|
|
Дневник |
|
Главная » 2009 » Февраль » 14 » Словарь классного руководителя
07:15 Словарь классного руководителя |
Авторская школа Монтессори - основные идеи: разновозрастные группы, отсутствие уроков, свободное построение порядка дня и выбора видов деятельности, консультативная роль педагогов. Ведущая педагогическая идея: главное не знания, а развитие, которое должно перерасти в саморазвитие. Цель: воспитание творческой, свободной личности, находящийся в гармонии со своим внутренним миром. Адаптация социально-психическая - оптимизация взаимоотношений личности группы, сближения целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоения индивидуумом норм и традиций группы, вхождения в ее ролевую структуру. Вдохновение- психическое состояние личности, связанное с ее повышенной дееспособностью, продуктивностью деятельности, высоким уровнем подъема творческих сил, творческим волнением, переживанием и ведущее к возникновению нового, творческого результата в материальной или духовной сфере жизни общества. Вальдорфская педагогика- педагогическая система, основанная на развитии у детей интереса к окружающему миру, умения общаться с ним на основе природосообразности воспитания и образования. Основная идея образования: свободное , гуманное обращение, свобода выбора. Содержание образования: обучение ремеслу, общее эстетическое развития, культура речи и движений: эмоциональная выразительность на благоприятном эмоциональном, интеллектуальном фоне. Цель- достижения гармонии между внутренним и внешним миром (душой) ребенка, которая должна сопровождать его всю дальнейшую жизнь. Внеучебная деятельность учащихся (внеклассная работа) – предназначена помогать подросткам и юношеству в рациональном использовании свободного от учебы времени для собственного развития путем самовоспитания, самообразования и самообучение и широкой общественно полезной деятельности. Внушаемость – свойство личности поддаваться внушению. Степень внушаемости зависит как от качества личности, так и от условий, в которых производится внушение. По экспериментальным данным, до 20% людей достаточно сильно подвержены внушению. Воспитание – процесс передачи и условия опыта поколений, обеспечивающих развитие человека. всю жизнь человек усиливает чей-то опыт и создает свой, только став наследником накопленного человеческого опыта, он становится полноценным членом своего общества. Отношения воспитания и развития не просты. В процессе воспитания идет развитие, уровень которого затем влияет на воспитании, изменения его, усложняя. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития человека, которое потом опять влияет на воспитание. И так на протяжении всей жизни эти два явления взаимно обеспечивают друг друга. Воспитанность- это качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Она отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения. Воспитательные отношения между воспитателем и воспитанниками, учителем и учениками, родителями и детьми, планируемые, создающиеся и управляемые первыми в условиях педагогического процесса, обеспечивающие развитие воспитанника и воспитателя. Воспитательные отношения являются базовыми, системообразующими, реально созидающими педагогический процесс, так как характер отношения школьника к учению и учебным дисциплинам обусловливается, прежде всего, его отношение к учителю. Воспитывающее обучение- это обучение, направленное не только на формирование знаний, навыков, умений, но и на воспитание личности учащегося - его характера, воли, способности интересов. Воспитывающее обучение позволяет обогатить учебный процесс личностями ценностями и сделать его более целесообразным. Гениальность - исключительное качество наиболее выдающихся людей, высший уровень развития способностей человека, высшая степень подъема его творческих сил, проявляющаяся в достижении им таких результатов творческой деятельности, которые определяют ход общественного, научного или культурного развития в конкретный исторический период. Гениальность общественно-исторически обусловлена, она связана с качественно новыми, уникальными открытиями, изобретениями, достижениями. Гуманизм – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастья, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – нормой отношений между людьми. Гражданское воспитание – обозначение, прежде всего, неполитического характера воспитания. Это воспитание, свободное от политики и партии и направленное на развитие свободных граждан, наиболее полно реализующих в жизни свои потенциальные возможности. Гражданское воспитание свободно от производственного вмешательства и мелкой рекламации государства, трудовой, экономической, социальной, нравственной. Творческой, национальной и др. сфер деятельности учебных заведений. Гражданское воспитание предполагает существование параллельно с государственными и общественно-государственными учебными заведениями альтернативных, в смысле внегосударственных, школ, училищ, вузов. Восстановление гражданского воспитания позволит преодолеть отчуждение учебных заведений от общества, родителей и детей. Гуманизировать воспитание, разнообразность его. Девиантное поведение – поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные виды девиантного поведения – преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение. Детского досуга принципы организации – теоретические обобщения, отражающие и заключающие в себе устоявшиеся и проверенные практикой главные правила реализации досуговой педагогики. Воспитатель руководствуется в своей работе следующими принципами: Принцип общественной значимости, общественной результативности досуговой деятельности. Принцип самодеятельности и индивидуального подхода к участникам досуговых занятий. Принцип занимательности, развлекательности. Принцип гуманизации воспитания личности. Принцип коллективного творческого дела с возникающей целью. Деятельность творческая – деятельность, не имеющая аналога для подражания и приводящая к нестандартным, оригинальным результатам в форме создания принципиально новых материальных и духовных ценностей. Она предполагает наличие у субъекта творческой деятельности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создаётся уникальный результат творческой деятельности. Важную роль в творческой деятельности играют воображение, интуиция, др. факторы бессознательного, а также потребность личности в самоактуализации. Диагностики педагогической методы-способы диагностического изучения в системе педагогических отношений, состав которых входят общенаучные (наблюдения), социально-психологические (опрос: беседа, интервью, анкетирование), психодиагностические (личностные опросники, тесты, проективные методики), педагогические (изучение школьной документации, продуктов труда ). Наблюдение-ведущий эмпирический метод педагогического исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом, целенаправленном восприятии явления, процесса, индивида, группы. Сущность наблюдения – в фиксации внешних проявлений наблюдаемого объекта. Технология наблюдения включает в себя: постановку целей, проектирование программы восприятия, наблюдение и фиксации наблюдаемого, континент – анализ полученной информации. К технике, используемой в наблюдении, относятся: протокол, аудиовизуальная аппаратура. Опрос – метод сбора информации, источником который служит устной или письменной суждение индивида. Виды опроса: анкетирование, беседа, интервью. Беседа – способ получения информации на основе непосредственной словесной коммуникации, свободный диалог. Интервью – беседа с жестко спланированными вопросами и ослабленной обратной связью, т.к. задает вопросы только интервьюер. Анкетирование - письменный опрос с помощью анкеты – структурно и логически организованного комплекса вопросов. Опросник личностный – стандартизированный набор утверждений, с которыми испытуемый может либо согласиться, либо нет. нацелен на изучение индивидуально – личностных характеристик: психологического самочувствия, самооценки, типичных форм поведения, темперамента, ориентации и т.д. Тесты – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых измеряются характеристики личности. На сегодня созданы тесты, диагностирующие практически все подструктуры личности: интеллектуальные особенности, психические процессы (память, внимание), опыт ( знания, умения, навыки ), эмоциональную сферу личностные свойства, сферу бессознательного. По предмету исследования различают тексты: интеллекта, достижений, способностей, интересов, мотивации, личностные, социометрические, проективные методики. Проективные методики - разновидность текстов, основанная на проекции личностных смыслов(бессознательных переживаний, влечений, установок). Досуговая деятельность- целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам, реализирующая в системе культуры и досуга. Досуговая деятельность отвечает абсолютной добровольностью. Грамотно организованный досуг-школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности. Досуг объективно дает школьника шанс реализоваться. Досуг- сфера активного самовосприятия. Досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признания собственной личности. Существуют условия, способствующие эффективности досуговой деятельности: разновозрастная компания; культура досуга; создание бесконфликтной обстановки; наличие базы досуга ( библиотека, техническая аппаратура, фонетика, спортивный инвентарь, игротека и т.д.) Демократизация воспитательных отношений в школе- педагогический принцип, означающий предоставление учебным заведениям, учащимся и педагогам достаточных и необходимых свобод для успешного осуществления педагогического процесса. Демократизация предполагает достаточное материально-техническое и экономическое обеспечение предпроцесса, повышающее его мобильность и творческий потенциал; наличие помощи и контроля со стороны общественности и родителей; достаточно высокую правовую обеспеченность; защиту прав педагогов и учащихся; высокое информационное обеспечение; наличие развитого самоуправления учащихся и педагогов, их самоорганизации и самообразования; гуманный и правовой отношения педагогов и учащихся. Запущенность педагогическая- устойчивое искажение представлений, невоспитанность чувств, несформерованность привычек поведения. Обусловлена отрицательными влияниями среды и ошибками воспитания. Педагогическая запущенность имеет несколько форм. Нравственно-педагогическая, т.е. искажение нравственных чувств, несформерованность навыков нравственного поведения. Интеллектуально – педагогическая, т.е. искажение. Невоспитанность представлений о прекрасном и безобразном; нежелание, неумение созидать прекрасное в поведении, деятельности, в отношениях с окружающими. Медикопедагогическая запущенность, т.е. отклонение в состоянии здоровья, слабость знаний о гигиене быта поведения. Возникновения отрицательных привычек, патологических влечений. Нравственно- трудовая запущенность, т.е. искажение представлений о труде в жизни общества, нежелание, неумение трудиться в соответствии со своими возможностями и требованиями общества. У педагогической запущенности есть прямая связь и взаимозависимость с трудновоспитуемостью. Причиной трудновоспитуемость может быть педагогическая запущенность. Отождествление понятий « трудновоспитуемый » и «педагогически запущенный» недопустимо, так как может привести к серьезным педагогическим ошибкам. Качества личности- структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде. Делятся на три вида: 1. Типологические: Физиологические особенности, темперамент, характер. 2. Механизмы психики: Мышление, воля, память, внимание, восприятие, ощущения. 3. Опыт личности: Знание, умения, навыки, привычки. Конфликт - психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека. Менталитет - уровень сознания в единстве с бессознательным (подсознательным) мыследействием. Этим термином обозначают всю совокупность социальных и нравственных ценностей, установок, предрасположенностей отдельного человека, коллектива или общества к определенным восприятиям, действиям, мыслям, чувствованиям. Рефлексия – внутренняя психологическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений за счет и посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. В самовоспитание входят самоцелеполагание, саморегуляция. самоуправление, самопознание, самоприказ , самоконтроль и т.д. Ситуация успеха – сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех, то есть состояние радости,- результат подобной ситуации. Ситуация- это то, что способен организовать учитель, переживание радости (успеха) -нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Таким образом, ситуация успеха есть результат созданных педагогических условий, при которых результаты деятельности ребенка совпали или превзошли его ожидания. Эвристика- наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека. Эмпания – качество личности, её способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им. http://info@zavuch.info/pages/file/4953.html
|
Просмотров: 1799 |
Добавил: Антонина
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|