Каврева Антонина Алексеевна, учитель истории высшей квалификационной категории МОУ ОСОШ, руководитель РМО учителей истории, эксперт по предметам гуманитарного цикла.
Экзамены по истории и обществознанию. Какой путь они прошли за те 10 лет, что существет ЕГЭ? Именно моим выпускникам пришлось открывать серию экзаменов по истории "по-новому". Все эти годы подготовка к ЕГЭ совершенствовалась, менялась. Менялись и КИМы. Сейчас, по-моему, тесты КИМов уже устоялись. Вопросы включаются достаточно
адекватные. Учитывая, что предметы наши по выбору, можно предположить,
что и сдавать их должны те, кто интересуется именно историей и
обществознанием, читает дополнительную литературу все школьные годы,
занимается на элективных и факультативных курсах.
Однако очень часто, сдают и потому, что это надо при поступлении, и
потому, что считают наши предметы легкими: не сравнить же с химией,
например, говорят. Такое установилось мнение о наших курсах. Наверное,
нам все-таки удается вселить в детей веру в их знания оценками нашими.
И большим трудом, которого не видно никому: можем дать материал
доступно и запоминающе...
Приведу примеры нашего района. Мне лично пришлось участвовать в проверке ГИА у девятиклассников. 15 человек сдавали историю, трое обществознание. В ГИА приняли участие школьники из Октябрьска, Марьевки и II Имангулова. Все не только преодолели минимум, но и получили оценки выше 3. Есть и "пятерки". Отрадно отметить, что все , в отличие от прошлого года, выполняли задания части С. Результаты по истории можно увидеть на следующих диаграммах
Результаты ЕГЭ анализирую по итогам. Так по истории средний балл у 24 сдававших около 65. По обществознанию
(сдавали 74 человека)- 64 балла. Если же взять нашу школу, где сдавали
и выпускники социально-экономического профиля, где в неделю в 10-х
классах 5 часов, в 11-х - 4 часа обществознания (история везде по 3),
то и того выше: история выше 77, обществознание 66 баллов. Эти
результаты, думаю, достаточно высоки, чтоб подвигнуть учащихся и на
следующий год выбрать наши предметы. Но ведь и мы уже к тому готовы: с
начальной школы ведется работа по решению заданий в варианте ЕГЭ: тесты
самого разного вида: с выбором ответа, без выбора, на соответствие и
пр. и пр. Подхватывая учащихся в 5 классе, мы эту работу расширяем:
появляется документ, с которым начинается целенаправленная работа по
образцу заданий части С. Составляем планы (тоже в С они есть), пишем
небольшие работы (их и раньше писали пятиклассники, но сейчас
адаптируем и на ЕГЭ по форме написания. Поэтому к 11 классу многим уже
не в диковинку КИМы ЕГЭ.
Подобную работу ведут и учителя других предметов. Так что получается,
что количество часов на подготовку к ЕГЭ мы сами себе увеличили за счет
новой организации труда, не уменьшив объема материала, а даже и
увеличив его за счет того, что научили и детей организовывать
самоподготовку по-новому, используя электронные тренажеры,
дистанционное обучение, работу в группах, увеличив количество
самостоятельной работы на уроке, где мы всегда наготове, чтобы помочь в
затруднительных случаях. Однако, я бы очень советовала бывшим десятиклассникам лето использовать как шанс "подобрать хвостики": выучить все, что не было сделано до этого. Порешать всласть КИМы. Почитать учебники за прошлые годы, полистать свои тетради с записями. Посмотреть нужные фильмы, посмотреть спектакли, посетить музеи. Все это расширяет кругозор, формирует мировоззрение, так или иначе проверяемое ЕГЭ. Очень полезно всю переписку вести на русском языке, а не только принятыми "чмоками" в Интернет. Поищите синонимы, эпитеты и прочие возможности великого и могучего русского языка. Любое сообщение свое попытайтесь оформить осмысленно, образно. И грамотно. Такая подготовка поможет сдать экзамены все и всем на высоком уровне.