работы. Школьники полюбили занятия в авиамодельном кружке. Юные авиамоделисты сделали первые модели к самолетам. А направлял их на это мастер своего дела Донецких Иван  Романович.[7]  

    У девочек на протяжении многих лет пользовались популярностью кружки «Машинная выбивка» и «Кройки и шитья», которыми руководила  Калугина Валентина Дмитриевна. Недавно я с ней встретилась, и она с удовольствием рассказала о своей работе в Доме пионеров. «В далёкие 1956 года я, будучи ученицей, ходила в Дом пионеров на кружок «Умелые ручки». В то время его вела Бахарева Анна Алексеевна. Талантливая женщина, учившая нас видеть красивое вокруг. Я последовала по её стопам и в 1961 году сама стала руководителем. На мои занятия по шитью ходили дети 2-6 классов. Работу начинали с того, что учились правильно держать иголку, заправлять материал в пяльца, копировать узор на ткань, подбирать нитки, чтобы воспроизвести рисунок. Вышивание начиналось от простых стежков к более сложным. Самым сложным считалась вышивка гладью. Но под моим присмотром дети справлялись и с такой работой. В Доме пионеров организовывались выставки детских работ, где представлялись разнообразные труды ребят: платочки, салфетки, кофточки, фартуки, детские платья… Лучшие из них посылались на выставку в областной Дом творчества. По совместительству я руководила Драмкружком. Мои дети готовили сказки, миниатюрные сценки, сами делали костюмы, рисовали декорации. Часто выступали на мероприятиях в Доме пионеров, давали представления и в районном Доме культуры. Особенно удачно была  сыграна сказка «Морозко» в детских садах. Ученики с интересом посещали мои занятия и получали большое удовольствие от успешных выступлений».[3] Ещё одним руководителем кружков «Машинная выбивка» и « Кройки и шитья» в течение 25 лет был заслуженный педагог Беспалова Валентина Ефимовна (Приложение 4, документ 1). Более одной тысяч воспитанниц за эти годы. В том числе и моя мама Лоскутова Разиля Мудариковна, которая вспоминает, как Валентина Ефимовна учила их заправлять швейную машинку, натягивать материал на пяльца, выбивать мозаикой, делать «бриды» и «паучки». Многим ученицам пригодился этот опыт, когда в стране был дефицит товара. Методист Дома пионеров и школьников Юлдашова Татьяна Александровна помнит о первой экскурсии в Дом быта (Приложение 1, фото 4). «Члены первой группы кружка кройки и шитья районного Дома пионеров побывали в Октябрьском Доме быта. Нас приветливо встретили работники предприятия. Охотно отозвалась на нашу просьбу ознакомиться с различными видами выполняемых здесь работ мастер закройщик А.П.Маннаникова. Она провела нас по всем цехам» (Приложение 4, документ 2). [9]

  В ходе исследования я познакомилась со вторым заведующим Домом пионеров. Это Яковлева (Позднякова) Людмила Николаевна, которая дружелюбно приняла меня вместе со своим мужем Юрием Никифоровичем. Она оживленно говорила о той поре, показывала фотоснимки, безусловно оказавшиеся в моей работе. Со слов Людмилы Николаевны: «Посещение Дома пионеров я начала со школьной скамьи ещё, будучи пионеркой, ходила на кружок «Умелые ручки» к Бахаревой Анне Алексеевне. Стать педагогом посоветовала мне Агеева Вера Алексеевна, я прислушалась к её мнению и заочно поступила  в Оренбургский институт имени Куйбышева. Свою рабочую деятельность я начинала, работая пионервожатой в Октябрьском детском  доме. Проработав там три года, в 1961 году стала директором Дома школьников и в 1967 году перешла воспитательницей в детский сад №1, который раньше находился на улице Дедовской дом 1. Работала я в Доме пионеров и преподавателем хорового кружка. В то время, когда я была заведующей, нашу деятельность контролировал и направлял комсомол, проводилась работа с детьми, а так же семинары пионер вожатых школ, где проходила учеба вожатых. В 1964 году открылся Радиокружок, вёл его тогда Ушаков Николай Иванович. О своих занятиях он написал статью: «В одной из комнат Октябрьского Дома пионеров мы застали ребят, членов радиотехнического кружка…Работа началась, и нужно было видеть восторг ребят, когда, подключив к антенне детекторный приёмник, они услышали в телефонат голос родной Москвы. От простых радиоконструкций ребята будут переходить к поделке более сложных ламповых приёмников, усилителей низкой частоты, простейших радиол. Такая работа в кружке принесёт большую пользу ребятам». [6]

  Сейчас Людмила Николаевна на пенсии и всё равно продолжает активное участие в общественной деятельности, поёт в  хоре ветеранов КДЦ.  [3]

    Исследуя пионерское движение в Доме пионеров, была найдена запись о военно-патриотическом кружке «Юнармеец».  С 1 ноября 1969 года 30 лет  работал Хрипков А.С. в должности руководителя кружка «Юнармеец». Октябрьские юнармейские отряды являлись участниками Всесоюзных финалов игры «Зарница» и «Орленок» в городе Пскове-1969, городе Минске-1972, г. Ленинграде-1975, г. Ульяновске-1977.  

 В 1969 году  отряд юнармейцев Октябрьской средней школы стал участником финала Всесоюзной игры «Зарница» в городе Пскове. В лагере на берегу Четки съехались 74 отряда почти 2 тысячи человек.

В каждый отряд входило 25 юнармейцев. Впервые проводились соревнования по специальностям: 4 связиста, 4 разведчика и 10 стрелков.

Наша команда  приехала с дипломом за успехи в военно-спортивной игре «Зарница». В состав команды входили: Татаринов Володя-командир отряда, Уварова Таня, Кузмин Саша, Чурносова Оля, Шипилов Женя, Пчелинцев Саша, Пирожков Володя, Фомина Таня, Игнашев Сергей, Логачева Шура, Донцова Валя и т.д. [1]

   Я хочу отметить четвертого заведующего Домом пионеров с 1972 по 1987 год Карякину Евгению Семёновну. Благодаря Евгении Семёновне,  в 1985 году в 16 школах нашего района открылся филиал Дома пионеров. В Доме пионеров и на базе школ  проводились такие мероприятия как, посвящение в вожатые, районные слеты тимуровцев, новогодние балы, конкурсы чтецов, смотры художественной самодеятельности, ЮИД. Евгения Семеновна внесла большой вклад в развитие Дома пионеров, за что была награждена многочисленным количеством  грамот, дипломов и благодарностей (Приложение 4, документ 3). Она способствовала расцветанию здания и поддерживала его в идеальном порядке. «У нас пять рабочих комнат, зал 70 мест, методический  кабинет. Он оформлен полностью: есть пионерский уголок, который включает в себя торжественное обещание, законы пионеров, Указы о награждении, наказ 16-ого съезда комсомола, обращение  слета пионеров, карта района с названиями школ, где отличены все важные события школы. В коридоре стенд: «Дружина района на марше», «Пионеры – герои», «Великий подвиг советского народа», «Салют – победа», «Шаги десятой пятилетки» и др.». [5] 

  Из рассказов моей бабушки проживающей более 30 лет на улице Советской я узнала, что здание Дома пионеров сгорело в 1987 году. Если вы сейчас пройдёте по этой улице, то невольно замените, как в ряд стоят три дома под номерами 25. Именно на этом месте стоял Дом пионеров.

 После пожара он располагался в одной из комнат здания Октябрьской Начальной школы. В этой комнате находился один шкаф, стол директора Голинской Татьяны Геннадиевны и стол методиста Ясаковой Любовь Викторовны. Но где же проходили кружки спросите вы? А я отвечу, все кружки, работающие на базе Дома пионеров, проходили при школах

    Новое месторасположение на улице Луначарского 49 Дом пионеров приобрёл в 1989 году. После распада СССР он неоднократно менял своё название, так в апреле 1993 года его переименовали в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Октябрьский Дом школьников» (Приложение 1, фото 1). Однако в январе 2002 года ему вернули и прежнее название, тогда он был Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Октябрьский  Дом пионеров и школьников», а с января 2009 года он носит современное название Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Октябрьский Дом пионеров и школьников». [1]

    С начала 21 века деятельность в Доме пионеров с заметным рывком пошла вверх. 19 мая 2000 года образовалась Октябрьская районная детская общественная организация «Содружество» (ОРДОО). Сейчас она действует в 24 школах района и включает в себя более 1579 человек. Председателем Районного совета ОРДОО «Содружество» является Юлдашова Татьяна Александровна-методист туристско-краеведческой направленности, координатор районной детской общественной организации. Организация делится по направление деятельности: «Коллеги», «Цветик - семицветик », «Лидер», «Мир твоих прав», «Зеленый шит», «Наследники», «Свой голос».

   В Доме пионеров и школьников ежемесячно выходит детская районная газета «Содружество», в количестве 100 экземпляров и распространяется в школах, сельских библиотеках, сельских советах района. Редакция газеты объединяет 10 школьников МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», учащихся 8-11 классов, воспитанников творческого объединения юных журналистов МУДОД «Дом пионеров и школьников». Руководителем этой газеты является Юлдашова Татьяна Александровна.

   В 2003 году  основалась школа раннего развития «Лучики», с целью психологической подготовки детей дошкольного возраста (5-6 лет) к обучению в школе. Образовательная программа рассчитана на 2 года. В ней обучается 125 детей, из них 56% не посещают детский сад.

  В сентябре 2005 года в ДПиШ была организованна экспериментальная минигруппа «Малышок» для детей, не посещающих детский сад (3-4-х лет). Руководитель Камынина Л.В. Детей  дошкольного возраста постепенно подготавливают к школе. Занятия проводят как в школе по различным предметам, развивая у детей память. В объединении проводятся  интегрированные занятия: урок развития, развитие речи, математика, занятия по декоративно – прикладному творчеству и музыкальные занятия.

    Одним из знаменательных событий ДПиШ является открытие «Музея Истории народного образования Октябрьского района». 7 декабря 2003 года принято официальное решение об открытии Музея. А само открытие осуществилось 7 мая 2005 года. Его проводил руководитель ДПиШ Юлдашова Татьяна Александровна, Краденова Наталья Николаевна и ребята из поискового клуба «Истоки»: Джиадзе Катя, Нефедова Варя, Судакова Настя, Бабин Иван, Ражина Таня, Савинов Роман. В торжественной момент право разорвать ленточку представилось старейшему педагогу дополнительного образования Беспаловой Валентине Ефимовне и старейшему педагогу учителю русского языка и литературы Октябрьской средней школы Шипиловой Марии Дмитриевне (Приложение 1, фото 3). И в заключение праздника Нефедова Варя и Бабин Иван прочитали стихотворение про «Оренбуржье».

    С декабря 2006 года директором МУДОД Дома пионеров и школьников является Ракова Людмила Сергеевна. В прошлом она занималась музыкальной деятельностью и окончила  Оренбургское музыкальное училище №2. Прежде чем стать директором она работа учителем музыки в Уранбашской школе, заведующей детским садом в поселке Железнодорожников, руководителем кружков и методистом в Доме  пионеров и школьников. В 2004 году окончила Оренбургский педагогический университет, факультет социальной  педагогики. Имеет первую квалификационную степень.

  В сентябре 2009 года Людмила Сергеевна открыла в ДПиШ социально-психологическую службу.

  Главная цель деятельности социально – психологической службы – содействие социальному и психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию социализирующейся личности, а также коррекция разного рода затруднений в ее развитии. В состав службы входят три психолога: Жиляева Н.В, Филатова Е.В., Иванова А.Д.,  и логопед Баловнева О.С. Руководитель службы: Жиляева Н.В.

    Год назад прошла реконструкция ДПиШ (Приложение 1, фото 2). Все кабинеты были оснащены и плюс к этому, прошла реконструкция гаража, где сейчас располагается санузел. Так же появился кабинет психологической службы. В здании имеются два кабинета для проведения кружка, один методический кабинет и кабинет директора. Есть кладовая, зал, два коридора со стендами. В одном из коридоров находятся кресла со столом, а в другом диван и два шкафа в которых лежат грамоты, выпуски газет и поделки.

Музей находится прямо по коридору рядом с методическим кабинетом. Музей включает в себе такие разделы как история школы района, летопись Дома Пионеров, учителя в боях за родину, история детского движения.

   Сейчас Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» предоставляет возможность для интеллектуального, духовного развития детей и подростков, удовлетворения их разнообразных образовательных и социокультурных потребностей, создает условия в активизации творческих сил, определении ближних и дальних перспектив, профессионального самоопределения, накоплении профессионально значимых  способов деятельности.

 Заключение

    Таким образом, Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Октябрьский Дом пионеров и школьников» во все года являлось важным учреждением, деятельность которого даёт возможность детям раскрыть и показать свою способности под руководством высококвалифицированных педагогов.

Цель исследования истории развития МУДОД ДПиШ достигнута. Задачи решены, методы оказались эффективными.

Такой вид работы я делаю впервые, и к тому же я первая кто пишет исследовательскую работу по Дому пионеров и школьников. В ходе исследования мною собранна информация обо всех 12 директорах (Приложение 1, фото 5), выяснена деятельность кружков и их руководители (Приложение 1, фото 6). Собирая материал, в книге приказов ДПиШ я заметила интересную деталь о том, что с 1955 года руководителем Дома пионеров был заведующий, а с 1987 года введена должность директора.

Историю здания ДПиШ я собирала детально из рассказов очевидцев тех лет. О современном здании написано с собственных наблюдений, фото документов,  с рассказов нынешних преподавателей и директора ДПиШ Раковой Людмилы Сергеевной, которая представила основную часть информации. По своей работе я составила две сравнительные диаграммы, где можно заметить сокращение в 2010 году направлений деятельности, но на самом деле произошло слияние технического направления с научно-техническим и физкультурно-оздоровительного со спортивно техническим направлением (Приложение 3, диаграммы). Так же сделана таблица по кружкам 2010 года (Приложение 2).

   В дальнейшем планируется сделать стенд в Музей образования ДПиШ, презентацию «Дополнительное образование в Октябрьском районе», буклеты и напечатать статью в районную детскую газету «Содружество», где я состою в редколлегии.

 Источники

Архивы

 1. Архив ДПиШ

 2. Архивный отдел МО «Октябрьский район»

 3. Личные архивы семей: Карякиных, Лоскутовых, Раковых, Юлдашовых, Яковлевых.

Литература

  5. Быть организатором пионерских дел.// Заря, 1976 год  

  6. В радиокружке Дома пионеров. // Красное знамя, № 103, 1968 год

  7. Занятия в Доме пионеров.// Красное знамя, № 94,  1955 год

  8. Открытие Дома пионеров.// Красное знамя, № 89, 1955 год

  9. Экскурсия в Дом быта. // Заря, 1973 год

Интернет-ресурсы

 10.Сайт научного общества учащихся «Родник» МОУ ОСОШ

   http://rodnik.3dn.ru

Приложения



Директора ДПиШ



Работа кружков

 

 

Категория: Изучения | Добавил: antonina (12.11.2010)
Просмотров: 4116 | Комментарии: 38 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 381 2 »
38 antonina  
Сайт ДПиШ http://dompish.3dn.ru/

37 antonina  
Женя выступила хорошо, но пока без призового места. Однако, это еще не конец. Работа пойдет и дальше.

36 antonina  
23 декабря Евгения будет защищать свою работу на областном конкурсе. Женя, желаю тебе успешного выступления, ты к нему готова!

34 ирина  
Женя, молодец! Работа очень хорошая.Проштудировала очень большое количество материала. Желаю тебе дальнейших успехов!)

35 Женечка  
Спасибо Иринка=)

33 Женечка  
Если есть замечания пишите... Буду очень признательна, т.к со стороны виднее.

32 antonina  
Работа Жени отправлена на заочный тур областной олимпиады в рамках "Отечество". Спасибо всем за обсуждение. Хочется услышать пожелания по подготовке защитной речи и презентации по работе. Заранее всем благодарны!

18 Звёздочка  
Дааа..работа проведена трудоёмкая, собран огромный материал. Хотелось бы, чтобы работа была поделена на главы, так работа будет читаться легче. А ещё следует подписать фотографии.

22 antonina  
Звёздочка, данная работа очень перекликается с темой твоей работы, так что в некотором плане она может служить тебе образцом. Хорошо, что ты видишь недоработки. Скорее всего, в своей работе ты их не допустишь! smile

27 Женечка  
Спасибо!! Надписи я сделаю на самой фотографии так удобнее её воспринимать, понятнее..

17 ЮлЬкА  
проведена огромная работа...можно сделать приложение 1, приложение 2. как я понимаю оглавление в работе имеется, просто оно не помещенно... biggrin

21 antonina  
ЮлЬкА, да, в работе Оглавление есть, ты права! Так же, как и с выделением разных Приложений в отдельные.

23 Женечка  
Да, Юль оглавление и все остальное есть. И ещё это только мини-версия моей работа , а вся работа написана на 42 листа с приложениями

16 Кир_АК-74  
я бы сказал, что работа хорошая, и замечания - это нет Содержания. Приложения лучше указывать Приложение 1, Приложение 2...
А источники мне лично понравились, актуальность какая надо, методы эффективны!
Конечно, это трудоемкая работа, поэтому желаю успехов в написании идеальной работы!

20 antonina  
Кир_АК-74, согласна: работа трудоемкая. Объемная. Тем важнее правильно ее систематизировать и отбрать самое главное. Замечания по существу!

31 Женечка  
Кир_АК-74 спасибо!! Все твои замечания у меня есть в полной работе, а это только тезисы к ней...

15 НюТкА  
Работа очень интересная, но соглашусь с другими мнениями, что в работе много сплошного текста, а в остальном мне нравится, как она обозначила актуальность, достигла цели. Женя, я желаю успехов в дальнейшей работе с исследованием ДПиШ.

19 antonina  
Тема очень значимая и важная для восстановления истории образования в районе.

24 Женечка  
НюТкА и Алена я тоже с вами соглащусь текста сплошного в этой работе много, но в моей большой работе всё выделенно по пунктам.

1-10 11-18
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!