Любому учителю приходится вести исследовательскую деятельность с целью изучения причинно-следственных связей педагогических явлений, опытным путем моделировать те или иные педагогические явления с целью добиться оптимальных результатов при помощи наиболее эффективных методов преподавания. Исследовательская деятельность также способствует развитию творческого потенциала учащихся. Именно с этой целью и создано научное общество учащихся в Октябрьской средней школе. В последние же семь лет темой моей экспериментальной работы стала «Исследовательская работа в рамках научного общества учащихся (НОУ ) как фактор развития творческого мышления».
Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью- творческая деятельность. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Вырастить творца- важнейшая задача школы.
Почему именно сейчас эта проблема стала насущной? В России с середины восьмидесятых годов ХХ века проходят глубокие социально-экономические и политические преобразования, которые настоятельно требуют коренного изменения всей системы образования. Вхождение общества в рыночные отношения требует личности, способной творчески оценить ситуацию, принять быстро нужное решение самостоятельно, тем самым оказаться конкурентоспособным в новых исторических условиях.
Главным барьером на пути к творческому развитию личности является деформация мотивационной структуры личности. Именно поэтому следует говорить не просто о формировании творческого мышления, но и творческой личности, имеющей высокий уровень интеллектуальной активности.
В данной работе мы будем использовать термин творческое мышление, подразумевая под ним способность индивида дать субъективную оценку действительности..
Определив актуальность постановки заявленной темы, выдвинем гипотезу: интеллектуальное развитие, способствующее социализации учащихся, будет более эффективным, если вести целенаправленную исследовательскую работу учащимися в рамках НОУ.
В Октябрьской средней школе в течении последних семи лет действует научное общество учащихся, выросшее из исторического кружка, а позднее клуба. НОУ – это забота педагогического коллектива и учителя об интеллектуальном развитии детей, развитии творческих индивидуальных способностей; расширение кругозора, круга общения: вывод их на уровень сотрудничества с учеными, институтами (в частном случае – Институт Археологии при Российской Академии Наук города Москвы).
НОУ – начало широкого пути научной работы, это процесс самостоятельного добывания знаний.
Общество готовит к более высокому уровню восприятия научных открытий сегодняшнего дня, сопричастности учащихся к великим открытиям современности. Повышение научного сознания позволяет другими глазами воспринимать учебный процесс вообще с повышенным интересом.
Работа НОУ позволяет из лабораторных конкретных наблюдений (здесь это раскопки первобытного металлургического комплекса) дойти до обобщений о развитии всего общества.
О структуре НОУ дает представление «Устав» (прилагается) |