Среда, 24.04.2024, 20:40
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [22]
Тезис [17]
Разное [50]
Изучения [129]
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените преображение нашей школы

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 230
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

Роль "Археологички" в развитии археологии Оренбуржья

Научный руководитель: Каврева Антонина Алексеевна, учитель истории высшей квалификационной категории МОУ ОСОШ

Содержание

Введение
I. Глава 1. Археологические экспедиции на территории Оренбургской области, в которых принимали участие школьники в составе профильного лагеря «Археологичка»
1.1. Горнометаллургический первобытный комплекс «Каргалы»
1.2. Поселение «Буланово-2», могильник «У горы Березовой»
1.3. Могильник курган «Тамар-Уткуль»
II. Глава 2 Организация летнего лагеря «Археологичка»
2.1. Сравнительный анализ деятельности лагеря трех периодов
2.2. Дневники экспедиции
Заключение
Источники
Приложения
Приложение 1. Фотографии
Приложение 2. Синхронистическая таблица
Приложение 3. Образцы первых исследовательских работ
Приложение 4. Карта раскопок

Введение

Актуальность темы исследования. ПНП «Образование» в качестве одного из направлений выделяет работу с одаренными детьми. Изучение истории становления и развития «Археологички» как одного из наиболее удачных проектов РСМ с детьми, увлеченными историей, имеет большое значение. В настоящее время в отечественной историографии история детского движения последнего десятилетия не имеет серьезного научного обобщения, а существует только на уровне описания отдельных примеров. Актуальность исследования, таким образом, обусловлена возросшим интересом к формам работы с одаренными подростками.
Актуальность исследования обусловлена и возросшим на рубеже XX-XXI веков интересом к проблемам истории и, в частности, к археологии на региональном уровне. Бесспорным представляется факт, что изучение истории становления и развития археологической науки в регионе имеет большое значение для оценки перспектив развития местной науки. Для нас интересен факт участия в решении этой проблемы лагеря «Археологичка».
Целью работы является изучение роли профильного лагеря «Археологичка» в развитии археологии Оренбуржья.
Задачи:
1) приведение в систему сведений об археологических исследованиях на территории Оренбуржья с участием «Археологички»;
2) создание базы данных по археологии Оренбуржья, которая может быть в дальнейшем использована при составлении карты деятельности РСМ Оренбургской области;
3) выделение периодов и этапов становление лагеря «Археологичка»;
4) выяснение характера деятельности учащихся по изучению археологических памятников;
5) анализ вклада в развитие оренбургской археологической науки «Археологички»; 
6) выявление преемственности в деятельности «Археологички» в различные периоды; 
7) выяснение степени осмысления и интерпретации археологического материала из раскопок учащимися НОУ в Оренбургской области в разные периоды развития. 
Объект исследования: археологические раскопки Оренбургской области 1994-2008 годов, в которых принимал участие лагерь «Археологичка». Предмет исследования: деятельность лагеря «Археологичка» 
Степень изученности проблемы. История археологии Урала в настоящий момент является одной из наиболее значимых тем истории региональной археологии. Различные аспекты данной проблемы освещены в работах О. М. Мельниковой, Т. И. Оконниковой, В. Д. Викторовой. Истории археологии Южного Урала посвящены работы С. М. Васюткина, М. Ф. Обыдённова, Г. Т. Обыдённовой. [15] Проблема истории оренбургской археологии была рассмотрена специально только в работах Н. Л. Моргуновой [10, 11] и С. А. Попова [16]. Изученные выше работы позволяют сделать вывод о важности раскопок в Оренбургской области
История же детского движения вообще и работы с одаренными детьми, в частности нашего периода не рассмотрена вообще ни в одной монографии. Это позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения организованной работы с одаренными детьми.
Научная новизна исследования, таким образом, обусловлена отсутствием специальных исследований, посвященных как истории оренбургской археологии, так и истории детского движения. В работе впервые производится попытка рассмотреть вклад, внесенный одаренными детьми в составе лагеря «Археологичка» в историческую науку.
 Научно-практическая значимость работы заключается в том, что основные положения могут быть использованы для организации профильного лагеря, при проведении факультативных и элективных курсов по древней истории Оренбургской области, а также для создания археологической карты Оренбургской области, с указанием мест пребывания «Археологички».
Теоретико-методологическую основу работы составили принцип объективности, принцип историзма и системный подход. Методами научного познания для настоящего исследования были избраны историко-генетический и сравнительно-исторический методы. Суть историко-генетического метода состоит в последовательном раскрытии оренбургской археологии в процессе ее исторического движения на рубеже XX-XXI веков, в результате чего стало возможным показать причинно-следственные связи и закономерности развития науки, выявить условия и причины происхождения того или иного исторического события или явления. Историко-сравнительный метод использовался при изучении событий, явлений, процессов деятельности детского лагеря «Археологичка» по пространственно-временному сходству и различию. 
В качестве территориальных рамок исследования предлагается понятие Оренбургская область
Хронологические рамки исследования, рассматриваемые в работе, 1994-2008 годы.
Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в публикациях, помещенных на сайте научного общества «Родник», в статьях областной газеты РСМ, районной газеты «Заря». И изложены в качестве докладов на ряде научно-практических конференций в рамках НОУ «Родник», на Неделе истории МОУ ОСОШ, на районном семинаре заместителей директоров «Одаренные дети», на заседании РМО учителей истории и обществознания, на районной школе актива «Лидер».

Глава I 

Археологические экспедиции на территории Оренбургской области, в которых принимали участие школьники в составе профильного лагеря «Археологичка»

Оренбургские школьники получили возможность организованно изучать археологию и принимать участие в археологических экспедициях с 1994 года под эгидой РСМ. 

Горнометаллургический первобытный комплекс «Каргалы»Первая экспедиция, в которой приняли участие одаренные школьники Оренбуржья, в 1994 году сразу же вывела учащихся нашей школы из научного общества «Родник» на передний край археологической науки. Под руководством сотрудников Института Археологии РАН на территории Уранбашского сельского Совета начались раскопки территории, получившей название Каргалы. Это был первобытный горнометаллургический центр по выплавке медной руды. Возглавлял раскопки доктор исторических наук, профессор Евгений Николаевич Черных. Позже в своей монографии «Каргалы. Забытый мир» он отметит в главе «Автор о соавторах», что экспедиция – это не только научные сотрудники, но и так называемые рабочие-землекопы, которые перебирали землю и извлекали находки, о которых написано в книге. Это школьники «из районного центра Октябрьского… самоотверженно трудившиеся на наших раскопках». [22;165-166] В данный момент это хорошо изученный и описанный памятник, взятый под охрану ЮНЕСКО. Он внесен на карты, в энциклопедии и справочники. Тогда же это было неисследованное место, напоминающее лунный ландшафт с его кратерами. Именно там были сделаны первые попытки проанализировать увиденное учащимися нашего научного общества. Образцы отдельных работ предлагаются в Приложении (Приложение 3, документы 1-2). Кстати, Евгений Николаевич Черных оценил эти записи достаточно высоко, дал советы, в каком направлении дальше вести исследования.

 Экспедиция работала до 2000 года. Археологи даже платили школьникам зарплату. Лагерь детей располагался на речушке Усолка недалеко от села Комиссарово. Сами же археологи жили в районе Мясниковского оврага в сравнительно труднодоступном и опасном из-за возможных обвалов месте. Общение с учеными мирового уровня, причем не только российскими, но и немецкими, американскими и особенно, испанскими, конечно же, наложило неизгладимый отпечаток на ребят. Все участники 1995 года, по воспоминаниям их участников, правдами и неправдами добивались возможности работать три потока вместо одного. Ученые совместно с администрацией области организовали поездку лучших юнархов в Институт Археологии в Москве. На этом месте проектируется создание Ландшафтно-археологического памятника мирового значения.

Поселение «Буланово-2», могильник «У горы Березовой»

Следующий памятник археологии тоже находится на территории нашего района. Это комплексный памятник поселение и захоронения в районе села Буланово у горы Березовой. Раскопки там проводились под руководством преподавателей Оренбургского государственного педагогического университета Халяпиным М.В. [21;10], Крюковой Е.А. и Краевой Л.А. в 2000 - 2005 годах. Поселение, как установлено учеными, относится к эпохе средней и поздней бронзы (первая половина II тыс. до н.э.)
Ребята принимали участие в раскопках курганных захоронений памятника, получившего название «У горы Березовой», относящихся к абашевской и синташтинской культурам. 
Так же велись раскопки поселения «Буланово - 2». Естественно, что ученые, работавшие там, опубликовали отчеты, статьи по итогам раскопок. [19,20, 21] 
Работы аналитического характера по материалам археологии Оренбуржья внесли значительный вклад в разработку ключевых проблем российской археологии, в том числе осветили некоторые важные вопросы южноуральской археологии (каменный век, эпоха средневековья и т.д.).
В 2006-2007 годах экспедиции в данном районе не проводились, но лагерь «Археологичка» базировался там. Для ребят читались лекции, они совершали экскурсии на место раскопок. Проводились практические занятия по изготовлению керамических изделий по первобытным технологиям. 
Исследование Южно-Уральской экспедицией памятников позволило реконструировать этническую историю населения степей Южного Урала во II-I тыс. до н. э. и определить место оренбургских памятников на археологической карте Урало-Поволжья. Интерпретация накопленного материала способствовала решению ряда ключевых археологических проблем. Назовем их, они выделены учеными, не вдаваясь в описание: 
1) проблема специфики приуральского варианта ямной культуры; 
2) проблема соотношения федоровской и алакульской культур поздней бронзы - поставлен вопрос об их одновременном сосуществовании; 
3) проблема соотношения, взаимовлияния срубной и андроновской культур; 
4) проблема ключевых признаков савроматской и раннесарматской культур, их происхождения, особенностей этих культур. 
Отрадно осознавать, что в решение этих проблем внесен вклад участниками летнего лагеря «Археологичка», потому что именно их руками перенесено и осмотрено несметное количество земли. Лучшие из них проводили первичную обработку находок: промывали керамику, кости.… Нет, мы не решили эти проблемы, но мы ускорили их решение. Это признано самими учеными.

Могильник курган «Тамар-Уткуль»

В сезоне 2008 года областная археологическая экспедиция отправилась в Соль-Илецкий район, где находится масса курганных захоронений, описанных в свое время еще С.А. Поповым [16;17], но до поры до времени дожидающихся своего часа для исследований. (Приложение 4, Карта 1)
В этом году был вскрыт курган Тамар-Уткуль (Приложение 1, фото 6). Для его исследования ученые опять обратились к помощи учащихся. «Археологичка» подняла свой флаг на юге области у реки Илек (Приложение 1, фото 1-2), а учащиеся вновь получили возможность участвовать в настоящих раскопках.

В этих раскопках посчастливилось принять участие автору работы.

 Я сейчас общаюсь со многими друзьями из лагеря "Археологичка", со студентами и даже с вожатыми. Во время общения мы постоянно возвращаемся в лагерную жизнь. Как нам было тяжело работать на раскопках, носить носилки, махать лопатами, но благодаря этому мы узнали много нового и интересного.

Листаю тетрадочки-дневник, где наскоро велись записи для памяти. И за каждой строчкой встают яркие образы прошедших дней.
 Сколько одной земли перетащили на носилках с раскапываемого кургана. Название этому месту дали Черный Яр.
Кормили в лагере здорово, всё нравилось.
Так как мы работали в первом потоке, нам пришлось снимать верхние слои захоронения. Сначала бульдозером была снята насыпь. А затем лопатами осторожно снимался слой за слоем. Но настоящие находки обнаружены были только в день закрытия! В этот день мы нашли бедренную кость человека и таз. Какими словами передать радость, восторг от этих находок!!!
Студенты жили в соседнем лагере. Там было посвящение. Нас посвящали в ОРЕНАРХОВ (оренбургских археологов), были конкурсы, концерт, каждому давали археологические имена. А вечером в нашем лагере был праздничный ужин.

 Были найдены безинвентарные погребения людей в каменных ящиках, захороненных в этом месте 4,5 тыс. лет назад.
Раскопки кургана высотой 1,5 м таили не меньше сюрпризов. Было обнаружено, что земляная насыпь, видимая сверху, была сооружена над деревянным «домом мертвых». В нескольких местах постройка была посыпана кусками мела, являвшимся символом чистоты и смерти в древности. Расчистка деревянного сооружения заняла значительную часть времени археологов, т.к. очень важно было проследить конструкцию этой необычной постройки. В результате проведенного исследования было установлено, что захоронение является поистине уникальным и относится к позднему этапу сарматской культуры, датированному 2-3 вв. н.э. Замечу, что на территории Оренбургской области известно пока только два захоронения такого уровня.

Надеюсь, что и прочитавшие дневник одноклассники, друзья по научному обществу немного представили нашу жизнь в экспедиции.



В ходе раскопок, в которых принимали участие школьники, конечно, были археологические находки. Некоторые из них ученые передали для экспозиции районного народного краеведческого музея. Теперь в нем есть раздел, посвященный древнейшей истории района.

Глава II 
Организация работы летнего лагеря «Археологичка»
Характер изучения школьниками древнейший истории был различным. В течение учебного года ребята изучали археологические термины, знакомились с памятниками археологии, периодизацией истории археологии. 
Затем учащиеся выполняли письменно задания отборочного тура, предложенные Областным комитетом РСМ. Задания, как правило, состояли из трех разделов, и авторы лучших работ попадали в областной лагерь «Археологичка». 
Для анализа деятельности лагеря «Археологичка» воспользуемся нормативными документами по организации лагеря, дневниковыми записями участников экспедиции, интервью с участниками экспедиции разных лет. 

Сравнительный анализ деятельности лагеря трех периодов

Для удобства исследования составим синхронистическую таблицу, выделив вопросы для сравнения деятельности лагеря на различных этапах его становления. Оговоримся, что такая попытка была сделаны в прошлые годы нашими предшественниками для сравнения работы лагеря в условиях проведения раскопок и в их отсутствии. Сейчас мы ее расширили и рассматриваем уже три этапа.
Обратимся к сравнительной таблице (Приложение 2, Таблица 1) «Основные моменты функционирования лагеря-экспедиции «Археологичка» Оренбургской области в 1994 и 2008 годах». 
Нами выбраны основные критерии анализа организации экспедиций.
Начнем с цели. Наряду с задачами развития интереса к истории и организации профильного лагеря «Археологичка» на первых этапах, сейчас цель расширена и предполагает «расширение теоретических знаний по истории Родного края и накопление практических навыков по пребыванию в полевых условиях; организацию полноценного отдыха и занятости учащихся в летний период и формирование гражданственности и патриотизма, а также ответственного отношения у историческому наследия Родины».
Этот лагерь, как и прежде, организует ассоциация молодежи. В 1994 году ей являлась Ассоциация учащейся молодежи Оренбуржья, а с 1999 года ОК РСМ, Департамент по искусству Оренбургской области и Комитет по делам молодежи Оренбургской области. Меняется заказчик: вначале это Институт Археологии РАН. Далее Оренбургский государственный педагогический университет.
 На основе имеющихся у нас Положений о проведении «Археологички» видим, что форма отбора учащихся сохранилась на протяжении всего времени в виде конкурса среди желающих попасть в экспедицию Ребятам необходимо познакомиться с основами археологической теории, выполнить практические задания. [23;293]
Анализируя систему организации самоуправления 2008 года, отметим ее сходство с 2006 годом. В 1994 году руководящие органы назначались организаторами из числа «ветеранов» раскопок, а в 2006 и 2008 годах они избирались. Вообще было много всяких выборов. Избирали Человека дня, «Мисс Археологичка», номинировались юнархи и в отдельных категориях. В 2008 году, например, «Мисс креативностью» стала участница нашего НОУ Татьяна Шведова.
 Очень радостно, что титул «Мисс Археологичка» - 2006» остался в нашем районе, ею стала Екатерина Камышникова. Продолжилась традиция первых лет, когда титул «Лучший юный археолог области» принадлежал в 1994-96 годах Ольге Кавревой, председателю НОУ «Родник». 
В 2006-2008 годах была возможность в ходе обсуждения вопросов каждому сделать свой выбор, высказаться по обсуждаемым вопросам. 
Законы жизни лагеря по-прежнему направлены на сохранение природы и создание дружеского союза всех участников ОАЭ.
Поощрения и наказания в принципе типично детские. 

Дневники экспедиции

Подробности о жизни в лагере можно получить из дневников, который вели участники всех экспедиций. Они хранятся в кабинете истории, сами став историей. 

Дневник мы старались вести так же, как и наши предшественники ежедневно.  Вот записи о первом дне пребывания в лагере в разые годы.

Понедельник, 27 июня 1994 года.

…Сегодня первый раз в своей жизни я иду на раскоп. Идти не далеко, и вот уже видны небольшие квадратные ямки. Приехали археологи. Рассказали, в чем заключается наша работа…. Мальчишки снимали осторожно пласты земли, а мы с Аней из Орска тщательно её перебирали. Мне очень это занятие понравилось, попадалось много маленьких косточек, черепков керамики, шлаков.
Очень интересно было бы сразу же определить, как и почему все это здесь оказалось. Чьи руки прикасались к этим вещам, лепили эту посуду, кто уронил и разбил её. Может, малыш в тысячелетнюю давнюю пору забавлялся, пока родители были заняты добычей медной руды или другими делами. А, может, хозяйка, спеша встретить возвращающихся с рудников, уронила чашку, а дочка собрала черепки и унесла на мусорную кучу, которую теперь наука называет "культурный слой".
ОЛЯ КАВРЕВА
Суббота, 15 июля 2006 года. 
Наконец я попала в «Археологичку»! (Приложение 1, фото 1; 2) Мы приехали одни из первых. Вскоре приехали ребята из Орска, Акбулака, Буланова, Асекеево, Абдулино и других районов области. Всех начали расселять по палаткам. Мы живем в шестой палатке, а вместе со мной и Камышниковой Катей ещё две девочки это Епифанцева Ольга из Октябрьского и Богданова Елена из Буланово. Всех разделили на отряды. Я и Катя - во втором отряде. Наш отряд назвали «Гречка». Вечером все отряды представляли себя. После был «орлятский круг», где пели разные песни. В целом день был очень интересный и насыщенный. Надеюсь, так будет и дальше.
  ТАТЬЯНА ШВЕДОВА
Четверг, 3 июля, 2008 год.
Появился целый палаточный городок, состоящий из одной улицы неподалеку от реки Илек в Соль-Илецком районе. Уборка в палатках. Хочется, чтобы наша была самая уютная. В оставшееся свободное до обеда время читала книгу. Вот и первый обед в настоящей археологической экспедиции. После него уже подзабытый с садиковских времен Тихий час. Кстати, никто против него и не возражал. Приехало телевидение, приятная неожиданность, возможность помахать маме ручкой Привет, друзья, оставшиеся в Октябрьске! Вечером - костер, песни романтиков…. (Приложение 1, фото 5)
  АЛИНА НИКОЛАЕВА
Сравнивая три эти записи, отметим восторженность  впервые попавших на раскопки. Сохранится ли этот восторг до конца смены? Почитаем.
Пятница, 15 июля 1995 года.
Сегодня заканчивается наше пребывание в археологическом лагере. Но впечатления от здешнего житья-бытья останутся у нас надолго. Мы целые сутки проводили на свежем воздухе, ночевали в палатках, сидели у костра и выучили много новых, прекрасных песен. Но самое главное, мы вместе с археологами открывали новую неизвестную страницу истории. 
Запомнится встреча с испанцами. Их пригласили московские археологи для участия в раскопках. Они знают много иностранных языков и очень образованные, это видно по их манерам и поведению. Простые и общительные, они быстро нашли общий язык с нами.
Расставаться с лагерем, с ребятами, многие из которых стали друзьями, не хотелось. Но поток закончился, и мы, распрощавшись со всеми, поехали домой.
  САША КУЗЬМИН
24 июля понедельник. 2006.
Сегодня проснулись, в девять, зарядки не было, лил дождь. Пошли на завтрак с плохим настроением. Но оно испортилось ещё больше, когда узнали, что сегодня все должны покинуть лагерь из-за плохой погоды.
Собрали вещи, сработала сирена, по сигналу которой все должны подойти к флагштоку. Оказалось, это была церемония награждения. Самым активным отдыхающим Варе, Насте, Вале вручили книгу Н.Л.Моргуновой «Археология Оренбуржья». А меня наградили за конкурс «Археологичка 2006», в котором я заняла второе место. В подарок вошла и «Археология Оренбуржья», а еще фотоальбом и грамота. 
После все девочки пошли убираться на кухне. Но тут за Октябрьскими приехали. Мы оказались первыми уехавшими. Поплакали и уехали. Но мы уверены, что в следующем году «Археологичка» без нас не обойдется!
  КАТЯ КАМЫШНИКОВА
Как мы видим из дневников, ребята не только работали (Приложение 1,фото 5), они даже немного отдыхали во время тихого часа, а после готовились к вечернему мероприятию будь то посвящение в археологи (Приложение 1, фото 4) или День Ивана Купала (Приложение 1, фото 3).
И в этом году не обошлось без слез при расставании….

Для нас, работавших в первом потоке, наступил день прощания. Он стал грустным и завершающим определенный этап, но уже другие ребята с радостными лицами и ожиданиями чего-то необычного приехали в лагерь – это был второй поток «Археологички -2008». Вновь прибывшие еще не понимают в чем дело и почему столько слез и грустных лиц, но скоро, совсем скоро, они прошли через те же испытания, те же эмоции, ту же радость, найдя что-то на раскопках, они поняли, в чем дело. И уже сами не хотят уезжать, прощаются и обещают обязательно дождаться Археологички - 2009 и собраться тем же составом.

Подведем итоги. Что же такое «Археологичка»? Востребована ли она?
Данная форма работы с молодежью является востребованной и эффективной. В экспедиции принимают участие не только одаренные учащиеся общеобразовательных школ, но и учреждений начального профессионального образования, студенты, дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.
Археологическая экспедиция на протяжении ряда лет выполняла образовательные и воспитательные функции. Участники экспедиции получали множество навыков и знаний по учебным дисциплинам, по обеспечению жизнедеятельности в полевых условиях, по развитию коммуникативности  в среде сверстников и старших товарищей.
Как мы видим из представленного материала, учащимся удалось поучаствовать в экспедициях, результаты работы которых изменили картину наших знаний не только о древнейшей истории нашего края, но и мировой истории.

Заключение

Цель работы, изучение роли профильного лагеря « Археологичка» в историческую науку, нами достигнута.
Решены и поставленные задачи.
1. Приведены в систему краткие сведения об археологических исследованиях на территории Оренбуржья с участием «Археологички»;
2. Создана база данных по археологии Оренбуржья, которая может быть в дальнейшем использована при составлении карты деятельности РСМ Оренбургской области;
3. Выделение периоды становления лагеря «Археологичка»;
4. Выяснен характер деятельности учащихся по изучению археологических памятников: теоретическая и практическая работа;
5. Проанализирован вклад в развитие оренбургской археологической науки «Археологички»; 
6. Выявлена преемственность в деятельности «Археологички» в различные периоды; 
7. Выяснена степень осмысления и интерпретации археологического материала из раскопок учащимися НОУ в Оренбургской области в разные периоды развития. 
Эти памятники удостоились внимания юных археологов нашего НОУ и были ими описаны в исследовательских работах О.Кавревой, Т. Брагиной, О. Семиной, Е.Воропаева, Д. Гришкевича, Е.Камышниковой, Т.Шведовой, Л.Камынина, Е.Джиадзе, О.Епифанцевой. 
Учащимися по итогам своих исследований, первый опыт создания которых преподали академики ИА РАН, написали исследовательские краеведческие работы, пособие по истории развития горнометаллургического центра в нашем районе, провели мониторинг состояния археологических памятников на территории Октябрьского района, собрали материал для районного краеведческого музея, получив от археологов для этой цели отдельные находки. Теперь в экспозиции этого музея имеется Археологический отдел. 
Дневник, который вели учащиеся, в течении нескольких лет печатался в районной газете, и жители района могли узнать о далеком прошлом своей малой родины. Интерес к истории резко вырос: об этом свидетельствовали письма и звонки в редакцию, домой руководителю НОУ, если в урочный час «Дневник» не появлялся. Эта работа привела к тому, что учащиеся и других школ нашего района стали участниками ОАЭ.
«Археологичка»! До новой встречи!

Источники

I. Технотронные
http://aikolon.boom.ru
http://rodnik.3dn.ru
II. Письменные
1. Chernij E.N. Kargali Origenes de la metalurgia en Eurasia Central //Arqueologia. – Madrid, 1993
2. Археологичка - 95. Дневник. /Составитель Шведова Т..- Октябрьское: НОУ «Родник», 2006
3. Брагина Т. Каврева О. Развитие горнометаллургического дела в Октябрьском районе. – Октябрьское: НОУ «Родник», 1996
4. Васюткин С. М. Археологические исследования в Башкирии в советское время // Очерки истории дореволюционной России. Вып. 3. Уфа, 1975.
5. Гришкевич Д. Древний некрополь. – Октябрьское: НОУ «Родник», 2004
6. Епифанцева В., Епифанцева М., Камынин А., Состояние археологических памятников на территории Октябрьского района. – Октябрьское: НОУ «Родник», 2004
7. Епифанцева О., Камышникова Е.Шведова Т. Археологичка-2006. Дневник. - Октябрьское: НОУ «Родник», 2006.
8. Кузьмина О.В. Абашевская культура в лесостепном Волго-Уралье,- Самара, 1992 
9. Митякина С. Туманность беспамятства // Южный Урал, 30 апреля, 1997
10. Моргунова Н. Л., Попов С. А.Итоги и задачи археологического изучения Оренбургской области // Проблемы эпохи энеолита степной и лесостепной полосы Восточной Европы. Оренбург, 1980. 
11. Моргунова Н. Л. История и библиография археологических исследований Оренбургского края // Археологические памятники Оренбуржья. Вып. 5. Оренбург, 2001. 
12. Моргунова Н.Л. Археология Оренбуржья. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2004
13. Моргунова Н.Л., Халяпин М.В. Исследования в степном Оренбуржье. //Сборник «Археологические открытия 2000 года».- М.: 2002
14. Немкова Л.В.Могильник у г. Березовой // Материалы XXXVII Урало-Поволжской археологической студенческой конференции.-.Челябинск: ЮУКИ, 2005. 
15. Обыдённов М. Ф.История археологического изучения Урала XVIII — начала ХХ веков. Уфа, 1994; Обыдённова Г. Т. Очерк истории развития Урало-Поволж-ской археологии первой половины ХХ столетия. Уфа, 2002.
16. Попов С.А.Тайны пятимаров. –Челябинск: ЮУКИ, 1982. 
17. Семина О. В глубь веков // По тебе, Яик, слава добрая. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2000.
18. Ткачев В.В. К проблеме происхождения петровской культуры //Археологические памятники Оренбуржья. Вып.II. Оренбург, 1998
19. Халяпин М.В. Новые исследования памятников эпохи бронзы в центральном Оренбуржье. - Оренбург: ОГПУ, 2003.
20. Халяпин М.В. О южной границе распространения уральской абашевской культуры - Оренбург: ОГПУ, 2004 
21. Халяпин М.В. Первый бескурганный могильник синташтинской культуры в Степном Приуралье./Сборник «Бронзовый век Восточной Европы: характеристика культур, хронология и периодизация».- Самара,2001.
22. Черных Е.Н. Каргалы. Забытый мир. – М.: Nox, 1997
23. По велению души и памяти. Сборник лучших работ VIII областного конкурса исследовательских работ. – Оренбург, 2007
III. Вещественные
1. Археологические находки районного краеведческого народного музея.
2. Керамические изделия, изготовленные участниками экспедиции.
3. Фотографии из личных архивов участников экспедиции
 

Категория: Изучения | Добавил: Антонина (27.01.2009)
Просмотров: 5735 | Комментарии: 42 | Рейтинг: 5.0/20
Всего комментариев: 421 2 3 4 5 »
42 Aleksandr  
Очень интересная работа. Удачи тебе в Москве!!!!!!!

41 $Ксюшка$  
ТАНЮШ, МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ ТВОЯ РАБОТА!!!!!!=)))ЖЕЛАЮ УДАЧИ ВО ВСЕМ!!!!=))) biggrin smile

40 Mixarapstyle  
Короче, успехов и удачи, желаю тебе победить в конкурсе, всё!

39 Федосова Мария  
Дорогая Танюшка)) Только что прочитала твою работу... И знаешь, мне очень-очень сильно понравилось ^___^ Надеюсь, твоя работа будет лучшей и ты займешь первое место в Москве... Мы все верим в тебя и ждем тебя с победой)) Ты молодец) Удачи и успехов тебе... :):):):):):)

38 Евгений  
Молодец, Танюха! Мы с Диманом в тебя верим! УДАЧИ!

37 Павел  
Выйграй у всех!!!! Порви их!!!

36 Николай  
Хорошая работа!

35 Николай  
успехов тебе!!!

34 Илья  
увлекательная работа по Археологии. я узнал очень много нового!!!!! Желаю тебе удачно защититься в Москве!!!!!

33 Ирина  
Очень интересная работа. Удачи тебе в Москве и успехов в будущем

1-10 11-20 21-30 31-40 41-42
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!