История предмета
моего исследования начинается с 1976 года, когда было открыто новое здание
Октябрьской средней школы. Заведующей кабинетом была назначена Сгибнева
Александра Ефимовна, учитель истории и обществознания, отличник народного
образования.Александра Ефимовна долгие
годы сотрудничала с Оренбургским государственным пединститутом. Под ее
руководством в Октябрьской средней школе проходили педпрактику студенты
исторического факультета.
Исследовательскую работу разделим
на промежутки времени, которые намерены
рассмотреть. Подпункты сделаем одинаковые, по ним и будем вести сбор материала.
Цель работы: исследовать историю кабинета истории и его функции за
34 года существования школы.
Задачи: - составить интервью с учащимися
разных лет в этом кабинете; - собрать информацию о современном состоянии
кабинета; - создать синхронистическую таблицу.
Методы: - анализ истории; - наблюдение за работой
заведующего кабинетом; - составление
синхронистическойтаблицы; - обобщение полученной
информации; - уточнение сделанных выводов.
Объект исследования: кабинет истории №14 МОУ «Октябрьская средняя
общеобразовательная школа».
Предмет исследования: история кабинета №14.
I.История кабинета истории
1. В 1976 – 1980-е годы
Перенесемся
в 1976 год. У кабинета начинается своя жизнь, его ждут многие преобразования,
воплощения творческих задумок учителей и учеников, а пока он почти не
отличается от остальных кабинетов школы. Чтобы узнать, каким был кабинет
истории в 1976 – 1980-е годы, я встретилась с одной из учениц этих лет. Это
Лариса Федоровна Скляр, она окончила Самарский государственный институт
культуры и искусств по специальности библиография.
- В 14 кабинете мы учились с 8
класса. На окнах шторы, АлександраЕфимовна
внимательно следила за их состоянием, указкой поправляла складки. Парты
светло-зеленого цвета, сбоку крючок для сумок. Такие же стулья. Учительский
стол стоял перед первой партой среднего ряда. На подоконниках стояли цветы, но
их было немного.
- Что использовалось на уроке в
роли наглядного материала?
- Александра Ефимовна приносила
на урок карты, вешала их. Вела записи на доске.
- Каким образом проходило
дежурство?
- Я сама у нее в кабинете
дежурила. Она очень строго к этому относилась. Первый дежурный сдавал кабинет второму,
из другого класса. Смотрели, чтобы не было никаких черточек, царапин на
предметах мебели. Только идеальная чистота. В противном случае, вызывался
ученик, сидевший за этой партой, и приводил ее в порядок. Учащиеся заходили в
кабинет только после полной проверки кабинета.
- Что Вы можете сказать об
Александре Ефимовне, как о личности?
- Это запоминающаяся личность.
Аккуратность, степенность, чувство юмора. Голос не повышала, у нее была фраза
"крик – признак беспомощности". Даже если страничкой кто-то зашуршал,
она вставала и говорила: "Что за шум? Я в такой обстановке работать не
могу". Уроки преподавала традиционно. Спрашивала по учебнику, требовала
четких ответов. Давала нам конспекты, мы их должны были красиво оформить, по
ним, без учебников, можно было поступить в институт. Я их использовала.
- Спасибо, Лариса Федоровна, за
интересную информацию.
2. Кабинет в 1980-е годы.
В следующий
промежуток времени – 1980-е годы – происходит первое кардинальное изменение. В
кабинете появляются технические средства оборудования, расширяется круг
наглядного материала. Качество и количество информации, получаемой учениками,
увеличиваются, формат знаний становится разнообразнее.
Мне удалось
поговорить с одной из лучших учениц А.Е.Сгибневой и всей школы – Верой
Геннадьевной Коняхиной, учителем истории, правоведения и обществознания Iквалификационной
категории МОУ ОСОШ. Александра Ефимовна являлась классным руководителем Веры
Геннадьевны, и мы можем заметить некоторые методы преподавания, которые ученик
перенял у своего учителя. Представляю Вашему вниманию ее рассказ о состоянии
кабинета и жизни учащихся в нем.
«Этот кабинет
был одним из самых красивых кабинетов в школе, потому что Александра Ефимовна
трепетно и требовательно относилась ко всему, что здесь было. Все было в
идеальном состоянии. На стене напротив окна имелась надпись «Партия – ум,
честь, совесть нашей эпохи», которая проходила красной линией через всю систему
обучения. Справа от двери, вдоль всей стены, находились полочки, на которых
располагались цветы. Много цветов стояло на подоконниках. Стояли шкафы, над
ними очень красивые стенды, которые оформляли сами ученики: как работать на
уроке, характеристика исторической личности, символика. На окнах со вкусом
подобранные шикарные атласные шторы под цвет стен.
Это был
единственный кабинет в школе, в котором имелись технические средства обучения.
В углу (напротив двери) стоял большой телевизор, благодаря этому на уроках мы
могли смотреть прямые включения, репортажи со съездов партий. Был диапроектор,
где мы смотрели диафильмы. Магнитофон, где слушали выступления Ленина. Все
карты были систематизированы, Александра Ефимовна сама подписывала их (Вера
Геннадьевна достала из полки карту, на которой я смогла увидеть почерк
Александры Ефимовны). У нас было огромное количество первоисточников: работы
Ленина, Маркса. Таким образом, мы учились составлять тезисы. Дидактические
материалы обязательно применялись учителем на каждом уроке. Во многом благодаря
работе учителя и оборудованию кабинета выпускники были в высшей степени
образованы.
Кабинет был
оснащен учебной литературой. В шкафах имелись полное собрание сочинений Ленина,
различные книги на исторические темы. Ученики, совместно с учителем, выпускали
ежемесячный журнал «Юный историк».
Школа играла
огромную роль в воспитании. В школе приучали к труду. Уход за кабинетом
полностью лежал на учениках, отсюда и бережное отношение к имуществу. В полном
объеме мыли, убирали. К своим обязанностям относились очень серьезно. Сами
ремонтировали кабинет. Всё всегда было на своем месте.
В этот
кабинет, на уроки к Александре Ефимовне, приходили представители райком партии,
ведь тогда партии контролировали вопросы образования. Кабинет был
идеологическим центром. Каждую неделю обязательно проходила политинформация,
где готовили материал о том, что происходит в мире. В кабинете истории
проходили собрания, открытые уроки, внеклассные мероприятия, комсомольские
собрания, прием в комсомол. На перемене никто не бегал, абсолютно все приходили
и начинали готовиться к уроку.
Александра Ефимовна
приучила делать работу хорошо от начала и до конца. Уроки она проводила
достойно. Грамотная речь, где продумано каждое слово. 45 минут – это
дисциплина, внимание, максимальное использование возможностей кабинета. Этот
человек выработал чувство ответственности не только за себя, но и за окружающих
людей. Формировался принцип «если не я, то кто?». Достаточно жесткая. Требовала
смотреть новости, знать, что происходит в стране, в мире. Многие ее выпускники
работают учителями в нашем районе. Человек очень педантичный, то есть никогда
не опаздывала на урок. Несмотря на болезнь горла, очень редко уходила на
больничный. В целом, остались очень хорошие воспоминания».
В эти же годы
Александра Ефимовна преподавала уроки в классе, в котором училась теперь уже сама
учитель русского языка и литературы, Татьяна Вячеславовна Пелипенко. Далее ее
воспоминания о кабинете истории и учителе.
- Татьяна Вячеславовна, расскажите,
пожалуйста, как выглядел кабинет?
- Сам кабинет был красивый, элегантный
даже, оформлен с большим вкусом. Панели были окрашены в темно-желтый цвет. Крашеные
парты, мягкие стулья. Больше всего запомнился застекленный шкаф со старинными
предметами.
- А как обстояло дело с
раздаточным материалом?
- Несомненно, он был в наличии.
Карты и атласы использовались на каждом уроке. С помощью кинопроектора смотрели
кинофильмы. Имелась и своя библиотека.
- Наверняка, растения украшали
кабинет?
- Да, без цветов не обойтись. В
течение учебного года за ними ухаживали дежурные, а на лето мы забирали их
домой.
- Какие обязанности были у
дежурных?
- Они, практически, не
изменились. Дежурные готовили доску к уроку, вешали карты, раздавали атласы и контурные
карты. Поливали цветы, каждую неделю проводили уборку. Разве только, что полы
после уроков мыли сами.
- В это время заведующая
кабинетом была Александра Ефимовна Сгибнева. Что Вы ценили в ней?
- Строгость, интеллигентность,
степенность. Всегда ухоженная, нарядная. Она никогда не повышала голос; против
никто и слова не мог сказать. У нас Александра Ефимовна преподавала уроки этики
и психологии семейной жизни. Слушали её буквально с раскрытым ртом. Отвлекаться
было некогда. Можно сказать, какой
учитель, такая и атмосфера в классе. Она одним своим видом настраивала на
хорошую работу на уроке. Этот настрой передавался и в соседние кабинеты.
3.Кабинет в 1990 - 2000-е годы
Исследование
продолжается, история кабинета описывается в хронологическом порядке. Я
обратилась за воспоминаниями к активной
участнице НОУ «Родник», студентке исторического факультета Оренбургского
государственного педагогического университета, Варваре Нефедовой.
«Кабинет
всегда был ухоженный и отличался особым порядком и уютом. Парты, стулья,
учительский стол – все, как и в остальных кабинетах. В конце класса вдоль всей
стены стояли шкафы с книгами, наглядными пособиями, над ним Лента времени,
выполненная профессиональным художником. Доска, над ней портреты ученых
историков, часы. Справа от доски гербы России, области, района, На окнах белый
тюль и зеленые шторы. На подоконниках цветы, их всегда было много в классе. На
одной из стен висел стенд с фотографиями участников научного общества «Родник»
и всевозможные планы, расписание его работы. Далее на таком же стенде
предметная газета, яркая, запоминающаяся, часто сменяемая. Называлась «Былое».
Так же находился на стене классный уголок, лаконичный, яркий, заполненный всей
необходимой для учащихся информацией, затем его заменил дневник класса, который
находился в застекленном книжном шкафу.
В шкафах размещался материал с ученическими
Портфолио, необходимой литературой. Все было в идеальном порядке, тщательно
продумано. В материале было легко ориентироваться даже постороннему.
В роли
раздаточного материала – карты, атласы, иллюстрации. Из технических средств, по-моему,
ничего не было, если понадобилось их использование, то часто урок проходил в кабинете информатики.
А вот различных дискет, позже дисков, было очень много, мы и сами их создавали.
Там же хранились аудио и видеоматериалы с воспоминаниями ветеранов Великой
Отечественной войны, старожилов села, собранные нами в ходе подготовки к урокам
и работы в НОУ «Родник».
Обязанности дежурных не изменились. Они готовили
доску к уроку, выносили воду, проветривали кабинет, проводили влажную уборку,
вешали карты и раздавали дидактический материал.
Кабинет был
всегда в хорошем состоянии, благодаря Кавревой Антонине Алексеевне. Хороший
преподаватель и замечательный человек!»
4. Современный кабинет
Коренным
образом «лицо» кабинета изменилось на наших глазах. Все лето 2007 года кабинет
преображался. Иными словами, проводился евроремонт. Спонсором выступил папа
моей одноклассницы – Степанников Алексей Андреевич. Он сам в свое время учился
в этом кабинете. А теперь его старшая дочь получала здесь же образование.
Тогда мы были
7 «Б» классом. После линейки на центральной площади отправились в школу на классный час. Все
испытывали неописуемый восторг, войдя в кабинет, ведь это было его второе
кардинальное изменение. Сейчас, проучившись в нем три года, можно
проанализировать функциональность кабинета, выделить его достоинства и
недостатки. Но, обо всем по порядку.
Стены
выровняли гипсокартонном, покрасили в персиковый цвет. Оттенок был подобран
профессионально, он не слепит глаза; когда в окно светит солнце, а это вся
первая половина дня, в кабинете становится настолько тепло и уютно, что даже не
хочется заканчивать урок. Но стены легко пачкаются даже от прикосновения
портфеля ученика. Чтобы привести их в порядок, требуются немалые затраты. На
них сложно расположить стенды.
За освещение «отвечают»
9 светильников с четырьмя лампами дневного освещения в каждом.. Они расположены
в три ряда. На полу – ламинат светлого цвета, на котором также постоянно
остаются черные полосы от подошвы обуви. На передней стене доска, играющая
важную роль в кабинете. На ней крепится экран, на который проектируются
презентации, видеоматериалы. При помощи магнитов или на специальных решетках
помещается наглядный материал. Три большие пластиковые окна, ночные шторы
темно-зеленого цвета и белый тюль. Большой современный угловой учительский стол
с выдвижными ящиками, шкафчиками. Парты и стулья остались прежними. Им более 10
лет, но они в отличном состоянии.
В конце
класса разместилась специально выполненная стенка с застекленными, открытыми и закрытыми шкафами.
Кстати, она
вместе со столом появилась в кабинете уже в 2006 году и ярко контрастировала с
неровными стенами, протекающим потолком, разваливающимися рамами…
Нижние шкафы распределены
по классам от 5 до 11 и имеют два отделения. В верхнем – дидактический
материал, учебники для дополнительной
работы, атласы, контурные карты. В нижнем – пронумерованные карты и картины. На
дверцах шкафов список, где совмещены номера и темы карт. В застекленных шкафах поделки, выполненные учащимися. Там же расположены
прекрасные энциклопедии, приобретенные на собственные деньги заведующей
кабинетом.В одном из шкафов хранятся
портфолио участников НОУ «Родник» и нашего класса. Это смотрится очень красиво,
так как они выполнены в едином стиле. Несмотря на то, что мы переводим их в
электронный формат, эти постоянно пополняются. Еще здесь можно увидеть
предметные журналы, расставленные по годам; отдел «Медиатека» с сотнямиразличных дисков, тоже систематизированных, пронумерованных. Всегда
легко найти нужное. Здесь же хранятся личные диски каждого ученика с
материалами дистанционного обучения. Но сейчас мы перешли на подобную работу на
сайте НОУ «Родник». Задания и ответы помещаем там на Форуме в Родительском
доме. Там есть специальные темы для того или иного класса. Эту работу мы начали
в 2008 году.
Что касается
технических средств, то всем этим «заведует» ноутбук. Выхода в Интернет из
класса нет, поэтому к уроку нужный материал приносится с помощью запоминающего
устройства.
В кабинете
огромное количество цветов – на подоконниках, специальных подставках, на
полочках стенки. Они, несомненно, требуют хорошего, регулярного ухода. Мы,
совместно с Антониной Алексеевной создали каталог, в котором есть фотографии растений, написаны их название и правила ухода. На кашпо
кратко эти характеристики тоже имеются, и дежурные ухаживают за всеми цветами,
учитывая их характкристику.
Задачи
дежурных ясно определены. К уроку доска должна быть вымыта, а на ней висеть
карта по теме. Все, кто занимаются в 14 кабинете, знакомы с оформлением
раздаточного материала, поэтому никому не составляет труда подойти к шкафчику с
твоим классом и достать полагающуюся карту и прочее. Два раза в неделю полив
цветов, один – рыхление почвы; генеральная уборка.
Хозяйка
кабинета – Каврева Антонина Алексеевна, учитель истории высшей квалификационной
категории. Своим долгим трудом она заслужила уважение и почет учеников,
родителей, коллег, жителей нашего села, района, области, всей страны! Ее
портфолио – наш образец, наполненный огромным количеством грамот, дипломов,
благодарственных писем. Антонина Алексеевна – чуткий классный руководитель,
сразу замечает плохое самочувствие человека, добрая и приветливая, всегда
готова прийти на помощь. Успевает уделить внимание каждому ученику в классе. У
нее особый, неповторимый, творческий подход к работе. Понятие «обычного урока»
ей не знакомо. Эти 45 минут наполнены разнообразными видами занятий: работы с
текстами, портретами, картами; викторины, кроссворды, задания индивидуальные
или по группам. Это привлекает к стремлению получить больше знаний.
Антонина
Алексеевна – организатор научного общества «Родник», предлагающий темы,
комментирующий и корректирующий работы. Она растит в нас юных археологов и
исследователей, воспитывает такие черты характера, как ответственность,
требовательность.
Еще у
Антонины Алексеевны всегда при себе фотоаппарат. Каждое мероприятие нашего
класса запечатлено ей и отослано на наши почтовые ящики. Она заряжает нас позитивом
и энергичностью. Куда-то спешащая, но все успевающая!
Хочется
выразить ей огромную благодарность за все, что она делает для нас. Мудрая и
умелая, отзывчивая и все понимающая, любезная и неповторимая! Я счастлива, что
училась именно у нее.
Заключение
Таким
образом, очень кратко мы рассмотрели историю кабинета на основе воспоминаний
бывших учеников нашей школы, изучения инвентарной книги, сбора и изучения
фотографий, сделанных в кабинете за прошедшие годы.
В результате
исследования я пришла к выводу, что кабинет истории №14 обладал важной
функциональностью во все времена. Это не только учебный процесс, но и
внеклассные мероприятия, родительские собрания, открытые уроки.
Цель работы
достигнута. Решены задачи, благодаря правильно выбранным методам исследования.
Данное
исследование принесло мне несомненную пользу. Я смогла узнать о том, каким был
кабинет в прошлые годы, сравнить его с современным состоянием и убедиться в
том, что на протяжении своего существования кабинет только прогрессировал.
Кроме того, исследование помогло мне набраться опыту, и я пополнила копилку
своих работ. Удивляло то, что очень часто информация выпускников разнилась.
Даже цвет панелей, стен одноклассники разных лет называли разный. Иногда в
решении спорных моментов помогали фотографии, а так же сделана былазачистка кусочка панелей (у батарей
гипсокартона нет, а во время смены батарей в этом году участки стены обнажились).
Можно было проследить слои краски за все годы. Не был обнаружен темно-желтый,
на который указала одна из респондентов. Точно было определено и наличие штор,
появление тюля на окнах, гардин, благодаря анализу материалов инвентарной
книги.
Вызывало
сомнение в воспоминаниях и отсутствие ТСО. Наличие в архиве кабинета учебных
кинофрагментов, грампластинок, диафильмов, слайдов говорит о том, что их на
чем-то надо было просматривать, слушать. Напоминание об этих экспонатах
заставило многих вспомнить и диапроекторы, и проигрыватель, магнитофон сначала
катушечный, потом кассетный, и даже кинопроектор. Такие записи были и в
инвентарной книги.
Это показало,
что к источникам информации надо относиться критически, сопоставлять их,
анализировать.
Будущее
кабинета истории определено следующим образом: заведующей становится Вера
Геннадьевна Коняхина, учитель истории, правоведения и обществознания Iквалификационной
категории. Ответственность за порядок и чистоту положена
на плечи девятиклассников, которые уже занимались в этом кабинете, поэтому с
частью своих обязанностей они уже знакомы. Надеюсь, им будет приятно примерить
форму хозяев такого замечательного кабинета, и они удачно справятся с этой ролью.
Инвентарная
книга. По ней можно проследить следующее. В первые годы в классе было до 18
парт, сейчас 15. То есть налицо сокращение наполняемости классов учениками.
Сейчас в школе, в основ, в классах до 25 человек. На одной парте у нас даже
цветы стоят в кабинете, т.к. используется только на ЕГЭ.
Приложение 1. Фотографии
Кабинет истории в начале 21 века. 15 июля 2005 года. Июль 2006 года. Июль 2008 года
Раксану пригласили и на Всероссийский конкурс исследовательских работ в рамках "Отечество", и на конкурс Леонардо в Москву. На последнем она стала дипломантом. А на первый оренбургская делегация не смогла поехать по материальным проблемам. Очень жаль, но надеемся, что ей еще удастся выступить и там...
Кстати, о шкафе, который видно, когда не видно работы Его выкинули из кабинета № 15: вид портил. Старый, изломанный. Я его скорее к себе в кабинет. Пышные цветы крапивки сразу прикрыли огрехи сверху. Стенку открытого шкафа оклеили... пакетом с изображением египетских фигур. Закрытую часть заполнили полностью полками с книгами. На открытых полочкам выставила картотеку, раздаточный материал, диски с работами учащихся. Это всегда в кабинете красиво оформлялось. Там же нашлось место вазе, выполненной из папье-маше на занятиях художественной школы и покрытую тоже египетским орнаментом. Ее изготовила Людмила Каврева. Так выброшенный шкаф "впитал" в себя огромное количество материала, который ранее был и в тесноте, и в "обиде"
Хочется загрузить итог Раксаниной работы вместо опубликованной выше, но жаль этой. Многим она будет полезна: здесь столько советов, комментариев, которые помогут усовершенствовать собственные работы.
Областное жюри присудило Раксане 1 место, работа отправлена в Москву. Ждем решения Всероссийского жюри. А пока Раксана приглашена на защиту работы в Международном конкурсе "Леонардо".
Спасибо всем участникам обсуждения! Исследование Раксана доработала в соответствиями с требованиями оформления и пожеланиями, полученными в ходе обсуждения. Будем ждать решения областного жюри.
НюТкА , очень интересное паредложение. Очень часто у нас авторов работ и не видно. А ведь можно же сфотографироваться с героями работ, на фоне описываемого объекта, за работой в архивах, музее. Это документальное подтверждение хода исследования и личного вклада автора в работу. Спасибо за подсказку.
Очень содержательная работа! Раксана, молодец! Думаю, можно остановиться на проблемах, с которыми, Раксана, ты столкнулась при написании работы. И как ты их решила. Это может показать и определенные твои умения, и помочь тем, кто будет делать краеведческую работу на конкурс.
Натуль, а в чем именно молодец? Очень бы хотелось более содержательных комментариев ото всех. Прочтите требования к исследовательской работе в разделе Юный исследователь, и опираясь на них, посмотрите на предложенную работу.