Уважаемый ученый совет, дорогие коллеги! Я, Нефедова Варвара Дмитриевна , ученица 8 А класса, МОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа, Научное общество учащихся «Родник». Разрешите представить работу «Восприятие войны глазами детей» Данная работа о войне. Но ее содержание не связано с громкими сражениями и великими битвами. Герои исследования не того возраста были в военные годы, чтобы свершать подвиги. Это те, кто только родился накануне войны или те, кому было «без году неделя». Их воспоминания как факелом озарены суровыми и потому неподдающимися забвению событиями. Начать исследование автора побудила небольшая заметка в районной газете накануне празднования 60-летия Победы Л.Н.Яковлевой. Тема победы многогранна, и одна из граней – судьба детей, ровесников Людмилы Яковлевны, оказавшихся в водовороте тех суровых событий. Им, тогда совсем маленьким не предоставлены никакие льготы. Она их не требовала. «Но вот внимания хотелось бы побольше»- писала Людмила Николаевна. Данное исследование, пусть и будет частичкой этого внимания, частью того внимания, о котором скромно просит та, которая полуторагодовалой девочкой встретили начавшуюся войну. Эти дети оказались в водовороте тех суровых событий. На их плечах тяжёлый груз страданий. Они видели детскими глазами, ту трагедию, которая лишила многих матерей и отцов. Данная работа и ставит своей целью отразить воспоминания отдельных людей, бывших маленькими детьми в годы войны, в отдельно взятом локальном регионе. Задачи, которые ставятся в исследовании: - изучить материалы периодической печати; -найти людей, чьё детство пришлось на войну; - записать воспоминания детей военного времени; - изучить нормативные акты, регулирующие права детей в военных конфликтах; составить синхронистическую таблицу. Методы обусловлены целью и задачами работы: - социологическое исследование (интервью, беседы); - изучение и анализ материалов районной газеты «Заря»; - изучение семейных и личных архивов; - фотографирование;
Объект исследования – судьбы отдельных людей. Предмет исследования – восприятие войны глазами детей. Актуальность темы обусловлена стремлением сохранения для истории имеющегося материала из истории Великой Отечественной Войны. Так как очевидцев этой войны с каждым днём становиться меньше, то нам, имеющим возможность лично с ними общаться, необходимо сделать все, чтобы сохранить воспоминания. Кроме того, детям и сегодняшнего дня знакомы ужасы войны. Защита детства от страданий – это и задача сегодняшнего времени, так в отдельных регионах идут боевые действия, или бесчинствуют террористы. А проблема терроризма выросла до уровня глобальной. В данном исследовании подробно отображены судьбы трех человек. Позвольте отразить это через составленную синхронистическую таблицу, (таблица) охватывающую наиболее существенные моменты их биографий, не пересказывая самой работы. В первой колонке отображены наиболее важные даты, а три следующие отражают события жизни трех героев исследования. Базовым для нас является 1941 год. Вячеславу Васильевичу Бурцеву было девять лет, а Машеньке Банниковой и Людочке Поздняковой исполнился годик. Первый, мой дедушка, говорит, что на центральной площади «через «радиотарелку» было передано важное сообщение, из которого лично он понял то, что началась война. Большинство мужчин, парней и некоторых девушек кинулись домой за документами. Военкомат находился здесь же на площади. Однако на фронт взяли далеко не всех сразу. Но Василия Панкратовича Бурцева взяли. Звучали какие-то марши по репродуктору, но их заглушали плач и стоны провожающих». Людмила Николаевна по своему малолетству этого дня не помнит также как и Мария Петровна. О начале войны они рассказывают со слов своих мам и других родственников. «Мне было всего полтора года, а брату – только две недели от роду, когда началась война. Сразу же забрали на фронт нашего отца – Позднякова Николая Григорьевича. (фото). Мы даже не могли сказать ему последнее «Прощай. А жили мы тогда в оккупированной Ростовской области, на хуторе Красный Бут, что неподалеку от станции Зимовники». Все они испытали – и голод, и холод, и бомбежки. «По рассказам мамы, могу судить о годах оккупации. В нашей хате на постое были немцы – четыре человека. Придут, бывало, со службы – и к ней – почему воды в доме нет, почему пища не приготовлена. А мы, конечно, голодовали. Мама выменивала отцовские вещи, в основном одежду, то на кусок хлеба, то на полведра кукурузы. Вот так и жили, вернее, выживали». Отец был тяжело ранен в первые месяцы войны и умер в военном госпитале. По рассказам мамы, он писал нам письма, поначалу сам, а потом, когда уже не мог, диктовал текст медицинской сестре. В письмах отец просил маму о переезде в село Октябрьское бывшей Чкаловской области к его родственникам, там, мол, будет легче. Мария Петровна (фото): «Нам с сестрой не повезло. Мы остались без отца Банникова Петра, когда ей было 4, а мне всего полтора года. От него нам на память осталась единственная фотография, да письма, исписанные простым карандашом, выученные нами наизусть и неоднократно нами же переписанные». Как наши герои жили в военные годы? Обратимся к таблице. Вячеслав Васильевич: «Учиться было очень трудно, так как тетрадей в то время не было, писали на книгах чернилами. Школа не топилась, сидели в классах в одежде. В то время я жил на улице Дедовской, 13. Учителей не хватало, порой преподавали ученицы 10 класса. Иногда топили кизяком. Четыре класса учились в начальной школе. В классе было около 30 человек. Потом переходили в среднюю школу. Все ученики ходили по полям после уборки урожая и собирали колоски. Их сдавали в колхоз». (Здесь уместно вспомнить защиту исследовательской работы об исчезнувшем хуторе в Москве. Автор рассказывал, как дети того хутора собирали колоски. Мне стало стыдно, что о том же занятии собственного родного дедушки я и не подозревала до сегодняшнего дня). «В декабре 1945 мы, наконец-то смогли выполнить завет отца: вернуться на его родину. Жизнь, конечно, была нелёгкой. Где найти жильё, работу? Маме чем только не приходилось заниматься. Помню, работала в детском саду няней. Анну Никитичну, нашу маму, все уважали и ценили. И, самое главное, перебравшись в Октябрьское, мы перестали испытывать чувство голода, не покидавшее нас самого рождения. Жизнь налаживалась. Помню, как мама радовалась, когда нам прибавили пенсию за погибшего отца. И тогда впервые мы, дети, смогли попробовать нехитрые сладости». Рассказ Людмилы Николаевны (фото) вызвал желание угостить ее леденцами, которые оказались в кармане. На месте взрослой женщины, бабушки нам виделась большеглазая худенькая девочка, которую от нас отделяют 60 лет… Мария Петровна: «Помню, совсем малышами были - старшей Татьяне 6 годков, а мне и того меньше. Мама как взрослым доверяла нам охранять колхозных цыплят от коршунов. Этих хищников тогда, что фрицев, ох, и много было, да все злые, хитрые. Как ни старались мы, все ж, не могли углядеть за всеми. А когда пришло время отчитаться за молодняк, естественно, выявилась недостача. Списывать на естественную убыль и падеж ничего не стали. Всех дохлых и пропавших цыплят объяснили якобы халатностью нашей мамы, более того, узрели в том еще и тайный корыстный умысел, потому осудили. Но сделали снисхождение - в тюрьму не стали сажать, как-никак двоих крох из последних силенок мама растила, все, ожидая, что кроме короткого извещения военкомата о пропаже мужа Банникова Петра Никитовича, получит еще хоть какую-нибудь весточку. Ужас охватывает, когда в памяти всплывают картинки из прошло: вот мы мал - мала меньше, деревенская безотцовщина, сидим на корточках в линеечку на бригадном дворе с кружками в вытянутых руках: каждому насыпают по 3-4 ложки муки из заработанной матерью на трудодни, потом словно жалеючи, каждому еще добавляют по щепотке…А вот мы, вбирая головы в худые плечики от стыда перед остальными детьми и позора, идем по степи, собирая коровьи лепешки, чтобы смять их потом с соломой в кизяк для топки... Промозглый ледяной ветер пробирает до самых костей, колючий снег обжигает лицо. Мы с сестренкой еле-еле тащим за собой санки. За 3-4 километра ходили, чтобы раскопать остожье от увезенной соломы и хоть немного собрать для своей буренки. Ах, как я завидовала ребятам, хвастающим своими отцами, их подарками. Мне не пришлось познать отцовской ласки, я не знала, что значит греть озябшую ладошку в теплых больших натруженных руках папы или засыпая, чувствовать его ласковое прикосновение к своей голове. Вспоминается один случай. Мне тогда лет восемь было. После работы маме, наконец-то, дали колхозную бричку, чтобы привезла себе соломы для коровы. Мама взяла нас с сестрой помогать. К тому времени мы уже умели и вилами орудовать, и силенок имели поболее. Время перевалило за полночь, когда возвращались домой. Мама вела быка за налыгу (веревка, которую привязывают животному за рога, за шею ). И вдруг в темноте появились четыре пары зеленых злых глаз - волки. Они медленно, но верно следовали с нами немного поодаль. Мама наша многострадальная, семижильная мама, не закричала, не дрогнула, только принялась молить бога: «Господи, помоги! Спаси моих деток!». Она повторяла это до тех пор, пока мы не вошли в село и волки не отстали от нас. Такое не забывается. Как не забывается и жестокость, пренебрежение, безжалостность... Однажды мама занемогла. Утром, превозмогая боль и слабость, все-таки отправилась на бригадный двор. Просить о снисхождении бесполезно было. Бригадир отправил ее на скирдование. Так бригадир поставил запряженную быками бричку возле дома и скомандовал: не пойдешь, пеняй на себя... Наказание было более чем строгим. Образ мамы, нашей единственной утешительницы и советчицы, в моих воспоминаниях самый светлый. Она учила нас быть трудолюбивыми, добрыми, прививала уважение к старшим, воспитывала сострадание к больным. Надеюсь, что труды ее не пропали даром» После войны все окончили техникумы, создали дружные семьи, отдавая любовь детям, а ныне и внукам. За свою работу они имеют грамоты, дипломы (документы) Когда, я слушала этих людей, то невольно возник вопрос: «Неужели нельзя детей оградить от всех этих ужасов?» На занятиях научного общества узнала, что существует Международное гуманитарное право, в котором существуют нормы, защищающие жертвы вооруженных конфликтов и регулирующие поведение участников военных действий. В ходе изучения документов выяснилось следующее. Вооруженные конфликты последних десятилетий стали настоящей трагедией для гражданского населения. (Диаграмма) «Число жертв среди мирных жи¬телей в первой мировой войне составило 5% от всех погибших, во вто¬рой мировой - 50%, в ряде последних вооруженных конфликтов – до 95%.» Самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети. Вот почему ряд норм международного гуманитарного права направлен на обеспечение защиты детей в условиях вооруженного конфликта. Однако, в ходе проведенного нами социологического исследования среди тех, кто оказался в наших краях, спасаясь военных событий в Чечне, респонденты на вопрос: «Соблюдались ли по отношению к детям нормы международного права со стороны террористов?», 100% ответили «Нет». Значит, иметь такие законы, еще не значит, что дети будут защищены. Таким образом, в ходе нашего исследования сделана попытка обратить внимание на малолетних детей военного времени, которые были лишены нормального детства. Нами записаны воспоминания некоторых из них, сделаны фотографии. Была изучена нормативно-правовая база положения детей в вооруженных конфликтах современности. Можно сделать следующие выводы. До сих пор не отдана дань всем категориям людей, переживших событии Великой Отечественной войны. А люди достигают преклонного возраста, уходят из жизни. Предлагаем своим ровесникам: - записать воспоминания бывших детей военного времени. - составить для истории списки их имен. - в дни празднования Победы найти варианты поблагодарить и их, выразить свое сочувствие их нелегкой участи. Наше небольшое социологическое исследование показало, что дети на войне до сих пор являются самой беззащитной категорией, не смотря на нормы Международного гуманитарного права.
И опять тема детей на войне актуальна.... Идут бои на Украине, гибнут дети... А НАТО и его союзники не жалеют денег и оружия, чтобы гибли мирные люди, дети... Россия и Белоруссия пришли на помощь соседям, братьям по крови... Нужно по свежим следам записать воспоминания современников...
Варя, спасибо за работу и за выбор темы! "Помним о детстве, войной опалённом" (http://timos.ucoz.ru/). Этот сайт рассказывает о памятнике детям Клетнянского района Брянской области, погибшим в годы Великой Отечественной войны, который был создан в рамках Всероссийской акции «Я - гражданин России» при реализации учащимися 9б класса муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №1 посёлка Клетня Брянской области проекта "Помним о детстве, войной опалённом" в 2004 - 2005 годах к 60-летию Победы. При осуществлении проекта ребята собрали несколько десятков воспоминаний, часть из которых уже опубликована на сайте (он ещё в разработке).
Очень жаль, что столь интересная работа не получила заслуженного внимания посетителей! Работа оригинальна и удостоена первого места на Всероссийском конкурсе. В ней дается богатый фактический материал, "полученный из первых уст". Это глубокое исследование проблемы, пусть и проведенное под руководством педагога.