Суббота, 20.04.2024, 13:05
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [22]
Тезис [17]
Разное [50]
Изучения [129]
Мини-чат
200
Наш опрос
Как по вашему преобразился наш сайт?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 676
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

Эрудит* Районный конкурс исследовательских краеведческих работ школьников «Мои земляки в боях за Родину». Детство, опаленное войной.

Введение
   Актуальность работы

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Сегодня многие ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.  Работая над данной темой, я поняла самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

 Людям, потерявшим детство, моим землякам, я посвящаю свою исследовательскую работу "Детство, опаленное войной".

Проблема исследования: Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё  помогать по дому. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.

Цель исследования:  выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме.

2) Изучить деятельность и образ жизни детей военного времени.

3) Встретиться с ветеранами войны,  проживающими ныне в с. Васильевка.

      При выборе методов исследования я использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную и научную литературу,  архивы школьного музея «Память»

Методы исследования:

  • интервьюирования
  • аналитический
  • работа с документами и периодической печатью.

  Исследовательская работа включает в себя:

  1.     Неопубликованные источники – архивные документы  школьного музея «Память». В качестве источника я использовала личные интервью с участниками событий военных лет.
  2. Периодическая печать – районная газета «Заря» дает богатый материал об участниках Великой Отечественной войны, но в большей степени это статьи о боевых подвигах наших земляков.
  3. Литература представлена энциклопедиями по Великой Отечественной войне.

          1.Детство, опаленное войной

а) Дети оккупированных территорий                                               

       «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» Среди тех, кто испил чашу войны, полную горечи, страданий, унижений, голода, побоев, одиночества и полной незащищенности, были не только ветераны. За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон - и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»

    В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово – война.  

Восьмого сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Ленинградские дети… Они вместе со взрослыми несли все тяготы девятисотдневной блокады. Самой заветной мечтой для них был настоящий ржаной хлеб, которого можно было поесть вволю. А вместо этого – смерть от голода самых родных и близких.

Об этом свидетельствуют записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лёка умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года,  дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год, мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года… Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Таня не дожила до победы. Она была эвакуирована из блокадного Ленинграда, но умерла от истощения.

Единственной дорогой в осажденный город было малоизученное Ладожское озеро. Из Ленинграда по воде было эвакуировано 33 479 человек, но навигация была смертельно опасна. Частые налеты вражеской авиации и непредсказуемые осенние штормы делали каждый рейс подвигом. С европейской территории жителей переправляли вглубь страны.

Были эвакуированные и в нашем селе. В Васильевской школе работали учителя из Москвы, а на хуторе Гуляев жили ленинградцы. Жили дружно. Горожане, чем могли, помогали сельчанам.

б) Дети, участники партизанского движения и дети полков

Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод.  Валентина Ивановна Селезнева (Провоторова) жительница села Васильевка, которая  детство провела в детском  доме, рассказывала: « Два года  я не знала вкуса хлеба. Во время этого ужасного голода норма была такой: завтрак и ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. Но и эти краюхи всегда отбирали ребята посильнее. Я ела только кашу и суп, заправленный ложкой рыбьего жира. Детдомовцы часами стояли в магазинах и ждали, когда продавец даст им горсточку хлебных крошек, которые оставались после нарезки".

Дети после войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели. На  фронте вместе со взрослыми нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети,  родителей которых либо погибли, либо были  угнаны немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах, становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории.

Сыны полков – дети военных лет воевали против немецких оккупантов наравне со взрослыми. Вот несколько примеров. Петя Зуб избрал себе трудную специальность. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов" [12]. Воспитанник 63-й гвардейской танковой бригады Анатолий Якушин за спасение жизни командира бригады получил орден Красной Звезды.

 Все примеры  героического поведения детей и подростков на фронте не перескажешь. Во время войны погибло и пропало без вести очень много детей. В повести Владимира Богомолова «Иван» можно прочитать о судьбе юного разведчика. Родом Ваня был из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Мальчику пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце – в лагере смерти. Массовые расстрелы, жестокое обращение с населением вызывали и у детей огромное желание мстить. Попадая в гестапо, подростки проявляли удивительные мужество и стойкость. Вот как описывает автор гибель героя повести: "... 21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский школьник 10 – 12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи-Клинск... На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55."

Девочки тоже активно участвовали в подпольной и партизанской борьбе на оккупированной территории. Пятнадцатилетняя Зина Портнова приехала из Ленинграда к родственникам в 1941 году на летние каникулы в деревню Зуй Витебской области. Во время войны стала активным участником  антифашистской подпольной молодёжной организации «Юные мстители». Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Участвовала в других диверсиях, распространяла листовки среди населения, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, она была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 года расстреляна в тюрьме города Полоцка.

А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!   Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведанные сведения о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан. За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду – землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем – таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос семь вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.

Леня Голиков, пятнадцатилетний разведчик партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Он участвовал в 27 боевых операциях. Им было уничтожено 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада, 10 автомашин с боеприпасами. 13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки, гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин. Леонид Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1944 года в неравном бою в Псковской области Леня Голиков погиб.  2 апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Марат Казей – пионер-герой, юный партизан-разведчик. В 1942 году его мама была повешена немцами в Минске за связь с партизанами. После этого Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Сестра Марата отморозила ноги, которые пришлось ампутировать, и девушку отправили на Большую землю. Марат часто участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях он был награжден орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Однажды в бою, Марат был ранен, но, несмотря на это, поднял партизан в атаку. В 1944 году, возвращаясь из разведки и окруженный немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году.

Валя Котик – пионер-герой, юный партизан-разведчик, которому было всего 14 лет. Во время Великой Отечественной войны принимал активное участие в партизанском движении на Украине. Сначала был связным, затем участвовал в боях. Был дважды ранен и погиб в бою. Валентин Котик был награжден орденом Отечественной войны и медалью. В 1957 году был снят фильм «Орлёнок», посвященный Вале Котику.  А в 1958 году ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Федя Самодуров. Феде 14 лет, он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».
     Ваня Козлов. Ване 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.

в) Мои земляки – дети войны

С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Вот как об этом рассказывал Шеянов Федор Васильевич: «Родился я в селе Борма Куйбышевской области. В 1942 году, когда мне исполнилось шестнадцать лет, демобилизовали на работу на подшипниковый завод, вывезенный из Москвы. Завод был расположен в конюшнях кавалерийской части, мобилизованной на фронт. Станки были высокими. А они ростом были маленькими и не всегда могли дотянуться до станка. Они подставляли под ноги ящики, чтобы стать повыше. Им иногда приходилось спать в цехах, чтобы тем самым экономить время на сон». Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки, кисеты для табака. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы.

Вот что рассказали о своем детстве жители нашего села. Бражко Зинаиде Арсеньевне было 11 лет, училась в 3 классе. «Объявили войну. Я услышала и побежала на полевой стан, где мама кормила трактористов, всем сказать, что началась война. Начали мужчин забирать на фронт. На второй или третий день войны проводили на гусеничных тракторах Степанова Пётра Максимовича и  Николая Ерофеевича Шпинёва. Остались без техники. Все работы выполняли женщины и старики. Мы им помогали. Летом  кизяк делали, им отапливали  школу. Деда Семена Белугина не брали на фронт, был старый уже, он и руководил нами. Весь навоз переделывали в кизяк. Маленькими возами свозили в одно место и складывали в бабки, потом в бум. Затем возили в  школу. Работать приходилось очень много. Найдём полянку, вскопаем, посеем пшеницу, с этих участков собирали высокие урожаи. Муку толкли сами пехтелем в ступе.

 Похоронки шли подряд. Но каждая семья ждала писем с фронта, их тоже было много. Патянька  (так звали дедушку) работал почтальоном. Когда ему было некогда, выполнял другую работу, я  брала по пути из школы почту и разносила. Работать начала в 9 лет. Общий стаж -  50 лет. Ни  отпусков, ни выходных.

Уроки учили по одной книжке на несколько человек. Пока книжку ждем, чешем шерсть. Ни ниток, ни иголок не было. Зимой вязали носки, варежки свитера, шарфы, зашивали в мешковину и отправляли  на фронт. И деньги собирали, и продукты. С каждого двора в год нужно было сдать:  масла - 2 кг, молока - 200 л, картофель, яйца - 200 штук. Разносолья не было, если маманька (так звали бабушку) блины пекла, то ели с кислым молоком, а последний –  со сметаной.

    Известие об окончании войны узнали в школе от учителя Самойлова П. И.. Уроки сразу же были отменены. Все радовались, кричали «Ура!», и плакали кто от радости, а кто от горя потери близких.

Первый трактор ДТ-54 пришел в 1948 году. Была женская тракторная бригада. Во время работы без руки осталась Наталья Шпинева, затянуло колесом на тракторе. Я проработала 10 лет на тракторном прицепе день и ночь. Света на тракторах не было, для этого ночью кто-нибудь с фонарем шел впереди, освещая дорогу. Позже стали поступать новые трактора с Челябинского тракторного завода - ЧТЗ.»

 Анна Ивановна Шеянова (Елина)  родилась 13 марта 1928 года в городе Кузнецке Пензенской области в семье бедняков. Отец работал на мясокомбинате  – забивал скот, но скоро умер. Полуголодное существование, вынуждало детей идти работать. Аня в девять лет стала работать в семье, где родители работали, а с детьми сидеть было некому. Семья была зажиточной. С няней обращались хорошо. Когда в стране началось раскулачивание, репрессии. Семья вынуждена была покинуть Родину. И Аня осталась без работы. Родственники предложили ее маме Елиной (Родимовой) Елене Александровне продать дом и уехать в деревню. Говорили, что там легче прокормиться. Вырученных денег от продажи дома хватило ненадолго. Купить жилье они не смогли, и началась кочевая жизнь. Люди пускали на квартиру при условии, что они будут копать огороды, сажать картофель, полоть его и убирать. Елена Александровна  по характеру была кроткой и всегда боялась, что хозяева за плохую работу могут выпроводить из дома и работала сама без перерыва, без отдыха и двух своих дочек тоже постоянно подгоняла, не давая даже передохнуть. Платой за работу была еда, ночлег и иногда давали какие-нибудь вещи. Переходили из села в село, чаще всего весной в раздополье. Была слякоть, овраги наполнялись талой ледяной водой. Чтобы перейти его, они разувались, неся лапти в руках. Затем одевали и шли дальше. Это было и  хорошо, и плохо, во-первых, от ледяной воды ноги потом со временем стали болеть, во-вторых, дальше путь они продолжали в сухой обуви. Знакомая Елены, Юканкина Мария предложила им поехать вместе с ней на Каспий, на рыбный промысел, объясняя это тем, что там легче жить. Так собрав свой небогатый скарб, они отправились на Каспий. Жили в бараках. Женщины плели или латали дыры в рыболовецких сетях. А когда приходили рыбацкие лодки с рыбой, быстро ее потрошили и солили, так как теплая погода могла испортить улов. Рыбу разделывали здесь же на берегу на больших столах обитых железом. Столы часто мыли и обрабатывали солью. Здесь, на Каспии  старшая сестра Клавдия в шестнадцать лет вышла замуж. Ее мужем стал Мелекесов Степан Андреевич, работающий на нефтеразведке. Елена Александровна долго сопротивлялась раннему замужеству дочери, так как она была еще очень молода, да и жених был старше ее намного. Степан , уговаривая, объяснял это тем, что ей самой будет легче переносить тяготы судьбы, а он во всем будет помогать своей молодой жене. Наступил 1941 год. Фашисты рвутся к Каспию. Среди населения начинается паника, люди срочно покидают обжитые места.  Нефтеразведчиков  срочно эвакуируют, а значит, Степан Андреевич ставит условие, что без тещи и ее дочери он никуда не поедет. Это вероятно и стало спасением от фашистского плена или жизни на оккупированной территории. На пароме снова случилась беда: от качки и недоедания малярией сначала заболела Клава, затем Елена Александровна и Анюте пришлось ухаживать за ними. К счастью все обошлось. Степан с женой прибывают в город Уфа, где он продолжает работать, а Елена с Анной продолжили путь дальше вглубь страны и попадают в Куйбышевскую область в деревню Борма. Как и все сельчане выполняет полевые работы. Затем Анюте предложили пойти на работу к немке, так как она хорошо платила. Немка встретила приветливо. Сначала накормила, а затем предложила работу. Анна не помнит, какую выполняла работу, но запомнила угощение. В супе было много травы (укропа) и других пряностей, которые раньше Анна не знала. Ела она через силу, так как неудобно было показать свое невежество, но больше туда не пошла. Мальчишек шестнадцати лет из деревни забирают в трудовую армию работать на эвакуированные заводы. Анна попадает в клиническую больницу. Работает санитаркой: стирает белье раненых, постельное белье, бинты, кормит и перевязывает раненых. Ничего не боялась. Даже носила умерших солдат в подвал, где находился морг. В девятнадцать лет она выходит замуж и переходит работать на подшипниковый завод, где проработала до пенсии, она и сейчас в свои восемьдесят пять лет не может сидеть без дела. 

Тяжелая судьба была и у  Натальи Михайловны Жаворонковой (Селезневой), жившей в селе Васильевка.  Рано умер её отец.  С сестрой Катей пасли телят. «Как-то раз телятник загорелся, все телята задохнулись в дыму, так мы остались без работы. Когда  началась война, два брата  ушли на фронт, а сестра работала в трудовой армии.  Братья  не вернулись с войны. «Во время войны я работала на комбайне «Сталинец», который тащил дизельный трактор. Потом косили на ЧТЗ. На хуторах, как  и повсюду в военное время, не хватало техники. Этот трактор переводят на помощь в другое хозяйство, затем на фронт. Вскоре я стала работать на ферме: работала скотником, затем учетчицей, заведующей  фермой. На складе работала с 1945 года» – так записано со слов Натальи Михайловны в документах школьного музея. 

Королева Анастасия Васильевна родилась в 1926 году в селе Васильевка. В семье было трое детей. Она  была младшей.  Работать начала с 13 лет. Зимой ухаживала за коровами. Летом, во время сева – на прицепах. Наставником был  Панталей  Никифорович  Линьков. Тракторов не было в селе, поэтому обучали  коров пахать  землю. Мужчины держали плуг, а девчата тянули коров,  погоняя их. Ночью, чтобы не уснуть,  жевали вар. За работу получали муку, которую делили ложками, чтобы всем было поровну. Одеть и обуть было нечего, носили лапти, но жили дружно, весело. По вечерам вязали носки, пели, танцевали, проводили вечерки под балалайку Ахватова Ивана.

Кашанская Мария Никифоровна родилась в 1921 году в селе Васильевка. «Закончила 3 класса. Семья была раскулачена, так как  у родителей  было 2 коня и 2 коровы. Сослали в село за 40  километров от села Октябрьское. В 1933 году вернулись в родное село. Работать начала с 12 лет. Работала на прицепе, бороновала. Девчонкой была  слабенькой, но послали  учиться на трактористку. Зимой и весной  учились при клубе села Васильевки. После обучения дали трактор. В годы войны работала в женской  бригаде –  водителем дизельного трактора. Он тащил 2 комбайна. Работали день и ночь. Ночью кто–нибудь идёт с фонарём впереди, а я  следом на тракторе. Страх никогда не покидал – всегда можно было перевернуться. Сама  ремонтировала трактор и в дождь, и при пронизывающем  ветре. Всегда хотелось кушать. Суслика отловим, пшеничку пожарим, вот и вся еда».

Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной мужчин. Об одном таком концерте есть трогательное стихотворение у Е. Евтушенко:

  В палате выключили радио...
      И кто-то гладил мне вихор.
      В Зиминском госпитале раненым
      Давал концерт наш детский хор...

 А тем временем голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями. Много было причин, которые помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в тридцатые годы. Это уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, работа учащихся вместо отцов, кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и многое другое.  В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и в четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

У детей изменились игры, появилась "…новая игра – в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них – реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным". Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…".

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков! Более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранять их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души – для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение".  

Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. Война осиротила тысячи детей. И такое счастье, когда на пути обездоленного ребенка находился такой нежный и мужественный человек, как Андрей Соколов из «Судьбы человека» Михаила Шолохова. Этот рассказ великого писателя, как и произведения Валентина Распутина, Владимира Богомолова, Николая Воронова,  невозможно читать без волнения и глубокого сострадания к судьбам их героев.

Юные безусые герои
Юными остались вы навек
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век
Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

Заключение

9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Хотя прошло уже 68 лет с той страшной войны, люди и сегодня не забывают о том тяжелом времени, о ветеранах Великой Отечественной. Мы молодое поколение, стараемся согреть их теплом и заботой, приглашая на школьные концерты и просто дружеские встречи, по праздникам и будням. Нелегко старым солдатам, вдовам, детям войны, которых остались единицы, вспоминать «сороковые, роковые». «Не ранить случайным словом, вздохом невпопад» наших ветеранов просит Николай Рыленков:

В суровый час раздумья нас не троньте

И ни о чем не спрашивайте нас.

Молчанью научила нас на фронте

Смерть, что в глаза глядела наш не раз…

Нам было все отпущено сверх меры-

Любовь, и гнев, и мужество в бою.

Теряли мы друзей, родных, но веры

Не потеряли в Родину свою.

        Почти 70 лет отделяет нас от последних залпов великих сражений нашего народа против фашизма. Уже давно осыпались окопы и траншеи на тех местах, где шли ожесточенные бои с врагом. Но в память о Великой Отечественной войне, о павших и ныне живущих защитниках Родины, горит Вечный огонь Славы, дети каждый год приносят цветы к памятникам и обелискам.
         У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Когда писала эту работу, я задумалась, что знают мои одноклассники о своих родственниках, которые воевали, что вообще знают о войне, о детях, которые были непосредственными участниками или свидетелями тех страшных дней.    

Выполняя исследовательскую работу, я сделала следующие выводы:

1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.

Результаты работы:

  • изучила литературу, архивные документы, 
  •  встречалась с ветеранами войны и труда;
  • материалы исследовательской работы будут опубликованы в школьной газете «Пульс», а также переданы в сельскую библиотеку.

            Практическое значение работы: на уроках истории, литературы и географии мы изучаем историю нашей Родины, родного края. Немало времени педагоги уделяют изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. А тема «Дети войны» чаще всего остается в стороне.  Занимаясь в кружке «История родного края», мы больше всего старались собрать материал об участниках Великой Отечественной войны. Но в ходе сбора информации мы узнали, что есть и такая категория ветеранов, как «Дети войны». Меня заинтересовала данная тема,  я взяла ее для своей работы. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в  военные годы мы почти ничего не знали. Но в ходе работы над исследованием я узнала много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.     Теперь с этой информацией я должна познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла.

Список используемых источников и литературы

                          Архивы

  1. Текущий архив школьного музея «Память» МБОУ «Васильевская основная общеобразовательная школы»

Интервью с участниками или очевидцами событий

1. Интервью с Бражко З.А., ветераном труда и войны,  хутор Раскидной Васильевского сельского совета 1941-1945гг. 

2. Интервью с Шеяновой А.И., ветераном труда и войны, с. Васильевка 1941-1945 гг.

3. Воспоминания Шеянова Ф.В. ветерана труда и войны.

4. Воспоминания Жаворонковой Н. М. ветерана с. Васильевка

5. Воспоминания Селезневой В.И. ветерана с. Васильевка

Периодическая печать

Заря, с. Октябрьское.

Заря коммунизма, с. Октябрьское

Литература

  1. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.
  2. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н. Бадан,  И.Е. Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 592 с.
  3. Мир новостей / Д. Шеваров, «Школьная роман-газета», №27, 2010, с. 27
  4. Дети военной поры: Сборник публицистических рассказов / сост. Э. Максимова; зав. ред. А.И. Котеленец; худож. В.А. Иванов.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988.-320 с.
  5. Откроем Книгу почета: Документальные рассказы о юных героях / авт.-сост. В. Яковлев.-М.: Мол. гвардия, 1987.-238 с.
  6. Война и дети: рассказы рос. писателей о войне / председатель редкол.  А. Лиханов; худож. А. Семенов. Школьная роман-газета; Вып. 7/2000 - М.: Изд. дом «Карл Гиберт», 2000.-64 с.: ил.
  7. Идет война народная… Стихи о Великой Отечественной войне / предисл., сост. и справки об авт. Н.И. Горбачева; рис. Б.Н. Чупрыгина, Б.Б. Страхова.-М.: Дет. лит., 2002.-350 с.
  8. Будьте готовы, ваше высочество! / Л.А.Кассиль; рис. А.Васина, Б. Маркевича, И. Година, А. Иткина; оформл. серии С.В. Любаева. - М.: Дет лит., 1998.-303 с.
  9. Сын полка / В.П. Катаев; рис. И. Гринштейна. - М.: Дет. лит., 1981.-208 с.
  10.  Разведчик Вихров  /  Б.А. Лавренев; худож. В. Щеглов.-Переизд.-М.: Дет. лит., 1991.-64 с.
  11.  Жила, была / И.Л. Миксон; оформл. и рис. А. и В. Траугот.-Л.: Дет. лит., 1991.-223 с.
  12.  «Аргументы и факты», № 25, 2010, с. 42

Приложение 1

Вопросы, которые были заданы сельчанам:

1.Когда и где Вы родились? Что Вы помните о месте Вашего рождения, об условиях проживания Вашей семьи?

2.Кто были Ваши родители? Чем они занимались до войны? Где работали?

3.Сколько человек было в Вашей семье? Были ли у Вас братья и сестры? Если да, то сколько? Старше или моложе?

4.Что Вы помните о начале войны: 

  • как Вы узнали, что началась война
  • где находилась Ваша семья 22 июня 1941 года
  • какие решения приняли Ваши родители в тот момент?

Как изменилась Ваша жизнь после начала войны:

  • место проживания,
  • занятия родителей, иных родственников?

6.Чем занимались Вы в годы войны? 

7.Если Вы учились:

8.Если Вы работали:

9.Была ли возможность отдыхать в годы войны (в праздники, каникулы)?

10.    Какие самые яркие воспоминания остались у Вас от войны?

11.    Что Вы помните о Дне Победы:

  • как Вы узнали о победе в войне
  • где Вы в тот момент находились
  • какие потери понесла Ваша семья в годы войны?

12.    Какие награды сохранились  у Вас от периода Великой Отечественной войны?

13.    Какие есть у Вас фотографии, иные памятные свидетельства из того периода? Можно ли их сканировать и сохранить в музее школы?

 

Категория: Изучения | Добавил: antonina (10.02.2015)
Просмотров: 1842 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 antonina  
0
Очень интересная, важная и необходимая тема. Большое спасибо за обращение к ней автором и его руководителем.
Работа размещена в сокращении.
По своему характеру это, скорее, сочинение, чем исследовательская работа.
Было бы очень хорошо написать именно о своих односельчанах, дать о них больше материала.
В работе было много подчеркиваний. Они допускаются, в общепринятом варианте размещаемых материалов в Интернет, как гиперссылки, поэтому при редактировании они удалены, так же как и цитаты стихотворений (они из-за увеличения площади публикации материала, который допускается сайтом). Стихи хороши в исследованиях лишь в случаях их анализа.
Заключение в исследовательской работе пишется в соответствии со Введением. Как решены цель и задачи и т.д. Но в сочинении, литературном произведении допускаются другие шаблоны, варианты.
Удачный момент размещение вопросов к Интервью с респондентами (опрашиваемым). Может быть использовано в работе других юных исследователей.
Привлекает список литературы, изученной до написания работы. Но на все размещенные источники нужно делать ссылки в работе.
Неправильно оформлены списки СМИ. Необходимо указать автора, название материала, далее исходные данные о газете: Название, №, дата выхода в соответствии с библиографическими требованиями.
Вспоминания необходимо тоже располагать по фамилиям в соответствии с алфавитом, так же как и литературу. "Газету "Аргументы и факты" перенести в раздел СМИ (в данном случае - Периодическая печать) .
Надеюсь эти рекомендации учтут и другие юные авторы и их руководители. Практически те или иные недостатки встречаются во многих работах.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!