1 вопрос: Развитие России на рубеже XIX - ХХ вв. Проблемы модернизации страны. Особенности образования политических партий в России и их программы. Общенациональный кризис начала ХХ века и альтернативные варианты его преодоления. Новый либерализм. Российская социал-демократия. Социалисты-революционеры. П.Б. Струве и П.Н. Милюков. В.И. Ленин и Ю.О. Мартов, В.М. Чернов.
Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень экономического развития. Наряду с формировавшимися классами буржуазного общества в нем продолжало сущест-вовать и сословное деление - наследие феодальной эпохи
Добавлено (13.12.2009, 17:36) --------------------------------------------- в смысле это ответ на вопрос
Добавлено (13.12.2009, 17:40) --------------------------------------------- Само понятие революционной ситуации и ее главные признаки первым научно определил и внедрил в российскую историографию В.И. Ленин[1]. Советские историки канонизировали его определение и, как правило, подгоняли под него факты, доводя такую подгонку до абсурда. В последнее же время критики Ленина, наряду со всем прочим, тщатся отбросить и его положение о революционной ситуации, но опровергнуть ленинскую аргументацию не могут. Думается, и понятие революционной ситуации, и ее признаки вполне правомерны именно в ленинской трактовке.
Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень экономического развития. Наряду с формировавшимися классами буржуазного общества в нем продолжало сущест-вовать и сословное деление - наследие феодальной эпохи
Так ее хотя бы назвать надо, то есть перечислить все сословия бывшие и назвать зарождающиеся классы ... Определить к какой формации относится такая черта, как наличие сословий. И какая формация становилась в России. На основе этих двух предложений сделать вывод одним предложением..
Вячесла́в Константи́нович фон Пле́ве—российский государственный деятель.Статс-секретарь (1895), сенатор (1884), действительный тайный советник (1899). Автор знаменитого выражения: «Нам нужна маленькая победоносная война» князь Пётр Дми́триевич Святопо́лк-Ми́рский (1857—1914) — российский государственный деятель, генерал-лейтенант, генерал-адъютант. Отец литературоведа Д. П. Святополка-Мирского. Алекса́ндр Ива́нович Гучко́в (14 октября 1862, Москва — 14 февраля 1936, Париж) — российский политический деятель, лидер партии «Союз 17 октября». Председатель III Государственной думы (1910—1911). Военный и морской министр Временного правительства России (1917). Па́вел Никола́евич Милюко́в (15 января (27 января) 1859, Москва — 31 марта 1943, Экс-ле-Бен, Франция) — русский политический деятель, историк и публицист. Лидер Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы). Министр иностранных дел Временного правительства в 1917. Гео́ргий Валенти́нович Плеха́нов - теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра». Влади́мир Ильи́ч Ле́нин - российский и советский политический и государственный деятель, революционер, создатель партии большевиков, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР. Философ, марксист, публицист, основоположник ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель Советского государства. Сфера основных научных работ — философия и экономика. Зубатов Сергей Васильевич - офицер полиции Российской империи, известный русский деятель полицейского сыска и полицейский администратор, полковник Отдельного корпуса жандармов. Гео́ргий Аполло́нович Гапо́н - русский православный священник, организатор массового шествия рабочих в день «Кровавого воскресенья» 9 (22) января 1905 года, лидер христианского профсоюза «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». Алексе́й Алексе́евич Бруси́лов - русский военачальник и военный педагог, генерал от кавалерии (1912), генерал-адъютант (1915), главный инспектор кавалерии РККА (1923). Пётр Арка́дьевич Столы́пин - русский политик, министр внутренних дел, премьер-министр России (1906—1911), реформатор. Куропа́ткин, Алексе́й Никола́евич - генерал-адъютант (1902), генерал от инфантерии (6 декабря 1900). Серге́й Ю́льевич Ви́тте - граф, российский государственный деятель, министр финансов России (1892—1903), председатель комитета министров, председатель Совета министров Российской империи (1905—1906).
Деятели: А.В.Колчак- Родился 4 ноября 1874, Санкт-Петербургская губерния — 7 февраля 1920, Иркутск — российский политический деятель, вице-адмирал Российского Императорского флота (1916) и адмирал Сибирской Флотилии (1918). Полярный исследователь и учёный-океанограф, участник экспедиций 1900—1903 годов (награждён Императорским Русским географическим обществом Большой Константиновской медалью). Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Вождь и руководитель Белого движения на Востоке России. Верховный Правитель России (1918—1920 гг.), был признан на этом посту руководством всех белых регионов, «де юре» — Королевством сербов, хорватов и словенцев, «де факто» — государствами Антанты.
Добавлено (15.12.2009, 20:14) --------------------------------------------- В.И.Чапаев-полководец, командир Красной Армии. Весной 1918 г. началась гражданская война на Урале и в Поволжье. На территории Николаевского и соседних уездов разгорелись ожесточенные бои. Саратовская армия, куда вошли и Николаевские полки под командованием В.И. Чапаева, участвовала в боях с уральским белоказачеством. В них полнее проявились незаурядные полководческие способности Василия Ивановича.Боевые подвиги Василия Ивановича Чапаева воспеты в художественной литературе и кинофильмах, на сцене театров и в музыкальных произведениях, в изобразительном и монументальном искусстве. Имя легендарного героя навечно осталось в памяти народа.
Добавлено (15.12.2009, 20:34) --------------------------------------------- Николай Николаевич Юденич родился 18 июля 1862 в Москве, в семье коллежского советника Николая Ивановича Юденича (1836 - 1892). В 1881 окончил Александровское военное училище, а в 1887 — Академию Генштаба. Во время Русско-японской войны (1904—1905) командовал полком. После войны служил начальником штаба Казанского (1912) и Кавказского (1913) военных округов.13-16 февраля 1916 Юденич выиграл крупное сражение под Эрзерумом и захватил город Трапезунд.Умер в 1933 г. Похоронен на кладбище Кокад, г. Ницца, Франция .
$Александр$, дополнения интересные, конечно, но полноты образа не дают. Интереснее было бы сообощение, содержащее анализ биографий, сравнения, обобщения. Ведь краткие данные уже здесь помещены первыми отвечающими. Теперь уже хочется увидеть более основательные ответы. Конкретные, краткие, обоснованные. А для этого нужны более глубокие знания биографий, например.
Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.
Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926/1927 году достигла экономических показателей довоенных лет[источник не указан 209 дней]. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.
Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки» — наиболее рачительные и эффективные хозяева. У них отсутствовал стимул работать лучше.
Добавлено (16.12.2009, 08:19) --------------------------------------------- Переходный характер экономики, сохранение в ней значительных пережитков феодализма обусловливали ее многоукладность. В начале века в ней сосуществовали натурально-патриар-хальный, полукрепостнический, мелкотоварный, частнокапиталистический, монополистический, а несколько позже — государственно-монополистический социально-экономические уклады. Причем роль докапиталистических укладов в целом была весьма значительной. Это во многом объясняет тот факт, что достаточно высокие и устойчивые темпы экономического развития начала века сочетались с низкими качественными показателями развития экономики (производство промышленной продукции на душу населения, производительность труда, техническая оснащенность). Наконец, российская буржуазия, не имевшая политической власти, ощущала противодействие многим своим экономическим начинаниям со стороны самодержавно-помещичьего государства, становившегося тормозом на пути экономического прогресса страны. Все это объясняло остроту проблем модернизации российской экономики, ее индустриализации и все более обостряющегося аграрного вопроса. б)Роль государства в экономике России. Одной из особенностей экономического развития России было наличие огромного государственного сектора экономики. Его ядро составляли так называемые казенные заводы, которые удовлетворяли прежде всего военные нужды государства. В начале ХХ в. около 30 крупнейших заводов принадлежали различным ведомствам и финансировались государством. Среди них — Тульский, Ижевский, Сест- рорецкий, Обуховский, Ижорский и др.
Все эти предприятия были исключены из сферы рыночной экономики, из стихии свободной конкуренции. Единственным заказчиком и покупателем продукции казенных заводов являлось государство, а управлялись они государственными чиновниками. Возникновение таких предприятий было связано не с какими-то новейшими явлениями, обусловленными индустриализацией, а с традиционными экономическими отношениями, идущими от государственных мануфактур Петра 1.
Кроме того, государству принадлежало свыше двух третей железнодорожной сети, огромная площадь земельных и лесных угодий.
В начале ХХ в. государство взяло на себя также функцию создания благоприятных условий для привлечения в страну иностранного капитала. Именно с этой целью была проведена в
1897 г. финансовая реформа, которая ввела золотое обеспечение рубля, его свободную конвертируемость. в)Иностранный капитал: за и против. Особая заинтересованность России в притоке иностранного капитала объяснялась тем, что страна несла огромное бремя непроизводительных расходов: на содержание царского двора, полиции, армии и флота, огромного бюрократического государственного аппарата. Иностранный капитал поступал в страну путем непосредственных капиталовложений в виде государственных займов, продажи ценных бумаг на финансовых рынках. Иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40% всех капиталовложений. Немецкие предприниматели предпочитали создавать в России филиалы действовавших в Германии крупных фирм. Излюбленными сферами их деятельности были электротехника, химические производства, металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, торговля. Французские капиталы направлялись в Россию главным образом через банки. Они действовали преимущественно в угольной и металлургической промышленности Донбасса, металлообработке и машиностроении, добыче и переработке нефти. Английские капиталы обосновались в нефтяной промышленности, добыче и выплавке цветных металлов.
Таким образом, наиболее передовые отрасли промышленности, определявшие лицо индустриализации, развивались, как правило, с участием иностранного капитала. Однако это не привело к созданию иностранных зон влияния, к полной или даже частичной зависимости России от иностранных компаний и государств. Иностранные фирмы, компании, банки не вели в России самостоятельной экономической политики, не имели возможности влиять на принимаемые политические решения.
Приток иностранного капитала сопровождался процессом сращивания его с капиталом отечественным, создавая тем самым реальные предпосылки включения России в мировую экономическую систему. В то же время широкое проникновение иностранного капитала имело и свои минусы: часть накоплений, которая могла бы умножить национальное богатство страны, расширить возможности капиталовложений в экономику, повысить жизненный уровень населения, уплывала за границу в виде прибылей и дивидендов.
Ксюш@, а это на какой вопрос ответ? В любом случае, это слишком пространный, не конкретный ответ. Посмотри вопрос и на него отвечай. У нас сейчас два БАЗОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ЛИСТА. Посмотри.
Причины создания СССР. Сближение республик, с одной стороны, отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. С другой стороны, оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г., на партийное единство: стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП. Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства. Вместе с тем федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными — унитарными.
Образование СССР: причины и принципы создания Союза.
Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия).
Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались.
Причины создания СССР. Сближение республик, с одной стороны, отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. С другой стороны, оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г., на партийное единство: стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП(б).
Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление центра (в лице российских руководящих органов) утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.
Принципы создания СССР. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий (проект автономизации И. В. Сталина). Его авторы утверждали, что объединение республик в реальную, как они ее называли, федерацию (в противовес фиктивной, когда официальные речи о независимости республик прикрывают фактическое всесилие центра) приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик .
Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что реальная федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем и др. Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.
Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В. И. Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации). Речь шла о «новом союзе, новой федерации», «новом этаже, федерации равноправных ».
Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства. Вместе с тем федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными — унитарными.
Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую республику переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления.
Социально-культурное значение
Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20 - 30-е гг. создаются национальные школы, театры, широко издаются газеты, литература на языках народов СССР. Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность. Решались вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и только 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). Союз народов СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг.
Влияние административно-командной системы на национальную политику
На деле суверенитет союзных республік оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательными для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании по пути продвижения к коммунизму национально-языкового многообразия. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. При этом от борьбы с национализмом страдали не только народы СССР , но в неменьшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов. Одновременно Советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем создания там местной бюрократии с предоставлением ей видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти.
Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.
Сообщение отредактировал Кир_АК-74 - Четверг, 17.12.2009, 14:30
Кир_АК-74, есть повтор. Складываеися ощущение, что не читал ни предыдущий пост, ни то что сам вставил А как на самом деле со знанием причин образования СССР и значения этого события? Конечно, привередничаю, но хочется отточенности ответа, точно на вопрос нацеленного. Ну, и очередной вопрос для тех, кто уже на все ответил. Хотелось бы увидеть таблицу "Внешняя политика СССР в 1920-е годы" (до 1930). Многие здесь даже таблицей могут вставить свое сообщение, кто не может, пишите просто: направления, даты, события.