Уважаемый ученый совет, дорогие коллеги! Я – Екатерина Джиадзе, ученица 8-а класса из села Октябрьского Оренбургской области. Мне очень дорога моя малая родина, где все родное и близкое. Хочется, чтобы все современники и потомки смогли познакомиться с ее историей и полюбить это село, вытянувшееся вдоль речки Юшатырки, отметившее свой 225-летний юбилей. Хранителем истории, бесспорно, являются музеи. Являясь с 5 класса участницей НОУ «Родник», очень часто приходилось именно в музеях находить интересующую информацию о селе и его жителях. Не трудно было догадаться, что все музеи села так или иначе связаны с образованием. Музеи Районный народный краеведческий, ОСОШ и комплекса школа-детский сад созданы учителями и учащимися. Четвертый – музей истории народного образования – рассказывает об истории образования района. В прошлом году в своей исследовательской работе в качестве цели было определено собрать материал об истории создания музеев, об их экспозициях. В этом году, продолжая музейную тему, поставлена новая цель: изучить историю отдельных экспонатов, исследовать материалы, послужившие для их изготовления. Уважаемое жюри, позвольте не пересказывать содержание работы, с которой вы ознакомились, а остановиться на открытиях, которые оживили, по-новому осветили для меня отдельные экспонаты. Ближе всего для меня Музей истории народного образования Октябрьского района, экспонаты и экспозиции которого собирались и создавались при непосредственном участии группы одноклассников и лично моем. На меня возложена обязанность вести инвентарную книгу основного и вспомогательного фондов музея. Кроме того, после открытия музея 7 мая этого года меня назначили директором данного музея. Приходится часто и экскурсии проводить. Конечно, есть и любимые темы, и любимые экспонаты. Остановлюсь на одном лишь экспонате. Это фронтовое платье медсестры Палагиной К.М. Оно было передано в музей учащимися Российской средней общеобразовательной школы, где было самым ценным экспонатом школьного музея. Оно было передано в дар музею этой школы, которую возглавляла Болденко Нина Михайловна, учитель истории и, по отзывам коллег, учащихся и их родителей удивительной души, прекрасный человек. Платье сохранилось в отличном состоянии. О судьбе владелицы платья рассказала дочь, уже к сожалению, умершей Клавдии Максимовны, Голощапова Тамара, ныне продолжающая медицинскую династию в качестве заведующей ФАПом села Россия. (ФАП – фельдшерско-акушерский пункт). К ней пришлось поехать лично, так данный населенный пункт расположен в километрах от райцентра. Теперь о нашем экспонате. Думаю, многим будет интересно узнать, во что одевались воины-победители. Ведь на фронте нет мелочей. Грубый шов, неправильно обернутые портянки, могут привести к серьезным неприятностям, которые отрицательно скажутся на боеспособности. Вот мы и провели исследование платья, его свойств. Сразу подчеркну, что все проводилось под руководством специалистов: директора музея, учителей швейного дела и химии с соблюдением всех предосторожностей, необходимых при обращении с музейным экспонатом. На данной фотографии (она помещена в Приложении в работе) отчетливо видна идентичность нашего платья, помещенному на рисунке в энциклопедическом словаре «Великая Отечественная война», откуда взята нами информация о женской военной форме. Мною было проведено исследование данного платья. Оно сшито из хлопчатобумажного полотна зеленого цвета с добавлением шерсти. Это определено путем исследования нити, взятой с внутренней стороны шва. (Появился, например при поджигани, запах, характерный для горящей шерсти). Платье отрезное по линии талии. Лиф на пуговицах с изображением звезды, символа Красной Армии. На груди 2 кармана, очевидно для документов. Рукава втачные, длинные, на манжетах, застегивающихся на одну пуговицу. Воротник отложной. Юбка расклешенная, спереди два глубоких кармана. Данная модель удобна в эксплуатации, позволяет свободно выполнять необходимую работу, не сковывая движений, что было испытано одноклассницей и членом Совета музея Судаковой Анастасией, исполняющей роль медицинской сестры в эксперименте. (Кстати, именно она и изображена на фотографии). Кроме платья форма предполагала берет того же цвета , чулки, черные гетры, ботинки или сапоги. В ходе изучении литературы, было установлено, что такая форма для женщин, занимающих нестроевые должности, была введена в СССР в августе 1941 года. Предполагалась повседневная, караульная и походная одежда. Данное платье относится к летней повседневной форме [Великая Отечественная война. Энциклопедический словарь]. К бельевым тканям предъявляются определенные требования. В Приложении № 3 нашей работы приводится таблица. Толщина тканей измеряется в миллиметрах и влияет на теплозащитные свой¬ства ткани В материалах имеющих большую толщину содержится больше воздуха, который обладает низкой теплопроводностью. Следовательно, чем толще материал, тем он теплее. Толщина ткани платья в настоящее время примерно 0,2 мм, что позволяет сохранять достаточное количество тепла. Масса ткани измеряется в граммах по отношению к единице площади мате¬риала (1 кв. м или 1 кв. см). Платье весит 860 грамм, его площадь примерно 7200 квадратных сантиметра. Таким образом, мы определили массу платья, поделив вес на площадь. Она равна 0,12 (0,119444 ) г/кв.см, но следует учесть, что с течением времени вес платья изменился относительно первоначального. Гигиенически оптимальной является ткань с минимальной мас¬сой и сохранением всех необходимых ей свойств. Воздухопроницаемость - измеряется в кубических дециметрах и означает способность мате¬риалов пропускать воздух через 1 кв. м в секунду путем фильтрации через поры. Летняя одежда должна обладать максимальной вентилируемостью, то есть большой воздухопроницаемостью. Паропроницаемость - измеряется в граммах водяного пара, проходящего за 1 час через 1 кв. м ткани, и определяет способность материалов пропускать че¬рез себя водяные пары, постоянно образующиеся в пододёжном пространст¬ве, путем диффузии их через волокна, В ме¬стностях с жарким климатом, когда теплоотдача осуществляется в значи¬тельной мере за счет испарения, одежда должна иметь наибольшую паропроницаемость. Опыт на воздухопроницаемость путем пропускания пара через ткань платья нами не проводился, но при совершении работы в платье перегрева кожи не ощущалось, что позволяет предположить хорошую воздухопроницаемость и паророницаемость как любой другой хлопчатобумажной ткани. Гигроскопичность - характеризует способность тканей поглощать водяные пары, выражается в % .Из литературы можно узнать следующие характеристики гигроскопичности отдельных видов ткани. Например, батист, вольта, ситец > 90%, мадаполам х/б - 18%, драп облегченный - 16,5%, шерсть - 14%, репс - 7-8%, репс с водоот¬талкивающей пропиткой - 1,2%, капрон - 5,7%, лавсан - 0,5% (Энциклопедический словарь юного химика) Наше платье из хлопчатобумажного полотна с добавлением шерсти является достаточно гигроскопичным, судя по приведенной характеристике тканей Хорошая гигроскопичность является положительным свойством материалов, исполь¬зуемых для внутренних слоев одежды; способствует удалению пота с по¬верхности кожи. Влагоёмкость - определяет способность тканей впитывать воду при погру¬жении в неё, выражается в %. Свойства ткани сохранять значительную часть пор свободными после увлажнения имеет большое значение, т.к. при этом достигается определенный уровень воздухопроницаемости и меньше изменя¬ется тепловые свойства данного материала. Загрязнение одежды происходит изнутри (жидкими и газообразными продуктами жизнедеятельности кожи) и снаружи (от внедрения пыли и пач¬кающих веществ). Различают механическое (пыль, грязь), химическое (газы) и бактериаль¬ное загрязнение одежды. Определённую роль играет газопоглощаемость тканей. Величина поглоще¬ния газов зависит от их конценрации и влажности ткани. Шерсть поглощает газов больше, чем хлопчатобумажная ткань, и медленнее их выделяет. Одежда и бельё, кроме механического и химического загрязнения, под¬вергаются загрязнению микроорганизмами и паразитами. Через загрязненную одежду могут передаваться брюшной тиф, дизенте¬рия и другие инфекции. Опасность такой передачи определяется длительно¬стью выживания микроорганизмов на ткани. Ввиду эпидемической опасно¬сти зараженной одежды её необходимо дезинфицировать. Хлопчатобумажное платье легко стирается в горячей воде, что способствует профилактике перечисленных инфекций. Ткани для одежды делают из растительных, животных и искусственных волокон. Независимо от типа, назначения, покроя и формы одежда должна соответствовать - погодным условиям, - состоянию организма и выполняемой работе, - весить не более 10% массы тела человека, - иметь не затрудняющий кровообращения покрой, не стесняющий дыхания и движений и не вызы¬вающий смещения внутренних органов, - легко очищаться от пыли и загрязне¬ний, быть прочной. Под теплопроводностью понимают количество тепла в калориях, прохо¬дящее в 1 с через 1 см2 ткани при её толщине 1 см и температурной разнице на противоположных поверхностях в 1 С. Теплопроводность ткани зависит от величины пор в материале, причём имеют значение не столько крупные промежутки между волокнами, сколько мелкие - так называемые капилляр¬ные поры Теплопроводность ношеной и неоднократно стиранной ткани по¬вышается, так как капиллярных пор становится меньше, число более круп¬ных промежутков увеличивается. Важным показателем гигиенических свойств тканей является их отношение к воде. Вода в тканях может находиться в виде паров либо в жидко-капельном состоянии. В первом случае говорят о гигроскопичности, во вто¬ром - о влагоёмкости тканей. Мокрая одежда быстро отнимает тепло от тела и тем самым создаёт предпосылки к переохлаждению. При этом имеет значение время испарения. Так, фланель, сукно медленнее испаряют воду, значит, теплоотдача шерстя¬ной одежды за счёт испарения будет меньше, Существенное значение имеет отношение тканей к лучистой энергии - способность задерживать, пропускать и отражать как интегральный поток солнечной радиации, так и биологически наиболее активные инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Поглощение тканями видимых и тепловых лучей в значительной мере зависит от их окраски, а не от материала. Любые неокрашенные ткани поглощают видимые лучи одинаково, но темные ткани погло¬щают больше тепла, чем светлые. В жарком климате белье лучше делать из хлопчатобумажных окрашен¬ных тканей (красный, зеленый), обеспечивающих лучшую задержку солнеч¬ных лучей и наименьший доступ тепла к коже. Поэтому кроме защитно-маскирующих свойств зеленый, защитный цвет платья обеспечивал и лучшую задержку солнечных лучей, что тоже защищало тело от перегрева. Таким образом, свойства тканей определяют свойства одежды, которая играет большую роль в процессах жизнедеятельности человека. Под влияни¬ем носки ткань одежды теряет или изменяет свои основные характеристики и свойства в результате износа и загрязнения. При изготовлении военной формы в военные годы это учитывалось в полной мере. При проведении экскурсий практически все посетители интересовались данным экспонатом, задавали вопросы о качестве ткани, поэтому мы сочли необходимым провести дополнительное исследование, которое здесь представили. Экскурсоводы включают характеристику ткани в свой рассказ, что делает его более интересным, позволяет ответить на дополнительные вопросы. Кроме музея истории образования мне доводится проводить экскурсии в районном народном краеведческом музее по разделу «Великая Отечественная война». Там тоже имеются экспонаты, представляющие военную форму. Их можно увидеть на представленной фотографии. (Фотография шинели и кителя с брюками). Так что процесс поиска материала по данной теме будет продолжаться. Таким образом, сделаем некоторые выводы о проведенной работе в ходе исследования истории создания музеев. Цель работы – кратко проанализировать историю создания и содержания деятельности музеев, расположенных в селе Октябрьском – можно считать достигнутой. Создана брошюра «Из истории музеев села Октябрьское», которая сейчас предоставляется участникам Олимпиады. В ходе исследования автору довелось встретиться с интересными людьми, чьими стараниями сохраняются музейные экспонаты для потомков. Также большой материал для реконструкции жизнедеятельности посельчан был получен из районной газеты «Красное знамя» и «Заря коммунизма». Много времени было уделено изучению форменной одежды периода войны. Изучена литература, проведены отдельные эксперименты. Появился круг новых знакомых из числа людей разного возраста, оказавших ту или иную помощь в исследовании. Работа научила общению с совершенно незнакомыми людьми, четкому изложению сути интересующего вопроса, чего в обычной жизни делать никогда не приходилось. Исследование дало уверенность в собственных силах, раскрыло те черты характера, которые в обычной жизни дремали в глубине (самостоятельно заходить в дом к незнакомым доселе людям, самостоятельно задавать как запланированные вопросы, так и возникающие по ходу беседы и многое другое). Важным моментом следует выделить сбор материалов и открытии музея «История образования района», которое произошло при моем непосредственном участии. Таким образом, данное исследование принесло несомненную пользу как интересующимся историей родного края, для кого и создавалась работа, так и самому исследователю. Хочется верить, что эта работа станет малой каплей большой реки История России. Однако следует заметить, что работа как по сбору материала о музеях, так и по сбору материала для музеев будет автором продолжена. В частности в составе группы кружка «Истоки» и НОУ «Родник».
Хочется отметить, что для сбора материала Екатерина не только поработала в Октябрьских музеях и архиве, она съездила даже в поселок Российский, до которого почти 70 км! Ее работы вообще отличает тщательный и критический отбор фактов. Катя за годы учебы, вернее работы в НОУ показала себя настоящим исследователем!