Суббота, 20.04.2024, 15:58
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [22]
Тезис [17]
Разное [50]
Изучения [129]
Мини-чат
200
Наш опрос
Как вы относитетсь к введению ЕГЭ?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 981
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

История Октябрьской киносети

Секция "Краеведение" VIII конференции МБОУ ОСОШ

ВВЕДЕНИЕ

Все мы находимся к кинематографу по – разному: одни готовы смотреть все фильмы подряд, а полюбившуюся картину - несколько раз и дома и в кинотеатре, таких людей иногда называют «киноманами». Другие ходят в кинотеатры от случая к случаю, им достаточно тех фильмов, которые показывают по телевизору. Но всегда зритель не просто «потребляет» искусство, он работает, когда смотрит фильм, оценивает его, выбирает любимых артистов. И в этом уже есть труд, взгляд, позиция, анализ. От события, фабулы к характерам героев, мотивам их поступков, к конфликту, к идее картины, к авторской позиции и художественным средствам ее выражения.

В современном мире неоспоримым является факт значительной роли кинематографа в жизни общества. Ведь он является мощным механизмом воздействия на людей и одним из главных методов пропаганды. В целях воспитания человека, разделяющего ценности общества, кинематограф, учитывая свою популярность, стал мощнейшим рычагом влияния на общество. В.И. Ленин не случайно назвал кино важнейшим из искусств. [5]

Цель работы: изучить историю становления и функционирования кинематографа в Октябрьском районе и сравнить её с современной эпохой. Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1) изучить историю становления советской системы киносети в Октябрьском районе;

2) систематизировать сведения о людях, стоявших у истоков создания киносети в районе;

3) рассмотреть значимость домов культуры в жизни района;

4) охарактеризовать изменения в системе кинопоказа в современных условиях;

5) проанализировать востребованность кинотеатров среди молодежи.

Объект исследования: история Октябрьского района

Предмет исследования: киносеть в районе.

Гипотеза: изучение кинематографа, занимающего одно из ключевых мест в процессе становления и эволюции советской культуры, позволяет глубже осмыслить сущность и механизмы функционирования государства.

Актуальность работы и состоит в том, что 27 мая 2018 года исполняется 65 лет Октябрьской киносети и до нас детально историю киносети Октябрьского района не рассматривал никто, а значит, следует восстановить и воссоздать события и факты связанные с историей данной организации. Это важно для истории нашего села и для меня, так как я планирую свою жизнь связать с кинематографом, мечтаю быть режиссером.

На различных этапах работы применялись разные методы исследования: интервьюирование, самостоятельный информационный поиск, описательный метод, анализ архивных материалов.

Об истории развития кино мы можем узнать из «Энциклопедического словаря юного зрителя». [3] В нем рассказывается об истории развития театра, эстрады, кино, телевидения и их важной воспитательной роли, о творчестве выдающихся актеров, режиссеров, драматургов. Читатель узнает о различных профессиях, связанных с этими видами искусства, найдут практические рекомендации о том, как организовать школьную самодеятельность, вести работу в театральных кружках и кружках кинолюбителей и т. д.

Третья книга тома "Искусство" предлагает читателям очерки музыки, театра и кино с момента их возникновения и до наших дней. [4] Она объединяет три раздела, посвященные выдающимся мастерам, основным стилям и направлениям искусства стран и народов всего мира, а также инструментам и техническому оснащению.

В книге краеведа Николая Гончарова «Октябрьский район: люди и судьбы» рассказывается о людях, стоявших у истоков создания киносети в Октябрьском районе Архипове Геннадии Васильевиче, Марфине Геннадии Владимировиче, Владимире Андреевиче Малютине.

ГЛАВА I. КИНО КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ИСКУССТВО

Глава 1.1 Становление киносети в Октябрьском районе

Кино в Октябрьский район пришло не сразу. Становление его прошло длительный путь от «великого немого» до супер современного кино. Первые кинопередвижки доставлялись от села к селу то попутными конными повозками, то доставщиками почты, реже – специально посланными возчиками. По воспоминаниям старожилов села Токаревой Р. И., Труновой Р.Я., первые кинопоказы в нашем селе состоялись в 1932 году в здании школы. (Приложение 4, воспоминания 1) Все население сходилось смотреть немые, бессловесные картины, а уж когда появились звуковые – в школу (зачастую там проходили сеансы) протолкнуться было невозможно. Ребятня, за неимением сидячих мест, усаживалась, а то и укладывалась, прямо у экрана на полу, а остальные, кому не посчастливилось скопить денег на входной билет, облепляли окна, будь - то лето или зима, и стойко выдерживали два часа экранного времени. Советской деревенской киноклассикой сделались фильмы «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» В. И. Пудовкина, «Стачка», «Броненосец „Потемкин“», «Октябрь» С. М. Эйзенштейна.

В 1936 году в районном центре появился кинотеатр «Искра». Средств на строительство здания дома культуры не было, и местными властями было принято решение переоборудовать здание церкви, Михайло-Архангельского собора, который закрыли еще в 1931 году. Приподняли пол под уклоном, со стен соскоблили фрески и побелили известкой, провели отопление. (Приложение 1, фото 16)

Старожилы помнят наиболее часто демонстрировавшие фильмы о В. И. Ленине — «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма, «Человек с ружьем» и «Яков Свердлов» С. И. Юткевича. Любимым жанром кино была кинокомедия. Талантливые музыкальные кинокомедии создали советские режиссеры Г. В. Александров («Веселые ребята», 1934; «Цирк», 1936; «Волга-Волга», 1938; и др.), И. А. Пырьев («Свинарка и пастух», 1941; и др.). В этих кинокомедиях с большим успехом выступили актеры И. В. Ильинский, блестяще владевший искусством создания гротескных и в то же время реалистически точных характеров; Л. П. Орлова, обладавшая незаурядной музыкальностью и драматическим талантом; Н. А. Крючков, отличавшийся естественной, непринужденной манерой игры, и другие. Эти актеры стали по - настоящему кумирами у октябрьцев.

Период 1930-х гг. стал решающим в истории советского кино. Кинематограф стал весьма действенным агитационно-пропагандистским оружием советской власти, сыгравшим значительную роль в развитии сталинизма и формировании культа личности. Был создан сильнейший канал пропаганды, который непосредственно влиял на массы, потребляющие эту пропаганду с радостью. Игровые фильмы данной эпохи содержали в себе две линии: показывали зрителям атмосферу счастья и подъема, которая царит в свободной советской стране, но в тоже время напоминали о наличии внешних и внутренних врагов, посягающих на это счастье.

В 40-е гг. XX века политика государства была направлена на воспитание нового поколения в духе преданности и патриотизма. Важное место в реализации поставленных задач имело киноискусство. «Кинематограф» получил широкое распространение и в небольших районных центрах. Появилось звуковое кино, укреплялась материально-техническая база кинотеатров, улучшалось и качество кинокартин. Происходило расширение существовавшей киносети, развивалась сфера дополнительных услуг для кинозрителей, кинематограф стал доступным для широких масс населения. Этот процесс получил название «кинофикация», созвучное другим терминам, использующимся в то время - «электрификация», «индустриализация». Кинофикация стала крупным государственным проектом по идейному воспитанию и общему образованию населения страны. Также кинотеатры, помимо вышеуказанных задач, обеспечивали бюджету и немалую прибыль.

В документе (Приложение 2, документ 1) описана ситуация в сфере кинофикации Чкаловской области. Обозначены проблемы, связанные с недостатками работы почты, качеством доставляемой в районы кинопродукции. Все это приводило к срывам показа кинофильмов, крайне низкому качеству продукции и обслуживанию населения, а также к финансовым потерям киноустановок. Киноотрасль в районе в этот период развивалась медленными темпами и испытывала ряд крупных проблем.

Но жизнь не стояла на месте. Сплошная кинофикация в районе началась с конца 50-х годов, когда первые киномеханики, обучившись в г. Энгельсе (Саратовская область) на одиннадцатимесячных курсах, приехали работать в Октябрьский район. Помещения были не во всех сёлах, а там, где были, кино демонстрировалось узкоплёночными аппаратами, стоявшими прямо среди рядов зрителей. Нужно было добиваться и решения такого вопроса, как строительство пристроек к клубам для киноаппаратуры и рабочего места киномеханика. Тогда всеми этими делами в районе занимался заведующий Отделом культуры, бывший лётчик, участник войны Владимир Андреевич Малютин, а мастером по ремонту - неутомимый Геннадий Владимирович Марфин, которого очень ценили и коллеги, и жители всего района. Он буквально дневал и ночевал в сёлах, помогая сельским киномеханикам, причём занимаясь не только техническими, но и организационными вопросами. Это человек, который мог за несколько секунд найти и исправить любую неполадку на оборудовании (Приложение 1, фото 7).

В то время любимым жанром сельчан была комедия. Три ко­медии: «Верные друзья» (1954 г., ре­жиссёр М. Калатозов), «» (1955 г., режиссёр И. Лукинский) и «Девчата» (1962 г., режис­сёр Ю. Чулюкин) — пользовались всенародным успехом.

Перед просмотрами фильмов учителя и библиотекари проводили тематические вечера, такие как «О возникновении жизни на земле», присутствующие задавали много вопросов. [13] После беседы демонстрировались научно – популярные фильмы. (Приложение 1, документ 4).

На сцене кинотеатра «Искра» проходили и эстрадные концерты (Приложение 2, документ 6), на которых выступали артисты Чкаловской областной филармонии. [14]

Проблем в сфере культуры оставалось много, и население не безмолвствовало. Через газету обращалась к представителям власти о проблемах с кинопоказом. [9] В 1957 году пионеры Марьевской семилетней школы были недовольны тем, что детские киносеансы были один раз в месяц, а то и два месяца (Приложение 1, документ 7). Заведующий отделом культуры райисполкома К. И. Филькин свидетельствует о росте показов кинофильм. Так за 9 месяцев 1957 года трудящимся показано 200 фильмов, которые просмотрело 150 тысяч человек. Увеличилось и число сеансов до 2000. (Приложение 1, документ 5). [12]

В середине 60-х годов в села по высоковольтным линиям пришло долгожданное электричество. Аппаратные комнаты в селах оснащались новым кинооборудованием. Серьезным шагом в развитии кино стало появление в 1963 году районной дирекции киносети. Теперь все киноустановки стали подчиняться одной структуре и были с этого времени государственными. По сути, с апреля 1963 года начался новый отсчет развития кино в районе. Основная задача киносети заключалась в пропаганде и показе лучших советских картин, фильмов сельскохозяйственной тематики, активном использовании кино в политико-массовой работе с населением. На лучшие советские фильмы выпускались приглашения, листовки. Давались планы по посещаемости и выручке. Велся рейтинг наиболее популярных фильмов. Например, фильмы «алина красная» просмотрело 45 % населения, «Мачеха»- 35 %, «О тех, кого помню и люблю» - 32%, «Высокое звание»- 30%.[15]

Культурно - массовые мероприятия проходили совместно с партийными организациями, отделом культуры, районным обществом «Знание» по единому плану. Заведующий пропагандой и агитации Шведов А.Т. утверждал репертуарный план дирекции киносети. (Приложение 1, фото 19)

Из интервью с методистом по репертуарному планированию Архиповой Р. И. мы узнали, что с 1963 по 1993 год каждый месяц она ездила в город и из огромной картотеки выбирала фильмы. Старалась выбирать фильмы разных жанров, чтобы увеличить посещаемость кинотеатра и перевыполнить план. Но больше всего зрители любили индийские фильмы «Бродяга», «Танцор Диско», «Месть и закон», «Али Баба и 40 разбойников» и другие.

Часто проводились мероприятия под названием «В земле наши корни». Организовывались они совместно с отделом культуры. Населению рассказывали о передовых людях, шли красочные кадры, фрагменты природы, пели песни, а в конце мероприятия показывали популярные фильмы. (Приложение 1, фото 14).

Особенно был популярен День кино. Ему предшествовала долгая подготовка. Для начала она ездила в Оренбург и подбирала фильмы - новинки. В типографии печатали в большом количестве рекламу, распространяли ее за неделю до события, чтобы привлечь как можно больше зрителей. С самого утра в кинотеатре «Искра» шли новые детские фильмы, которые еще никто не видел. И особенностью этого дня было то, что перед каждым фильмом проводилось мероприятие. Например, для детей – киновикторины. Для более взрослой аудитории проводились кинопанорама, которые начинались словами ведущей: «А сегодня, дорогие зрители, я представлю вашему вниманию репертуар фильмов на следующий месяц». Так же, в этот день постоянным посетителям кинотеатра мы выдавали приглашение и абонемент на посещение кинотеатра. (Приложение 1, фото 12) Кроме этого, специально для них с экрана звучали песни. Чаще всего абонемент получали семейные пары. В этот день собиралось очень много людей, потому что все хотели посмотреть новинки кино. Для сельчан это было действительно важное, праздничное событие. Как правило, в кино одевали самые лучшие одежды. В кино люди встречались, влюблялись. (Приложение 4, воспоминания 2)

В конце 80-х годов посещаемость кино сократилась в связи с распространением цветного телевидения. Одно из наиболее образных сравнений кино и телевидения принадлежит российскому критику Лидии Масловой: «Можно сказать, что телевидение – это “ложка”, а кино – это “губка”. Одно черпает и несет на поверхность информацию, другой ее впитывает и таит в себе. Губка способна впитать мельчайшие капли, которые остаются когда ложка уже скребет по дну. Телевидение вытеснит кино тогда, когда умрет последний человек, которого игра нюансов, оттенков интересует больше, чем существо дело» [4, с. 418]

Таким образом, становление киносети прошло длительный путь, где прослеживаются взлеты и падения. Киносеть и кинопрокат находились в ведении государства. Дирекция киносети Октябрьского района была создана в 1963 году, показ фильмов в районе начался намного раньше – в начале 1930-х гг. В каждом селе работали киноустановки, осуществлялся показ фильмов. Наиболее успешным периодом в развитии киносети Октябрьского района были 1970 – 80-е годы.

Глава 1.2 Пионеры кинематографа в районе

У истоков киносети стоял Геннадий Васильевич Архипов [1], бессменно проработавший директором Октябрьской киносети более трех десятков лет. (Приложение 1, фото 13). Он прибыл в наш район по комсомольской путевке из Сакмарского райкома комсомола. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР, приказа Государственного Комитета Совета Министров РСФСР по кинематографии, а также приказа по областному управлению кинофикации в Октябрьском районе образуется киносеть и Геннадий Васильевич Архипов назначен директором районной киносети по Октябрьскому району. (Приложение 2, документ 2).

Это был молодой энергичный парень, студент заочного факультета сельхозинститута. В последующем закончил Ленинградский кинотехникум. (Приложение 1, фото 17). Он отличался чуткостью, справедливостью и требовательностью, всегда горой стоял за своих работников. Имел почетные звания Отличника кинематографии СССР и Заслуженного работника культуры РСФСР (Приложение 1, фото 18). Вместе с женой Раисой Иосифовной, которая приехала по направлению Воронежского техникума и занимала должность методиста киносети по репертуарному планированию. Р. И. Архипова помогала на местах организовывать и проводить киновечера, викторины, встречи с лучшими людьми, ветеранами и т.д. (Приложение 3). Впоследствии и ей присвоили звание Отличника кинематографии СССР.

Работники киносети принимали самое активное участие в общественной жизни района. Наряду с любимым делом одновременно трудились на разных важных участках: в школах, на фермах, на полях, за рычагами трактора и за штурвалом комбайна. А вечером обязательно демонстрировали фильмы для детей и взрослых. Работа была нелегкой, кинобанки полнометражных фильмов весили 16-20 кг. Во многом держалась на энтузиазме. «За 30 летний период руководства Архиповым Г.В. киносетью, наблюдается стабильность кадров. Руководитель умело подбирал в штат людей, которые очень любили кино и старались донести эту любовь до кинозрителей». [2]

70 – е годы после окончания учебных заведений в село Октябрьское приехали молодые специалисты, ставшие в дальнейшем киномеханиками. Среди них была и Уварова Нина Петровна. (Приложение 1, фото 5). После окончания Ростовского кинотехникума свою трудовую деятельность начала с 1971 года и сразу зарекомендовала себя ответственным, добросовестным, любящим свою работу специалистом. Она умела найти подход к любому человеку, всегда выслушает, рассудит и посоветует; посвящала себя работе целиком, без остатка, отдавая все душевные и физические силы. Хорошо зная свою работу, она могла подменить при необходимости разных сотрудников. Перед заслуженным отдыхом перешла работать экономистом в дирекции киносети, но никогда не забывала о кино.

Для Геннадия Владимировича Марфина большая часть жизни связана с работой в Октябрьской дирекции киносети. (Приложение 1, фото 7) Его репутация как настоящего мастера своего дела, специалиста высокой квалификации никем не подвергалась сомнению. За это коллеги по работе уважали и ценили его. После окончания школы ему предложили поехать учиться на курсы киномехаников в город Энгельс. Окончив девятимесячные курсы, стал работать помощником киномеханика в РДК «Искра». Уже через несколько лет, в 1957 году Г. Марфин становится старшим. С1963 по 1968 год он проживает в областном центре и работает слесарем по ремонту киноаппаратуры. За эти годы многому научился, расширял кругозор своих профессиональных познаний. А затем по приглашению директора Г. В. Архипова, Марфин возвращается домой и становится мастером участка. В 1974 году Геннадию Владимировичу присваивают звание «шеф - киномеханик», иными словами, он становится специалистом высшей категории. На тот момент таковых в Оренбургской области было всего 7 человек. В круг обязанностей мастера участка входит многое - технический осмотр аппаратуры на всех киноустановках района, профилактика, ремонт, плановые командировки, выезды по заявкам. В момент наибольшего развития киносети в районе насчитывалось около пятидесяти киноустановок, на которых демонстрировались документальные как для работников сельского хозяйства, так и познавательные для школьников.

Марфин учился всю жизнь сам. Выписывал специальную литературу, постоянно интересовался новиками. Так, соединяя теорию с повседневной практической работой, он и стал мастером с большой буквы. Нельзя не упомянуть еще об одной стороне его жизни. Десятки лет он, помимо основной работы, выполнял и другие обязанности. Долгое время в Доме культуры был звукооператором. Звуковое, световое оформление всевозможных мероприятий, спектаклей народного театра - все это не обходилось без его умелых рук. Его работа была и есть делом всей его жизни. «На вопрос, существовали ли для него секреты в его профессии, Геннадий Владимирович отвечал: «Все знать невозможно. Чтобы быть на уровне, необходимо постоянно совершенствовать знания и умение, учиться, интересоваться всем новым, передовым. В противном случае неизбежно отставание». [18]

Все киномеханики района принимали самое активное участие в общественной жизни сел. К тому же одновременно трудились на разных важных участках. Так, киномеханик из Марьевки А.Е. Бельдягин во время уборки работал заведующим током в колхозе им. Куйбышева, киномеханик Взгорьевской киноустановки А.Г. Лукин садился в напряженный период полевых работ и за рычаги трактора, и за штурвал комбайна. [20]

Рафиков Роллан Идиятович - киномеханик из села Второе Имангулово, ветеран труда, проработал в отрасли 40 лет, отличник кинематографии СССР, кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, делегат третьего Всесоюзного съезда кинематографистов в 1976 году. (Приложение 1, фото 13) Архивные документы свидетельствуют о том, что самую большую ежеквартальную премию получал именно этот киномеханик. (Приложение 2, документ 8)

Таким образом, для людей того времени свойственна любовь к профессии, энтузиазм, профессия киномеханика была престижной, труд киномехаников и работников киносети поощрялся морально и материально.

Глава 1.3 Кинотеатр – культурный центр села

Одним из первых в районе в 1968 году был построен типовой Дом культуры в селе Второе Имангулово со зрительным залом на 200 мест. Естественно было и помещение для киноаппаратуры. (Приложение 1, фото 14) Завезли самое современное оборудование на тот момент, с дуговыми лампами для проекции широкого экрана, такое было только в городе Оренбурге в кинотеатре «Победа». Таким образом, в конце 60-х годов в районе появился первый ДК с широкоэкранной киноустановкой, что в разы повысило качество кинопоказа и увеличило киносборы. [20]

Постепенно на всей территории района строятся Дома культуры, устанавливается аппаратура. Техническое оснащение киноустановок было завершено к середине 70-х годов прошлого века. И у киномехаников появилось больше возможностей для работы со зрителями, пропагандировали кино и его лучшие образцы, оно прочно вошло в жизнь сельских тружеников.

Строительство новых клубов и Домов культуры предполагало и помещение для стационарной киноустановки. С вводом новых очагов культуры расширялась киносеть. Киноустановки был открыты ив автохозяйстве, районном отделе внутренних дел, в средней школе. Директор киносети охотно шел на предложения по монтажу установок. К 1973 году было в районе 50 киноустановок.

В 1971 году на средства колхоза имени Кирова построили районный дом культуры «Октябрь» (Приложение 1, фото 15) в селе Октябрьское. 30 апреля 1971 года состоялось торжественное открытие нового здания. В 1960-1980-е годы в нем существовал театр, репетировали многочисленные творческие самодеятельные коллективы, работал кинозал. Киносеансы проходили вплоть до 1993 года.

В селе Октябрьском было три точки, где демонстрировались фильмы. Клуб «Нефтяник», на сегодняшний день это здание принадлежит организации «Газпромгазораспределение Оренбург», расположенной в селе на улице Губкина. Районный Дом культуры «Октябрь» и кинотеатр «Искра».

Об «Искре» надо рассказать отдельно. Этот кинотеатр находился в здании церкви. 7 октября 1931 года было принято решение о закрытии храма в селе. В 1936-37 годах церковь была переоборудована в кинотеатр «Искра». «…В основном храме располагались экран, сиденья. В притворе находилась моторная комната. В южном приделе храма находилась касса», - рассказывает прихожанка храма Р. Я. Трунова. «Впрочем, за свое более чем столетнее существование храм еще не такое видал. В 30-40 годы был даже центром областной атеистической пропаганды. Дело в том, что в селе Исаево-Дедово (ныне Октябрьское) до революции проживали православные около 6000 человек, храм всегда был полон молящихся. В этом благопристойном и богобоязненном селе и решено было в первую очередь "ударить атеизмом" по религии» - Токаревой Р. И. об этом в детстве рассказывали ее родители. (Приложение 2, воспоминание 1)

В Доме культуры два раза в неделю проводились и танцы. Танцевали под баян и радиолу. Любили посещать сельчане и тематические вечера, «О происхождении жизни на Земле», «Слава рукам, что пахнут хлебом», «Передовой опыт - всем», на них выступали учителя, работники библиотеки, передовики производства.

Ежемесячно в кинотеатре «Искра» проводились кинопанорамы, киновечера, куда приглашали известных артистов СССР. Известные актеры и режиссеры приезжали, встречались со зрителями в Домах культуры, рассказывали о своей жизни, о фильмах. Побывали в нашем районе Наталья Бондарчук, Николай Бурляев, Инна Макарова Лариса Гузеева, Нонна Мордюкова, Галина Самойлова. На сцене кинотеатра часто выступали коллективы областного драматического театра им. Горького и областной филармонии. (Приложение 3)

В 1980 году в кинотеатре «Искра» был ремонт, и кино демонстрировалось в Доме культуры «Октябрь». В разных концах села развешены афиши «Спешите на премьеру! фильм «Пираты ΧΧ века». Билеты были проданы сразу на два сеанса, но люди не уходили и просили повторить. Администрация вместо своего выходного дня работала с этим фильмом два дня, и это не единственный случай. Это было и с фильмами «Русское поле», «Любовь земная», «Живые и мертвые». Во время каникул школьникам продавались абонементы, и они с радостью бежали в кинотеатр на любимые «мультики» и фильмы с отважными героями. Средняя посещаемость зрителями кинотеатров составила – 30 человек, тогда как в областном центре- 20. Октябрьская киносеть из года в год выигрывала призовые места в соцсоревнованиях. Популярность кино в те годы была настолько велика, что порой приходилось выстаивать огромные очереди, чтобы купить заветные билеты!…»

После 1993 года кинотеатр «Искра» был передан церкви для возрождения религиозных ценностей. Сегодня это Храм Архистратига Божия Михаила Архангела. (Приложение 1, фото 16),

Советские киноафиши украшали главные кинотеатры страны и места массовых гуляний. В 60-70 гг. в нашем кинотеатре работал настоящий художник, оформлявший афиши для наружной рекламы – это был Периков Дмитрий Семенович (Приложение 1, фото 6), после его смерти Ткачева Ирина Михайловна. Мастерская находилась в здании кинотеатра. Холст из брезента на раме, грунтовка из мела и клея, сверху гуашевыми красками делалась надписи числа, когда демонстрировался этот фильм, время и цена билета. Чтобы привлечь зрителя, в рекламе указывалось не только название фильма, но и его жанр, краткое содержание, знаменитые артисты. Цены на билеты были разные: для детей – 5 копеек, для взрослых 20 копеек, на премьеры фильмов цены увеличивались до 35 копеек. Афиши в селах района оформляли сами киномеханики. (Приложение 1, фото 11)

80-90-ые годы ознаменовались кризисом всей системы кинематографии России. Кризис в полной мере испытал на себе и Октябрьский район. Здания кинотеатров постепенно приходят в аварийное состояние, не хватает средств на отопление и заработную плату. Кинотеатры находятся в сложнейших условиях. В 1989 году в здании Районного Дома Культуры был открыт видеосалон, в котором стоял телевизор для показа фильмов и видеомагнитофон. Видеосалон был рассчитан примерно на 20 мест, для зрителей были установлены кресла, показ кино осуществлялся на небольшом экране. Большинство фильмов были американскими: боевики, фильмы ужасов, комедии, мелодрамы. Видеосалон был закрыт в 1992 году.

В соответствии с постановлением Главы администрации Октябрьского района Оренбургской области от 31.05.1993 № 189 «О государственной регистрации предприятий» зарегистрировано муниципальное киновидеопредприятие. В 1994 г. в целях улучшения деятельности муниципального киновидеопредприятия проведена его реорганизация в форме присоединения к отделу культуры администрации района с передачей последнему имущественных прав и обязанностей. Киноустановки и кадры учреждения переданы в Отдел культуры администрации Октябрьского района. Кинообслуживание испытывало огромные трудности, еле держалось благодаря показу детских фильмов. [1, с. 320] На сегодняшний день, ни одна из работавших когда – то пятидесяти установок не действует: не рентабельны, оборудование устарело.

Таким образом, до 1993 года киножизнь в районе кипела, люди с большим удовольствием шли в кино, общались друг с другом, обсуждали фильмы, их сюжет, работу актеров. Затем киносеть Октябрьского района начинает испытывать определенные трудности. Снизилась посещаемость киносеансов из-за распространения цветного телевидения, ухудшения репертуара художественных фильмов, открытия видеосалонов. приобретения населением видеомагнитофонов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Кинемотограф со времен немого кино прочно вошел в жизнь современного человека. В силу своей популярности и массовости оказывает первостепенное воздействие на умы и чувства людей. Его влияние на нравственные установки общества переоценить невозможно. Кино стало доступной сферой развлечения. Каждый человек может включить телевизор и посмотреть понравившийся ему фильм. Когда то транслировали всего один-два канала, было мало художественных фильмов, да и качество телевизионного вещания оставляло желать лучшего, любимым проведением досуга советских граждан было посещение кинотеатров как в городе, так и в селе. Фильмы были высокохудожественными, воспитывающими нравственные ценности, способствующие духовному развитию человека.

Цель, по изучению истории киносети достигнут, решены задачи:

Киносеть и кинопрокат находились в ведении государства. Дирекция киносети Октябрьского района была создана в 1963 году, показ фильмов в районе начался намного раньше – в начале 1930-х гг. В каждом селе работали киноустановки, осуществлялся показ фильмов. Наиболее успешным периодом в развитии киносети были 1970 – 80-е годы, когда Октябрьская киносеть не раз становилась победителем социалистических соревнований и ей вручалось переходящее Красное Знамя.

Поход в кино был праздником. В кино дети ходили с родителями, с классом, в кино бегали с друзьями по выходным. Посещение кинозалов Октябрьского района было хорошо организованным досугом, когда жители встречались друг с другом, общались, обменивались мнением об увиденном.

Для людей того времени свойственна любовь к профессии, энтузиазм. Престижной была профессия киномеханика. Труд киномехаников и работников киносети поощрялся морально и материально. Общение, творческие вечера, встречи с интересными людьми, актерами делали жизнь людей насыщенной, интересной, запоминающейся.

Киносеть в районе играла значительную роль в культурной жизни населения.

В последнее время современные кинотеатры постепенно стараются возвратить зрителей. Как показало исследование, Дом культуры не пользуется популярностью у жителей села. Видимо выросло поколение, не привыкшее к культурному досугу, а жители старшего поколения отвыкли от посещения кинотеатров и для них цена билета высока. Дома культуры превратились в торговые центры. Возможно, потенциальных зрителей не устраивает репертуар фильмов, да и недостаточно осуществляется реклама кино.

Таким образом, подтвердились гипотеза, выдвинутая в начале исследования - изучение кинематографа, занимающего одно из ключевых мест в процессе становления и эволюции советской культуры, позволяет глубже осмыслить сущность и механизмы функционирования государства. Единая государственная политика в сфере кинематографии в СССР в целях пропаганды ценностей советского строя, приводила к распространению передового трудового опыта, укрепляла социальные связи, что в конечном итоге положительно сказывалось на развитии страны. В современном обществе отсутствие идеологии, единой политики в сфере кинематографии, коммерциализации сферы культуры постепенно приводят к разрушению социальных связей и духовному обнищанию общества.

Для уточнения фактов из истории киносети было проведено 5 встреч, изучено 3 архивных источника, рассмотрено 4 альбома с фотографиями, просмотрено и прочитано подшивок газеты «Красное знамя» с 1951-1972 гг., «Заря коммунизма» за 1973 – 1991гг., «Заря» за 2016-2018 гг.

Благодаря работе над данной темой, я научилась отбирать главное из общего содержания, работать с архивными документами, энциклопедической литературой, самостоятельно осмысливать и анализировать факты и что немало важно, сумела заинтересовать своей работой сверстников.

Категория: Изучения | Добавил: antonina (06.05.2018)
Просмотров: 909 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 4
4 antonina  
0
Данное исследование значительно доработано автором и получило диплом лайреата Всероссийских краеведческих чтений в ноябре 2018 года. Так же оно стало призером регионального этапа Всероссийского конкурса научно-исследовательских работа
им. Д.И.Менделеева в декабре 2018 года..

3 antonina  
0
Выделенное шлю размещаю в Файлы одним архивом "Коняхиной советы".

2 antonina  
0
То, что написано "ШЛЮ", есть  на сайте

1 antonina  
0
Советы по исследованию  А. Ясаковой «История Октябрьской киносети»(над названием можно подумать,заложив сразу проблему или уточнение, например "Вчера и сегодня киносети в селе Октябрьское")
1.Поработать надо над техническими моментами:
- страницы либо подтянуть, чтобы не было несколько предложений на странице
(напр.14), либо заполнить до конца (напр. 4);
-разобраться с Приложениями: в Фотографиях оставить только фотографии (людей, здание) в количестве 4-6 штук (максимум8); фотографии всяких свидетельств, страниц рукописных - это перенести в Документы.
Оставить минимум вырезок, но хорошо их проаннотировать. В Заключении указано, сколько вы пересмотрели их, так же как в источниках перечислили. Фотографии правильнее не вырезок размещать, а газету, чтоб видно было, ЕСЛИ есть возможность, чтоб номер даже был виден. (Шлю  пример с Зари)
2. Усилить научный аппарат, в частности:
- методы работы, историографию   (определить роль изученный литературы,проанализировать, предварительно добавив, интернет-источники, например, есть сайт отдела культуры, районной администрации, есть в электронном варианте
и печатном книга о районе к юбилею выпущенная);
- выделить этапы исследования,  определить объектную область.
3. Доработать раздел источников Архивные материалы. Автор, название документа
(статьи), а потом указывать название газеты, оформив источник в соответствии с
библиографическими требованиями. (шлю  ксерокопию об оформлении источников).
4. Дать более глубокие аннотации ко всем материалам, в том числе и кписьменным документам (шлю  ксерокопию Аннотация).
5.Приложение 5 облагородить диаграммами на основе таблиц (круговые, столбчатые и
т.п.), это покажет умение автора выполнять такую работу и будет смотреться
выразительнее, нагляднее.
6.Воспоминания, Интервью оформить в соответствии с требованиями (оставить по
одному для того, чтобы показать опять же умение с ними работать), шлю  образец Воспоминания (Буква слева от фамилии П - Попова, цифра с ней -пол Женский). Справа буква В - воспоминания, цифра 1 - номер записанного
воспоминания. Фотографии  Слева - в молодости, справа сегодня. По центру
между ними анкетные данные.
Анкета(образец  шлю) Буквы и цифры: П - по фамилии: Попов, 1 м - первая анкета среди мужских. Справа - А - анкета, №1 - номер анкеты.
СНЯТЬ ВСЕ ПОДЧЕРКИВАНИЯ!!! Они предполагают ссылку на интернет-ресурсы или еще что-то. Так принято. Никакого слова НЕ ПОДЧЕРКИВАТЬ!!!
Интервью можно записать в варианте видео или аудио.
Хорошо потом прикрепить небольшой яркий фрагмент секунд на 20-30 в защиту.
Создать папку:   "Электронное досье" и в ней в алфавитном порядке хранить
записи в компьютере, на диске или на флешке.
В Заключении написать, что создано "Электронное досье, которое включает (столько-то Х).... видео-интервью,"
(Х).... аудио интервью, папки с Воспоминаниями (Х.... воспоминаний),  Анкетами
(Х....анкет) в формате Word

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!