Четверг, 27.07.2017, 11:48
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [18]
Тезис [16]
Разное [41]
Изучения [97]
Мини-чат
200
Наш опрос
Пользуетесь ли вы материалами сайта Родник при подготовке к урокам или внеклассным мероприятиям?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 95
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

И надела девушка шинель

Введение                    

Семьдесят лет назад отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны. Давно оплаканы вдовами и сиротами миллионы погибших, написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов о тех суровых днях. Тяжелые годы испытаний выпали на судьбы советского народа: погибали отцы, братья, сыновья, мужья. Боль и утраты войны не обошли стороной ни одну семью. Поэтому тема Великой Отечественной войны навсегда останется актуальной, а День Победы самым трогательным, самым душевным праздником страны.  Именно 9 мая можно увидеть, как ветеран в орденах ведет за руку внука – это настоящий символ силы Отечества, прочной связи поколений.

            Память о войне у нас в основном мужская. Война для мужчин веками была работой. Сложился стереотип: женщина провожает, ждет, переживает. Ведь женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь - синонимы.   На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага с невиданной жестокостью: за ее землю,  ее дом,  ее детей. За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин.[1] Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

Цель данного исследования: уточнить историю  жизни моей прабабушки, Шипиловой М.Д. – ветерана Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. изучить семейный архив; личный фонд Шипиловой М.Д.  в районном архиве; 
  2. изучить литературу о Великой Отечественной войне;
  3. разыскать информацию об участии Шипиловой М.Д.  в Великой Отечественной войне, восстановить ее боевой путь;
  4. узнать судьбу Шипиловой М, Д. в послевоенные годы.

Методы обусловлены целью и задачами:  анализ архивных документов; изучение литературы; встречи и интервью; социологический опрос.

Объект: хроника событий, связанных с участием Шипиловой М.Д.  в Великой Отечественной войне и в послевоенное время.

Мною был проведен социологический опрос учащихся 6 «б», «г» классов. В опросе приняли участие 50 человек. По результатам анкетирования выяснилось:  30% респондентов знают, когда началась и закончилась Великая Отечественная война;  День Победы,  отмечают 90 % опрошенных; 80 %  указали, что в их семье были родственники, которые участвовали в войне, и лишь 15% ребят знают их имена; 19 %  подтвердили, что в их семьях имеются военные реликвии (фотографии, военный билет, боевые награды, письма с фронта), 98 % учащихся считают, что нашему поколению необходимо помнить эту страшную войну. Дети нового поколения мало интересуются своими корнями, большинство из них  не знают об участниках Великой Отечественной войны. Таким образом, необходимо знать историю своей семьи, так как наши предки были прямыми участниками истории своей страны.

Перед войной

Шипилова Мария Дмитриевна родилась 29 марта 1922 года. В 1929 году она пошла в школу. Окончила семь классов с похвальной грамотой.  В 14 лет она поехала поступать в Оренбургское  педагогическое училище им. В.В. Куйбышева. Эти годы вспоминались  с радостью и с горечью. Оренбургское училище встретило её неприветливо. Не поверили, что Маруся Шипилова, деревенская девчушка, настоящая отличница. А главное ей было только 14 лет. В таком возрасте не принимали в училище. И ей пришлось без предварительной подготовки сдавать экзамены: диктант, математику устно. Директор педучилища хотел, чтобы Маша сдавала ещё и русский язык устно, но завуч сказал, что достаточно и записал её в список группы 1Е, а так же предоставил ей место в общежитии.  Начало нового учебного года, как и для всякого человека, было началом нового периода его жизни. Так и для Маруси. Она поселилась в общежитии. Познакомилась со своей группой, где она была самой младшей. И начала старательно учиться. Вечерами в общежитии много читала, изучала углубленно немецкий язык. Знала его прекрасно. И позже преподавала его в школе.

После окончания педучилища её направили работать в Кваркенский район. Эти годы вспоминала с улыбкой на лице. «С головой» окунулась в работу учителя русского языка и литературы. Вела  большую внеклассную работу с учащимися,  да и к тому же училась заочно в пединституте. Молодого педагога полюбили и дети, и члены небольшого учительского коллектива. Как человеку начитанному, эрудированному к Марии Дмитриевне постоянно обращались за советом её коллеги по работе, учащиеся и их родители. И все оставались довольны от общения с учительницей.  В 1941 году приехала в отпуск в родное село Октябрьское. Это был июнь.

Фронтовые будни

           Орден Отечественной войны II степени

www.podvignaroda (награды)  Шипилова Мария Дмитриевна

Год рождения: __.__.1922
место рождения: Оренбургская обл., Октябрьский р-н, с. Октябрьское
№ наградного документа: 84
дата наградного документа: 06.04.1985

№ записи: 1524538967

Документ №1

 На рассвете,  в воскресенье,  22 июня 1941 г. фашистская Германия, без объявления войны, вероломно нарушив Договор о ненападении, обрушила на мирно спящие города и села Советского Союза всю мощь  сил гитлеровской армии, тщательно подготовившейся к наступлению. Как пишет в героической эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой, «…началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». В четыре часа утра, в тихий час рождения выходного дня, фашистская Германия вероломно нападала  на Советский Союз, отняв у тысяч юношей и девушек, мечтающих о будущем счастье, всё: веру, надежду, любовь. Что же взамен? Боль, кровь, потери…

1418 дней и ночей решалась судьба нашей страны. И каждый из дней  - это кровь, и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и  малых побед. Каждый день – это страница в книге бессмертного подвига советских людей. Подвига ратного. Подвига трудового.  Каждые сутки войны – это чудеса мужества, бесстрашия, идейной стойкости и доблести.

Трудящиеся Октябрьского района вместе со всем народом поднялись на борьбу против фашистских захватчиков. Война для них явилась величайшим испытанием. Уже 22 июня 41 года мужчины и женщины, старики и вчерашние школьники заявили о своей решимости и готовности отстоять родную Отчизну, не щадя крови и жизни, драться с врагом до полного его уничтожения, самоотверженно трудиться в тылу, чтобы давать Красной армии столько снарядов, одежды и продуктов, сколько ей потребуется.   За четыре длинных военных года из сел и деревень района ушли на фронт около 9000 мужчин и женщин.[2]

Не на жизнь, а на смерть сражались октябрьцы  на фронтах Великой Отечественной.  Велик и неувядаем подвиг на войне каждого её участника. Но особо тяжело приходилось женщинам, которые наравне с мужчинами делили и фронтовые дороги, и окопные пайки, и вражеские снаряды и пули. Десятки девушек и молодых женщин из Октябрьского и Белозерского районов внесли достойную лепту в победу над фашизмом. Сегодня мы все им отдаем великую дань и склоняем свои головы перед их мужеством и героизмом.

Это:  Алексадра Болдырева и Вера Трембач, Зоя Булатова и Евдокия Горохова, Полина Позднякова и Анастасия Беляшова, Нина Пономаренко и Мария Шипилова, Любовь Пищугина и Татьяна Донская, Мария Манина и Февронья Тихонова, Наталья Баранова и Мария Гринева, Ольга Лященко и Нина Смыкало, Евдокия Фисенко и Вера Минеева, Анна Саклакова и Минсулу Абушахмина, Мария Линенко и Газиза Масягутова, Галия Муртазина и Валентина Гамзина, Марзия Бикчурина и Гайникамал Адилова, Евгения Горлатова и Мария Шошина, Фатима Фигаутдинова и Агафья Мокрушина, Лидия Колегаева и Александра Токарева, Александра Киселева и Анна Булгакова, Анна Самойлова и Обльга Зайцева, Бану Исанчурина и Клавдия Даньчева и многие другие. Они были сестрами милосердия, связистками, разведчицами, снайперами. Среди них и моя прабабушка, Шипилова М.Д. [3]

Так вспоминает это Мария Дмитриевна: «Солнечное воскресное утро 22 июня 1941  года. Настроение прекрасное. В 3 часа в роще за рекой Юшатырь спортивный праздник, игры, песни, танцы. И вдруг митинг на площади перед клубом (теперь церковь). Ошеломленно слушаем выступление В.М. Молотова о том, что на нашу страну без предупреждения в 4 часа утра напала Германия. Я была в отпуске. Нужно было возвращаться к месту работы в Кваркенский район.  Для всех начались трудные времена. Тяжело вспоминать эти годы. Возвратившись в школу, вместе с педагогическим и ученическим коллективом, убирала урожай, заготавливала топливо для школы. На поле работали до тех пор, пока не был убран хлеб. Учителям выдавали по 8 кг. пшеницы. Питались впроголодь. Вещи меняли на хлеб, пшено. В школе топлива было мало – замерзали чернила, отогревали их дети ручонками, но все учились, а после учебы ходили в рощу и рубили кустарник. На санках возили хворост в школу.

 Моя отработка в Кваркенском районе закончилась. Я могла бы уехать домой, в Октябрьское, но  хотела остаться, так как привыкла и к школе, и к её обитателям, к посёлку. Так оно и было бы, если не семейные обстоятельства. В самом начале войны на фронт из Октябрьского ушёл младший брат, а следом – старший. Вскоре на Ванечку пришла похоронка. А о старшем не было ни слуху, ни духу. Мама догадывалась: он или пропал без вести, или находится в плену.  Он действительно оказался в лагере для военнопленных. Оставить маму наедине с её горем я не могла и вернулась домой. Стала работать и помогать семье. А когда пришло долгожданное письмо от старшего брата – в дом вернулось счастье. Брат писал, что был в плену, удалось бежать. Сейчас он снова в действующей армии и бьёт фашистов.

Обстановка в нашем доме стала спокойней. И когда в конце 42-го объявили о женском наборе на фронт, я решила стать бойцом. Вместе со мной пойти Родину защищать откликнулось ещё двадцать девушек  из райцентра и села Имангулово. На лошадях мы добрались до Оренбурга, и через несколько дней в январе 43-го всех девчат отправили под Сталинград. Через два дня эшелон с девушками был отправлен из г. Оренбурга. Ехали мы в вагонах, в которых в мирное время возили каменный уголь. Можете представить русских красавиц, которые на остановках бежали к колонкам, чтобы как-то освежить лицо. В Сталинград мы прибыли 7 февраля 43-го. Бои здесь уже завершились, армия Паулюса сдалась в плен, но Сталинград потряс своим видом. Кругом вместо красавца –  города на Волге лежали руины. Именно тогда мы поняли, что такое война и как достаются победы. (Приложение 1, фото 2) 16 февраля нас отправили в Бекетовку проходить учебу. (Приложение 1, фото 3) (Приложение 2, карта 1). Мы должны были заполнить место  тех, кого уже нет в живых. Нас экипировали. Представьте девушку в кальсонах, в гимнастерке, а на ногах солдатские ботинки. (Приложение 1, фото 4) Занимались мы с утра и до позднего вечера. 23 февраля 1943 г. мы приняли Присягу, и  стали военными 73 гвардейского малокалиберного зенитного артиллерийского полка (до преобразования - 1087-й зенитный  артиллерийский полк)».

   После месячной учебы Шипилову Марию направили в 12-ю батарею 73-го гвардейского зенитно-артиллерийского полка.  Об этой батарее ходила легенда. Эта батарея входила в состав прославленного 1087-го зенитного артиллерийского полка, которым командовал подполковник Григорий Иванович Ершов; полк получил звание гвардейского и стал 73-м гвардейским зенитным артиллерийским полком. Во время боёв, за  Сталинград,  12 батарея под командованием лейтенанта Баскакова защищала паромную переправу у села  Латошинка (Приложение 1. Фото 5).  Натиск  врага был так силён, что гвардейцы-зенитчики, когда к переправе ринулись немецкие танки стали бить по ним из зениток прямой наводкой с расстояния в 100 метров. Понтонная переправа через реку бала сохранена, а вот 12-я батарея перестала существовать – 43 бойца и командир погибли. В тот период неизвестный фронтовой поэт писал:

            «Идя на смертный бой, за наше дело,

             На край родной ты, воин, посмотри,

             Сражайся так решительно и смело,

             Как бились  Латошинке 43».

В последнем донесении лейтенант Баксаков писал: «Вражеские танки в трехстах метрах. Чтобы ни случилось, батарея будет сражаться до последней капли крови». [5]  Недалеко от места сражения построено здание восемьдесят седьмой школы. Там создан музей третьей Гвардейской ЗАП МК, который  неоднократно организовывал встречи с ветеранами и учащимися. (Приложение 3. Фото 1,2,3,4)

В полк с такой героической историей влились  девушки из Оренбуржья. Кем они были? Разведчиками, санинструкторами, связистами. А Шипиловой Марии Дмитриевне, попавшей в этот полк в январе 1943,  пришлось стать артиллеристом. Ее номер военно-учетной специальности: 50, т.е. связист-проволочник артиллерии.

«Когда комбат, капитан Сегень, - вспоминает Мария Дмитриевна, - знакомился с нами, нашими личными делами, то узнал, что я окончила два курса пединститута, а из нашего Октябрьского района, из села Имангулово, была  Менсылу Сагитова, мы звали ее Соня.  Мне поручили не только осваивать материальную часть, но и обучать её всему, чему смогу. И стали мы с Соней настоящими подругами. (Приложение 3. Фото 5,6)

Артиллерийский расчёт  - это: орудие, наводчик, заряжающий, подносчики снарядов, командир орудия.  Я была третьим прицельным. То есть во время воздушной тревоги устанавливала быстро и точно по команде скорость и дальность вражеского самолета. А Соня подносила снаряды к орудию.  Приходилось вместе с другими девушками копать траншеи, чистить оружие, готовить снаряды, затем была прицельным, связистом, телефонистом. В общем, служба как служба. Жили все дружно. Командир орудия был грузин, заряжающий – сибиряк, были азербайджанцы, украинцы… настоящий интернационал». [4]

4 мая 1943 года полк был передислоцирован в район Рычковский. 12  батарея 73-го гвардейского зенитно-артиллерийского полка получила задачу: прикрыть с воздуха железнодорожный мост через Дон. Поверх льда – вода, а пушка тяжелая. Лед не выдержал, пришлось всем восьми бойцам и командиру вытаскивать её из ледяной воды.  Этот мост М.Д. Шипилова и её боевые товарищи обороняли почти год – с 43-го по 44-й год. Десятки «Хейнкелей», «Фокк-Выльфов», пытавшихся сбросить бомбы на мост, пылая от меткопущенных зенитных снарядов, падали на землю. (Приложение 1 Фото 8). Данных за что Шипилова М.Д. была награждена орденом Отечественной войны II степени не сохранилось, но этим орденом награждались те, кто  уничтожил огнем артиллерии не менее 2 самолетов противника. (Приложение 2, документ 1). Когда немцев отбросили от реки, то полк, в котором служила ефрейтор Шипилова М.Д., перевели в другое место. В июле 1944 года полк совершил марш по железной дороге в Белоруссию. При переводе на новое место дислокации Мария Дмитриевна вновь убеждалась – война – это страшное дело: десятки почерневших от копоти печей вместо домов в населенных пунктах, тысячи обугленных трупов людей,  разбитая военная техника…

            С конца 44-го и до мая 45-го полк, в котором находилась  М.Д. Шипилова, выполнял боевые задачи на территории Белоруссии на станции Лида. В годы  войны «противоборствующие стороны были едины в своем стремлении нанести как можно больший ущерб железнодорожному хозяйству». Логика войны требовала разрушать в первую очередь железнодорожные станции. Лида была еще и железнодорожным узлом, через который осуществлялось снабжение оружием и продовольствием всей немецкой группировки в Белоруссии. (Приложение 2, карта 2, фото 2)

            М.Д. Шипилова о своем участии в Великой Отечественной войне говорила скромно: «Наш полк после Сталинграда в боевых операциях по освобождению советской территории не участвовал. Нашей задачей была охрана важных военных объектов на авиации противника. Как только освободили станцию Верхний Чир, наш полк переправили на охрану железнодорожного моста через реку Дон. По мере продвижения советских войск на запад, двигались и мы. День Победы встретили в г. Вильнюсе. Служила, как и все. Выполняла приказы командиров. Всякое бывало. Не раз смотрела смерти в лицо. Но вот выжила!» [4]

Нужно отдать дань воинам  полка. За период Великой Отечественной войны  награждены:  орденом Ленина – 3 человека,  Боевого Красного Знамени –6, орденом Красной Звезды –35, орденом Отечественной войны I степени –10, II степени -  7, медалью «За отвагу» -25, медалью «За боевые заслуги» -31, «За оборону Сталинграда» - 707 человек.[6]

В августе тысяча девятьсот сорок пятого года была М.Д. Шипилова демобилизована. Началась новая жизнь, но дружба фронтовая осталась навсегда. На встрече с однополчанами в Сталинграде бывала не раз.

Послевоенные годы

По возвращении домой Мария Дмитриевна работает учителем начальных классов, в 1949 году переведена в семилетнюю школу на должность учителя русского языка и литературы.

В январе 1950 года вступила в партию, была секретарем партийной организации в семилетней школе. В 1955 году работала завучем Октябрьского детского дома. С 1956 года продолжила учебу в пединституте, который закончила с отличием в 1960 году, получив диплом учителя русского языка и литературы. В это время она уже работала в Октябрьской средней школе, а с 1965 до ухода на пенсию была завучем этой школы.

Работе отдавала много  времени и энергии.  Работала с интересом. Ученики уроки литературы очень любили. Приятно отметить, что 10 выпускников Марии Дмитриевны избрали профессию учителя – словесника. Среди них  - Мангаева Н.А. и Тямкина Р.Д.

Председатель месткома, пропагандист, председатель первичного общества «Знание», председатель районного комитета защиты мира - эти и ряд  других общественных поручений выполняла М.Д. Шипилова. Неоднократно избиралась депутатом сельсовета, делегатом районной партийной конференции, а в 1974 году была избрана делегатом на 20 Оренбургскую областную партийную конференцию.

В 1963 году ей вручена  Почетная грамота Министерства Просвещения РСФСР, в 1965 г. и значок «Отличник народного просвещения»

В 1967 г. ее имя занесено  в областную Книгу Почета в честь 50-летия Советской власти.

В 1971 г. награждена Орденом Трудового Красного Знамени.

Среди грамот есть Почетная грамота за активное участие в лекционной пропаганде, за участие в художественной самодеятельности, две Почетные грамоты от 1971 и 1979 годов от Оренбургского областного комитета защиты Мира за активное участие в деятельности комитета.

            «Добрым другом и помощником была для нас М.Д. Шипилова. Чтобы так преподавать литературу, надо, наверное, отдавать ей всю себя. Мы всегда восхищались её умением доносить до нас материал. На уроках литературы мы с радостью присутствовали. Как классный руководитель, Мария Дмитриевна представляла нам много свободы. Она не навязывала нам свои планы, мы делали все под её руководством. Мы благодарны и ей, и всем учителям за все хорошее, доброе, что они сделали для нас».  Выпускница 1964 года Пирожкова В.

«Я, молодой педагог, бесконечно благодарна М.Д. Шипиловой. Эрудированный и душевный человек, специалист своего дела, умный наставник, добрый друг и строгий товарищ – такая наша Мария Дмитриевна. Вот с кого надо брать пример».  А. Мазоха – учитель французского языка.

«Мне и моим одноклассникам, рожденным в первом послевоенном 1946 году,  очень повезло в этой жизни. Во-первых, мы не испытали на себе ужасов военного лихолетья, об этом мы узнавали от своих родителей. Во-вторых, нам повезло учиться в самой лучшей на свете школе – в Октябрьской средней. И в третьих, с первого и по одиннадцатый класс у нас были такие учителя, каких нынче днем с огнем не сыщешь. Я помню всех  до одного. Но особое место в моей памяти отдано ей, нашей любимой классной, Марии Дмитриевне Шипиловой.

Приняла она нас в восьмом классе. Что поразило с первого урока – она обращалась к нам на «Вы», как ко взрослым, как к равным ей. Она нас уважала! Никогда не повышала голоса (хотя мы почти все были непоседами и озорниками), в каждом из  своих учеников она видела личность. Она знала, какие у нас родители, ей были известны наши секреты, она аккуратно и деликатно управляла нашими поступками. Благодаря ей мы хорошо учились, были заводилами школьных дел. Мы научились дружить. Радоваться успехам одноклассников, переживать за честь класса и школы.

А как любили мы уроки литературы! Каждый автор – открытие. Мария Дмитриевна выработала в нас  потребность читать, заучивать наизусть, ценить  и  беречь русскую речь и русское слово.

Школу наш 11 Б заканчивал в 1964 году. Из 16 выпускников четверо стали медалистами, большинство получили высшее образование. Владимир Ушаков – профессор, доктор математических наук, известен в ученых кругах своими работами. Анатолий Ивашин – инженер – атомщик, кандидат наук. Вера Пирожкова – инженер – химик, долгое время занимала должность зам. директора НИИ. Тамара Иванникова. Галя Руженцева, Надя Синельникова – учителя, Смирнова Света, Кириллов Георгий, Коля Трубников – инженеры. В общем, все нашли своё место в жизни. И в этом огромная заслуга нашей Марии Дмитриевны. Каждые 5 лет мы встречаемся. Отметили уже 50-летие со дня окончания школы. Первый раз  не было с нами нашей любимой учительницы. Не дожила она до этого дня. Но мы о ней помним, потому что всем хорошим мы обязаны ей, нашей незабываемой Марии Дмитриевне».  Казанцева Н.М.

Пожелание Шипиловой М.Д. молодежи: «Молодежь – наше будущее, поэтому хочется, чтобы вы, молодые, жили лучше нас, интереснее, содержательнее.

Очень хочется, чтобы вы все время пополняли свои знания, с увлечение трудились. Не покидайте родного села, делайте всё, чтобы земля наша стала плодороднее, село – красивее, боритесь за мир и укрепляйте его трудом». Это напутствие сохранила внучка Марии Дмитриевны Оксана Вячеславовына Тямкина

Заключение

Семидесятый раз октябрьцы соберутся 9 мая у Вечного огня. Этот праздник – символ нашего отношения к фронтовикам, число которых тает на глазах. Они уходят и уходят в вечность. А Вечный огонь горит.  Да, война стоила нашему народу большой крови, но победили мы именно благодаря патриотизму, героизму солдат, защищавших  свой дом, своих детей и матерей, свою землю. Фронт проходил всюду — в далеком тылу и на передовой. Воевали все — мужчины и женщины. Они исполнили древнюю заповедь, данную еще Александром Невским: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля».

В ходе исследования был изучен семейный архив; личный фонд Шипиловой М.Д. - ветерана Великой Отечественной войны в районном архиве; уточнена информация об участии Шипиловой М.Д.  в Великой Отечественной войне;  установлена значимость деятельности прабабушки  в общественной жизни в послевоенные годы. Работая над темой,  мы сделали вывод о том, что память о ветеранах войны остается жива. Поставленная цель – уточнить жизнь ветерана  достигнута.

Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи.  С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы. Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл и защищавшей страну вместе с мужчинами.

Надо ли нам в 21 веке знать историю Великой Отечественной войны? Надо ли вспоминать о далеких сражениях? Надо ли вспоминать имена ветеранов?  Надо. Это наш долг – хранить благодарную память. Один философ научился абсолютно точно предсказывать войны. Он говорил, что новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую. Ветераны достойно и честно прожили свою жизнь. Будем помнить о них.

 

Категория: Изучения | Добавил: antonina (08.05.2015)
Просмотров: 497 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
0
3  
Дарья стала лауреатом Всероссийского конкурса на Всероссийских краеведческих чтениях! Поздравляем!.

0
2  
Пришел из Москвы вызов на защиту работы. Пожелаем Дарье успеха!

0
1  
Работа Дарьи отправлена на Всероссийские краеведческие чтения 2015 года, которые состоятся в ноябре в Москве..

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!