Понедельник, 25.11.2024, 23:39
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [23]
Тезис [17]
Разное [50]
Изучения [129]
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените преображение нашей школы

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 231
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

V Районная конференция. Этническое многоцветье Оренбуржья

                                                            Введение

 «…Мы вместе, а значит мы - сила»

   Развитие человеческого общества сопровождалось расширением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах. Уже в древности наряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность и военная, политическая и экономическая необходимость, предпринимались попытки теоретического обобщения фактических данных. Так, еще в античное время сложилась гипотеза «трехступенчатого» развития хозяйства: от собирательства и охоты к скотоводству, а затем к земледелию. Она получила широкое распространение и оказывала влияние на взгляды многих ученых. Историю народов нельзя рассматривать в отрыве от природного окружения. По выражению В.О. Ключевского, «это сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа». Для оренбургского края как этноландшафтного региона, расположенного между Волгой и Тургаем, между уральской тайгой и арало-каспийскими пустынями коренными народами являются казахи, башкиры, татары, русские, мордва и чуваши. Каждый из этих народов и в историческое время, и сейчас занимает свою этноэкологическую нишу в этой части срединной Евразии.

  Актуальность темы исследования. Российская Федерация является многонациональным государством, на территории которого проживают более 180 народов. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками. В нашем поселке  проживает более 10 национальностей. Изучение истории, культуры и быта народов, населяющих п. Краснооктябрьский, дает возможность жителям лучше узнать друг друга, повысить уровень толерантности среди жителей поселка и учеников МБОУ «Краснооктябрьская СОШ».

Объектом исследования является этнография поселка Краснооктябрьский Октябрьского района Оренбургской области.

Цель исследования: изучение  этнического состава населения

п. Краснооктябрьский и описание быта и обрядов  самого малочисленного народа моей малой родины.

Задачи исследования:

1. Изучить историю появления народов на территории поселка Краснооктябрьский.       

2.  Познакомиться с культурой и бытом мордовского народа .

3. Охарактеризовать современное состояние этнических отношений в п. Краснооктябрьский

Гипотеза:

   Информация по этническому многообразию п. Краснооктябрьский позволит жителям лучше узнать друг друга, повысит уровень национальной толерантности, будет способствовать развитию этнокультурного общения, окажет благоприятное воздействие на обогащение и развитие национальных культур.

 Методика исследования:

  • Изучение литературы по истории, культуре и быте  народов, населяющих поселок.
  • Встречи с представителями различных этносов.
  • Знакомство с материалами   сайтов по истории Оренбургской области.
  • Социологический опрос жителей п. Краснооктябрьский.

Результаты исследования и их обсуждения

  • Выступление с сообщением на уроках истории.
  • Обсуждение исследования на заседаниях группы «Поиск»
  • Организация и проведение экскурсий в школьном историко-краеведческом музее «Земляки».
  1. Этническое многообразие как образ жизни моей малой родины

1.1. Этнический состав жителей  п. Краснооктябрьский

      Этнография – это история народа, которая включает в себя историю его жилища, одежды, питания, его семейного уклада, форм быта в широком смысле этого слова. Это история его мировоззрения, народных знаний, верований и суеверий, обрядов и обычаев.

      В России издавна жили разные народы. По результатам переписи 2010 года на территории России более ста национальностей, а в Оренбуржье более 126 национальностей и этнических групп.  В наше время актуальной  становится проблема утраты национальной  культуры: дети не знают историю своего народа, забыли язык своих предков, национальную культуру считают чем-то устаревшим и не нужным.

Численность населения Октябрьского района составляет  20035 человек. Национальный состав: русские — 14 267 (71,6%), казахи — 1 977 (9,9%), татары — 1 975 (9,9%), башкиры — 660 (3,3%), украинцы - 391 (2,0%).  Мы живем в селе, в котором проживают люди разных национальностей. Численность населения нашего поселка – 1113 человек. По национальному признаку население делится следующим образом:

 Этническое многоцветье для такого маленького села можно рассматривать как наше общее достояние, как постоянно расширяющуюся возможность диалога между людьми, обогащающего в них человеческую сущность.                     

В ходе работы над темой исследовательской работы нам пришлось посетить ни одну семью, познакомиться с их родословной, узнать причины

переезда их с этнической родины в Оренбуржье.

Одним из методов нашего исследования выступает социологический опрос. После проведения опроса, сложилась следующая картина: переселенцами себя считают – около 2% (таджики, узбеки и даргинцы);  98% считают себя коренными жителями (русские, татары, казахи, башкиры, мордва и др.).

Главными причинами переезда  переселенцев являются:

- гражданская война на исторической родине; 

-политическая нестабильность в этническом регионе; 

- экономические трудности.

Очень интересны ответы переселенцев на  следующие вопросы:

 Каковы планы на будущее?

-Хотели бы уехать, но боятся проблем на этнической родине -90%;

-Останутся в селе ради детей - 75%;

-Никуда не собирались уезжать – 10%.

Считаете ли Оренбуржье своей родиной?

Нет – 100% (имеют гражданство России, но родиной считают место,  где проживали их  предки).                                                                                                Но, даже проживая вдали от этнической Родины, они не забывают обычаи и традиции своего народа. Национальные праздники сближают их, помогают сохранять свою самобытную культуру. И очень отрадно, что никто из переселенцев не пожаловался на притеснения, неуважение со стороны государственных органов или  местных жителей. Наоборот, говорили слова благодарности в адрес учителей школы и администрации поселка за внимание и помощь.

Например, семья  Марофиевых приехала в наш поселок после долгих лет мытарства по Оренбуржью. Двое маленьких детей, нет жилья, работы, гражданства. Покинуть Таджикистан пришлось из-за гражданской войны. Дети, когда пришли в школу, плохо говорили по-русски. Со временем получили жилье, гражданство. В семье родились еще дети… После страшного пожара, в котором сгорели дом и все имущество, администрация  поселка и местные жители помогали всем, чем могли. А сейчас, старшие дети, закончив школу и  отслужив в рядах российской армии, имеют свои семьи и работают в Октябрьском районе.

 Семьи Андалаевых, Багаматовых  и Габибуллаевых приехали с Дагестана. Трудные времена заставили покинуть родных и близких. Но каждый год они ездят на историческую родину. Проживают они компактно, родовыми кланами, строго соблюдают свои традиции. Дети посещают нашу школу, общаются с ребятами других национальностей.

 Наша средняя школа как многонациональное государство: голубоглазые, кареглазые, русые и черноволосые, белокожие и смуглые, все такие разные.

 Если сравнить национальный состав населения поселка и школы, то можно заметить значительную разницу в численности представителей русской и казахской национальности (в селе проживает 45% русских, а в школе учатся 38,8%; казахи – в селе проживают 38%, а в школе – 40,5%).        Казахи, как и русские,  - основная нация в нашем селе. Но так мало мы знаем о культуре своих земляков и большим открытием для нас были некоторые национальные особенности казахов. Казахский род (руы) идет по мужской линии, от отца к сыну, а девушка, выйдя замуж, переходит в род мужа.    История этого обычая уходит в глубокую древность. Еще у древних монголов существовало разделение по родам, например, Мальке, Адай, Таз,

Жулдыз, Кете и др. Семьи, принадлежавшие к одному роду, считаются родственниками.

  Даргинцы очень сильно отличаются от других жителей поселка по внешнему виду, обычаям. Очень интересный их свадебный обряд. Даже вдали от этнической родины свадьбы у них проходят в точном соответствии с национальными традициями: свадьба продолжается целую неделю, сопровождается посещением всех родственников по мужской линии, невесте дарят очень много золотых украшений, одежды. На свадьбе обязательно должны быть национальное блюдо хинкал (мясное блюдо), много сладостей, выпечки с орехом (авриша), которая напоминает халву.

После рождения ребенка, мать невесты должна устроить праздник с богатыми подарками.

  Этническое многообразие нашего маленького поселка объясняется  историей его заселения. Когда-то здесь простиралась дикая степь, лишь изредка можно было встретить кибитки кочевников. Именно поэтому казахи и башкиры  считают себя коренными жителями. А после Крестьянской войны 1773-1775гг., чтобы не допустить повторения «пугачевщины», царское правительство  стало спешно принимать меры по укреплению позиций дворянства как в центре, так и на окраинах. В Оренбургском крае увеличивается раздача казенных земель, правительство поощряло дворянско-помещичью колонизацию края. За последнюю четверть XVIII в. в Оренбургской губернии образовалось 150 новых дворянских имений. Село Октябрьское было основано в 1785 году крестьянами-переселенцами из Воронежской, Тамбовской и Тульской губерний (село сначала  носило название Дедово. В 1800 году объединилось с селом Исаево стало носить название Исаево-Дедово ). В 3-х километрах от села  Исаево-Дедово, на месте современного поселка Краснооктябрьский,  до 1928 г. находился хутор землевладельца Тычинина. Во время коллективизации Тычинины съехали, их хозяйство стало достоянием коммуны «Овцевод», которая продолжила его работу по разведению овец. До середины XX века людей здесь проживало немного. Но с середины 50-х годов, когда началось освоение целинных земель, в село  Октябрьское и окружающие его села, стали стекаться молодые люди. Это были комсомольцы из разных уголков Советского Союза. Так в наших краях оказались украинцы и  белорусы.

      Проживают в нашем поселке и  представители мордовского народа. В Октябрьском районе  мордва проживают компактно в  п. Новоникитино. В нашем поселке  мордовских семей совсем немного, это уже пожилые люди. Так уж сложилось, что мы никогда не говорили об этом этносе и  оказалось, что совсем не знаем  их историю и  самобытную культуру. Именно поэтому мы решили подробнее изучить историю появления мордвы в Оренбуржье и познакомиться с бытом и традициями мордовского народа.

1. 2. Исторические корни мордовского народа

     Ученые  XVIII в. И.К. Кириллов, В.Н. Татищев и П. И. Рычков открыли миру огромный регион на юго-западе Российской империи, исследовали нетронутые степи Оренбургской губернии и дали им такую оценку: «В степях много дичи, в озерах - рыбы, очень высокие густые травы, где живут гордые дрофы и стрепеты. Край необыкновенно богат растительным и животным миром». Основание Оренбурга и устройство укрепленной пограничной линии положило начало широкому движению переселенцев в Оренбургский край. В середине XVIII в. началось массовое переселение в край государственных крестьян из Среднего Поволжья. Этими переселенцами — татарами, русскими, мордвой, чувашами — были основаны многие селения на территории Оренбуржья. По темпам заселения Оренбургская губерния опережала тогда многие другие окраины. В период царствования Екатерины II был издан Указ о переселении крестьян для освоения щедрых и необжитых земель. Мордва активно начала заселять Оренбургский край в начале XVIII века, перебравшись сюда с территории Среднего Поволжья.   К 1866 году в Оренбургской губернии насчитывалось 9966 человек мордовской национальности. Селились частично в русских деревнях, возникших до их прибытия, иногда деревни создавались на новых землях. Предки нынешней мордвы называли свои села на родном языке, зачастую по фамилиям переселенцев. Почти вся мордва жила в сельской местности и занималась земледелием и скотоводством.

1.3. Численность мордовского народа                                                                     

      По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года численность мордовского населения в России составила 744,2 тыс. человек.
Удельный вес мордовского населения в общей численности населения России в 2010 году составил 0,54%, а  в  Оренбургской области -5,2%.
 По всему Оренбуржью мордва живёт в более чем в 200 населенных пунктах. Наиболее компактно мордовское население проживает в Бугурусланском, Северном, Абдулинском, Матвеевском и других районах Оренбуржья. Более 65 процентов мордвы проживает в сельской местности области.  За последние десятилетия в области произошло сокращение численности мордовского населения. Если в 1970 г. в Оренбуржье численность мордвы составляла 92,2 тысячи,  1989 г. - 68,9 тыс, то в 2010г.- 38,7 тыс.человек. В целом же численность мордовского населения за последние 40 лет в области сократилась в 2,4 раза. Это негативно сказывается на состоянии его этнических признаков, в первую очередь, в сфере функционирования мордовского языка.

    Как свидетельствуют официальные документы областной администрации, в настоящее время  проводится  активная национальная политика в области образования. Родной язык (нерусский) изучается в 163 общеобразовательных школах, в 48 дошкольных учреждениях области. Мокшанский и эрзянский языки изучаются в 6 школах области. В области создаются  национально-культурные центры и просветительские общества. Кроме того, развитие национальной культуры народов Оренбуржья сопровождается созданием национальных коллективов народного творчества.

2. Политика  этнической толерантности и  ее результаты

      Для нас, учащихся, большую ценность имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых мы вместе учимся. Мы собираем материал о национальных обычаях, традициях народов, проживающих в нашем селе. В 2005 году  в школе создан историко-краеведческий музей «Земляки». В его создании принимали участие учащиеся  и учителя школы, местные жители, представители разных национальностей. Музейные экспонаты - национальные костюмы, домашняя утварь- вызывают огромный интерес для посетителей, знакомят с жизнью народов нашего края. Музейные  экспозиции  «Они защищали Родину», «Золотые звезды односельчан» и «Афганистан прошел по нашим душам» рассказывают о боевых и трудовых подвигах краснооктябрьцев, людях разных национальностях (Герой Социалистического труда  чабан А.Д.Муханов - казах, известная  стригаль А.Е.Попова- русская, комбайнер А.В.Глебкин -мордвин, первоцелинник А.Я.Головнев -украинец).

    Знание истории  и культуры других народов - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. Группа " Поиск" ведет работу по изучению истории родного края, учащиеся охотно включаются в поисковую работу по краеведению,  узнают много нового и интересного о культуре народов, проживающих селе.

      В п. Краснооктябрьский  проводятся мероприятия, которые  знакомят жителей с культурными традициями разных этносов, способствуют сближению народов и формированию этнической толерантности: фестиваль «Октябрьское многоцветье национальных культур», «День села», «Сабантуй». Доброй традицией на таких праздниках становятся спортивные соревнования (скачки, заезды наездников, силовые состязания), угощения   национальными блюдами,  выступления национальных творческих коллективов. Сельский  клуб является очагом  национальной культуры, здесь действуют  татарская, казахская и украинская вокальные группы, без их выступлений не проходит ни один праздничный концерт. Интересные мероприятия проводятся и в нашей школе. Например,  родительская конференция «О детях только хорошее!» была проведена в необычной форме. На ней присутствовали родители вместе с детьми. Были приготовлены домашние задания по следующим номинациям: семейные традиции, секреты семейного воспитания, национальное блюдо, национальный костюм. Вот в такой непринужденной обстановке и воспитывается  национальное уважение и признание культур других этносов. За все время существования нашего поселка не было никаких конфликтов, возникающих на национальной основе.

     Таким образом, результаты исследования  позволили определить, что этнический состав населения п.  Краснооктябрьский очень разнообразный.

Решены задачи:

     1.Изучена   история появления народов на территории поселка и проведен социологический опрос жителей.  Результаты проведенного социологического опроса и изучения  этнического состава населения п. Краснооктябрьский позволяют сделать вывод:

  • Заселение поселка шло постепенно, в XVIII- XX вв.
  • Самым малочисленным этносом в поселке является мордва.
  • Жители поселка не знакомы с культурой мордовского народа.

2. Изучена  литература по истории, культуре и быте  мордовского этноса (в т.ч. и интернет-ресурсы) и описаны 4 обряда мордовского народа.   3.Подготовлена и передана в качестве экспоната лекция-исследование в   школьный историко-краеведческий музей «Земляки».

    Выбранные методы оказались эффективными.

     Гипотеза исследования подтвердилась, информация по этническому многообразию п. Краснооктябрьский интересна для Администрации муниципального образования «Краснооктябрьский сельский совет» и  педагогического коллектива школы и   будет использована в процессе их деятельности.

Список использованной литературы

1. Даль В.Словарь живого великорусского языка. М., 1986.

2. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба. — Саранск, 1931; 1954; 1990; 

3. Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000;  Обряды жизненного цикла у мордвы. — Саранск,

4. 2001Кумицкая Т.М. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. М.,2006, 238с.

5.Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. — Саранск, 1968; 1998

6.Новичков В. Толерантность: этимология и образовательная практика. //Народное образование, № 9, 2006, с. 186-191.

7.Семейные обряды мордвы: тр. НИИЯЛИЭ. — Саранск, 1984. — Вып. 76; 

8.Смирнов И. Н. Мордва. — Саранск, 2002.

Интернет ресурсы

  1. http://oren-icn.ru/index.php/enzoren/history/643-historyoren  
  2. http://www.orenobl.ru/people.php
  3. http://finno-ugry.ru/finnougricworld/mordva
  4. http://www.goloserzi.ru/ru/etnos/tradiczii/rol-obryadov-v-tradiczionnoj-mordovskoj-seme.html

http://www.zubova-poliana.ru/history-costume.htm

Приложение 1.

          Интересные сведения о культуре и быте мордвы                                        

При изучении дополнительной литературы я нашла интересные сведения о преданиях, обрядах, сказках мордовского народа.

Семья и дети

  До начала XX века у мордвы существовали две формы семьи: большая патриархальная и малая индивидуальная. Большая семья охватывала несколько  поколений потомков по мужской линии вместе с их женами, причем все они жили вместе одним двором, сообща обрабатывали свои поля, питались и одевались из общих припасов.Число членов большой семьи иногда доходило до нескольких десятков человек. Блюстителем всего хозяйственного уклада был самый старший мужчина. Его жена ведала "чисто женскими делами". Односельчане называли ее по имени мужа с прибавлением языкового компонента "ыресь" (Иван-ыресь, Максим-ыресь).

Мордовская свадьба

    Одно  из самобытных явлений в жизни мордвы- мордовская свадьба. Свадьбу предваряло сватовство. Перед ним отец жениха приносил жертвы богам и умершим предкам. Затем отрезал горбушку хлеба, вынимал мякиш и заполнял её мёдом. Ночью ехал верхом на лошади к дому невесты и клал горбушку на воротный столб, стучал в окно, говоря хозяину, что приехал сватать его дочь, и уезжал. Отец девушки соглашался или возвращал хлеб с мёдом. Позднее этот обряд упростился. Выбрав невесту для сына, родители молили богов помочь. Для предварительных переговоров посылали к родителям невесты с караваем хлеба крёстных родителей жениха или его дядю с тёткой.

    Предложение делали сидя под матицей: по верованиям мордвы, это было место хранительницы дома. Родители невесты не сразу давали согласие. Если ответ был положительным, отец жениха с ближайшей роднёй приходил в дом невесты обменяться хлебом солью и договориться о приданом, подарках и других расходах.

      Между сватовством и свадьбой проходило около года. Позднее 2-3 недели, после чего устанавливали день свадьбы. Накануне совершали обряд с кашей. В доме жениха пекли пироги. Значительным событием было мытьё невесты в бане.

     За невестой снаряжали свадебный поезд. Главным лицом считалась сваха. Когда подъезжали к дому невесты, передними запирали ворота, и начинался обряд купли – продажи. После родительского благословения невесту везли в церковь, где её ждал жених с дружками. После венчания молодых встречали в доме родителей мужа хлебом – солью, обсыпали хмелем, желали им счастья и много детей. Затем начиналось пиршество.       Первая встреча и знакомство молодых происходила у постели, которая зимою и летом, за неимением отдельных комнат, готовилась обычно в конюшне или амбаре. Туда жених приходил заранее, а затем туда же приводили невесту, которую со словами: «Волк, вот тебе овца!» вталкивали к мужу. 

 Одежда эрзянского народа

        Вся жизнь любого эрзянского крестьянина или крестьянки от момента рождения и смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах. Национальный костюм эрзян формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. К ним принадлежит туникообразная рубаха, не имеющая плечевых швов. Рассматривая рубахи, элемент женского костюма народов Поволжья, современные этнографы отмечают, что более древний для Поволжья тип сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи. Составной частью в костюм входили разнообразные детали и украшения.

Сказки и легенды

Издревле мордва бережно относилась ко всему, что окружало: к лесу, земле и, конечно, воде. Обожествление воды, покровительницей, держательницей которой считалась Ведява, вера в чудодейственную, живительно-лечебную, очистительную силу воды были свойственны как для эрзян, так и для мокшан. Праздник проводится летом, в конце июля. Праздник начинается с обряда «Ямксонь пурнамот» («Сбор проса») с участием ряженых: хозяйки воды Ведявы, Ведьати, Вирявы, Нумоло (Заяц), Каль (Ива), Килей (Береза), Тумо (Дуб), Пиче (Сосна), Гуй (Змея) и др.

Во время засухи проводится Пиземень озкс (Моление дождя), на котором участники обращаются к Ведяве с просьбой о дожде, который даст хороший урожай, о благополучии своих семей.

 

Категория: Изучения | Добавил: antonina (25.11.2016)
Просмотров: 1435 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
2 antonina  
0
В 2017 году Дарья окончила школу с золотой медалью, показав высочайший результат на экзамене по обществознанию - 100 баллов. По истории - 98 баллов. Многолетнее успешное участие в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских работ принесло заслуженный результат. НОУ поздравляет Дарью с заслуженным успехов. Дальнейших творческих успехов в ВУЗе!

1 antonina  
0
17 ноября на базе Оренбургского областного детско-юношеского многопрофильного центра прошел первый этап областной конференции
«Отечество». Данная работа удостоена поощрения в виде Грамоты

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!