1.
Анализ эффективности целеполагания и планирования (программирования)
воспитательного процесса в классе в прошедшем году:
–
результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их
постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании;
–
правильность выбора основных направлений, содержания, форм, средств
педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
2.
Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
–
особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за прошедший
учебный год. Какие факторы особенно повлияли на изменение
этой ситуации?
–
какое влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических
способностей оказывает их ближайшее социальное
окружение (родители, сверстники) и занятия в кружках, секциях и других
объединениях?
–
особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации
учащихся.
3.
Анализ развития коллектива класса:
–
социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития
коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем;
–
особенности нравственно-психологического климата в классе: характер
взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к
другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм,
отношения взаимной ответственности и заботы и т. д.); преобладающее отношение
учащихся к учителям, к школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся
класса; особенности общения в классном коллективе;
–
степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности
в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
–
развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество,
организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении
класса).
4.
Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
–
основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень
заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы,
активность и результативность (для развития личности и для обеспечения
жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах;
–
участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской
деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов, обществ и других
объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.
5.
Анализ развития учащихся класса:
–
уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся (указать,
какие факторы повлияли на их состояние);
–
степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в
интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах
деятельности;
–
уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
–
изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения,
правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной,
экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической
культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие
состоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге – развитие
культуры жизненного самоопределения);
–
наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
–
сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
–
изменения состава класса, происшедшие в течение года;
–
индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в
классном коллективе;
–
учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие
мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее
действенные приемы работы с ними; задачи
воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз о дальнейшей социализации этих учеников).
6.
Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
–
влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
–
участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
7.
Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффектности
воспитательной работы классного руководителя:
–
что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее
охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких
проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В
каких были пассивными? Почему?
–
насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем
учебном году?
–
какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства
педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и
нравственное становление учащихся?
–
какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины
и ответственного отношения к труду?
–
какие мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году,
способствовали сплочению классного коллектива?
Выводы:
–
об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
–
о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса;
–
о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
–
о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
Осуществляя свои функции, классный
руководитель:
в
начале учебного года:
–
составляет список класса и оформляет классный журнал (в начале первой учебной
недели);
–
организовывает получение учебников в школьной библиотеке (в течение
первого-второго учебных дней);
–
изучает условия семейного воспитания учащихся (в течение первой учебной
четверти);
–
уточняет или составляет социальный паспорт класса;
–
собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях
дополнительного образования (в течение сентября);
–
проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том
числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития
их способностей (в течение первой четверти);
–
организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на полугодие
или на год (в течение сентября);
–
составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем
методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение
заместителю директора по воспитательной работе (в течение сентября);
ежедневно:
–
отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;
–
осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления;
–
осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;
–
осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в
столовой;
–
осуществляет контроль за дежурством по классу;
еженедельно:
–
проверяет дневники учащихся;
–
осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками;
–
проводит классный час (информация и общение);
–
осуществляет контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков
школы;
–
организовывает сбор денег на питание учащихся;
ежемесячно:
–
организовывает коллектив класса на участие в школьных делах;
–
помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов
жизнедеятельности классного коллектива;
–
проводит занятия по правилам дорожного движения и плановый инструктаж по
технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;
–
организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков
территории;
–
дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях (согласно графику дежурства);
–
контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся
своего класса, требующих особой педагогической заботы;
в течение четверти:
–
организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране
здоровья учащихся;
–
помогает органам ученического самоуправления в организации жизнедеятельности
классного коллектива (текущее коллективное планирование, организация дел и
коллективный анализ);
–
организовывает дежурство класса по школе (согласно графику дежурств);
–
оперативно информирует заместителя директора школы по воспитательной работе или
директора школы: о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения
учащимися класса устава школы; о необходимости социальной защиты своих
учащихся, и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры;
–
организовывает контроль за состоянием школьных учебников;
–
уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений
дополнительного образования;
–
проводит педагогические консилиумы;
–
проводит родительские собрания;
–
организовывает работу родительского комитета класса (согласно плану работы
комитета);
–
посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания
по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением
педагогического мастерства классного руководителя;
в конце четверти:
–
организовывает подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного
коллектива в прошедшей четверти;
–
сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об
успеваемости класса и оформленный классный журнал;
во время каникул:
–
участвует в каникулярной работе методического объединения классных руководителей;
–
совместно с самоуправлением, общественными объединениями, ученическим активом,
родителями организует каникулярные мероприятия своего класса (вариант:
совместно с другими классами);
в конце учебного года:
–
организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году и
вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетно-выборную
кампанию в классе;
–
проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в
классе и сдает его (в форме отчета об учебно-воспитательной работе в классе в
прошедшем году) заместителю директора школы по воспитательной работе;
–
организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку;
–
организовывает ремонт классного помещения;
–
получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.
Классный руководитель выпускного класса:
–
собирает данные о планах выпускников по дальнейшему обучению и трудоустройству
(в течение последнего учебного года);
–
организовывает подготовку выпускных мероприятий с учащимися и родителями своего
класса (в течение года);
– собирает и имеет полную
информацию об устройстве своих выпускников в учебные заведения, на работу и т.
д. (к началу очередного учебного года).
|