Пятница, 26.04.2024, 22:33
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените преображение нашей школы

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 230
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Дневник
Главная » 2010 » Январь » 3 » Сарматы и скифы
13:04
Сарматы и скифы

Екатерина  Викторовна Брежнева ,   Надежда Сергеевна Смолякова,  ученицы 9-б класса,  НОУ "Родник"   

САРМАТЫ И СКИФЫ

В первом тысячелетии до н. э., и в первых веках нашей эры на просторах Великой Степи располагались племена сарматов и скифов. Как полагают ученые, это были потомки племен андроновской и срубной культур. Степи Южного Приуралья, где проходила граница распространения этих культур, взаимоконтакты между ними были зоной активных этнических процессов, в результате которых сложился сарматский мир.

Термины "сарматы" и более ранний "савроматы" - собирательные, обозначают обширную группу родственных племен ранних кочевников. В описаниях античных авторов мы находим названия некоторых из этих племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки, язаматы, яксаматы и другие.

Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5-7 метров в высоту.

Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому еще в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей.

Захоронения и курганные могильники обычно располагаются компактными группами, представляющими собой погребения одного рода.

Сарматы были искусными наездниками и великолепными воинами. Именно им принадлежит применение новой тактики боя — при помощи длинных мечей. Они имели тяжеловооруженные конные отряды (катафракты). Известно, что в войне скифов против персидского царя Дария I в VI-V веках до н. э. участвовали и сарматы. Во втором веке до н. э. сарматы завоевали все земли, занятые скифами в Северном Причерноморье. В военные походы отправлялось большинство взрослого населения, в том числе и многие женщины, которые, как известно из письменных источников, обладали равными с мужчинами правами и могли быть и воинами, и жрицами. Геродот, например, писал: «Сарматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят с мужчинами одинаковую одежду. Относительно браков у них соблюдается следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага…» Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы,​ вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

Эти сведения согласуются с данными археологических изысканий. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.

Во многих женских погребениях, наряду с благовониями, бронзовыми зеркалами, дорогими украшениями с изображениями фантастических животных, найдено оружие, а в могилах жриц — каменные жертвенники. Такие захоронения раскопаны у села Покровка в Соль-Илецком районе, в курганах у сел Студеное и Краснохолм в Илекском районе и т. д.

А вот последнее замечание Геродота относительно заключения браков, скорее всего, преувеличение.

Хотя другие античные авторы в целом подтверждают вывод о высоком положении женщины в сарматском обществе и даже сообщают о случаях, когда женщина возглавляла род или даже племя. Однако широко распространенное в нашей научной литературе заключение о матрилинейном счете родства у сармат и о господстве у них первобытно-общинных отношений сегодня пересматривается.

Курганы Тамар-Уткуль и в урочище Черный Яр

Большое научное значение и известность приобрели раскопы курганов сарматской культуры у с. Бердянки в Оренбургском районе, у с. Кардаилово в Илекском районе и у с. Тамар-Уткуль. Руководителей экспедиций по исследованию Оренбургской степи была Моргунова Нина Леонидовна. В ходе раскопок было найдено множество находок. Изображения оленей, волков и грифонов, выполненные из золота, бронзы и кости в так называемом «зверином стиле», характерным для эпохи раннего железного века. Захоронения людей, усопших укладывали на плетёные из растительных волокон циновки в положении на правом боку с притянутыми к животу ногами; руки сгибали в локтях и складывали перед лицом или на животе; головой покойного всегда ориентировали на восход солнца – на восток. Тела густо посыпали красной охрой в символ продолжение жизни в ином мире. Женское захоронение, в котором обнаружено оружие рядом с обычными женскими украшениями: бусами, кольцами, зеркалами. Захоронение воина-половца - перед погребением тело умершего или убитого воина подвергли специальной обработке, мумификации. Воин был уложен на деревянные носилки и помещен в могилу вместе с двумя конями в боевом снаряжении, рядом лежали лук, стрелы, железная кольчуга, палаш, железный котел, кетмень. Орудия труда: ножи, шилья, долота, резчики, тесла, топоры. Также оружие: кинжалы, наконечники копий, боевые топорики, выполнены из меди, добываемой в Каргалинских рудниках. Захоронение вождя племени - сложная конструкция погребальной камеры, множество ценных вещей (медное копьё, кинжалы и шилья, шесть предметов из метеоритного железа, аналогий которым нет нигде в мире). Самого погребённого укрывало «одеяло», сплетённое из растительных волокон и на уровне плеч украшенной аппликацией в виде расправленных крыльев белой птицы (так древние индоарии отмечали только самых знатных людей). Над погребением, перекрытым настилом из брёвен, был насыпан огромный курган, потребовавший труда большого числа людей.

Курганы Тамар-Уткуль расположены на первой надпойменной террасе левого берега реки Илек в 1,7 км к юго-западу от села Тамар-Уткуль. В могильнике у села Тамар-Уткуль насчитывается 5 курганных насыпей.

Курганы насыпаны в эпоху раннего железного века. В 18-19 вв. территория могильника использовалась под казахское кладбище, о чем свидетельствуют каменные надгробия с арабскими надписями и знаками казахских родов, которые кочевали здесь.

Курганы в урочище Черный Яр расположены на гребне надпойменной террасы левого берега реки Илек, в 3,3 км к востоку от села Тамар-Уткуль, в урочище Черный яр. Урочище так называется, потому что там, в лесу и в пойме, местные жители собирают много ежевики.

В могильнике насчитывается более 50 курганных насыпей высотой 0,1 5-3 м, которые тянутся своеобразной цепочкой по гребню возвышенности. Раскопки на территории могильника проводились в 1956, 1984, 1987 гг., всего было раскопано 14 курганов, который дали разнообразный материал от эпохи бронзы до средневековья. И сегодня на территории могильника продолжаются раскопки экспедицией Оренбургского педагогического университета.

Курганы Пятимары I

Расположены на сырте в глубине степи на левом берегу реки Илек в б км к юго-востоку от с. Кумакское (с казахского - "кумак" - песчаное место). С курганов открывается великолепный вид на широкую пойму Илека.

В 1960 г. экспедиция под руководством К. Ф. Смирнова раскопала 9 курганов. Курганы относятся к эпохе бронзы и железа. Погребения раннего железного века принадлежали верхушке сарматской знати. В настоящее время в могильнике насчитывается 4 насыпи высотой 3,5-5 м, которые хорошо видны с могильника "Черный яр".

Курганы Пятимары II

Расположены на сырте в глубине степи на левом берегу реки Илек в 4 км к юго-востоку от могильника Пятимары I, с которого они хорошо видны. Издали на фоне горизонта выделяются очертания лишь пяти курганов - маров. Отсюда и происходит название, данное местным населением, - Пятимары.

В могильнике на самом деле насчитывается до 10 курганов высотой от 40 см до 6 м. среди них - 5 больших курганов расположены цепочкой по одной линии. Памятник принадлежит верхушке сарматской племенной знати.

Филипповские курганы

Важное значение имели раскопки Филипповских курганов в Илекском районе Оренбургской области. В одной из усыпальниц середины I тысячелетия до н. э. было обнаружено неразграбленное захоронение с богатейшим кладом, содержащим более шестисот высокохудожественных​ изделий из золота и серебра.

Описания античных авторов и богатый археологический материал позволяют представить достаточно полную картину жизни и быта сарматских племен. Основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство - разведение овец, лошадей, крупного рогатого скота, а также верблюдов. Оно кормило и одевало, давало мясо, молоко, кумыс, шерсть, шкуры, войлок и т. п. Сарматы с ранней весны до поздней осени кочевали по широкой степи в кибитках, крытых войлоком и запряженных быками, верблюдами, перегоняя свои многочисленные стада с одного пастбища на другое. При этом каждое племя и род имели свои традиционные районы кочевий, нарушение границ которых вело к столкновениям и межплеменным войнам. В зимнее время в тех или иных местах устраивались жилища и укрытия, способные защитить людей от морозов.

Находки многочисленных вещей, изготовленных из меди, бронзы, железа, свидетельствуют о том, что сарматы владели умением добычи и обработки металлов. При поиске руд они нередко шли по путям, проторенным еще их предками - андроновцами и срубниками, устраивая копи в тех же местах. Кузнецы-оружейники ковали железные мечи, кинжалы; мастера-литейщики отливали из бронзы и меди котлы, зеркала, металлические части конской сбруи, предметы украшений; ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов.

Основой общественного устройства

Основой общественного устройства сарматов являлась родовая община, включавшая группу родственных семей.

В процессе тысячелетнего исторического развития сарматских племен совершенствовалась материальная культура, менялись формы общественного устройства, обогащалась духовная жизнь. Сообразно этим изменениям история савромат и сармат делится на четыре крупных этапа.

Первый этап, савроматский. охватывает VII-V века до н. э. В это время культура савроматов по многим признакам, особенно по типам оружия, конской упряжи и орнамента (?звериный? стиль), близка скифской. Хотя еще достаточно сильны пережитки родового строя, но уже отчетливо проявляются признаки социального и имущественного расслоения.

Второй этап, раннесарматский (IV—II века до н. э иначе называется ?прохоровским?, поскольку характер?ные памятники этого времени впервые были раскопаны у села Прохоровка. На этом этапе су?щественно изменяется погребальный обряд, по?являются новые типы оружия и бытовых предме?тов. Видимо, это связано с влиянием заураль?ских и азиатских племен и с вхождением в сре?ду савромат новых этносов, о чем свидетельст?вует распространение круглодонной керамики, по своей форме и технологии производства близкой гончарным традициям зауральского населения. Наряду с короткими мечами скифского типа, акинаками, широко распространяются длинные мечи с прямым перекрестием и серповидным навершием на рукояти, что позволяло вести бой с коня. Это дало большие преимущества сарматскому войску в его движении на Запад в ходе завоевания скифских территорий, начавшегося в конце прохоровского периода.

Расширяются торговые и политические сняли с государствами Средней Лани. Формируется носи но-иерархическая раннеклассомая организация общества.

Третий этап, среднесарматский, самый длительный II век до н. э. — II век н. э. Сарматы захватывают бывшие скифские земли, расселяются в Предкавказье и по всей южнорусской степи.

В материальной и духовной культуре, а также в общественной жизни происходят новые изменения. Большую роль в торговле играют теперь греческие и римские рынки. В военном деле появляется тяжеловооруженная конница, типичными становятся длинные мечи и кинжалы с кольцевыми навершиями на рукоятях. Сарматское господство и влияние сарматской культуры на все степные народы, а также на население более северных территорий лесостепей и лесной зоны значительно выросло.

Четвертый этап, позднесарматский (аланский) датируется II-IV веками п. э. Территория расселения capмат на атом этапе сокращается. В материальной культуре становится заметно сильное влияние восточных, гуннских, племен, что сказывается в распространении длинных гуннских луков с костяными обкладками и в деформации черепов. С другой стороны, ощутимо и римское влияние: в обиходе появляются такие вещи, как фибулы – заколки, бусы, украшения с вставками из драгоценных камней позднеримского типа.

В свою очередь и сарматы оказывают влияние на соседине племена, в частности, на восточных славян, что, например, отражено в черняховской культуре (II - IV века н. э.).

В Предкавказье образуется племенной союз во главе с одним из сарматских племен - аланами…

На протяжении всей своей истории сарматы занимались кочевым скотоводством. Предпочтение при этом отдавалось разведению овец и коней — животных, способных пре?одолевать большие пространства.

В особом почете находилась лошадь. Во-первых, это животное в мифических представлениях индоиранцев с давних времен отождествлялось с солнцем. Во-вторых, лошадь была верным спутником и пастуха, и воина. В седле сарматы проводили всю свою жизнь, лошадь сопровождала их и в загробном мире. В некоторых могилах археологи находят по несколько десятков конских скеле?тов. Ясно, что так погребали наиболее знатных людей. Но и в могилу бедняка непременно клали хотя бы часть конской туши.

Скотоводство обеспечивало население разнообразной продукцией: шерстью, мехами, кожей, войлоком. Излишки обменивались на зерно, пушнину, воск, древесину, ремесленные изделия и т. п. Как установлено новейшими исследованиями, существовала сложная система обмена и торговли между кочевниками и оседлым земледельчес?ким населением более южных и северных территорий. В ней имели место и мирные торговые связи, и военные захваты с последующим установлением данничества. По?следнее было, видимо, боле характерно в отношениях сармат с племенами лесных районов Волго-Камья.

Работа выполнена в рамках заочного тура ООЗИИ "Эхо времен" 2009. Ответ на вопрос:

Первые следы обитания человека на территории Оренбургской области относятся к эпохе среднего каменного века. Опишите виды погребальных памятников и уровень общественных отношений сарматских племен в степях Приуралья в эпоху раннего железного века.

Просмотров: 3543 | Добавил: antonina | Рейтинг: 4.6/7
Всего комментариев: 3
3 antonina  
Такая популярность у материала!!! Наверное, не одни мы к "Эхо времен готовимся", многим эта тема интересна очень оказалась...

2 Sm_Nadya  
1. http://www.orenobl.ru/history/sarmaty.php
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сарматы
3. Н. Л. Моргунова Археология Оренбуржья. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2004, стр. 78-89.
Пусть будет здесь, чтобы не потерялось.

1 antonina  
Девочки, обязательно укажите источники, откуда взяты материалы, где можно его найти.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Участие в конкурсах
    конкурс сайтов
    конкурс сайтов
    Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!