Наталья Николаевна Краденова - руководитель Аксаковских исследований Кургина Алена Особенно меня заинтересовала научно археологические исследования Аксаковских часовни и церквей. Помогает приоткрыть завесу неизвестность родословной дворянского рода Аксаковых их захоронения. Представляет интерес место нахождения могил отца и матери писателя. В архивных документах об этом никаких сведений нет. Историки знали, что фамильное кладбище находилось напротив усадьбы, рядом с домовой церковью. Там были похоронены отец писателя и мать, старший брат и дети, умершие в младенчестве. Могилы найдены – они находились слева от снесенной церкви. Однако пок5а не дала однозначного ответа археологическая экспедиция из 20 человек, проводившая в течение 3-х недель раскопки. Митрополит Оренбургской и Бугурусланской Валентин разрешил их вскрыть, дабы убедиться, что это действительно светские захоронения, а не служителей церкви. Предположительно, в склепе обнаружены останки матери писателя, основанием для такого вывода могут служить, сохранившиеся косы, уложенные на темени. Именно такую причёску носила умершая. Справа от черепа, в углу гроба на стружках, лежал букетик, состоявший из «богородской травы» и веток с листьями чёрной смородины. Скорее всего, букет был из засушенных трав, поэтому не истлел. Рядом с её останками лежали скелет ребёнка с золотым крестиком и останки мужчины, у которого не было отличительных особенностей, указывающих на отца писателя. И всё же тёмных пятен остаётся всё меньше и меньше. Исследования продолжаются. Джанвелян Мариам Что же за место это – Аксаково? Именно на этот вопрос я отвечаю в своей исследовательской работе по жизни и творчеству Сергея Тимофеевича. С.Т. Аксаков родился 20.09.1791 года в г. Уфе в семье Тимофея Степановича и Марии Николаевны Зубовой. Однако, мальчик родился болезненным. Мать часто выезжала с ним из Уфы В ближайшие деревни. Много времени маленький Серёжа проводил в родовом имении Аксаковых, называвшегося Новое Аксаково, Владельцем этих обширных земель и многочисленных крестьян был дедушка писателя Степан Михайлович Аксаков. Это имение в 1905 году отошло казне. Купил крестьянский банк, Который сделал наподобие Дома отдыха, куда приезжали на охоту купцы. В селе было 75 дворов, из которых 42 сгорели во время пожара19 августа 1913 года. Мемориальный дом-музей тоже имеет свою особую историю. Его начали восстанавливать в 1991 году. А в 1998 году он принял первых посетителей. Сейчас это село стоит между живописными холмами. В центре его старинная усадьба с акациевой и липовой аллеями, речкой Бугурусланкой и двухсотлетними соснами. С конца 40-х годов С.Т. Аксаков переживает небывалый творческий рассвет. Пятидесятилетний литературный и театральный критик пишет прозу и пробует себя в поэзии. Но сам писатель в разговоре с Н.В. Павловым говорил: «Какой я писатель! Творчества у меня нет. Изобретение- вот в чем главная сила первоклассных писателей, а оно остаётся до сих пор и было смолоду камнем преткновения для меня. Я просто передатчик и просто рассказчик: изобретений у меня нет ни на волосок нет » С.Т. Аксаков мог писать «только стоя на почве действительности, идя за нитью истинного события » Таким образом наши исследования на территории музея- заповедника С.Т. позволяет нам уточнять ещё неудостоверенные факты жизни писателя.
Жиляева Анастасия
Мне посчастливилось быть в составе 3-ей экспедиции в музей-заповедник С. Т. Аксакова, который находится в селе Аксаково. Мне было очень интересно узнать об истории основания села и фамильного поместья Аксаковых, о людях, живущих в этом селе. Поэтому я со своими руководителями стала вести исследовательскую деятельность именно в этом направлении. В первую очередь мы беседовали со старожилами села. Это Макеева Александра Андреевна, Комлева Евдокия Алексеевна, Филькин Иван Петрович, Финогеев Николай Фёдорович. У местных жителей очень своеобразный говор и диалектные слова. Например, Филькин Иван Петрович почти всегда добавляет сочетание «незнамо куда». Из их уст мы познали ту ещё до сих пор не изведанную область истории. Ещё мы работали в архиве с архивными документами. Когда заходишь в это хранилище времени, когда перекладываешь и изучаешь старинные документу, доказывающие, что какой-то человек действительно жил на свете, что он писал эти строчки, тогда испытываешь какой-то странный восторг и одновременно грусть. Сто лет назад человек жил, а сейчас его жизнь осталась только на бумаге. В архиве сохранилось много документов Степана Аксакова, его сына и, конечно, Сергея Тимофеевича Аксакова. Мы их тщательно изучили и используем в своей работе. Гончарова Маргарита Каждая область, всякая местность русской земли имеет только ей присущий облик, неповторимую красоту. На северо-западе Оренбуржья Бугурусланского района находится заповедная зона. Эта зона привлекла меня и послужила началом моего исследования флоры и фауны Аксаковских мест. Современная флора музея-усадьбы С.Т. Аксакова представляет природную ценность, так как: -Является украшением ландшафта, его культурно-историческим, высоко эстетическим объектом. -имеет высокую видовую насыщенность, разнообразие растительных ассоциаций. -может использоваться в учебно-позновательных целях. -встречаются охраняемые растения, занесенные в Красную книгу Оренбургской области. -заросли лекарственных, плодово-ягодных, ядовитых и других хозяйственно ценных видов растений. -наличие старых по возрасту деревьев. Бережное отношение к природе села Аксакова поможет сохранить это памятное место, многократно описанное в произведениях писателя и связанное с ним. Растения аксаковского лесопарка. Искусственно созданный семьёй Аксаковых регулярный парк располагается за домом на левом берегу реки Бугуруслан, занимает площадь 3,2 га и ограничивается рекой. За ней и на островах регулярный парк переходит в пейзажный. Деревья регулярного парка в основном старые, некоторым более 200 лет. Люди с уважением и восхищением относятся к деревьям –старожилам, живым памятникам, свидетелям давно минувших лет, составляя как в историческом, так и эстетическом аспекте элементы ландшафта, они же составляют ценнейший фонд лесовозобнавления, (сосны, липы, ветлы). По высоте 20-30 метров доминируют из всех деревьев парка-сосны, по толщине стволов –ветлы 2-4 метра. Кроны деревьев плотно сомкнуты, пышные, особенно выделяются издалека старая знаменитая, воспетая писателем ,липовая аллея. Рядом с ней густые заросли вишни, черёмухи, акации, вплотную подходящие к тропинкам, образуя непроходимые заросли. Растительность степей. В селе Аксаково мало осталось уцелевших участков целинных, нетронутых степей. Лишь кое-где редко встречаются небольшие клочки степей, обычно там, где участки непригодны для распашки, на более или менее крутых склонах оврагов и балок, в приовражной полосе, на шиханах. В большинстве участки бывшей степи стали обширными колхозными полями, естественный растительный покров уничтожен. А часть из нетронутых степных холмов превратилась в настоящие земляничные поляны, земляника с которых служила нашей умственной деятельности. Наталья Гончарова
На протяжении 10 дней я занималась изучением стилевых тенденций в интерьере барского дома, сравнивая их с направлениями 19 века, существовавших тогда в России. По приезду, мы сразу обратили внимание на музей. Это деревянный деревенский дом с барским размахом. Два парадных входа, расположенных симметрично относительно центральной плоскости дома, выходят на восток. С западной стороны, огромная округлой формы Мансарда. Сразу в воображении представляется, как вся семья Аксаковых по вечерам пьет там чай, любуясь на закат солнца. С нее же открывается прекрасный вид в липовую аллей, кстати, неотемлимую часть барской усадьбы в стиле 19 века. В доме множества высоких окон, которые, что не мало важно, выходят на все четыре стороны света, соответственно дом внутри прекрасно освящен. В доме много комнат, но большинство из них маленьких размеров. Несмотря на это, пространство строго организованно, что создает пространственную свободу. Немало важную роль сыграли в этом высокие потолки. Мебель украшена причудливыми завитками и орнаментами, причем вся только ручной работы. Мягкие шикарные кресла, обшитые бардовым бархатом; резные столы, особенно запомнился шкаф, в кабинете деда, где каждая дверь имела свой сюжет, это, например, девушка, спускающаяся к крыльца и бегущая навстречу своему возлюбленному, или тот же самый возлюбленный, на другой дверце зовет эту девушку; зеркала в деревянных рамах, с витиеватыми завитками; множество изящного фарфора; пианино, в гостиной, с ножками в виде львиных лап (что говорит о дворянском происхождении хозяев), в этой же тенденции выполнен стол, стоящий здесь же, на одной, но увесистой львиной лапе. Цвета спокойные, разбеленные пастельные оттенки в будуарах соседствуют с бардовым, бежевым, красно-золотым. Тканевые решения – мягкие, воздушные, полупрозрачные ткани комбинированы с муаром и бархатом. В результате я пришла к выводу, что дом оформлен в стиле неоклассицизма с элементами рококо. Вообще у меня дом вызвал восхищение, чувство чего-то великого, которое по возрасту старше тебя во много раз, и если у меня когда-нибудь появится возможность побывать там снова. То я обязательно использую этот шанс!
Здесь можно прочесть "Дневник экспедиции":
http://www.mylitera.ru/literaturnye-sborniki/696-sbornik-ldnevnik-ekspedicziirhj.html
|