Пятница, 19.04.2024, 11:46
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [22]
Тезис [17]
Разное [50]
Изучения [129]
Мини-чат
200
Наш опрос
Как вы относитетсь к введению ЕГЭ?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 981
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

Эрудит* Районный конкурс исследовательских краеведческих работ школьников «Мои земляки в боях за Родину». Детство, опаленное войной.

Введение.

Актуальность темы исследования.

Прошло около 70 лет после того, как наш народ и армия одержали победу над Германией. Но чем дальше уходят в историю годы войны, тем более масштабными представляются все события того времени, тем с большей силой и полнотой раскрываются значение победы, величие подвига нашего народа.

Подвиг советских людей во время Великой Отечественной войны будет долго сохранять актуальность как поучительный пример патриотизма, мужества, стойкости, самоотверженности, что также определяет и практическую значимость работы.
Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме.
  2. Изучить деятельность и образ жизни детей военного времени.
  3. Встретиться с ветеранами войны,  проживающими ныне в с. Васильевка.

      При выборе методов исследования я использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную и научную литературу,  архивы школьного музея «Память»

Методы исследования:

  • интервьюирование
  • аналитический
  • работа с документами и периодической печатью.

  Исследовательская работа включает в себя:

  1. Неопубликованные источники – архивные документы  школьного музея «Память». В качестве источника я использовала личные интервью с участниками событий военных лет.
  2. Периодическая печать – районная газета «Заря» дает богатый материал об участниках Великой Отечественной войны, но в большей степени это статьи о боевых подвигах наших земляков.
  3. Литература представлена энциклопедиями по Великой Отечественной войне.

Данная тема полностью не освещена. Многое ещё не познано, а многое уже забыто. Интервью с непосредственными участниками трудового тыла дает богатейший материал для исследований жизни детей в военное время.
Методы исследования:
Для исследования проблемы были использованы следующие методы:

  1. Работа с архивными документами  школьного музея «Память».
  2. Использование публикаций в местных средствах массовой информации.
  3. Встречи с людьми, запись их рассказов, воспоминаний.
  4. Анализ, изучение и обобщение собранного материала.

Детство и война:

а) дети оккупированных территорий

 Дети войны… Как я счастлива, что родилась в мирное время. У меня есть мама, которая любит меня. Есть много родственников и друзей. Я часто задумываюсь, для чего я живу, и что меня ожидает в будущем? Кто я вообще в этом мире, имею ли я право называть себя человеком, заслужила ли уважение к себе?

Каждый должен добиться чего-то в жизни, поставить перед собой цель и стремиться к ней. У каждого человека есть своя мечта. Я мечтаю закончить хорошо школу, иметь любимую профессию, семью, достичь много в жизни, быть в ней не последним человеком, общаться с интересными людьми и радоваться каждому дню, который мне подарила жизнь.

Дети войны… О чем же мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно. К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую игру», которая длилась четыре долгих и нескончаемых года. Они так же, как и я, учились в школе, пели, танцевали, мастерили. Дети любили жизнь, радуясь лучам утреннего солнца, шуму дождя и запаху полевых цветов. На смену всему этому пришли темные и страшные дни. Ребята не знали, что их ждет завтра, какое новое испытание им преподнесет судьба!

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2015 году исполнится 70 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество. В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах, становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Мне захотелось узнать о детях военной поры на примере судьбы  детей нашего села и ближайших хуторов.

Среди тех, кто испил чашу войны, полную горечи, страданий, унижений, голода, побоев, одиночества и полной незащищенности, были не только ветераны, но и бывшие малолетние узники фашизма. Я хочу рассказать об Ольге Ивановне Комиссаровой. Родилась она на хуторе Гуляево в 1940 году. Затем семья переезжает на Украину – родину папы. Папа был военным, начало войны застало его на передовой. Мама, Анастасия Афанасьевна, работала учителем. Когда в город пришли фашисты, Анастасию Афанасьевну забрали в плен с работы, а Оля попадает в плен к фашистам вместе с дедушкой и бабушкой. Детей поместили в отдельный барак от родителей.

Война отучила этих детей плакать. «От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя" – вспоминала Ольга Ивановна. Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь маленький ребенок не мог работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. В лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманешь, останешься в живых. Можно считать, что Ольге Ивановне «повезло» – осталась в живых. Долгих 4 года провела она в концлагере. После освобождения она встретилась с мамой, бабушкой и дедушкой. И сразу же приезжают на Родину мамы в хутор Гуляев Октябрьского района Оренбургской области. Маме не разрешали работать учителем, потому что была в концлагере. Оля долго говорила только на немецком языке, совершенно не зная русский. При встрече со взрослыми громко приветствовала их - «Хай, Гитлер!». Родным приходилось учить ее родному языку. До сих пор на руке у нее остался выжженный лагерный знак.

 Как бы я ни хотела поставить себя на их место, я все равно не почувствую в полной мере их страха, мук и боли, я лишь понимаю, что те дети намного сильнее морально и физически, чем ребята  моего времени.

              Заключение

Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, что значит голод, холод и горечь утрат для детей. Тема войны, тема детей сирот всегда останется актуальной, и молодое поколение, должно помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины! Мы обязаны, должны помнить, какой ценой досталась нам победа!

Сейчас я живу в такое время, когда можно беззаботно поваляться в постели и есть то, что хочется, а ведь не так давно, 65-69 лет назад, дети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, а сейчас, то не нравится, это не нравится, не то дали, не на той тарелке подали, не так сказали, не то сделали...
     Тогда дети делали такие подвиги, жили в таких условиях, что нам трудно даже себе представить. В то время детям приходилось выживать  и заменять своих отцов везде. Многие уходили на фронт, к партизанам, а  те, кто не попадали ни туда, ни туда, помогали на заводах и делали такие работы, которые трудно давались даже взрослым! Вы бы могли представить, что 14-летний мальчик сам поднял самолёт в небо!!!
   Многие дети получили медали и звание Героев Советского Союза! Это звание получили не только  взрослые, но и  дети. Они взвалили на свои плечи такой тяжёлый груз войны!

Я понимаю, что чувствовали дети во время войны и насколько мне и другим моим сверстникам хорошо, что сейчас над нами просторное небо и мы на свободе, и живем в мирное время, я понимаю, как повезло нам детям, не знающим, что такое война.

Я не знаю, каково жить в оккупации, вздрагивать от взрывов, сжиматься от ужаса, когда перед тобой дуло вражеского оружия...

Мне не понятно, как это не есть ни сегодня, ни завтра и неизвестно сколько ещё дней...

 Мне не узнать, что такое "малолетний узник", как написано на карточках в немецкой оккупированной территории или в концлагерях.
    Я благодарна тем детям и ветеранам, которые даровали нам свободу и неосознание таких ужасных дней, моментов, незнание, что такое грозное слово  "война".

 Выводы:
    1. Война и дети эти слова никогда не должны стоять рядом.
   2.  Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению.

  1. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.
  2.  Война и детство несовместимы, война жестока, она калечит детские души, наносит по ним незалечиваемые раны.
  3.  У войны не детское лицо.

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна!

 И как огонь с водой несовместимы,

 Несовместимы дети и война!

Многие сейчас живут одним днем, их не интересует, что ждет в будущем их самих, не говоря уже обо всем человечестве. При взгляде на некоторых моих сверстников мне становится страшно: к чему мы идем? Дети того времени были намного добрее, отзывчивее, терпимее и трудолюбивее.

  1. Список использованных источников и  литературы  

                                Неопубликованные источники

  1. Воспоминания Ольги Ивановны Комиссаровой. Текущий архив школьного музея «Память» МБОУ «Васильевская основная общеобразовательная школы»

Интервью с участниками или очевидцами событий

1. Интервью  Бражко Зинаиды Андреевны - ветераном труда и войны,  хутор Раскидной Васильевского сельского совета 1941-1945гг. 

2. Интервью с Шеяновой А.И., ветераном труда и войны, с. Васильевка 1941-1945 гг.

3. Воспоминания моей бабушки - Искуловой Саймы Калиевны ветерана труда и войны.

4. Воспоминания Носаевой Нины Петровны  ветерана с. Васильевка

5. Воспоминания Марии Егоровны Барановой  ветерана  труда и войны с. Васильевка

                     Литература

  1. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.
  2. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н. Бадан,  И.Е. Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 592 с.
  3. Мир новостей / Д. Шеваров, «Школьная роман-газета», №27, 2010, с.
  4. Дети военной поры: Сборник публицистических рассказов / сост. Э. Максимова; зав. ред. А.И. Котеленец; худож. В.А. Иванов.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988.-320 с.
  5. Война и дети: рассказы рос. писателей о войне / председатель редкол.  А. Лиханов; худож. А. Семенов. Школьная роман-газета; Вып. 7/2000 - М.: Изд. дом «Карл Гиберт», 2000.-64 с.: ил.
  6. Идет война народная… Стихи о Великой Отечественной войне / предисл., сост. и справки об авт. Н.И. Горбачева; рис. Б.Н. Чупрыгина, Б.Б. Страхова.-М.: Дет. лит., 2002.-350 с.
  7. Алещенко Н.М. Во имя победы / Москва “Просвещение” 1985г.
  8. Виноградов И.В. Герои и судьбы / Лениздат 1988г.
  9. Гришин В.Г. Великая Отечественная в письмах / Москва Издательство политической литературы 1983г.
  10. С. Аликсиевич «Дети войны» / Москва, 1988г.
  11. Сборник стихов «Дети войны» / Москва, 1989г.
  12. Дети военной поры: [сборник публицистических рассказов] / сост. Э.Максимова ; зав. ред. А.И.Котеленец ; худож. В.А.Иванов.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988.-320 с.
  13.  Откроем Книгу почета: [документальные рассказы о юных героях] / авт.-сост. В.Яковлев.-М.: Мол.гвардия, 1987.-238 с.
  14. Война и дети: рассказы рос. писателей о войне / председатель редкол.  А. Лиханов ;худож. А.Семенов.-М.: Изд. дом «Карл Гиберт», 2000.-64 с.: ил.-(Школьная роман-газета; Вып. 7/2000).
  15. Идет война народная…: стихи о Великой Отечественной войне / предисл., сост. и справки об авт. Н.И.Горбачева; рис. Б.Н.Чупрыгина, Б.Б.Страхова.-М.: Дет. лит., 2002.-350 с.: ил.-(Школьная б-ка).
  16.  Кассиль Л.А. Будьте готовы, ваше высочество!: повести и рассказы  / Л.А.Кассиль; рис. А.Васина, Б.Маркевича, И.Година, А.Иткина; оформл. серии С.В.Любаева.-М.: Дет лит., 1998.-303 с.-(Школьная б-ка).
  17. Катаев В.П. Сын полка: повесть / В.П.Катаев; рис. И.Гринштейна.-М.: Дет. лит., 1981.-208 с.: ил.
  18.  Лавренев Б.А. Разведчик Вихров: рассказы / Б.А.Лавренев ; худож. В.Щеглов.-Переизд.-М.: Дет. лит., 1991.-64 с.: ил.-(Книга за книгой).
  19. Миксон И.Л. Жила, была: историческое повествование / И.Л.Миксон ; оформл. и рис. А. и В.Траугот.-Л.: Дет. лит., 1991.-223 с.: ил.

Периодическая печать

Заря, с. Октябрьское.

Заря коммунизма, с. Октябрьское

 

Категория: Изучения | Добавил: antonina (05.02.2015)
Просмотров: 926 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!