Среда, 17.10.2018, 13:34
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [18]
Тезис [16]
Разное [45]
Изучения [110]
Мини-чат
200
Наш опрос
Как вы относитетсь к введению ЕГЭ?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 966
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

Проект "Памятник природы готов к прилёту гостей – лебедей" (Лапшиновские озера)

 

«Даже в прекраснейших своих грезах человек

не может вообразить ничего прекраснее природы.»

Альфонс де Ламартин

Введение

Объединение «Юный эколог» основано в 2005 году. За эти годы, что оно существует сделано десятки экспедиций по сохранению природных богатств села Октябрьского и Октябрьского района.

Обоснование проекта: Нашей командой реализовано десятки исследовательских проектов: «Река Большой Юшатырь – не место свалки!»
«Живи, родник или «Место не будет «Лысым»,
«Свято место пусто не бывает», «Три дороги жизни» и многие другие. Все они были направлены на сохранение природных ресурсов. Данный проект впервые нам дал возможность прикоснуться к топонимике, которая помогла раскрыть историческое прошлое наших предков, живших в конце XVIII – начале XIX веков, изучить названия озёр.

Актуальность Памятник природы представляет собой невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс. Актуальность его сохранения в том, что он входит в число 11 памятников природы Октябрьского района.

Цель: Сохранение и спасение памятника природы – Лапшиновских озёр для возможности осуществлять стоянку на территории Октябрьского района Лебедей – шипунов.

Объект исследования: водные ресурсы Октябрьского района.

Предмет исследования: памятник природы – Лапшиновские озёра

Задачи проекта

1.Изучить месторасположение памятника природы с целью обозначения их на карте МО Октябрьский район;

2.Изучить и проанализировать места остановок лебедей – кликунов по Оренбургской области;

3. Провести экспедиции с целью расчистки берегов Лапшиновских озёр, замера глубины озера и проведения фото и видеофиксации;

4. Осуществить забор воды из озер для химического анализа воды.

 5. Провести экспедиции на источники с целью изучения растительного и животного мира вблизи памятника природы;

6. Провести экспедиции на источники различными видами транспорта с целью выяснения состояния дорог до источников;

7.. Провести социологический опрос населения с целью выяснения знаний об источниках и актуальности создания путеводителя к родникам;

8. Осуществить экспедицию с целью проведения археологических раскопок и подтверждения фактов исторического названия Лапшиновских озёр.

9. Изучить архивные документы с целью получения информации о поселенцах конца XVIII- XIX веков.

10. Изучить справочный материал по Октябрьскому району;

11. Составить бюджет проекта;

12. Провести экологические акции совместно с экологическим фондом «Орлан» с целью получения финансов для реализации нашего проекта;

13.Систематизировать полученные результаты исследования в виде фотопрезентаций, диаграмм и таблиц.

Методы исследования:

1.Изучение литературы (научной; нормативной; картографической; средств массовой информации).

Методы эмпирического уровня: наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, фотографирование, измерение, сравнение

Методы экспериментально-теоретического уровня: лабораторный опыт,

анализ, исторический, логический, синтез.

Методы теоретического уровня: изучение и обобщение, анализ и синтез

Практическая работа:

а) замеры глубины озёр;

б) проведение химического анализа воды

  Анализ архивного материала и Интернет - источников

 Обработка собранного материала:

а) составление схем, таблиц, графиков, фотофиксация, видеосъемка;

б) анализ результатов исследования озёр, проведенных учащимися школ района и выработка рекомендаций по охране природных ресурсов;

в) выпуск буклета, написание исследовательской работы, создание презентации

Гипотеза: Если сохранится ландшафт памятника природы Лапшиновских озёр, то ежегодно во время весеннего перелёта количество лебедей – крикунов, остановившихся на территории Октябрьского района, будет не только сохраняться, но и увеличиваться.

Сроки выполнения проекта: Проект реализуется с 2011 по 2016 год

Условия реализации Лапшиновские озёра расположены на расстоянии 4 км. от села Октябрьское, на границе между МО Новоникитинский сельский совет и МО Октябрьский сельский совет, поэтому для реализации данного проекта требуется транспортные средства, участники наших экспедиций преодолевали расстояние на велосипедах. Для проведения хим. анализа воды из источника требуется лаборатория.

 Памятник природы готов к прилёту гостей – лебедей

Этапы реализации проекта:

1.Проведение социологического опроса населения, в результате которого выяснилось, что

67% респондентов знают о существовании Лапшиновских озёр и часто их посещали.

23% бывали на Лапшиновских озёрах во время стоянок Лебедей – шипунов.

20% опрашиваемых слышали о Лапшиновских озёрах, но то, что они являются памятником природы не знают.

по результатам социологического опроса по истории Лапшиновских озёр

30% респондентов - слышали старинные первоначальные названия озёр

40% респондентов – не владеют информации об озёрах «Маховом», «Жбан», «Цепки» и «Рачье» в последствии объединённых в одно название – Лапшиновские озёра

30% - знают о хуторе Лапшин, который был расположен на берегах водоёма.

2.Изучение атласов Октябрьского района

В результате исследований мы познакомились с площадью нашего района: Октябрьский район находится в центральной части Оренбургской области. Граничит: с Оренбургским, Александровским, Шарлыкским, Тюльганским и Сакмарским районами области, а также Республикой Башкортостан. Площадь территории — 2,7 тыс. км².

Изучение справочной литературы по данному вопросу в которых выяснилось, что одним из негативных факторов, характерных для рассматриваемого региона, являются повышенные скорости заиления водоемов, ускоряющиеся в условиях антропогенного ландшафта и повышенной эродированности почв. В мелководных водоемах заиление приводит к быстрому заполнению котловины и, со временем - исчезновению водоема. В пределах региона значительные скорости заиления, связанные с интенсивным развитием эрозионных процессов.

В Оренбуржье осуществляет стоянки только Лебедь-шипун (Cygnus olor)

Один из крупных видов наравне с черным. Взрослый представитель своего вида может набрать вес до 15 кг в парковых условиях и до 13 – в дикой природе. Размах крыльев – около 2,5 метров. Окрас белый, голова охристого цвета, клюв красный с ноготком, лапы черного цвета. Молодняк имеет буроватый окрас, постепенно сменяющийся белым к 3-м годам.

Своё прозвище «Водяной волк» лебедь - шипун получил в народе по причине того, что вовремя остановки на озёрах, лебеди уничтожают не только растительную пищу, но и рыб, а также мелких птиц из семейства утиных. В результате за время пребывания данных видов птиц меняется жизнь на озёрах не в лучшую сторону.

Проведение экологических экспедиций с целью расчистки родника и забора химического анализа воды 

Экспедиции с целью расчистки источников в период с 2011 – 2016учебные годы 

Проведение химического анализа в 2016г. на базе МБОУ «Октябрьская СОШ»

Обучающиеся объединения «Юный эколог» составили бюджет:

О состоянии Лапшиновских озёр, о гибели лебедей мы написали статьи в районную газету «Заря» и на страницах детской районной газеты «Содружество».

Социальная трудность Социальная трудность: «Лапшиновские озёра» расположены на границе территорий МО Новоникитинский сельский совет и МО Октябрьский сельский совет.

Предполагаемый результат: сохранение уникального памятника природы Октябрьского района - Лапшиновских озёр.

Игра для младших школьников

Природно – экологическая характеристика Октябрьская района

Территория района расположена в переходящей зоне от лесостепной к степной (север и северо-восток). Климат района резко континентальный. Экологическая обстановка в Октябрьском районе благоприятная. Контроль за соблюдением установленных выбросов, сбросов, состоянием окружающей среды осуществляется химико-аналитической лабораторией СПХГ, состояние воздуха контролируется в с. Михайловка. Государственный контроль осуществляет управление «Ростехнадзора» по Оренбургской области. Октябрьский район целиком расположен в бассейне реки Сакмары: западная граница проходит по Самаро - Сакмарскому водоразделу, северо-восточная и восточная одновременно являются границей Оренбургской области и Башкортостана. Территорию района, занимающую около 2,7 тыс. км2, можно разделить на 4 природных подрайона. К востоку от долины Салмыша и к северу от Большой Юшатыри преобладают грядово-увалистые ландшафты, в фундаменте которых лежат преимущественно сероцветные песчаники и известняки казанского яруса Перми.

Третий природный подрайон — к югу от Большой Юшатыри, то есть в юго-восточной части Октябрьского района. Срединное положение в районе занимают долины рек Салмыша и Большой Юшатыри с прилегающими к ним неогеновыми равнинами. В долинах этих рек широко распространены карстовые ландшафты: поля с провальными озерами и воронками, связанные с известняковым и гипсовым карстом. Долина Салмыша в ряде мест прорывается через вставшие на ее пути соляно-купольные структуры, образуя своеобразные горные ворота.

Природные достопримечательности распространены по территории неравномерно. Выделяются три своеобразные агломерации памятников природы района: на крайнем юго-западе в верховьях Каргалки, крайнем северо-востоке и по Салмышу; в них сосредоточено 23 из 26 зафиксированных научно-познавательных и уникальных природных объектов.

Группа памятников природы Октябрьского района связана с карстовыми процессами. Наиболее интересно в ландшафтном отношении, связанные с карстово – суффозными процессами, развивающимися в зоне развития карбонатных (возможно сульфатных) отложений казанского яруса Перми, связано с происхождением Лапшиновских озёр в пойме Большой Юшатыри между селами Октябрьским и Новоникитиным. Это урочище – образец карстовых котловин современными озёрно – болотными отложениями. Урочище представляет собой сложную систему отдельных озерков и плёсов до 40-80 м. в поперечнике, а иногда вытянутых до 200 метров. На участке много блюдец с водой и без воды, встречаются свежие провальные воронки, плавают острова, образованные скоплениями отмершей водной растительности.

Озёра богаты рыбой и водоплавающей дичью, здесь гнездятся кряква, серая утка, чирок – трескунок, большой кроншнеп, чибис и другие виды.

Изучение справочной литературы: нами были изучены атласы Октябрьского района и Оренбургской области

Исследования стоянок лебедей – шипунов на территории Оренбургской области.

Ежегодно отслеживая даты прилётов лебедей – шипунов в Октябрьский район, нас заинтересовал вопрос о том с какой же части Оренбуржья они перемещаются? В первую очередь, нам удалось выяснить передвижение данных видов птиц по России: перелёты в марте лебедей – шипунов.

Проводя исследования (в частности информацию по стоянкам лебедей в Оренбургской области), нам удалось выяснить, что весенний пролет лебедей-шипунов проходит в апреле, отдельные стаи встречаются до конца 2-й декады мая. Гнездование (по наблюдениям 1978-1987 гг.) отмечено на Рыбацкой плотине Беляевского р-на (2 пары), на Елшанском и Дамашкинском вдхр. Бузулукского р-на (4-5 пар), на оз. Светлый Лабаз Курманаевского р-на (2 пары) и на 7 озерах Светлинского р-на (9-11 пар). Летующие особи встречены также на водоемах Адамовского и Ясненского р-нов. Ежегодно на территории области гнездится 17-20 пар; в гнездовой период общая численность вида (с летующими и молодыми) достигает 200-250 птиц. Лебедь-шипун встречается в основном в период весенней миграции с конца 2-й декады марта до конца апреля в окр. Оренбурга и в восточной части области (степном Зауралье).

По итогам исследований, нам удалось составить карту перелётов лебедей – шипунов по Оренбуржью

Экологическое состояние Лапшиновских озёр: совершая ежегодные экспедиции за период с 2011 по 2016 год мы измеряли глубину озёр, отслеживали и фиксировали количество гильз на берегах озёр, фиксировали гибель рыбы в водоёме. Пришли к выводу, что озёра пересыхают, заиливаются, зарастают камышом и им требуется помощь.

Изучение истории названия памятника природы Лапшиновские озёра.

Так как озёр несколько соединённых между собой под землёй, то нам предстояло выяснить возможное их название ранее и историческое название Лапшиновские. Выстроив кооперации с Рыбвод надзором по Октябрьскому и Шарлыкскому району, нам удалось выяснить, что в конце 18 века озёрам даны были названия «Цепки», «Рачье» «Жбан» и «Маховое». На берегу озера «Маховое» нами были проведены археологические раскопки и найден фундамент построек зданий 19 века. В Архивных документах нам удалось выяснить, что на берегу озер стоял хутор Лапшин, в честь которого и названы в последствии были Лапшиновские озёра.

Выявлены негативные факторы, влияющие на пересыхание Лапшиновских озёр.

Отсутствие достаточного количества очистных сооружений, близкое расположение полей зерновых посевов, выброс бытовых отходов населением, необорудованные автомобильные дороги, выпас скота вблизи Лапшиновских озёр, зарастание озёр камышом.

Практическая деятельность:

Нами разработан проект ландшафтно – экологического благоустройства водоёма.

Проект включает несколько этапов:

Зонирование территории Лапшиновских озёр

Организация входа и эксплуатационного отъезда

2. Средозащитные и природоохранные мероприятия:

- очистка акватории от мусора и загрязнённых донных отложений, устройство мусоросборников, включение данной территории в общую систему вывоза мусора

Проект ландшафтно экологического благоустройства водоёма позволит сохранить водную экосистему от стихийного использования и будет привлекать Лебедей – шипунов для стоянки во время весеннего перелёта.

Заключение: таким образом, работая над данным научно – исследовательским проектом, нам удалось выполнить задачи:

1. Мы изучили месторасположение памятника природы и обозначили на карте МО Октябрьский район;

2.Изучили и проанализировали места остановок лебедей – шипунов по Оренбургской области;

3. Провели экспедиции с целью расчистки берегов Лапшиновских озёр, замера глубины озера и проведения фото и видеофиксации;

4. Осуществили забор воды из озер и провести химического анализа воды на базе МБОУ «Октябрьская СОШ»

5. Провели экспедиции и частично изучили растительный и животный мир вблизи памятника природы;

6. Провели экспедиции и выяснили состояние дорог;

7.. Провели социологический опрос населения;

8. Осуществили экспедиции и провести археологические раскопки и подтверждения фактов исторического названия Лапшиновских озёр.

9. Изучили архивные документы и получить информацию о поселенцах конца XVIII- XIX веков.

10. Изучили справочный материал по Октябрьскому району;

11. Составили бюджет проекта;

12. Юные экологи провели экологические акции.

13. В результате работы систематизированы полученные результаты исследования и составлены фотопрезентации, диаграммы и таблицы.

Перспектива: Реализуя настольную познавательную игру, созданную обучающимися объединения «Юный эколог» «Памятники природы Октябрьского района» на базах образовательных учреждений, которая повышает уровень экологического детей и подростков, мы планируем при поддержке УОООиП Администрации Октябрьский район выпустить её и распространить в образовательных учреждениях района.

Наше объединение уже имеет опыт составления справочной литературы на основании собственных исследований. Так нами был разработан и создан пилотный выпуск «Путеводитель по родникам с. Октябрьское». Изучая проблему сохранения одного из одиннадцати памятников природы Октябрьского района, мы предполагаем выпустить «Путеводитель. Памятники природы Октябрьского края Оренбургской области».

Категория: Изучения | Добавил: antonina (18.07.2018)
Просмотров: 102 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!