Введение
Введение 3
Глава 1. Историография 4
Глава 2. Имангулово - II 6
Глава 3. Общественное устройство cарматов 10
Заключение 12
Источники 13
Приложения 15
Приложение 1. Фотографии
Приложение 2. Таблицы 18
Приложение 3. Рисунки 21 Приложение 4. Карты 23 Введение
Стремление узнать, кто жил в давние времена на месте, где живу, привело к тому, что сначала была написана работа о возникновении родного села. А потом захотелось заглянуть еще глубже. Данная работа написана на основе литературы по археологии Оренбургской области, экспонатов Октябрьского районного музея, участия в областном профильном лагере «Археологичка». Оказалось, что здесь жили сарматские племена.
Цель работы: познакомиться с видами погребальных памятников и с уровнем общественных отношений сарматских племен в степях Приуралья в эпоху раннего железного века.
Задачи:
- изучить имеющуюся литературу по истории сарматских племен в Оренбуржье;
- воссоздать картину быта людей, населяющих край в эпоху железного века;
- описать результаты раскопок у села Имангулово II;
- составить таблицу, отражающую уровень общественных отношений.
Основными методами работы являются:
- ознакомление с историей и теорией вопроса,
- сравнение экспонатов районного и областного краеведческих музеев ;
- проведение эксперимента по изготовлению керамических изделий;
- участие в работе профильного лагеря «Археологичка».
Объект исследования – сарматская культура Оренбуржья.
Предмет исследования – находки, полученные в ходе раскопок на территории Октябрьского района у села Имангулово II.
Выдвинем гипотезу. Если находки у села Имангулово II идентичны изученным экспонатам музеев сарматского периода, то можно сделать вывод о проживании в нашей местности сарматских племен. Актуальность данной работы заключается в том, чтобы воссоздать историю, быт и жизнь первобытных племен проживающих на территории Октябрьского района..
Этапы работы.
1. Изучение источников (литературных, вещественных, технотронных) 2007-2008
2. Участие в профильном лагере «Археологичка». Экспериментальная работа. 2009
3. Анализ результатов раскопок Имангулово II 2010
4. Написание работы. Корректировка выводов. Составление таблиц. 2010
5. Подготовка наглядности и доклада для защиты.2010
Историография
В первом тысячелетии до нашей эры и в первых веках нашей эры на просторах Великой Степи располагались племена сарматов и скифов. Как полагают ученые, в частности доктор исторических наук Н.Л. Моргунова, это были потомки племен андроновской и срубной культур. Степи Южного Приуралья, где проходила граница распространения этих культур, взаимоконтакты, были зоной активных этнических процессов, в результате которых сложился сарматский мир. [12] Термины "сарматы" и более ранний "савроматы" - собирательные, обозначают обширную группу родственных племен ранних кочевников. В описаниях античных авторов мы находим названия некоторых из этих племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки, язаматы, яксаматы и другие. Нина Леонидовна издала настоящий учебник «Археология Оренбуржья», который позволил учащимся нашей области больше узнать о древней истории края. Кроме того, там даются хорошие знания непосредственно по археологии, как вспомогательной исторической дисциплине. А иллюстрации делают ее привлекательной для всех читателей
Сарматы, также савроматы, - общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (аланы, роксоланы, языги и др.), расселившихся в III веке до н. э. - IV веке н. э. в степях от Тобола на востоке до Дуная на западе (Сарматия). [10] Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов, по мнению С.А.Попова, являются многочисленные курганы, достигающие порой 5-7 метров в высоту. [16] Савроматские и сарматские курганы, чаще всего, располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов. Отсюда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому еще в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей. (Приложение 1, фото 1) Сарматы были искусными наездниками и великолепными воинами. (Приложение 3, рисунок 3) Именно им принадлежит применение новой тактики боя - при помощи длинных мечей. Они имели тяжеловооруженные конные отряды (катафракты). (Приложение 3, рисунок 2.) Известно, что в войне скифов против персидского царя Дария I в VI-V веках до н. э. участвовали и сарматы. Во втором веке до н. э. сарматы завоевали все земли, занятые скифами в Северном Причерноморье. В военные походы отправлялось большинство взрослого населения, в том числе и многие женщины, которые обладали равными с мужчинами правами и могли быть и воинами, и жрицами. [13]
Геродот, например, писал: «Сарматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят с мужчинами одинаковую одежду. Относительно браков у них соблюдается следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага... ». Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках. [29]
Эти сведения согласуются с данными археологических изысканий. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь. Во многих женских погребениях, наряду с благовониями, бронзовыми зеркалами, дорогими украшениями с изображениями фантастических животных, найдено оружие, а в могилах жриц — каменные жертвенники. [11] Такие захоронения раскопаны у села Покровка в Соль-Илецком районе, в курганах у сел Студеное и Краснохолм в Илекском районе и т. д.
Широко распространенное в нашей научной литературе заключение о матрилинейном счете родства у сармат и о господстве у них первобытнообщинных отношений сегодня пересматривается.
Граковым Б.Н. были заложены хронологические рамки периодизации сарматских памятников. Важное значение работы Б. Н. Гракова «Пережитки матриархата у сарматов» состоит и в том, что здесь впервые была дана четкая хронологическая схема сарматского материала. Все археологические памятники сарматов предстали в виде 4 следующих друг за другом периодов, отличных в целом друг от друга и по ритуалу и по инвентарю. Знаменательно, что каждый из этих периодов Б. Н. Граков назвал культурой или ступенью, видимо, сознательно не употребляя термин «этап». Так он, может быть, хотел подчеркнуть очень большое своеобразие каждого периода и всю сложность и неравнозначность процесса перехода от одной ступени к другой. В этой терминологии была уже заложена идея необходимости исследования моментов перехода одной культуры в другую, то есть вопроса происхождения каждой из них. И в то же время все 4 отдельные культуры (блюменфельдская, прохоровская, сусловская и шиповская) Б. Н. Граков объединяет общим понятием сарматская культура, указывая тем самым на существование генетических связей на протяжении всей тысячелетней истории сарматов. Предложенная Б. Н. Граковым четырехчленная периодизация савромато-сарматских памятников с некоторыми модификациями принята сейчас всеми без исключения исследователями.
Директор Оренбургской Ученой Архивной Комиссии А. В. Попов поставил вопрос о сарматской принадлежности южноуральских памятников раннего железного века, что в дальнейшем было обосновано с научных позиций М. И. Ростовцевым.
Глава 2. Имангулово II
Пересмотру принятых взглядов на жизнь сарматов способствуют археологические экспедиции на территории нашей области. Вносит вклад в развитие археологии Оренбуржья и профильный лагерь «Археологичка» (Приложение 1, фото 4.), в котором посчастливилось поработать автору в 2009. Он расположился рядом с горой Березовой у села Буланово. (Приложение 1, фото 6.) Очень жаль, что непосредственно раскопок в том году не проводилось, но зато ученые-археологи нам рассказывали о быте и занятиях древних людей. Мы начали представлять картину жизни сармат. Особый интерес представляло собственноручное изготовление керамики, в частности, горшочка по древней технологии. (Приложение 5, фото 1.) Сначала мы собрали все ингредиенты, замесили «тесто» и приступили к изготовлению. И вот тут-то не было конца и края нашей фантазии! Я хотела бы рассказать рецепт изготовления керамического изделия, которым пользовались древние сарматы на примере изготовления горшка.
Для начала нам нужно найти все необходимые ингредиенты. Самый главный ингредиент будет глина, а так же нам потребуется скрепляющее вещество. Роль этого вещества, как бы ни было нам противно, будет выполнять высохший навоз! Прежде чем приступить к работе необходимо, уточнить и количественный состав: количество глины и навоза должно быть в отношении ½ соответственно. Можно приступать!
Первое что мы должны будем сделать – это подготовить все компоненты к работе. Глину лучше найти «нежирную», т. е. сухую и измельчить её или просеять. С навозом повторить то же что и с глиной. Если мы хотим что бы наш горшочек был таким же долговечным как и у сарматских племен, можно добавить измельченные ракушки.
В подготовленной посуде смешиваем все компоненты и осторожно вливаем воду. Воды нужно добавить столько, сколько потребуется для того, чтобы консистенция напоминала пластилин. Если мы добились нужного эффекта, то «тесто» готово, и мы можем приступать к лепке. Каким будет горшочек, будет зависеть от нашей фантазии и умения. Так как гончарного колеса у нас нет, то лепить мы будем полностью вручную.
Лепить горшок очень сложно, нужно соблюсти симметрию и постараться сделать так чтобы горшок получился вместительным и стенки его были не слишком тонкими, но в то же время не совсем хрупкими.
После того как мы слепили наш горшочек, нужно найти место, где бы он мог высохнуть. Сохнет он в течение нескольких дней. Но это еще не конец, заключительным этапом работы будет температурная обработка, т. е. мы должны обжечь изделие. Можно это сделать в костре, а можно, более цивилизованно, дома в духовке (температура должна быть максимальной). Изделие готово! Я думаю, что всегда будет приятно проделать такую интересную работу, потому, что это не только связь с древностью, но и красивый элемент домашнего интерьера, сделанный своими руками!
Мои предшественники по научному обществу «Родник» в своих исследованиях описали находки предыдущих лет, поэтому остановимся на раскопках 2010 года. [2], [3], [5], [7]. Группой ученых и студентов-археологов вскрыто три кургана у села Имангулово-II, которое находится в 20 километрах к юго-западу от нашего села. (Приложение 1, фото 2.) В каждом из курганов, оказалось, по два захоронения, относящихся к бронзовому веку, эпохе сарматов и средневековью. [33] Раскопки проводились Археологической лабораторией при Оренбургском государственном педагогическом институте. Место для обустройства могильников самое подходящее: терраса на незатопляемой возвышенности над тем местом, где в бронзовом веке протекала река Салмыш. Самым большим оказался курган диаметром 30 метров и высотой 1 метр. Два других - меньше и ниже.
Сюрприз археологам преподнес самый маленький курган, высотой всего 15 сантиметров: в нем обнаружена могила двухлетней девочки. Она лежала в берестяной люльке, с бусами, серьгой, рядом - изящный керамический горшочек. Девочка была похоронена головой на запад, на закат солнца. По мнению ученых, захоронение сделано в средние века. Возможно, оно принадлежит половцам или печенегам, которые приходили на наши земли. Пока нет точного ответа на вопрос: зачем в средние века какому-то народу понадобилось раскапывать сарматские могилы и хоронить в них своих усопших? По одной из версий, это делалось, чтобы продемонстрировать древность своего рода. Антропологам, культурологам и историкам еще предстоит выяснить, когда, кем и с какой целью было сделано необычное захоронение, есть ли еще подобные могилы на территории Оренбуржья. Ясно одно - находка открывает новую страницу в культурно-историческом наследии нашего края. [32] Второй курган тоже удивил ученых: могилу панцирем покрывали огромные камни, а вокруг - 5 тоже выложенных камнем ямок. В одной из них - бронзовые украшения IV в. до н. э. Остальные оказались пустыми. С такими особенностями захоронений в сарматских курганах ученые еще не сталкивались. В том же кургане обнаружены останки молодой женщины. (Приложение 1, фото 3.) В классической позе того времени - на спине, руки вдоль туловища - она лежала на подстилке из войлока. На шее - бусы из стекловидной пасты, предмет мены или трофей из северного Причерноморья. Так предполагают археологи. Рядом с женщиной - бронзовое зеркальце и кусочек мела для его чистки, куски древесины для косметических масок, иглы и скраб для татуажа, костяное пряслице - наконечник - для веретена и подставка из камня. Помимо женских предметов, рядом с сарматкой лежал колчан со стрелами. Такие находки не редкость в сарматских курганах - в 30% женских могил находят оружие. У ученых есть мнение, что сарматские женщины - воительницы послужили прототипом для древнегреческих легенд о загадочных амазонках, о чем уже упоминалось в предыдущей главе. [4] В третьем кургане - захоронение глубокого старца. О возрасте мужчины свидетельствуют три сточенных зуба и больные, подверженные возрастным изменениям кости. Вероятно, старец был уважаемым человеком, если при средней продолжительности жизни - пятьдесят лет - он дожил до семидесяти с липшим.
Найденные находки в сарматских захоронениях мы попытались сгруппировать в таблице «Виды находок» (Приложение, таблица 1). Проведенная работа позволила систематизировать найденные артефакты в три группы: керамика, орудия труда и костные останки. Общие элементы керамических находок позволили с очевидностью предположить идентичность стиля. Эти находки наглядно показывают общность культур, обнаруженных в разных раскопах области, в том числе и в Имангулово – II. Юные археологи попытались воспроизвести изготовление керамических изделий по древним технологиям, используя для нанесения узора подручные средства: расчески, шариковые ручки и прочее. Орудия труда, оружие в захоронениях на данном памятнике подтвердили важность военизированного образа жизни для сарматских племен. Костные останки соответствовали принятым обрядам захоронения сарматских племен. Лично мне особенно было интересно рассматривать предметы украшения. Имангуловские находки поставили перед учеными и новые проблемные вопросы, на которые предстоит ответить.
Глава 3. Общественное устройство сарматов
Попытаемся обобщить изученное, чтобы достигнуть цели нашей работы., а именно определить общественного устройства сарматов.
На территории нашей области десятки лет ведутся раскопки сарматского периода. Автором создана таблица «Погребения сарматской культуры, найденные на территории Оренбургской области», обобщающая эти исследования (Приложение, таблица 2). Можно сделать на основе ее вывод, что сарматские захоронения расположены как на юге, так и на севере Оренбургской области, то есть ареал их распространения в Оренбургских краях был достаточно широк. Находки данных экспедиций позволяют их соотнести периодизацией, предложенной Б.Н. Граковым.
В процессе тысячелетнего исторического развития сарматских племен совершенствовалась материальная культура, менялись формы общественного устройства, обогащалась духовная жизнь. Сообразно этим изменениям история савромат и сармат, как уже описывалось в главе «Историография», делится на четыре крупных этапа. [11]
Первый этап, савроматский, охватывает VII-V века до н. э. В это время культура савроматов по многим признакам, особенно по типам оружия, конской упряжи и орнамента («звериный» стиль), близка скифской. Хотя еще достаточно сильны пережитки родового строя, но уже отчетливо проявляются признаки социального и имущественного расслоения.
Второй этап, раннесарматский (IV—II века до н. э) иначе называется «прохоровским», поскольку характерные памятники этого времени впервые были раскопаны у села Прохоровка. На этом этапе существенно изменяется погребальный обряд, появляются новые типы оружия и бытовых предметов. Наряду с короткими мечами скифского типа, акинаками, широко распространяются длинные мечи с прямым перекрестием и серповидным навершием на рукояти, что позволяло вести бой с коня. Это дало большие преимущества сарматскому войску в его движении на Запад в ходе завоевания скифских территорий, начавшегося в конце прохоровского периода. Расширяются торговые и политические связи с государствами Средней Лани. Формируется иерархическая раннеклассовая организация общества.
Третий этап, среднесарматский, самый длительный (II век до н. э. — II век н. э.) Сарматы захватывают бывшие скифские земли, расселяются в Предкавказье и по всей южнорусской степи. Большую роль в торговле играют теперь греческие и римские рынки. В военном деле появляется тяжеловооруженная конница, типичными становятся длинные мечи и кинжалы с кольцевыми навершиями на рукоятях. Сарматское господство и влияние сарматской культуры на все степные народы, а также на население более северных территорий лесостепей и лесной зоны значительно выросло.
Четвертый этап, позднесарматский (аланский) датируется II-IV веками н. э. Территория расселения сармат на этом этапе сокращается. В материальной культуре становится сильное влияние восточных, гуннских, племен, что сказывается в распространении длинных гуннских луков с костяными обкладками и в деформации черепов. С другой стороны, ощутимо и римское влияние: в обиходе появляются такие вещи, как фибулы – заколки, бусы, украшения с вставками из драгоценных камней позднеримского типа. [4] Предпочтение отдавалось разведению овец и коней — животных, способных преодолевать большие пространства. [5] В особом почете находилась лошадь. Во-первых, это животное в мифических представлениях индоиранцев с давних времен отождествлялось с солнцем. Во-вторых, лошадь была верным спутником и пастуха, и воина. В седле сарматы проводили всю свою жизнь, лошадь сопровождала их и в загробном мире. В некоторых могилах археологи находят по несколько десятков конских скелетов. Ясно, что так погребали наиболее знатных людей. Но и в могилу бедняка непременно клали хотя бы часть конской туши. [8]
Скотоводство обеспечивало население разнообразной продукцией: шерстью, мехами, кожей, войлоком. Излишки обменивались на зерно, пушнину, воск, древесину, ремесленные изделия и т. п. Как установлено новейшими исследованиями, существовала сложная система обмена и торговли между кочевниками и оседлым земледельческим населением более южных и северных территорий.
Находки при раскопках у села Имангулово – II не противоречат ранее изученному материалу о сарматских племенах. Найденные артефакты во многом совпадают с находками данного периода истории, хранящимися в фондах Октябрьского районного и Оренбургского областного краеведческих музеев.
Можем сделать вывод, что у изученных нами племен шел распад родовой общины, появилось неравенство, что подтверждают и имангуловские раскопки в том числе. Стоит отметить, что находки подтверждают выводы ученых о связях с восточными племенами и перенятием тех или иных изменений материальной культуры.
Подведем итоги проведенному исследованию.
Заключение
Данные, приведенные в таблицах, подчеркивают правильность выводов, сделанных в предыдущих главах. Виды погребальных памятников и уровень общественных отношений сарматских племен в степях Приуралья в эпоху раннего железного века свидетельствуют о том, что основой общественного устройства сарматов являлась родовая община, включавшая группу родственных семей.
В процессе тысячелетнего исторического развития сарматских племен совершенствовалась материальная культура, менялись формы общественного устройства, обогащалась духовная жизнь.
Для достижения цели, познакомиться с видами погребальных памятников и с уровнем общественных отношений сарматских племен в степях Приуралья в эпоху раннего железного века, была проделана большая работа, в ходе которой были решены поставленные в работе задачи.
Было изучено большое количество источников разного характера: краеведческая литература, отражающие быт и обычаи древних людей, материалы периодической печати, посвященной археологическим раскопкам, Интернет-ресурсы, дневники участников лагеря «Археологичка» разных лет.
Выбранные методы оказались эффективными. Особый интерес вызвало изучение экспонатов районного музея и участие и работа в лагере «Археологичка», где оказалась возможной экспериментальная работа.
Археологическая разведка на территории Оренбуржья работает постоянно. Составлен список тысячи памятников истории, и ежегодно находятся все новые.
Под охраной государства в Оренбургской области находится 1859 памятников археологии - курганов, курганных могильников, их комплексов, следов древних поселений. По оценке специалистов, их число значительно больше.
Это значит, что впереди новые археологические экспедиции, новые находки. Думается, что и юным археологам найдется место в этих экспедициях.
Автору работы удалось узнать древнейшую историю своей малой родины и донести ее до земляков через публикации в электронных средствах массовой информации.
Планируется выпуск брошюры по теме работы для использования ее при изучении истории Октябрьского района на уроках истории и во внеклассной работе.
Источники
I. Литература
1. Chernij E.N. Kargali Origenes de la metalurgia en Eurasia Central //Arqueologia. – Madrid, 1993 (авторский перевод статьи с испанского)
2. Археологичка - 95. Дневник. /Составитель Шведова Т..- Октябрьское: НОУ «Родник», 2006
3. Брагина Т. Каврева О. Развитие горнометаллургического дела в Октябрьском районе. – Октябрьское: НОУ «Родник», 1996
4. Васюткин С. М. Археологические исследования в Башкирии в советское время // Очерки истории дореволюционной России. Вып. 3. Уфа, 1975.
5. Гришкевич Д. Древний некрополь. – Октябрьское: НОУ «Родник», 2004
6. Епифанцева В., Епифанцева М., Камынин А., Состояние археологических памятников на территории Октябрьского района. – Октябрьское: НОУ «Родник», 2004
7. Епифанцева О., Камышникова Е.Шведова Т. Археологичка-2006. Дневник. - Октябрьское: НОУ «Родник», 2006
8. Кузьмина О.В. Абашевская культура в лесостепном Волго-Уралье,- Самара, 1992
9. Митякина С. Туманность беспамятства // Южный Урал, 30 апреля, 1997
10. Моргунова Н. Л., Попов С. А. Итоги и задачи археологического изучения Оренбургской области // Проблемы эпохи энеолита степной и лесостепной полосы Восточной Европы. Оренбург, 1980.
11. Моргунова Н. Л. История и библиография археологических исследований Оренбургского края // Археологические памятники Оренбуржья. Вып. 5. Оренбург, 2001.
12. Моргунова Н.Л. Археология Оренбуржья. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2004
13. Моргунова Н.Л., Халяпин М.В. Исследования в степном Оренбуржье. //Сборник «Археологические открытия 2000 года».- М.: 2002
14. Немкова Л.В.Могильник у г. Березовой // Материалы XXXVII Урало-Поволжской археологической студенческой конференции.-.Челябинск: ЮУКИ, 2005.
15. Обыдённов М. Ф.История археологического изучения Урала XVIII — начала ХХ веков. Уфа, 1994; Обыдённова Г. Т. Очерк истории развития Урало-Поволж-ской археологии первой половины ХХ столетия. Уфа, 2002.
16. Попов С.А.Тайны пятимаров. – Челябинск: ЮУКИ, 1982.
17. Семина О. В глубь веков // По тебе, Яик, слава добрая. – Оренбург: Оренбургское книжное
|