Ответ на вопрос №2 заочного тура ООЗИИ "Эхо времен" Осенью
1833 года А. С. Пушкин из Петербурга едет в Москву, а оттуда в большое
путешествие на Волгу и Урал. Расскажите об интересных фактах из пребывания
Александра Сергеевича в нашем крае.
Литературоведы детально изучили по дням
и часам, наверное, пребывание А.С.Пушкина в нашем крае. Поэтому достаточно
сложно отобрать наиболее важные события, факты пребывания великого поэта в
Оренбуржье. Но ведь для каждого человека интересными могут показаться разные
факты. Может быть, такие факты можно
отыскать в дни пребывания в самом Оренбурге?
Оренбург наряду с русскими строили
представители многих других народов.
Историк К. Сальников писал «На
стройку Оренбурга были согнаны силой представители местных национальностей по 1
человеку от 5 семей по оплате 2 копейки в день. В первый год их работало здесь
927 человек…». [6; 65] В первый же год около половины из них погибло от цинги.
Таким образом, Оренбург, подобно
Петербургу, возник на костях многонационального трудового люда. А не подскажет ли нам слово «многонационального»
что-то интересное? Наверняка Пушкин в ходе поездки, так или иначе, сталкивался
с представителями этих народностей. В наше небольшой школе представлено большое
количество национальностей. В том числе аборигены края казахи, башкиры, татары
…
Обратимся к литературе.
Известнейшее стихотворение Александра
Сергеевича «Памятник» написано через три года после посещения Оренбурга. В нем
мы можем найти следы поездки: упоминание калмыков, а в первом варианте было
упоминание и киргизов. [3; 58] Понимая, что термин «киргиз» неточный термин для
обозначения множества азиатских народов, заменил строку «Тунгуз, Киргизец и
Калмык» на «Тунгуз, и друг степей калмык» В одном из вариантов памятника
названы грузин, черкес. Это исправление стало возможным, благодаря большим
познаниям поэта о народах, населяющих Россию. Не всё из собранного в Оренбуржье
нашло отражение в произведениях, но и коротких упоминаний достаточно, чтобы оценить
величие знаний поэта о местном населении.
Находим продолжение вышесказанному в «Капитанской
дочке». А.С.Пушкин пишет: «простираются пустыни, где кочуют орды диких племен,
известных у нас под именем киргиз-кайсаков». В пятой главе «Истории Пугачева»
читаем «орды племен, кочующих между Яиком и Волгою». Это показывает нам, как
назывались эти народы во времена А.С.Пушкина и показывают его бережное
отношение к терминам, как
ученого-историка. Такое внимание Александра Сергеевича для того времени
было единичным. У многих писателей и поэтов можно встретить отношение к
нерусским народам - «инородцам» - пренебрежительное. Нигилизм и после Пушкина
характерен. Но не будем останавливаться на этом, а посмотрим, как оренбургская
поездка поэта повлияла не только на его творчество, но и на образ жизни.
В. Вересаев отмечает, что 29 сентября
1833 года поэт, остановившись у братьев Языковых, бранил их за азиатские
привычки ходить дома в халатах. [1; 178] Но за три недели до смерти поэта «на
Пушкине был старенький, дешевый халат, каким обыкновенно торгуют бухарцы в
разноску». [1; 351
В
день дуэли с Дантесом 27 января 1837 года Пушкин был в архалуке-поддевке,
чекмене степных тюркских народов [2; 178], который Н.Н. Пушкина после смерти
поэта отдала В.А.Нащокину. Вспомним, что ближайший сподвижник Пугачева Хлопуша
из «Капитанской дочки» ходил в «киргизском» халате.
Как видим, поездка принесла поэту
«обильный фактический (фольклорный, этнографический и «пейзажный») материал,
мастерски им использованный им в его творениях». [7;
73]
Или еще небольшой бытовой эпизод. Пушкин
знал, что чай – не русский обычай. [2; 253] У того же Вересаева мы нашли
утверждение, что сам Пушкин чай любил.
С полным основанием мы можем сказать,
что поэту был присущ интернационализм. А в это время, как знаем из истории, в
стране господствовал великодержавный шовинизм, а официальной теорией была
теория народности графа С.А.Уварова,
провозглашавшая верховенство православия, самодержавия и народности именно русской. Признаем, что для
поэта это было очень смело. Сам он на вопрос лицейского товарища, где он
служит, ответил: «Я числюсь по России».
Шутка, но в ней выражена законная принадлежность поэта всем народам России.
Таким образом, анализ творчества поэта и
воспоминаний современников о нем показывают очень интересные для нас факты его
отношения к разным народам Оренбургского края. Мы, потомки «орд диких племен» -
казахи - c благодарностью чтим имя великого поэта
всех времен и народов.
Литература
1.
Вересаев
В. Пушкин в жизни. 6 издание. Т.2.- М.: 1936
2.
Даль
В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1.-М.: , 1981
3.
Нурмухамедов
М.К. Пушкин, Оренбург и оренбуржцы.- Ташкент: «ФАН» Узбекской ССР, 1985
4.
Пушкин
А.С. История Пугачева.- М.:
5.
Пушкин
А.С. Капитанская дочка.- М.:
6.
Сальников
К. Оренбург эпохи Пушкина.- Оренбург, 1937
7.
Славянский
Ю.Л. Поездка А.С.Пушкина в Поволжье и на Урал.- Казань: Татарское книжное
издательство, 1980 |