В период проведения ЕГЭ в 2011 году, начиная с досрочной сдачи,
специальной группой мониторинга Рособрнадзора проводится анализ
Интернет и социальных сетей на предмет выявления образцов, частей и
отдельных заданий КИМ, а также упоминания номеров участниками ЕГЭ до и
во время проведения экзаменов.
Специалисты отмечают, что основными сайтами, которые занимались
незаконной деятельностью в период государственной (итоговой)
аттестации, были 4ege.ru, postupim.ru, Abiturient.pro, группы в
социальных сетях Мой мир на mail.ru, ВКонтакте и др.
Было установлено, что на этих сайтах в дни экзаменов появлялись
части заданий КИМ ЕГЭ, то есть отдельные вопросы или блоки вопросов.
Общее количество размещенных частей вариантов КИМ по всем предметам –
около 300 единиц. В основном, в это замечены участники ЕГЭ II зоны
(Урал, Сибирь).
СПРАВКА
Экзаменационные материалы ЕГЭ для обеспечения субъектов Российской
Федерации распределяются по 3 зонам. Варианты КИМ ЕГЭ в количестве
нескольких сотен тысяч формируются автоматически и каждый экземпляр
получает свой уникальный индивидуальный штрих-код и номер.
Для каждого субъекта Российской Федерации КИМ комплектуются
автоматизировано, случайной выборкой. При тиражировании, упаковке и
доставке экзаменационных материалов в регионы строжайшим образом должны
соблюдаться меры информационной безопасности.
В связи с тем, что подавляющее большинство нарушителей выкладывали
части своих вариантов без номеров и штрихкодов, специалистам было
достаточно сложно идентифицировать фамилии и другие данные участников.
Вместе с тем однозначно установлены номера и шрихкоды более 200
нарушителей по разным предметами ЕГЭ, которые сфотографировали свои
КИМы и выложили их в Интернет.
Кроме того, специалисты идентифицировали участников,
зарегистрированных в социальных сетях, выкладывавших вопросы из своих
заданий КИМ во время экзамена. Дело в том, что большинство профилей
пользователей этих групп, в том числе и «ВКонтакте», были открытыми.
Например, во время ЕГЭ по математике 6 июня в социальной сети
«ВКонтакте» удалось выявить 141 участника переписки из 43 регионов всех
3 зон ЕГЭ. Больше всего нарушителей отмечено в Москве и Башкортостане
(28 и 14 человек соответственно).
Во время проведения остальных экзаменов, в том числе ЕГЭ по русскому
языку, нарушителей, выходивших в Интернет, по данным мониторинга было
гораздо меньше.
Факт опубликования КИМ в Интернет говорит о наличии признаков следующих правонарушений:
1) разглашение информации ограниченного доступа, к которой относятся
КИМ (статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, пункт 4.1 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об
образовании»);
2) нарушение установленного законодательством Российской Федерации в
области образования порядка проведения государственной (итоговой)
аттестации (статья 19.30 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, пункт 9 статьи 15 Закона Российской
Федерации «Об образовании»).
Рособрнадзор, обработав имеющуюся информацию, отправил в
региональные органы управления образование письма с требованием
проведения оперативного расследования по всем выявленным нарушениям и
принятия должных мер.
Уже 8 июня у нарушителей, установленных на федеральном уровне, в 11 субъектах РФ результаты экзаменов были аннулированы.
Всем субъектам РФ было указано о необходимости принять все меры по
усилению контроля за соблюдением процедур ЕГЭ и организации ежедневного
анализа ситуации на сайтах и форумах в Интернете, а также усилить меры
оперативного контроля со стороны прокуратуры и органов МВД.
В свою очередь, сами региональные органы управления образованием
субъектов Российской Федерации в ходе проведения ЕГЭ в качестве
оперативных мер организовали расследования фактов нарушений в ходе
проведения экзаменов в отношении организаторов и участников ЕГЭ, с
последующим принятием в случае необходимости решений о дисциплинарных
взысканиях, а также о ходатайствах о возбуждении уголовных дел в
отношении должностных лиц; привлекают региональные силовые структуры к
проверкам фактов нарушений.
С учетом того, что в период ЕГЭ было проведено около 3 миллионов
человеко-экзаменов, а частей КИМ, обнародованных в Интернет,
опубликовано всего около 300 при большом количестве вариантов КИМ,
подобные случаи, по мнению экспертов, нельзя назвать масштабными.
Можно сделать вывод о том, что размещение КИМ в Интернете не
повлияло на ход проведения ЕГЭ, потому что не дало целостной картины по
представленным на экзамены вариантам заданий. Сравнение средних баллов
по каждому из вариантов, использовавшихся в экзамене по всем предметам,
в том числе по математике, показало, что отсутствуют статистически
значимые отклонения от среднего показателя, в том числе по сравнению с
2010 годом. Это не подтверждает распространившееся мнение об имевшемся
массовом использовании участниками Интернета в ходе проведения ЕГЭ и
искажении результатов экзаменов.
Шатунов Сергей – помощник руководителя |