Храм Архистратига Михаила Архангела в селе Октябрьское
Введение
Почти десять лет в селе Октябрьском идет реставрация храма Ахистратига Михаила Архангела. В 2005 году исполнилось 220 лет со дня основания села Октябрьского. Одним из важнейших дел, посвященных юбилею, планировалось открытие историко-патриотического паркового комплекса с восточной стороны храма. В данной работе рассматривается история храма и то, каким образом в 2005 году планировалось открытие уникального памятника.
Целью данной работы является раскрытие роли Михайло-Архангельского храма в духовной жизни села. Задачи исследования: - поиски письменных источников по истории развития храма; - восстановление истории храма; - изучение сегодняшнего состояния деятельности храма; - выяснение перспектив развития центра православия в нашем селе. Методы исследования: - изучение и анализ письменных источников: материалов периодической печати; - работа с архивными материалами; - беседы и интервью с церковными служителями и прихожанами; - фотографирование интерьера храма; - интервью с архитектором района; - изучение проекта создания историко-паркового комплекса «История славы Государства Российского».
Открытие храма в Исаево-Дедово
По имеющимся источникам строительство собора в Исаево-Дедово (так называлось село прежде) было начато в 1878 году в праздник Пятидесятницы, и строился он 12 лет на пожертвования жителей. Есть сведения, что к моменту освящения храма было израсходовано 85 тысяч рублей согласно страховой карточке от 1 июля 1910 года.В основу строительного капитала легли немалые деньги Ивана Парфеньевича Токарева. Церковнослужители считают, что Господь помог ему в течении длительного времени скопить такую сумму. Токаревы известны в селе были как купеческое семейство, владевшее магазинами, складами в центре села рядом с нынешним храмом. Сохранились строения, принадлежащие им на углу улицы Коммунистической и Октябрьского переулка. Недостающие средства были собраны сельчанами, которые собирая пожертвования прошли большие территории и дошли даже до Сибири. Трехапостольный храм построен из кирпича местного производства «с углами, карнизами, подоконниками и многими колоннами из белого дикого камня местного добывания» [ 8 ; 4] Церковь была увенчана шлемовидным куполом и четырьмя малыми главками. Она очень светлая. По мнению знатоков убранство иконостасов и масляная живопись была в стиле художественной школы Маковского. Все очевидцы бывавшие в храме и Оренбургском Казанском соборе утверждают, что они очень похожи. Строительной работой руководил Николай Иванович Покровский, местный протоирей отец благочинный. Освящение нового храма состоялось в 1900 году 15 октября (28 октября по новому стилю) в честь Архистратига Божия Михаила в воскресение. Освящение осуществлял «протоиерей Николай (Покровский) соборно со многими священниками, диаконами и великим сонмом молящихся» [9] Стечение большого количества народа, прибывшего на открытие храма, придавало картине особо праздничный вид. Величественный и просторный храм был буквально переполнен молящимися. После службы отец Николай выступил перед собравшимися. На площади перед храмом был дан обед. Также иноприхожан местные жители радушно приглашали к себе домой. Весь день слышался трезвон праздничный колоколов. Этот день запомнился всем присутствующим в селе как редкое знаменательное событие. В строительстве храма принимала участие большая часть населения. В штате церкви (клира) – два священника, один дьякон, два псаломщика. В 1904 году храм посетил Его Преосвященство Иоаким, Епископ Оренбургский и Уральский. Ему была устроена торжественная встреча. Сюда прибыло духовенство из соседних приходов. Все ученики и ученицы четырех школ села со свечами находились в храме, что заливало храм ярким светом. Церкви принадлежало две тысячи квадратных сажен земли, из них сорок четыре десятины пахоты, два церковных дома, четыре общественных и дом для сторожей. В библиотеке находилось 550 томов книг. В приходе было шесть семей из дворян, 134 двора мещанского сословия и крестьянских – 761 дворов.(Приложение № 3, документ 2)
7 октября 1931 года было принято решение о закрытии.(Приложение № 3, документ 2 ) В Октябрьском архиве имеется опись церковного имущества. Противники церкви сбрасывали кресты, ломали купола, жгли книги, уничтожали иконы. В 1936-37 годах церковь была переоборудована в кинотеатр «Искра». До 1957 года сохранились угловые башенки, а центрального купола и колокольни к этому времени уже не было, но сохранилось 200 икон. Михайло-Архангельский собор – одно из красивейших зданий районного центра. Стоит он на пересечении 8 улиц и видим поэтому многим. Это сооружение можно отнести к крестово-купольной церкви. По своему плану собор напоминает крест, вытянутый с запада на восток, над центром которого возвышается купол. Это центр постройки. Такие постройки называются центрическими. Такие храмы были характерны для Византии. С ними наш храм роднит и то, что в его украшении широко используется живопись. Она встречается в виде икон на стенах, выполненным по правилам, разработанным в Византии. В нашей стране русские мастера развивали дальше и зодчество, и живопись, и стиль этот получил название, так называемого, русского, который является отголоском византийской архитектуры. Снаружи стены храма плоские (с юга и с севера), расчленены окнами, полуколоннами, что создает контраст выступающих вперед и уходящих назад частей. Двухъярусный фасад украшают также сдвоенные пилястры по углам поперечной «крестовины». Венчает его треугольный фронтон. Окна большие, в верхней части арочные перекрытия. Очень похожа центральная часть и на провинциальный классицизм, т.е. центральный вход выделен фигурными полуколоннами в виде своеобразных вазонов. Постройка отличается ясностью, симметричностью, уравновешенностью, выверенностью пропорций. Все выступающие части сделаны из крупного тесаного белого камня, а все здание из более мелких, соединенных раствором цемента с добавлением куриных яиц, собранных со всего Исаево-Дедовского уезда. Западная часть более низкая, ранее на ней располагалась колокольня, главный колокол которой весил 222 пуда. На крыше возвышались 4 угловых башенки (Приложение №2, фото 1) и одна побольше – в центре, на ней был крест, сейчас крест установлен на самой крыше, к которой прикреплен серебряный шар. В восточной части здание напоминает капельные храмы. Так выделены престолы, которых в храме три: Равноапостольного Владимира (Южный) – освящен 16 августа 1901 года, Михайловский (центральный) – освящен 15 октября 1900 года, Никольский (северный) – освящен 29 сентября 1902 года. Здесь расположен алтарь, отделенный «царскими воротами» - иконостасом, и закрыт завесой. Алтарь – возвышенное место в храме, на котором при богослужении совершаются жертвоприношения. Туда могут входить только лица мужского пола. Посередине находится престол. Михайло-Архангельская церковь села Исаево по своему состоянию и богатству могла соперничать с оренбургскими храмами, а своим внутренним убранством напоминает, как уже упоминалось, Казанский кафедральный собор. Роспись собора производил рекомендованный Покровскому местный богомаз Павел Инкин, родившийся по некоторым данным в 1888 году в простой крестьянской семье. Благодаря дару художника, увлеченности, трудолюбию и усидчивости хорошо делал наброски карандашом. Художественные способности заметил сельский батюшка и порекомендовал его мастеру-богомазу Колоткову. Так вместе с другими художниками стал богомазом. Помимо церкви он так же расписывал богатые дома в селе Мраково и других. После революции стал писать картины, портреты (в музее хранится его автопортрет), пейзажи. Работал плотником в МТС. Умер в 1956 году. Кстати, картины и иконы, написанные им, есть до сих пор в домах некоторых наших сельчан. В частности у его внучки Ивановой Елены. Некоторые из них хранятся в районном народном краеведческом музее. Последним настоятелем церкви был Балалаев. Его избирали даже в состав Третьей государственной Думы. Ему удалось добиться средств на открытие новой школе в селе Исаево-Дедово в связи с большим желанием сельчан получать знания. Последним священником был Матросов.
Храм сегодня
Церковь снаружи в настоящее время окрашена в красный цвет с белыми выступающими деталями. (Приложение №2, фото 1) В данное время освобожден весь купол, и уже видна его раскраска и лики святых на основании крестового свода, освобожден основной вход, храм теперь оттапливается и освещается электричеством. Реставраторам пришлось отказаться от мысли освободить старую роспись из-под краски, так как живопись плохо сохранилась, и реставрация будет дорого стоить. Работы эти и опасны. А сохранность плохая из-за того, что верхняя часть храма была крышей кинотеатра, и она соответственно не отапливалась более 60 лет. Иконы практически старые не сохранились. Они пишутся заново. Храм заново был освящен 29 октября 2000 года при большом стечении верующих. Однако следует заметить, что там были не только люди верующие, но и те, кому дорога российская культура вообще. Ведь данный храм помимо непосредственного назначения, является и архитектурным памятником не только Октябрьского района. Он является, пожалуй, самым крупным помимо Оренбургских храмов на территории нашей области. На крыше нет башенок, но крест, изготовленный жителем села Юрием Николаевичем Поляковым, установлен на самом куполе на подставке в виде шара. С недавнего времени при храме Михаила-Архангела основался Свято-Архангельский Малый Иерусалим. Сегодня в подземном храме на месте калориферных печей устроены приделы Рождества Христова, Благовещения, и Успения Божьей Матери (Приложение №1, схема 1). В северном Никольском приделе есть вознесенная на трехметровую высоту каменная скорбная Голгофа, огромное подобие животворящего креста, сделанного согласно писанию из трех пород дерева с пригвожденным изображением распятого спасителя. Вход в пещеру, под Голгофой, ведет мимо поминального кануна Часовни Адама вглубь к неоскудевающей чаше с освященной водой, олицетворяющей неиссякаемый, живой источник божественной благодати. (Приложение №2,Фото 2) Выйдя из недр Голгофы, преклоняем колени перед освященным восьмью лампадами подобием Камня Помазания с четырьмя капсулами, вмурованных святынь. На такой камень было положено совлеченное с креста тело Иисуса, для умащения благовониями перед погребением. Рядом установлено подобие часовни трех Марий с иконой скорбящей Богоматери. (Приложение №2, фото 3) Очень трудно подробно рассказать в кратком обзоре обо всех размещенных в храме святынях. Это все необходимо видеть своими глазами, благоговейно прикасаться ко всему своими руками, чтобы ощутить себя паломником в той далекой Святой Земле Иерусалимской. Хотя уже очевидно, что храм обрел совершенно иной статус, превратившись из захолустной церкви, каких много, в уникальное творение каких нет в нашей стране, встав в ряд особо почитаемых уголков на земле, вызывающих повышенный интерес. В 2000 году Малый Иерусалим получил благословение Святейшего патриарха Алексия 11. Он утвердил название и благословил на дальнейшие труды по благоустройству святынь Уральской Палестины. Следует заметить, что для России Малый Иерусалим явление не новое. В 1656 году в городе Истре уже был построен подобный памятник патриархом русской православной церкви Никоном. Там был основан Воскресенский Ново-_Иерусалимский мужской монастырь. Этот храм, несомненно, станет местом паломничества и поклонения многих православных христиан. Значит, наступил год, с которого начнется отсчет новой истории Оренбуржья, ибо здесь, на окраине Великой России, воссияло подобие Святой Вифлиемовской звезды, и народился Малый Иерусалим. И станет много славен уголок земли нашей не только пуховым платком или иными делами рук человеческих, а именно воссозданием подобия Палестинских Святынь. Историко-патриотический парковый комплекс «История Государства Российского (до социалистической революции 1917 года)»
Администрация муниципального образования «Октябрьский район» выступила с инициативой создания историко-патриотического паркового комплекса, примыкающего к храму в связи с 220-летним юбилеем села. Основная смысловая линия памятника заключается в стремлении раскрыть источник величия российского народа, более полно показать корни русской культуры, воспитавшей выдающихся политиков, ученых, литераторов, полководцев, религиозных деятелей, прославивших Россию. Одной из задач памятника является доказательство миролюбия нашего народа, а войны, в которых участвовал, были крайним средством защиты, а не нападения. .Большая роль создателями проекта в духовном становлении народа уделяется православной вере. Поэтому отбор персоналий для памятника осуществлен с церковных позиций. Так отнесены к «антисистемным» личностям отнесены декабристы, Степан Разин, Емельян Пугачев, Лев Николаевич Толстой, основоположники российского социализма. С исторических позиций можно оспаривать такое решение, но учитывая цель, поставленную разработчиками оставляем на их усмотрение и отбор кандидатур для памятника. В проекте предполагается, что ядром смысловой линии станет главная аллея, состоящая из аллеи великих событий из истории России, аллеи великих церковных деятелей, аллеи великих светских деятелей, благотворно повлиявших на ход истории России. Всего предполагается 4 основных смысловых блока. Первый блок включает часовню Андрею Первозванному. Второй блок включает период от княгини Ольги до кончины Андрея Боголюбского. Третий блок охватывает период до воссоединения Великой, Малой и Белой России. Четвертый блок включает ключевые события из истории от патриарха Никона до 1917 года, заканчивающийся часовней «Всем Новомученикам и Исповедникам Российским» Каждый блок предполагается исполнить в определенном стилевом направлении. Так часовня Андрею Первозванному исполняется в античном стиле с использованием коринфского ордера. Во втором и третьем блоке живописные включения исполняются в манере портретной живописи второй половины 17 века. Памятные знаки должны быть выполнены в манере близкой к архитектурной стилистике каждого периода по истории России. Четвертый блок исполняется в манере характерной для русского барокко, ампира, классицизма, эклектичном нео-русском стиле. Для придания эмоционально-смыслового фона предполагается обрамление главной аллеи по периметру посадкой деревьев определенных пород. В ночное время должна осуществляться подсветка участков озеленения галогенового типа, чтобы создавался эффект объемного освещения. Кульминационной частью является часовня «Всем Новомученикам и Исповедникам Российским». Данный комплекс, безусловно, не только украсит цент села, но и создаст соответствующее настроение, призванное улучшить духовный мир человека. Заставит его задуматься о вечных истинах и, возможно, измениться в лучшую сторону, где царят общечеловеческие ценности.
Заключение
В ходе исследования цель работы достигнута. Храм в наши дни вызывает непосредственный интерес, как у жителей села, так и у его гостей. Администрация района проявляет внимание к храму, выступила инициатором создания Историко-патриотического паркового комплекса около храма. Храм является замечательным памятником архитектуры. Литература
1. Архивные материалы облгосархива. Ф.173,оп.9, д.77; Р-617,оп.1,д.31; «Оренбургская газета», 1900 2.Богданов А.Неисповедимы пути Господни// «Заря», 24 августа 2000 3. Впервые в Божьем храме// «Заря», сентябрь 2000 4. Демидова Л. Славься, славься, Малый Иерусалим// «Заря», 13 апреля 2000 5. Демидова Л. Торжество во славу Храма// «Заря», 31 октября 2000 6.Путеводитель по Малому Иерусалиму.- Оренбург: Оренбургская епархия,2000 7. Слово пастыря// «Заря», 28 октября 2000 8. Сегида К. Возрождение Михайло-Архангельского собора.- Октябрьское: НОУ «Родник», 2000 9. Судоргина Т. В прошлое на сто лет// «Заря» 28 октября
Здравствуйте,Антонина!Я руководитель студенческой группы,которая приезжала на обмерную практику 12.06.10 в Ваш храм. Для альбома по летней практике представленной информации более чем достаточно и я очень рада ,что я нашла вашу работу, так как информацию собрать очень трудно. Но вы не могли бы подсказать,где посмотреть ссылки на документы,фотографии и ссылки, указанные в тексте.
Олеся! Ссылки можно, конечно, увидеть в работе Юлии, но в ближайшее время это технически невозможно. О перспективах можно в архитектурном отделе района посмотреть проект. Там с цветными фотографиями и планом. Выйду из больницы, может, что-то добавлю на "Родник". Очень интересуюсь Вашими материалами, рада буду с ними познакомиться.
Виктория, этот проект уже частично и реализуется: проложены дорожки и засыпаны щебнем, установлены фонари для аллеи, ведущей к храму от центральной площади. Работа исследовательская, то есть не мы проектировали комплекс, но мы его описали и довели до сведения всех желающих это узнать.
добрый день, сейчас готовлю дипломную работу по храму с. Октябрьское, а вышепредставленная работа имеет только исследовательскую направленность или этот проект готовиться к реализации?