Анализ работы
педагога дополнительного образования
Кавревой Антонины Алексеевны, учителя истории высшей квалификационной категории, руководителя районного научного общества «Родник».
- Учебная работа.
- Данное объединение работает по программе «Краеведение», включающей дистанционный курс «Формирование исследовательских навыков».
Программа предназначена руководителям краеведческих кружков, классным руководителям, а также для профильного обучения учащихся классов с гуманитарной ориентацией.
В Программе раскрывается модель становления учащихся на путь научно-исследовательской работы в рамках как школьного так и вне школьного обучения.
Учащиеся, прошедшие данный курс, помимо теоретических знаний и практических умений краеведческого характера получают общенаучные навыки и умения научно-исследовательского характера.
Программа рассчитана на три года. Причем, учитывая индивидуальный подход, ученики могут решать задачи, рассчитанные на более высокий уровень и переходить на 2 и 3 курсы.
В данном учебном году работали две группы в рамках школы «Эрудит» (второй и третий год обучения) и апробировался пилотный проект очно-заочного варианта на базе МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа». Возраст учащихся варьируется от 10 до 18 лет. Группы разновозрастные. Предполагается подключение к работе объединения школьников в любом классе общеобразовательной школы, так как работа ведетсякак в группе, так и индивидуально..
- Цель: через обращение к духовной и материальной культуре родного края способствовать решению современных требованиях к образованию. Формирование у школьников общеобразовательных школ района системы ценностей, которая позволила бы им жить в современном мире, не утрачивая нравственных ориентиров через осмысление истории малой родины.
- Задачи курса:
1 год обучения
-объединить всех школьников района, желающих заняться краеведческой работой;
- развивать интеллект детей, творческие индивидуальные способности, используя метапредметный подход в обучении;
- расширить кругозор, круг общения, используя деятельностный подход;
2 год обучения
- вывести учащихся сельской местности на уровень сотрудничества с отдельными учеными, высшими учебными и исследовательскими заведениями (ОГПУ, ИА Археологии при РАН, литературный институт им. А.М.Горького и др.);
- подготовить школьников к более высокому уровню восприятия открытий сегодняшнего дня, обеспечить сопричастность учащихся великим открытиям современности;
- отработать навыки создания научных исследовательских краеведческих работ и их защиты на муниципальном уровне (районные научные краеведческие конференции исследовательских работ);
3 год обучения
- позволить учащимся путем повышения научного сознания воспринимать учебный процесс с повышенным интересом;
- позволить воспитанникам из конкретных лабораторных наблюдений (например, раскопки первобытного поселения) дойти в выводах до обобщения развития всего общества;
- закрепление навыков создания научных исследовательских краеведческих работ и их защиты на региональном, Всероссийском и Международных уровнях (движение «Отечество», конкурсы им. Менделеева, «Леонардо», ООЗИИ «Эхо времен», «Рукописная книга» и пр.).
- Подводя итоги 2013-2014 года, можно отметить следующее.
Полностью выполнены задачи, поставленные на первый год обучения. Все желающие школьники и их научные руководители приняли участие в работе НОУ. Через дистанционную школу «Эрудит» обучались школьники из Уранбашской, Новоникитинской, 2 Имагуловской, Верхнегумбетовской, Васильевской, Междугорной, Каменской и некоторых других школ. Всем высланы методические материалы, давались консультации как на сайте «Родник», так и через электронную почту, использовались сайты. Так юные исследователи Междугорной школы, например, стали победителями в районных правовых конкурсах, конкурса исследовательских район муниципального уровня. Он смогли за счет эффективно отобранных методов подготовки пройти курс первого года обучения, а отдельные участники вышли на второй и успешно его завершили.
Говоря о группе второго года обучения, тоже отметим решение поставленных задач, что подтвердила третья районная научная конференция исследовательских краеведческих работ. Так. Например, Дарья Байдауз, дала здесь мастер-класс по написанию работ по родословию, став призером регионального конкурса в рамках «Отечество» (2 место).
На сайте НОУ размещены исследования Надежды Галактионовой (призер муниципального конкурса), А.Габбасовой, В.Балдиной (Междугорная школа). В Файлы сайта загружены работы победителей и призеров муниципального и регионального уровней.
Решены и задачи 3 курса. Участники НОУ стали победителями региональной ООЗИИ «Эхо времен» по истории России и Оренбургской области. Совершив экскурсию по памятным местам Оренбурга 18-19 веков, разместили фотоотчет на сайте «Родник».
К сожалению, в этом году участники НОУ не стали лауреатами Всероссийских конкурсов, что можно объяснить тем, что его выпускники выпустились из школы «Эрудит» и НОУ «Родник». Однако призовые места и победы регионального уровня предполагают на следующий год выход их на более высокий уровень.
Количество запланированных занятий соответствует количеству проведенных.
- Способы и формы контроля
Год обучения
|
Запланированный результат по программе
|
Какие знания, умения и навыки контролируются в конце года
|
Формы контроля
|
1
|
Создание очно-заочной экспериментальной группы на базе основной школы
|
- Знание истории родного края
- Умения презентовать итоги поисковой работы
- Постановка цели, задач, определение методов, актуальности темы, объекта и предмета исследования
|
Тестирование по археологии и истории района.
Создание видео и, фоторабот, анкет и воспоминаний по итогам социологического исследования
На каждом уроке требование назвать эти компоненты перед изучением названной темы.
Написание Введения к выбранной теме исследования.
|
2
|
Отработать навыки создания научных исследовательских краеведческих работ и их защиты на муниципальном уровне.
Анализ источников, используемых при написании исследовательской работы.
|
Написание с помощью руководителя научной исследовательской краеведческой работы по выбранной теме.
Подготовка презентации и защитного доклада по теме следования.
Написание сценария и съемка видеоролика по теме.
|
Школьные научные конференции исследовательских краеведческих работ.
Участие победителей в муниципальной конференции.
|
3
|
Подготовка исследовательских краеведческих работ к защите на Федеральном уровне.
Подготовка наглядности для защиты.
Оформление личностных достижений учащихся в виде портфолио.
|
Самостоятельное написание исследовательской работы.
Публичные выступления с фрагментами исследовательской работы.
|
Написание докладов по заданной теме Выступления на заседаниях НОУ, перед учащимися школы.
Публикации в СМИ, на сайте НОУ «Родник»
Портфолио «Личностные достижения»
|
- В следующем учебном году приоритетное внимание будет уделяться индивидуальной работе.
2. Работа с детским коллективом.
- Две группы на 1 октября и 2 группы на 1 апреля. Плюс экспериментальная группа (17 человек), которая велась на общественных началах.
- Более двух лет в НОУ 12 человек.
- Состоящих на внутришкольном учете нет.
- Инвалид – 1. Из многодетных семей – 8 человек.
- Достижения воспитанников:
1
|
Антошкин Денис
|
ООЗИИ, Оренбург
3 научная районная конференция
Районный конкурс «Имею право»
Школьная конференция
1 школьная интеллектуальная игра «Эхо времен»
|
Диплом за активное участие в Финале.
Диплом победителя заочный тур
3 место
Диплом участника
Победитель
Победитель
|
|
2
|
Байдауз Дарья
|
14 областная конференция «Отечество»
|
2 место
|
Публикация на «Роднике»
|
3
|
Балдина Виктория
|
ООЗИИ, Оренбург
Школьная конференция
3 научная районная конференция
Районный конкурс «Имею право»
|
Диплом победителя заочный тур
2 место
Диплом участника
Диплом участника
|
Публикация на «Роднике»
|
4
|
Габбасова Алмагуль
|
ООЗИИ, Оренбург
Районный конкурс «Имею право»
1 школьная интеллектуальная игра «Эхо времен»
1 Школьная научная конференция
|
Диплом победителя заочный тур
Диплом участника
2 место
Участница
|
Публикация на «Роднике»
|
5
|
Галактионов Данил
(многодетная семья)
|
3 научная районная конференция
Районный конкурс «Имею право»
1 школьная интеллектуальная игра «Эхо времен»
1 Школьная научная конференция
|
Победитель
Диплом участника
2 место
Участник
|
|
6
|
Галактионова Надежда
(многодетная семья)
|
ООЗИИ, Оренбург
Районный конкурс «Имею право»
3 научная районная конференция
1 научная школьная конференция
1 школьная интеллектуальная игра «Эхо времен»
|
Диплом за активное участие в Финале.
Диплом победителя заочный тур
2 место
2 место
3 место
Победитель
|
Публикация на «Роднике»
|
7
|
Драгунова Ангелина
(многодетная семья)
|
Районный конкурс «Имею право»
Школьная интеллектуальная игра «Эхо времен»
|
Диплом участника
Организатор игры
|
Публикация на «Роднике»
|
8
|
Драгунов Юнир
|
Районный конкурс «Имею право»
|
Диплом участника
|
|
9
|
Драгунов Руслан
|
Районный конкурс «Имею право»
|
Диплом участника
|
|
10
|
Кабланов Ерлан
|
Районный конкурс «Имею право»
|
Диплом участника
|
|
11
|
Мендикулов Азамат
|
Районный конкурс «Имею право»
Школьный конкурс рисунков о селе
|
Диплом участника
Призер
|
|
12
|
Мендикулов Дулат
(инвалид)
|
Районный конкурс «Имею право»
|
Диплом участника
|
|
13
|
Неверова Евгения
(многодетная семья)
|
Районный конкурс «Имею право»
1 научная школьная конференция
|
Диплом участника
Участница
|
|
14
|
Неверова Екатерина
(многодетная семья)
|
Районный конкурс «Имею право»
1 школьная интеллектуальная игра «Эхо времен»
Школьный конкурс рисунков о селе
|
Диплом участника
Участница
Призер
|
|
15
|
Рахимов Вадим
(многодетная семья)
|
1 школьная интеллектуальная игра «Эхо времен»
Школьный конкурс рисунков о селе
|
Победитель
Призер
|
|
16
|
Сергеев Евгений
(многодетная семья)
|
Районный конкурс «Имею право»
Школьный конкурс рисунков о Междугорном
Школьная интеллектуальная игра
|
2 место
Победитель
Победитель заочного тура
|
|
17
|
Серпков Дмитрий
(многодетная семья)
|
1 школьная интеллектуальная игра «Эхо времен»
Районный конкурс «Имею право»
1 научная школьная конференция
|
2 место
Диплом участника
Участник
|
|
18
|
Фотченко Александра
|
1 школьная интеллектуальная игра «Эхо времен»
Районный конкурс «Имею право»
1 научная школьная конференция
|
Участница
Диплом участника
Участница
|
|
- Многие участники НОУ участвуют в спортивных соревнованиях, организации школьных дел в своих образовательных учреждениях.
Коллектив пилотной группы очно-заочной школы показал себя заинтересованным в изучении истории родного края и принял активное участие в поисковой работе. При этом они защищали честь школы на различных конкурсах, соревнованиях как в школе, так и районе. Участники дистанционных заочных конкурсов по различным предметам.
3.Методическая работа.
- записала CD-диск с разработанным практико-направленный проектом «Моделирование современного урока на примере инновационного учебно-методического комплекса (ИУМК)» с гиперссылками на поурочные разработки, электронные ресурсы, видеофайлы, создав тем самым современный электронный учебно-методический комплекс, облегчающий учителям подготовку к занятиям (2013 г.);
- разработала рабочую учебную программу по предмету «Историческое краеведение» для 5 класса и скорректировала ее в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2013 г.);
- разработала Программу дистанционной школы для юных исследователей-краеведов «Формирование исследовательских навыков» (2013г.);
- разработаны лекции "Как подготовить и оформить исследовательскую работу", «Защита результатов исследования»;
- подготовлены рекомендации «Основные источники научной информации», «Требования к о формлению презентации»;
- подготовлен раздаточный материал по истории Оренбуржья (тесты, контурные карты);
- проведено открытое занятие «Итоги и уроки Великой Отечественной войны»;
4. Культурно-досуговая работа.
№
|
Вид мероприятия
|
Даты проведения
|
Количество участников
|
Результаты
|
1
|
Тематический день «Пост прав ребенка»
|
ноябрь
|
1-9 (36, 100%) ДОО Республика Школьная»
|
1 место в районе
|
2
|
Викторина «Мир твоих прав»
|
ноябрь
|
5-9 классы 100% (17 человек
|
2 вторых места, 14 дипломов за участие
|
3
|
День воинской славы «Город над вольной Невой»
|
январь
|
1-9 классы 100% 36 человек)
|
Оформлена выставка литературы, оформлены слайд-доклады
|
4
|
Интеллектуальная игра «Т.Г.Шевченко в нашем крае»
|
февраль
|
5-8 классы 100% (14 человек)
|
Отобрана команда на областной финал
|
5
|
Учебный выезд «270 губернии и 80 области». Экскурсия по городу Оренбургу
|
март
|
3 человека
|
Фоторепортаж размещен на сайте «Родник»
|
6
|
Экскурсия в музей Т.Г.Шевченко в Оренбурге
|
март
|
3 человека
|
Подготовлена презентация «Пребывание Т.Г.Шевченко в Оренбуржье»
|
7
|
ООЗИИ «Эхо времен»
|
март
|
3 человека
|
Дипломы Победителя, участника Финала и 2 за активное участие
|
7
|
Научная краеведческая конференция «270 губернии и 80 области»
|
апрель
|
6-8 классы 100% (11 человек)
|
Отобраны участники на районную научную конференцию
|
8
|
III Районная конференция исследовательских работ
|
|
4 человека
|
1,2,3 места
|
8
|
Выезд в Октябрьское для сбора воспоминаний и составления анкет о В.И.Попове
|
апрель
|
3 человека
|
Записаны 3 воспоминания, составлены 4 анкеты
|
9
|
Экскурсия по поселку
|
май
|
5-8 классы 100% (17 человек)
|
Выставка рисунков
|
10
|
Посещение производственных помещений поселка с целью сбора информации по истории поселка
|
май
|
5-9 классы (5 человек)
|
Записаны 4 воспоминания, заполнены 4 анкеты
|
11
|
Итоговое занятие «Октябрьский район – частица Оренбуржья»
|
Май
|
5-8 классы (17 человек)
|
Тесты, кроссворды, контурные карты
|
5. Работа с родителями.
- знакомство родителей с работой НОУ (индивидуальные беседы);
- привлечение родителей к подготовке материала по истории села, района, области, родословных (выезд за пределы поселка, работа в семейных, школьном, районном архивах);
- совместно с родителями проводились интервью с семьей В.И.Попова, работниками ЗАО «Нива».
- Активную помощь оказывали семьи Антошкина Дениса, Балдиной Виктории, Галактионовых Надежды и Данила.
6. Повышение квалификации.
- Аттестационные курсы 27 января – 15 февраля. Подтверждена высшая квалификационная категория;
- семинар руководителей краеведческих объединений области «Кастальский ключ», 8 ноября 2013. Вручены Грамота победителя областного конкурса и Благодарность областного Дома литераторов.
7. Участие в работе отдела.
- Жюри III Районного научного конкурса исследовательских краеведческих работ.
8. Другие виды работ.
- Администратор сайта научного объединения «Родник».
05.06.2014
Руководитель НОУ «Родник» А.А.Каврева |