В полуфинал вышли почти все наши лучшие романисты. Жюри
букеровской премии, по-прежнему держащей благородную осанку (отдельные
спотыкания не в счет), огласило результаты своей работы. Директор
Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина, поэт
Владимир Салимон, прозаик и сценарист Павел Санаев, писатель Роман
Сенчин под председательством петербургского критика и эссеиста Соломона
Лурье прочитали или по крайней мере просмотрели 114 поступивших на
конкурс романов.
Из-за вызванного
финансовыми трудностями тайм-аута, который премия взяла в прошлом году,
на конкурс «Букер-2012» поступили романы, опубликованные не за один, а
за два последних года. Жюри от этого только проще (так легче составить
достойный список), романистам — сложней (конкуренция в этом году
жестче).
Действительно, 24 позиции
заняли такие сильные тексты, что уже сейчас понятно: главные муки ждут
жюри при составлении шорт-листа — из имеющегося набора легко составить
не одну, а две, если не три полноценные шестерки.
Если
вынести за скобки необъяснимое отсутствие в полуфинале Владимира
Маканина с замечательным экспериментальным романом «Две сестры и
Кандинский», получившийся длинный список вызывает улыбку: за малым
исключением в нем сошлись все главные участники современной русской
литературной игры, действительно сливки, лучшие из лучших, хотя далеко
не всегда успешные и знаменитые.
Например,
Юрий Буйда, чей роман «Синяя кровь» вошел в длинный список, — один из
самых недооцененных авторов нашей словесности; несмотря на
профессионализм и уверенное мастерство его прозы, в последнее время он
остается в тени литературной жизни (при том что Буйда входит в узкий
круг русскоязычных прозаиков, которых активно переводят на европейские
языки). Дмитрий Быков в отличие от Буйды всегда в ослепительном свете
рамп, но и его «Остромов, или Ученик чародея», также вышедший в
полуфинал, не прочитан широким читателем, хотя роман неожидан по
материалу и просто умен. Почти не заметила критика и еще один, по
счастью обласканный букеровским жюри, текст — горький и светлый роман
Андрея Дмитриева «Крестьянин и тинейджер». Среди несправедливо
обойденных вниманием публики и великолепная «Легкая голова» Ольги
Славниковой. В общем нынешнее букеровское жюри действовало и
внимательно, и профессионально, возвратив недополученное многим.
Даже
по первым произнесенным именам очевидно: среди кандидатов на премию
этого года практически нет дебютантов — сплошь тяжеловесы или те, кто,
что называется, находится «в середине карьеры»: Олег Зайончковский с
романом «Загул», Александр Иличевский с «Анархистами», Анатолий
Курчаткин с «Полетом шмеля», Эдуард Лимонов с новой серией
автобиографического сериала «В Сырах», Александр Мелихов с романом о
возмездии «И нет им воздаяния». А также: Андрей Волос, Сергей Носов и
Валерий и Евгений Поповы, Захар Прилепин, Алексей Слаповский, Марина
Степнова, Александр Терехов. Из не столь узнаваемых имен — Марина
Ахмедова, Валерий Былинский, Георгий Давыдов и совершеннейший незнакомец
Виктор Ягофаров с романом под загадочным названием «Проект „Первый
кирпич".
Занятно, что львиная доля
всех этих без пяти минут «лучших романов» появилась на свет благодаря,
во-первых, издательству «Астрель», во-вторых, толстым журналам. Иначе
говоря, мест, где публикуются лучшие отечественные романы, — с гулькин
нос, так что правильней было бы не ворошить эти гнезда, а беречь их,
хотя бы не трогать. С поступающей в распоряжение «Эксмо» «Астрелью»
этого не получилось, но на «Букере» она взяла реванш: в длинном списке
всего одна книга бывшего конкурента.
|