А зори здесь горькие... Ирина Петрова
Областной театр драмы, готовясь к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, решил рассказать о ней устами молодых. Выбрав инсценированную повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие...", режиссер-постановщик, народный артист России, лауреат Государственной премии России Рифкат Исрафилов, режиссер, заслуженный артист России, лауреат Государственной премии России Олег Ханов естественно ограничили круг исполнителей ролей студентами театрального отделения института искусств. Таким образом, работа над спектаклем решала две важные задачи - обретение молодыми актерами профессионального мастерства и гражданской зрелости. Несомненный успех премьеры свидетельствует, что они выполнены.
Но как бы ни была важна общественная сторона предстоящего события, театр - он приучил нас к этому - серьезно озабочен тем, чтобы художественные достоинства новой работы отвечали значимости исторической даты, которой она посвящена. Художник-постановщик, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России Тан Еникеев, балетмейстер, заслуженный артист Украины Олег Николаев, музыкальный руководитель Тамара Пикулева в союзе с режиссерами определили жанр спектакля как драматическая поэма. Он действительно поэтичен, этот спектакль. Музыкально-хореографический пролог - зримый и звучащий образ России, хоровод русских березок и мелодия "Во поле березонька стояла", с колыбели сопровождающая нас, - это родина, жизнь и надежды юных девушек, почти девочек, которых война призвала в зенитчицы. Их легкие белые одежды, их беззащитность, открытость смертельным опасностям вызывают пронзающую боль.
Уже в танце открывается нам темперамент, характер каждой, они становятся ближе, роднее нам с каждым эпизодом в обстоятельствах их довоенной жизни, в своем счете жестоких испытаний, которые принесло им фашистское нашествие. Строгая Рита Осянина (Анастасия Тюфякина), погруженная в поэзию Соня Гурвич (Ирина Щурина), острая на слово Зоя Кирьянова (Юлия Безбородова), восторженная Галя Четвертак (Анастасия Шлунева), разбитная Лиза Бричкина (Ирина Прохорова), дерзкая Женька Комелькова (Роза Мартынова)...
Исполнительницы так отдаются жизни своих героинь, что зал в слезах и скорбном молчании переживает гибель каждой, горько ощущая великую цену, заплаченную нашим народом за Победу.
Большая удача нашего спектакля - старшина Васков, сыгранный Александром Федоровым. Такого командира зенитчиц мы, пожалуй, не видели ни в одном спектакле (а "Зори..." много ставились), ни в киноверсии их. Прежде всего это человек с непогрешимым нравственным чувством, не только бесконечно добрый (это особенно видно, когда он "строг"), но и удивительно мудрый для своих тридцати двух лет. Постепенно и не без сожаления сдавая позиции ревнителя устава в пользу человеческих, отеческих отношений со своими бойцами, так поначалу озадачившими его, наш Васков достоверен, точен в каждой ситуации и редкостно обаятелен.
Если в каждом из "наших" мы увидели индивидуальность, свое, особое отношение к жизни, то враг подается как безликая, бездуховная сила, враждебная человеку, уничтожающая жизнь. И в этом театр тоже прав.