В прошедшую пятницу учитель русского языка и литературы Октябрьской средней школы Наталья Николаевна АБРАШИКОВА в числе других представителей педагогического сообщества Оренбургской области получила из рук губернатора Ю.А.Берга ключи от нового автомобиля.
Такая практика оценки труда лучших учителей региона уже не первый год является хорошим стимулом для достижения высоких результатов в педагогической деятельности, и главное, свидетельствует о том, сколь значим и важен труд педагога в современном обществе. Учитель был и остается главной фигурой учебно-воспитательного процесса.
В школах нашего района настоящих мастеров педагогического труда тоже немало. И мы, кстати говоря, на страницах газеты рассказываем о них регулярно.
С полным правом к числу лучших учителей района (а теперь уже и области) можно отнести и преподавателя русского языка и литературы Октябрьской средней школы Наталью Николаевну Абрашикову.
Учитель высшей категории, победитель районного профессионального конкурса «Учитель года - 2012», обладатель Почетной грамоты Министерства образования Российской Федерации и множества грамот и других поощрений регионального и муниципального уровней, Наталья Николаевна вот уже семнадцать лет работает с детьми. Шесть лет являлась методистом Дома пионеров и школьников, и вот уже одиннадцать лет преподает русский язык и литературу.
Как и любой предметник, она совершенно справедливо считает, что знание своего дела - первейшая заповедь любого учителя. Поэтому не только учит, но и постоянно учится сама.
Особенно это касается требований, предъявляемых сегодня к методике преподавания. Они, кстати, содержатся и в федеральном государственном стандарте, который сама Наталья Николаевна считает очень полезным и нужным.
Хотя, по ее же признанию, она до сих пор добрым словом вспоминает учебу в педколледже (педагогический университет был позже), где как раз основательно готовили будущих учителей в плане методики преподавания. Это здорово помогло потом, при внедрении стандартов.
Но самое главное, как говорит учитель, сегодня заключается в том, чтобы найти, апробировать и применять на практике новые современные формы обучения. Именно они в немалой степени определяют результат учебного процесса, эффективность работы учителя-предметника. Сегодня старая назидательная дидактика в преподавании уже не может быть на вооружении в школе. Время другое. Другим должен быть подход к ученикам, к способам усвоения знаний. Наталья Николаевна по этому поводу говорит:
- Действительно, сегодня многое изменилось. Я считаю, и придерживаюсь этого в работе, что учитель по отношению к ученику должен быть другом. В основе всего - тесное взаимодействие, равноправие и благожелательность. Причем это касается не только уроков, но и в целом взаимоотношений «учитель - ученик».
Отсюда, по мнению Н.Н. Абрашиковой, выбор и определение конкретных форм преподавания, основанных на этой демократичной основе. Только так можно выполнить главную задачу - научить мыслить, привить ученикам интерес к предмету, к чтению, к освоению правил «великого и могучего». Тут у учителя - своя творческая лаборатория, набор способов и приемов, с помощью которых ребята легче усваивают порой непростые знания. Это не назидательные и не навязчивые, но в то же время дающие эффект приемы, с помощью которых дети учатся правильно писать, ставить ударение в словах, произносить их и т.д. Словом, учатся нормам словоупотребления - письменным и устным.
А чтобы все это знать и уметь, самому учителю приходится быть в постоянном поиске, заниматься самообразованием. А еще принципиально важно открыть ребятам перспективу, сделать так, чтобы они твердо себе уяснили, что их сегодняшний труд очень пригодится им в дальнейшей жизни. Потому что грамотное письмо и грамотная речь всегда были и будут в цене, всегда востребованы. Это совершенно необходимо будет сегодняшним ученикам, когда они, закончив любое учебное заведение, придут в любую профессию. На это Наталья Николаевна своих ребят ориентирует постоянно. А о том, что все это дает результат, говорит интерес учеников к урокам руссковеда, на которых, по общему признанию, не бывает скучающих. Да и как скучать, если это интересно?
Может учитель гордиться и достижениями своих учеников, которые зримо свидетельствуют о том, что труд педагога и самих ребят дает свои плоды.
Например, в прошлом учебном году десятиклассница Попова Арина стала победителем финала Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ (Наталья Николаевна с детьми очень много этим занимается дополнительно) им. Д.И.Менделеева, секция «Гуманитарная». Между прочим, А.Попова - участник, победитель и призер множества конкурсов. Александр Шарапов стал финалистом седьмого Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», Елизавета Карягина - призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Перечислять можно еще долго.
Сейчас, накануне нового учебного года, Наталья Николаевна, как всегда, полна творческой энергии, планов и задумок. А еще она подчеркивает, может быть, главный секрет успешной работы учителя. Хотя какой же это секрет - любить детей? Любить их и делать для них все, что ты можешь и умеешь!
"Заря", №33 (12317) 23 августа 2018. Четверг. |