ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена стремлением противостоять сельской администрации конца 90-х гг, предложившей создать на месте старого кладбища центр досуга.
Целью моей работы является: изучение и описание судьбы захороненных на кладбище, выяснение перспективного состояния старого кладбища.
Задачи, которые хотелось бы решить в ходе работы:
• Изучение и описание судеб захороненных;
• Провести фотофиксацию надгробий;
• Подготовка статьи в районную газету "Заря";
• Описание методов изучения судеб.
Цель и задачи определили методы исследования:
• изучение законодательных актов, регламентирующих создание кладбища;
• изучение описания сцен посещение кладбищ в русской литературе;
• интервью с главой муниципального образования, депутатами муниципального образования с целью выяснения перспектив старого кладбища;
• интервью с районным архитектором;
• составление обращения к жителям села;
• интервью с родственниками усопших;
• составление петиции;
• распространение агитлистовок;
• участие во Всероссийской акции "Я-гражданин России" с проектом "Провинциальный некрополь".
Объект исследования: старое кладбище.
Предмет исследования: судьбы захороненных. В качестве гипотезы предположим, что человека делает Человеком
"Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам."
В начале работы остановимся на понятийном аппарате.
"Некрополь ( от греческого nekros-мертвый, polis-город) -кладбище, могильник, главным образом в странах древнего Востока и в античном мире.". [1; 182]
"Могильник-комплекс погребений, обособленных от поселений, появившихся в мезолите... Античные могильники называют некрополем, христианские и мусульманские- кладбищем, могильники с захоронением пепла в урнах- колумбарием."[ 2;327]
"Кладбище - место погребений умерших, принятое у православных христиан, "- так определяет это понятие С. И. Ожегов, а Советский энциклопедический словарь рассматривает его в более широком аспекте. "Кладбище- территория, специально выделенная для захоронения покойников. Кладбища периода первобытнообщинного и раннефеодального обществ называют могильниками, античного мира и Древнего Востока- некрополями, в России сельского кладбища называются погостами." [4; 585]
"Могила-яма для погребения тела умершего, а также насыпь на месте погребения. " [2; 327]
"Погост - первоначально центр сельской общины на Северо-Западе Древней Руси. Позднее центр административного-податного округа, крепостное селение с церковью и кладбищем. С 18 века погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище. " [4; 1019]
"Надгробие-1 .Могильный надгробный памятник. 2.Надпись на могильном памятнике."[ 2; 343]
"Памятник - скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь" [2;448]
Этими понятиями мы и будем оперировать в нашей работе в дальнейшем.
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ НЕКРОПОЛЬ
Роль кладбища в жизни человека
Древнее предание гласит: хочешь узнать историю и культуру народа- побывай на его старом кладбище. Здесь замирает время, утихают страсти и классовые бои. Перед лицом смерти все становятся равны.
Издавна кладбища почитались русскими людьми. К ним относились бережно с уважением. А. С. Пушкин писал:
Два чувства дивно близко нам. В них обретает сердце пищу-Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
На кладбищах хранится память о прошлом. К сожалению, некрополи уничтожали и разрушали, обосновывая такое варварство необходимостью строительства тех или иных сооружений во благо живущих. Не стала исключением и судьба старого кладбища села Октябрьского. С течением времени село расширялось, и его окраина перешагнула границу, отведенную под захоронения. Было принято решение о переносе сельского некрополя на новое место, а старое стало приходить в состояние запустения. Кто-то стал использовать его как пастбище, кто-то в качестве места для заготовки веников (кладбище поросло чилигой). Постепенно уменьшалось и количество живущих в селе, чьи родственники нашли здесь свой последний приют. А совсем недавно от неосторожного обращения с огнем выгорел целый участок. Обгоревшие ограды, обуглившиеся кресты стоят печальным укором всем живущим.
Человек не вечен. Каждому отведен свой срок на Земле. А потом, считается, что души возносятся на небеса, а бренный, телесный прах покоится в земле с миром. С древних времен и по сей день принято навещать усопших в определенные дни, чтобы почтить их память, задуматься о собственном бытие, прикоснуться душой к вечному и, может, покаяться в грехах своих. Помните пушкинского станционного смотрителя.
Сцена посещения кладбища юной барышней не оставляет равнодушным ни одного из читателей повести. "Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не озелененное ни единым деревцем. Отроду не видал я такого кладбища", [3;578] -пишет автор от имени героя рассказа. "Барыня легла здесь и лежала долго". [3; 578]. И в нашей воле просить за молодую женщину прощения у старика за ее бегство, попытаться оправдать сей поступок, и простить непокорную дочь.
В момент посещения кладбища у человека воскресает в памяти образ дорогого его сердцу человека. Специально отведенные в православном календаре дни для посещения кладбища именуются родительскими или радуницей. (см. приложение «Дни поминовения»).
Ритуал поминовения усопших сохранился и в традициях празднования многих христианских праздников. Этот обычай берет начало в существовавшем в древности культе предков, в основе которого лежала вера в то, что духи могут оказывать влияние на благополучие живущих людей, помогать им в земных делах, хозяйственных нуждах. Поэтому умершим предкам приносили жертвы, их поминали, старались задобрить.
Приходя на кладбище, многие плачут. И эти слезы облегчают страдания, очищают душу.
Память о родителях никогда не должна гаснуть, ведь дети являются продолжением рода. А дерево не может жить без своих корней.
Старое сельское кладбище, заросшее высокой травой, с покосившимися деревянными крестами и поросшими зеленым мхом надгробными плитами. Оно у кого-то вызывает поток философских мыслей, на кого-то наводит страх, на кого-то тоску. Я же, проходя мимо него, задумываюсь о судьбах тех, кто нашел здесь свои последний приют.
Но перед тем, как, начать повествование об усопших, мне бы хотелось написать об особенностях памятников и надгробных надписей.
Особенности памятников и надгробных надписей
Старое кладбище обнесено небольшой железной оградой. Я думаю, что могилы делали с любовью. Надгробные памятники воплощали в себе признательность, стремление увековечить его память. Поэтому они так разнообразны, индивидуальны и всегда по-своему любопытны.
Формы и виды памятников необычайно различны. Но несмотря на это можно выделить определенное сходство даже в их многообразии.
Самыми обветшавшие надгробия- деревянные кресты. Простая, незатейливая форма, но какие разнообразные таблички: металлические прикреплены к кресту, или же даты жизни выцарапаны на кресте.
Больше всего впечатляют каменные памятники. Обычно они выполнены в виде прямоугольной призмы, украшенные резным узором. К сожаленью, сейчас они поросли мхом, поэтому выглядят не очень аккуратно.
Есть на кладбище надгробные комплексы. Примером являются могилы братьев Миловановых. Красивые каменные плиты, обнесенные каменным забором.
Каменные памятники можно встретить на земле. Они находятся в горизонтальном положении. Сверху на них выточен крест, а сведения об усопшем находятся с правого и левого бока.
Большинство надгробий- железные кресты, различно выполненные.
Сколь различны формы и виды памятников, столь разнообразны и надписи на них, Но и здесь сложилась определенная традиция в их написании. Так кроме годов жизни могли отмечаться именины, девичьи фамилии, родственные связи, должность и т.д.
Приведу несколько примеров.
Здесь покоится
Маланья Яковлевна
Ганьшина.
Здесь покоится тело студента
2-го курса Оренбургского
Педтехникума Ивана Селиверстова,
рожденного 18 июля 1908 г. и скончавшегося
на 19 году 19 марта.
Пот семъ камнемъ лежит
Прахъ раба божия Анисия
Прамон. Кузьмина
Скончалася
1898 октября 8 дня.
Котов И.А.
Родился 25/3 1891
Умер 15/3 1950
Скончъча(л) ас(ь) 1911 22 октября отъ роду
45лет
здисъ
покоится
санисъна от
роду 19 было
Фотографии отдельных надгробий помещены в приложении, что позволит
зрительно представить их образ и состояние сохранности.
Люди и судьбы
Мне удалось собрать не много материала о судьбах похороненных на старом кладбище людей. Вот некоторые из них.
Кожевникова Александра Васильевна (5/9 1914- 1970). Родилась в 1914году. В 21 год вышла замуж, а 27 стала солдаткой. С двумя детьми на руках дожидалась мужа с войны. Потом были долгие годы бабьих мытарств. Муж Александры Васильевны любил выпить да побузатерить... Скончалась в 1970 году. Пара строк, в которых вместилась почти полувековая жизнь.
С 1957 года покоится на кладбище тело Алексея Дмитриевича Попова(12/1 1902-19/10 1957), выходца из простой крестьянской семьи, майор в отставке, ветерана войны, отца четверых детей. Имя его известно в районе, несколько лет он возглавлял парторганизацию колхоза имени Кирова.
А вот еще одна судьба. Простая, нехитрая. Что веточка клена без сучка и извилин. Мария Пантелеввна Попова. Неграмотная, неработающая, мать 8 детей, как бы написали сегодня в ее анкете. Умерла в возрасте 98 лет.
Рядом с ней покоится прах внука Юрия Алексеевича, прожившего двадцать восемь лет, инвалида детства, скончавшегося по причине чрезмерного пьянства.
А вот целая семья Грибановых. На всех ее членов, будто печать несчастливости легла. В 1968 году утонул в реке сын Виктор (25/8 1949-25/10 1968), двадцати двух лет от роду. Через год повесился его младший четырнадцатилетний брат Владимир(20/3 1954- 21/1 1969). Здесь, пожалуй, стоит остановится.
Семья Грибановых была очень набожной. Строго соблюдали все посты и праздники. Володя тоже верил в бога, поэтому от вступления в пионеры отказался. Одноклассники посмеивались над такой набожностью, и в один из церковных праздников начертили на спине мелом крест. Мальчик пришел домой, написал записку: "Среди людей мне было плохо, а с Богом будет хорошо". Родители Грибановы не выдержали второго удара и поменяли место жительства. Однако, через два года скончался глава семьи Дмитрий, а затем и еще один сын - Михаил. Четыре цветка лежат на могилке всегда.
А вот еще одна семья - Варавва. Здесь похоронены прабабушка Арина и прадедушка Федор Жадановой Ирины, моей одноклассницы. Там же похоронен их сын Григорий Федорович, который в годы войны был офицером, а после войны ему доверили пост фининспектора Октябрьского района. Там же похоронен старший брат мамы Ирины -Виктор Николаевич, проживший всего 10 месяцев. Семья Жадановой Валентины Николаевны, мамы Ирины, регулярно посещают кладбище и наводят порядок как на своих, так и на соседних могилах.
Деятельность научного общества учащихся Октябрьской средней школы.
Научное общество учащихся (НОУ ОСШ) не осталось в стороне от проблем старого кладбища.
Группа учащихся начала свою работу с беседы с Главой сельской администрацией Александром Евгеньевичем Кораблевым. Он ознакомил нас с законодательными актами, регламентирующими деятельность сельского кладбища. А. Е. Кораблев высказал мысль, что кладбище - народная память, своеобразная архитектурная особенность села, нуждающаяся в сохранении.
Далее было взято интервью у районного архитектора Ольги Николаевны Лагоды. Она представила проект, по которому на месте старого кладбища предполагалось в конце прошлого века построить центр досуга молодежи. Нас этот проект буквально поразил. Танцы на костях своих предков?!...
Это и заставило нас обратиться к населению. Мы провели своеобразный референдум, который затронул, правда, лишь часть населения в силу ограниченности наших возможностей. Но результаты, оформленные после сбора подписей под петицией с требованием отозвать проект, показали, что 94% высказались за сохранение старого кладбища, 2% высказались так же, но подписей не поставили, сославшись на боязнь неприятностей со стороны власти, в структуре которой они сами работают. И только 4% были сторонниками сноса кладбища и строительство там центра. Свое мнение они мотивировали тем, что у местной власти все равно нет средств для благоустройства территории кладбища и поддержания порядка на ней.
Следующим шагом была наша публикация в местной газете "Заря", в которой мы обратились ко всем жителям, имеющим родственников на старом кладбище, во время уборки дорогих им могил обратить внимание на находящиеся рядом беспризорные захоронения.(См. Приложения: "Провинциальный некрополь"). После публикации статьи к автору данной работы обратились местные жители с рассказами о захороненных родственниках. Так, например, я узнала о судьбах некоторых родственников семьи Варавва.
Оформленные материалы были отправлены на областной конкурс ученических проектов акции "Я - гражданин России" после проведения одноименной интеллектуальной игры среди девятиклассников Октябрьской средней школы, вызвавшей горячий интерес участников.(См. Приложения: "Я - гражданин России")
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кладбище всегда являлось неотъемлемой частью каждого народа. Наш провинциальный некрополь - это яркая и неповторимая страница истории отечества, так как здесь похоронены люди, которые любили свою землю, стремились своим трудом и талантом украсить ее, защищали в трудную годину.
Старое кладбище - это не только последнее пристанище тех, чьим трудом строилось и процветало село, но и своеобразная и очень ценная часть сельской архитектуры. Именно поэтому требуется дальнейшее тщательное и детальное изучение, а затем и восстановление старого кладбища.
Данный материал может стать основой для разработки экскурсионного маршрута, а также при написании биографических данных, в этнографических и генеологических исследованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов.-6-е изд.-М.:Рус.Яз.,1979
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-М.: Советская энциклопедия, 1973
3. Пушкин А.С. Сочинения.-М.: Московский писатель, 1998
4. Советский энциклопедический словарь.-М.: Советская
энциклопедия, 1987 Материалы районного архива хранилища 3: "Архив села Октябрьского" Экспонаты и описи районного краеведческого музея.
Добавляю фотографии, присланные Болдыревой Татьяной 8 апреля 2013 года своей бабушки и дедушки.Болдырева
На фото: Екатерина Леонтьевна Болдырева (04.12.1918г.-01.05.1997г., моя мама), Александра Ивановна Болдырева (Манникова -дев. 1878-май 1952г. ), Мария Леонтьевна Кузнецова (Болдырева дев. 15.02.1907г.-10.10.1985г.). Снимок сделан 5 февраля 1935г.
I Мировая война. В госпитале. Болдырев Леонтий Яковлевич справа первый сидит.
Болдырев Леонтий Яковлевич. Октябрьское. Улица Коммунистическая напроти музея. |