Советы бывалого
Терминологический словарик: «бывалым»
называют человека, который где-то побывал и приобрел кое-какой опыт. В данном
тексте на роль бывалого человека претендуетконкурсант, прошедший сквозь все
«тернии», но не попавший к «звездам». Под «звездами» имеются в виду
удостоившиеся чести попасть на российский конкурс.
Урок должен иметь
строгую, ясную для жюри ЛОГИКУ.
Урок должен быть
ДИНАМИЧНЫМ, в нем постоянно одна деятельность учащихся должна сменять другую.
Урок должен быть
четко оформлен, СТРУКТУРИРОВАН, в нем должна чувствоваться железная воля
педагога (метафора партсобрания); никакой аморфности!
Урок должен быть
НАГЛЯДЕН (понятен) - жюри должно без напряжения понимать, какие задания и
действия выполняют учащиеся на каждом этапе; учащиеся должны каждое мгновение
четко понимать свою задачу (для этого все задания надо формулировать кратко и
понятно).
Можно сравнить урок с
музыкальным (симфоническим) произведением: в его композиции есть вступление
(задает тему, мотивацию); развитие основной темы (включающую многоголосье - не
дай бог, учителю солировать весь урок!; взаимодействие голосов - коммуникацию;
кульминацию - решение проблемы общими усилиями); завершение (последний аккорд -
подведение итога урока).
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ
ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ, ее научная глубина, широкий охват отдельных вопросов программы
в уроке.
ИНТЕГРАТИВНОСТЬ
содержания - опора на знания, полученные в других предметах. Однако нужно быть
осторожным, беря интегративное содержание, поскольку это требует хорошего
знания в других науках!
С самого начала урока
нужно удивить, заинтересовать, восхитить детей, то есть МОТИВИРОВАТЬ их
предстоящую работу.
Хорошо, если ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ УРОКА ясны учащимся с самого начала и в конце они сами могут к ним
вернуться и подвести итог: что удалось сделать и понять в процессе урока
(содержательный уровень); а еще лучше: какие методы работы удалось освоить
(рефлексивный уровень).
Так и развитие
мышления не может происходить само собой в уроке - нужно ПРОВОЦИРОВАТЬ любую
деятельность учащихся на уроке, то есть создавать такие ситуации, в которых она
становится необходимой. Значит, в материале должна быть обнаружена ПРОБЛЕМА
(противоречие), требующее своего разрешения в уроке.
ДЕТЕЙ ДОЛЖНО БЫТЬ
ВИДНО на уроке: они должны высказываться, дискутировать, докладывать, активно
делать что-либо (опыт).
Главное в уроке,
мастер-классе – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА детей и ее результативность, отсутствие
примитивности (видна проблема и ее трудность); в этой самостоятельной работы
центр тяжести должен лежать на АНАЛИТИЧЕСКОЙ деятельности.
Для организации
самостоятельной работы нужны четко структурированные РАБОЧИЕ ЛИСТЫ, с ясными,
краткими заданиями.
Необходимы ГРУППОВЫЕ
ФОРМЫ работы и межгрупповое взаимодействие. В настоящей групповой работе у
каждой группы своя задача, а коммуникация между группами должна быть необходима
для решения общей проблемы. Как только участники получают разные роли, диалог
между ними становится необходимостью.
В любом уроке
учащиеся должны овладевать в первую очередь деятельностью, а не знаниями; они
должны научиться ИСПОЛЬЗОВАТЬ знание в своей деятельности (акцент на
функциональной грамотности). Кроме того, ТОЛЬКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ возможно
полноценное усвоение содержания!
В одном уроке (как в
капле) должна найти отражение профессиональная деятельность (МЕТОДОЛОГИЯ
РАБОТЫ) УЧЕНОГО (физика, историка, литературоведа); ее с необходимостью должны
использовать дети при решении поставленной учителем или совместно задачи.
Очень важен КОНТАКТ С
ДЕТЬМИ: слышание их высказываний и ответ на них; позитив, юмор, оптимистический
настрой урока.
ИМПРОВИЗАЦИЯ на уроке
и дома!
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД к
построению урока, оригинальность композиции, подачи содержания...
Вести урок (диалог с
учащимися) С ОПОРОЙ НА СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ детей (не рассчитывая на глубокие
знания!): лучше брать старшеклассников (9-11 классы).
Владение
ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ (презентация, поиск информации в Интернете).
Однако использование компьютера на уроке должно быть оправдано (он должен
делать то, что без него было бы невозможно другими средствами!).
В МАСТЕР-КЛАССЕ еще в
большей степени играет роль "выпячивание" приемов и средств работы
учителя (предметное содержание отходит на второй план, становясь фоном, на
котором разыгрывается основное - демонстрируется педагогическая технология
учителя).
Вместе с тем
выбранная учителем педагогическая технология (формы, методы, средства, приемы)
должна быть адекватна содержанию урока, а не "притянута за уши".
Мастер класс должен продемонстрировать ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ.
Нужно
продемонстрировать свои педагогические ПРИЕМЫ, позволяющие сделать простым
(понять, освоить) сложный материал - КАК я это делаю? - игровые формы; физика
"на пальцах".
Хорошо, если это
достигается простыми педагогическими СРЕДСТВАМИ (это связанные вещи) - С
ПОМОЩЬЮ ЧЕГО это достигается? - компьютер, наглядность, мыслительные средства
(метафора, образ)...
Необходимо заранее
продумать РАССТАНОВКУ парт и оборудования (ни в какой момент учитель не должен
оказываться в положении спиной к жюри).
Однако приведенных
рекомендаций явно недостаточно для полной победы на конкурсе, нужно еще
кое-что…
zhiguo.ucoz.ru/index/metodicheskaja_kopilka/0-38 |