Лагерь "Археологичка" как форма летней работы с детьми
Добрый день, уважаемые члены жюри и исследователи родного края! Я, Татьяна Шведова, ученица 9 Октябрьской средней общеобразовательной школы села Октябрьское Оренбургской области. Позвольте представить свое исследование «Лагерь «Археологичка» как одна из форм организации деятельности школьников в летнее время» В 1990-е годы после распада СССР распались многие детские и юношеские объединения, организации исчезали, а новые не спешили появляться. Приятным исключением в создании организованного детского движения стала Федерация детских и пионерских организаций Оренбуржья. Одним из направлений деятельности организации стало объединение детей по интересам. Был создан областной лагерь «Археологичка» со своими законами, правами и обязанностями, существующий до сих пор. Провести данное исследование автора подтолкнуло прочтение дневника лагеря 1994 года, написанного юными археологами нашей школы. Целью работы является изучение работы лагеря «Археологичка»1994 и 2006 годов (ФОТОГРАФИЯ ЛАГЕРЕЙ) как формы летней работы с учащимися. В качестве задач можно выделить следующие: - изучение дневника лагеря «Археологичка - 94»; - архивных материалов; нормативной базы, регулирующей деятельностьлагеря. Цели и задачи определяют методы работы: беседы и интервью с участниками «Археологички» 1994 и 2006 годов; анализ документации; участие в работе «Археологички – 2006»; ведение дневника жизни в лагере; составление сравнительной таблицы работы лагерей 1994 и 2006 годов, выявление общего и различий; социологический эксперимент «Дневник». Объектом исследования является лагерь «Археологичка». Предметом исследования является жизнь юных археологов (юнархов). Актуальность данной темы заключается в необходимости сохранения для последующих поколений истории, методики и практики деятельности детского коллектива в условиях полевой экспедиции. Рассказать о детях – участниках детского лагеря «Археологичка», как о первопроходцах ставшего традиционным ежегодного лагеря Оренбуржья. Прежде, чем написать работу автором была изучена литература, посвященная археологическим памятникам (КАРТЫ) «Каргалы» и «У горы Березовой», где работал лагерь. Особое внимание было уделено дневникам (ДНЕВНИКИ), которые в 1994-1996 годах велись ребятами нашей школы во время раскопок. Так же была сделана попытка изучить литературу, описывающую участие детей в археологических экспедициях отдельных регионов России, в частности Новосибирска. Однако, на наш субъективный взгляд, Оренбурский опыт представляется наиболее оптимальным. В работе - дается анализ литературы, нормативных актов, регулирующих работу лагеря, - представляется дневник участников экспедиции 1995 года с комментарием его авторов; - описывается эксперимент «Дневник»; - дается сравнительный анализ деятельности лагерей-экспедиций 1995 и 2006 годов. Позвольте остановиться именно на последнем. Обратимся к сравнительной таблице (ТАБЛИЦА) «Основные моменты функционирования лагеря-экспедиции «Археологичка» в Октябрьском районе Оренбургской области в 1994 и 2006 годах». Нами выбраны основные критерии анализа организации экспедиций. Первый критерий – это цель. Видим, что в обоих случаях это развитие интереса к археологии, с одной стороны и организация профильного лагеря, с другой.. Соорганизаторами обоих лагерей выступает та или иная ассоциация молодежи. В 1994 году ей являлась Ассоциация учащейся молодежи Оренбуржья, а с 1999 года ОК РСМ. «Заказчиком» и в том и другом случае выступает научная организация, нуждающаяся в рабочих руках. В 1990-е годы ею выступала лаборатория Института Археологии Российской Академии Наук, в последующие годы Оренбургский государственный педагогический институт. Это говорит не только о заботе со стороны ученых о подготовке квалифицированных кадров для работы на раскопе. Через совместное общение детей и взрослых усваиваются нормы человеческого общежития. Форма отбора учащихся сохранилась на протяжении всего времени в виде конкурса среди желающих попасть в экспедицию Ребятам необходимо познакомиться с основами археологической теории, выполнить практические задания. А вот система организации самоуправления за прошедшее время, как мы видим из таблицы, изменилась. Это, очевидно, веянье перемен, происходящих в России. Если в 1994 году руководящие органы назначались организаторами из числа «ветеранов» раскопок, то в 2006 году они избирались. Вообще было много всяких выборов. Избирали Человека дня, «Мисс Археологичка». Была возможность у каждого сделать свой выбор, высказаться по обсуждаемым вопросам. Очень радостно, что титул «Мисс Археологичка» остался в нашем районе. Ею стала моя одноклассница Екатерина Камышникова (ФОТОГРАФИИ ОЛИ И КАТИ). Законы жизни лагеря по-прежнему направлены на сохранение природы и создание дружеского союза всех участников ОАЭ. Поощрения и наказания в принципе типично детские. Подробности о жизни в лагере можно получить из дневника, который поочередно вели участники экспедиции. Дневник мы старались вести так же, как и наши предшественники ежедневно, на своей шкуре ощутив как не просто сделать даже пару строк после напряженного насыщенного событиями дня. Каждый писал о том, что считал нужным. Перенесемся в уже далекий 1994 год, когда не подозревающие исторической ценности своих записей под «ненавязчивым» принуждением своего учителя истории и классного руководителя ребята, расположившись, (ФОТОГРАФИИ ПОЛЯНЫ, ЛАГЕРЯ) кто в палатке, кто под сенью береговых ракит, уединившись на природе или сидя в кругу друзей при свете костра, записывали нехитрые события своей обыденной жизни. Вот несколько записей. (ДНЕВНИКИ) Понедельник, 27 июня 1994 года. …Сегодня первый раз в своей жизни я иду на раскоп. Идти не далеко, и вот уже видны небольшие квадратные ямки. Приехали археологи. Рассказали, в чем заключается наша ра¬бота… Мальчишки снимали осторожно пласты земли, а мы с Аней из Орска тщательно её перебирали. Мне очень это занятие понравилось, попадалось много маленьких косточек, черепков керамики, шлаков. Очень интересно было бы сразу же определить, как и почему все это здесь оказалось. Чьи руки прикасались к этим вещам, лепили эту посуду, кто уронил и разбил её. Может, малыш в тысячелет¬нюю давнюю пору забавлялся, пока родители были заняты добычей медной руды или другими делами. А может хозяйка, спеша встретить воз¬вращающихся с рудников, уронила чашку, а дочка собрала черепки и унесла на мусорную кучу, которую теперь наука называет "культурный слой". ОЛЯ КАВРЕВА Понедельник, 11 июня Погода плохая, но на раскопки ходили обе смены. Вечером готовились к «3арнице», выбрали командира, офицеров, медсес¬тер, составили карту местности. Потом пели песни у костра. ГАЛЯ СГИБНЕВА Пятница, 15 июля Сегодня заканчивается наше пребывание в археологическом ла¬гере. Но впечатления от здешнего житья-бытья останутся у нас надолго. Мы целые сутки проводили на свежем воздухе, ночевали в палат¬ках, сидели у костра и выучили много новых, прекрасных песен. Но самое главное, мы вместе с археологами открывали новую неизвест¬ную страницу истории. Запомнится встреча с испанцами (ФОТОГРАФИЯ С ИСПАНЦАМИ). Их пригласили московские археологи для участия в раскопках. Они знают много иностранных языков и очень образованные, это видно по их манерам и поведению. Простые и общительные, они быстро нашли общий язык с нами. Расставаться с лагерем, с ребятами, многие из которых стали друзьями, не хотелось. Но поток закончился, и мы, распрощавшись со всеми, поехали домой. САША КУЗЬМИН
Темы повторяются и в нашем дневнике: распорядок дня, еда, важнейшие события дня. Хочется надеяться, что наши записи кому-то тоже будут интересны в будущем. Таким образом, мы видим, что основополагающие принципы деятельности лагеря сохранены. Некоторые моменты модернизированы. Но главное, «Археологичка» поставленных целей добивается. Уже сотни прошли ее школу. Из опроса участников экспедиции 1994 года можно сделать вывод о большой пользе не только полученных знаний, но и умений и навыков, которыми они овладели в лагере и которые помогают им в жизни. «Археологичка» вызывает острое желание вернуться в лагерь хотя бы еще раз. В то же время отметим, что лагерь заставляет и пожертвовать какими-то своими привычками ради общих интересов. Учит жизни в коллективе. Это своеобразный тренинг жизни без родителей, без их советов. Здесь становишься более самостоятельным, учишься терпимости в отношениях. Здесь отрабатываются варианты поведения в экстремальных для современных школьников условиях жизни в палаточном лагере (ФОТОГРАФИЯ ЛАГЕРЯ 2006), когда приходится выполнять утомительную, но важную для науки работу одновременно с полным самообслуживанием. Приходится готовить пищу на костре, поддерживать порядок в палатке и на территории, быть постоянно на людях днем и ночью. Этому учат ребят как ученые-археологи своим поведением, так и представители молодежных организаций, стремящихся наполнить досуг ребят, сделать его интересным и полезным. Вожатые превращаются в самых близких людей. Дома такой опыт получить сложно. Таким образом, можем сделать вывод о том, что «Археологичка» - это бесценный опыт и для организаторов летнего отдыха, и для самих ребят.
Да, я сама была в этом лагере и впечатление, действительно, незабываемое! Поначалу хотелось домой, ну, это как обычно. А потом, со слезами на глазах, с неохотой уезжали домой. Хотелось бы ещё вернуться туда, повстречать старых и встретить новых друзей.
Антонина Алексеевна, огромное спасибо за " "ненавязчивые" принуждения" Перед глазами стоят картины из того замечательного лета. Захотелось вернуться в то время хоть на чуточку.