Четверг, 25.04.2024, 06:30
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [22]
Тезис [17]
Разное [50]
Изучения [129]
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените преображение нашей школы

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 230
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

V Районная конференция. «Без вести пропавшие или бывшие в плену»

                                            

С О Д Е Р Ж А Н И Е :

Введение  __________________________________________         2

Глава I. Земляки, пропавшие без вести в годы войны  _____      5

Глава II. Судьба военнопленных  _________________________  5

Заключение.    _________________________________________ 10

Литература и источники  _______________________________   11

Приложения ______________________________________ 11

Введение

Более семидесяти лет прошло с тех огненных лет Великой Отечественной войны, лет тяжелого труда,  время величайших испытаний, которые пришлось пережить народу. Уходят в прошлое факты, события, имена тех, кто в годы войны был ее участником, с оружием в руках защищал нашу Родину. Но и ныне вдовы и сироты, отцы и матери, братья и сестры тех, кто не вернулся с полей сражений Великой Отечественной, несут в сердцах боль невозвратимой утраты. Это не только скорбь о погибших, это и гордость засовершенный ими подвиг во имя Отчизны. Память о них должна остаться будущим поколениям.

  Но  когда стихают звуки юбилейных салютов и фанфар, а память и горечь потерь остается, хочется  рассказать о людях, чьи имена не часто звучат в дни праздников, чьи судьбы на долгие годы оставались неизвестными. Это исследование посвящено  нашим землякам – жителям деревни Васильевка и хуторов Васильевского сельского совета, о которых  в Книге Памяти до сих пор значится запись – «Пропал без вести или погиб», но не указано место захоронения. Это исследование посвящено тем, кто был освобожден из плена и всей своей жизнью доказывал любовь и преданность своей Родине

Цель исследовательской работы: изучение судеб земляков, пропавших без вести в годы войныили вернувшихся из плена, дополнение данных Книги Памяти.

Задачи:

  1.  Поиск и уточнение  данных о земляках, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.
  2. Дополнение информации из Книги Памяти посредством поисковой работы в архивах и использования новых информационных технологий и социальных сервисов сети Интернет
  3. Взаимодействие с ветеранами войны, семьями фронтовиков по сохранению информации о земляках, павших в годы  войны или вернувшихся.

          В ходе исследования  я использовала большое количество важных источников. Первоначальным источником  моей  поисковой работы стала «Книга Памяти» села Васильевки, издания 1990 и 2005 годов. Изучая их, я заметила, что в первом издании рядом с отдельными фамилиями стоит информация «пропал без вести», а во втором написано «погиб», но не указано место захоронения. По данным этих книг составлены первоначальные списки. В ходе исследования эти списки проверялись, дополнялись, были  исправлены  ошибки в персональных данных солдат (даты рождения, место гибели и захоронения, названия населенных пунктов и др.), опубликованных в Книге Памяти села. По материалам Книги был проведен анализ данных пропавших без вести на фронтах войны. Была продолжена работа  и с архивными материалами районного военкомата Октябрьского района. Архивные материалы лишь констатировали факт о том, что земляки, чьи судьбы мы исследуем, пропали без вести. Какова их дальнейшая судьба? – на этот вопрос нам пока не дали ответ и другие источники.

Большую помощь в поиске  нам оказали семьи фронтовиков. Документы из семейных архивов позволили нам продвинуться в наших поисках.

   Особая роль в проведении данного исследования  принадлежит поисковым ресурсам сети ИНТЕРНЕТ:

1.   http://www.obd-memorial.ru/

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. №пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации и Указом от 22 января 2006 года № 37 "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества", Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).

      Сайт дал нам возможность впервые  ознакомиться с первоисточниками 1941- 1945 гг., из ранее секретных 33 и 58 фондов Центрального архива Министерства обороны. Именно здесь мы нашли основные необходимые нам документы о наших земляках.

2. http://www.dokst.ru/main/node/1132

Объединение Саксонские мемориалы в память жертв политического террора. Центр документации и информации жертв  Второй мировой войны (Сокращенное наименование: Центр документации).  На этом сайте  - крупнейшая в мире база данных советских военнопленных, захваченных немецкими войсками во время Второй мировой войны. Среди сотен тысяч имен – имена наших земляков, погибших в концлагерях Польши  – мы не установили. Хотя Загуменников  Алексей находился в концлагере Польши.

3. http://ipc.antat.ru/Ref/all.asp. Этот сайт пока не помог нам при поиске данных о погибших в Польше и Украине. Сводная база данных содержит информацию о воинах, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны: Всего в сводной базе 3 893 543 персоналий. Мы продолжили поиски и на других сайтах. (Приложение 12)

Глава I.    Земляки, пропавшие без вести в годы войны

      В составленных нами списках земляков, погибших в годы войны, значится 227 фамилий. 137 из них, согласно Книги Памяти 2005 г., числятся пропавшими  без вести и 7 человек прошедшие ад концлагерей.

Годы

Книга Памяти 1990 г

Книга Памяти 2005 г

на 2016 год

 

село Васильевка (всего погибших по списку)

Васильевский с/с (всего погибших  333)

 

всего погибло

из них пропавшие без вести

всего погибло

 

из них пропавшие без вести

всего погибло

из них пропавшие без вести

1941

61

33

42

35

76

38

1942

80

48

72

47

129

73

1943

 50

31

58

34

124

64

1944

 33

12

43

13

75

40

1945

 13

9

12

8

29

13

Анализируя данные о пропавших без вести, я увидела, как много солдат пропало без вести именно в 1942 - 1943 годах, в самые трудные годы  войны. 

        Атмосфера паники первых недель войны  играла на руку врагу и не позволяла трезво оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильные решения в борьбе с захватчиками. На второй и третий годы, когда стояли насмерть, и потери были большие, хоронить не успевали, и с уточнением списковпогибших были проблемы.

      История войн – это не только история битв, дипломатии, побед, поражений, приказов командования и подвигов, это еще и история военнопленных. Судьба советских военнопленных в годы Второй мировой войны составляет одну из самых трагичных страниц нашего прошлого.

Глава II.  Судьба  военнопленных

В плену можно "оказаться" получив ранение, впав в бессознательное состояние, не имея оружия и боеприпасов для сопротивления или "сдаться" – поднять руки, когда ещё можно и есть чем сражаться. Почему же присягнувший на верность родине вооружённый мужчина прекращает сопротивление? Может быть, такова природа человека? Ведь он повинуется инстинкту самосохранения, в основе которого чувство страха.

В жизни бывает страх частичный, страх какого-то явления. Но бывает и абсолютный страх, когда человек находится на краю гибели. И это самый сильный страх – он отключает мышление, не позволяет трезво воспринимать действительность. Человек теряет способность критически мыслить, анализировать ситуацию, управлять своим поведением.

На поведение в бою влияет физическое состояние, порой человек "уже просто не может". Недавно здоровые молодые мужчины измученные голодом, холодом, незаживающими ранами, неимеющие возможности укрыться отогня врага … Война – постоянный каторжный труд. Солдаты перекапывают миллионы тонн земли, как правило, малой саперной лопатой! Чуть сдвинулись позиции – копай опять; о передышке в боевых условиях не может быть и речи. Знает ли какая-нибудь армия о сне на ходу? А у наших это было обычным явлением на марше.

Советским солдатам всю войну было не до отдыха. Удар германской военной машины могла выдержать единственная сила в мире – наша армия! И наши измотанные, спящие на марше солдаты победили отлично оснащённого умелого врага! Для нашего народа, победившего в самой страшной войне в истории человечества, свобода и независимость Родины оказались важнее всего. Ради нее на фронтах и в тылу люди жертвовали собой. Жертвовали, поэтому и победили.

Много лет в нашей стране слово  «пленный»  было  чуть ли не синонимом слова «изменник». Мнение Сталина о том, что воину Красной Армии лучше погибнуть, чем оказаться во вражеском плену, было закреплено в советском законодательстве. "Положением о воинских преступлениях" 1927 года устанавливалось равенство понятий "сдача в плен" и "добровольный переход на сторону противника", который карался расстрелом с конфискацией имущества.

Нам хорошо известен приказ народного комиссара обороны СССР № 270 от 16 августа 1941 года, в котором  подчеркивалось: "Командиров и политработников, во время боя срывающих знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как родственники нарушивших присягу и предавших свою родину дезертиров... Обязать каждого военнослужащего независимо от его служебного положения потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен – уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи". Так было с 33 Армией, которой не позволили выйти из окружения, е возможность у них была. А если страх не возможно было побороть, то существовали так называемые заградительные подразделения.

    Сдавшийся в плен или попавший по другим причинамчеловек воспринимался как враг, это не только была позиция власти, но и отношение общества. Да, среди попавших в плен были и трусы, и предатели. Но немало было тех, кто сражался до последнего патрона, до последнего проблеска сознания, кто попал в плен, будучи ранен,  контужен или просто не имея возможности свести счеты с жизнью. Они будут продолжать борьбу в концлагерях, они будут жить,  когда это кажется уже невозможным.

Те, кто прошли ад гитлеровских лагерей, а затем, уже дома,  - сталинских, кто  долгие годы испытывал унижение от несправедливых обвинений, имели хотя бы какую-то возможность объяснения своего попадания в плен. Миллионы людей, погибшие в плену, такой возможности не имели…  Многие из них числятся в Книге Памяти пропавшими без вести.

Вот судьбы некоторых земляков, побывавших в плену.

Загуменников Алексей Иванович (приложение 1) родился в 1914 году в селе Васильевка Белозерского района Чкаловской области. Из рассказа Валентины Ивановны Кидановой (Загуменниковой)

«Брата забрали на войну вскоре после ее начала. Воинская часть, в которой он воевал, попала в окружение. Сражались до последнего патрона, но силы оказались неравными. Раненого, без сознания, его взяли в плен. Прошел все круги ада. Алексей решает бежать. Каратели, не обнаружив пленного, устроили погоню. Но Алексею в последнюю минуту помогла смекалка. Он увидел в большом дереве дупло – спрятался там. «Только бы не обнаружили», - мелькали мысли в голове. А лай собак все ближе и ближе приближается к нему. «Все!» - промелькнуло в голове Алексея. Но удача снова улыбнулась ему. Вдруг откуда-то выскочил заяц и припустился бежать - собаки за ним…

Лай собак и голоса полицейских удалялись от него. «Пронесло», - промелькнуло в голове. «Что же делать теперь? Пусть что будет, но я на свободе…». Брата, изможденного, обессиленного,  обнаружила жительница Украины и, рискуя жизнью, кормила и лечила. Так, под предлогом прополки огорода, она ходила и кормила солдата до прихода Красной Армии. Алексей женился на своей спасительнице,которую звали Нина, и остался в Украине. Домой вернуться он боялся. Даже имя свое изменил. По документу он был Лука. У них родилась дочь Рая. Алексей несколько раз приезжал на свою историческую Родину»2 № наградного документа: 84 дата наградного документа: 06.04.1985 № записи: 1512149130 Орден Отечественной войны II степени8 

      Фашистские лагеря смерти… Их было несметное количество. (Приложение 12). Названия одних мне хорошо известны, о других я узнала впервые. 

Об условиях содержания в лагере может свидетельствовать тот факт, что военнопленные получали в день 200 г. хлеба, эрзацкофе и овощной суп; питательность рациона составляла 1000 калорий. Немецкий исследователь Штрайт пишет о невыносимых условиях в «русских лагерях».7 Если до весны 1942 года в лагерях свирепствовал сыпной тиф, унесший жизни сотен тысяч узников, то с середины 1942-го в них стал обычным диагноз туберкулез. Тяжелый труд без соответствующего питания и отдыха, плохое размещение сыграли свою роль.

Плужников Захар Герасимович (приложение 2) родился в 1915 году в селе Васильевка Белозерского района Чкаловской области. До войны получил удостоверение тракториста, так всю жизнь и проработал бы им, если не считать перерыва с 1941 года по 1946 год. Этот перерыв идет в его жизни по особому счету. В мае 1941 года был призван Белозерским РВК. Он ушел на переподготовку и вернулся только после окончания войны. А писем от него не было. Нет, было одно в самом начале войны. Он писал в нем, что уходит в бой. Был он стрелком 222 отдельного полка, артиллерийского дивизиона. Прошли годы…  Мама его все слезы выплакала. Она уже не верила, что он вернется. А он пришел, только мама его не видела, одного года не дожила она до встречи с сыном. «Почему же ты не писал?» - спросит Захара Герасимовича жена. Не мог он подать о себе весточку, потому что в своем первом бою был ранен и попал в плен. Увезли его в Германию. Все ужасы концентрационного лагеря прошел Захар Герасимович. Ему удалось бежать в Италию.От голодной смерти спасла его женщина, которая давала ему немного еды да красного вина. Весил Захар Герасимович тогда 29 кг. Немного поправившись, Захар продолжает воевать  в партизанском отряде бойцов Сопротивления имени Д. Гарибальди, где сражался до Победы. А затем Захар Герасимович прошел проверку и был отправлен в трудовой лагерь на строительство завода Запорожсталь. На этот завод в командировку приезжает Королев Федор Федорович и случайно узнает своего земляка. Федор Федорович был тоже участником Великой Отечественной войны. Домой вернулся в звании капитана. Это и сыграло важную роль в дальнейшей судьбе Захара Герасимовича. Земляк сделал все возможное и не возможное, чтобы Захар Герасимович вернулся на родину. Награда по праву нашла его с опозданием медаль («За Победу над Германией в ВО войне 1941 – 1945 гг.»).

Много лет прошло с тех пор, но не давали покоя воспоминания о войне. Никогда он не смотрел о войне кино, сердце не давало. Захар Герасимович жизнь прожил трудно, но честно, увлеченно. Умер в 1984 г.

Подкидышев Николай Андреевич1920 г.р. уроженец с. Васильевка Белозерского района Чкаловской области. Призывался Белозерским РВК  в 1941 году. Место службы: 1088 стрелковый полк 323 стрелковая дивизия. Звание: сержант,  пленен и находился в плену на территории Германии. Работал вольнонаемным на свиноводческой ферме. Носил патоку для свиней. Жил в лагере. Когда была возможность, то приносил еду товарищам, спасая их от голода. Освободили Николая Андреевича в апреле 1945 года. После освобождения продолжал службу в Советской Армии. Воевал в 1088 стрелковом Белостокском полку 323 стрелковой Брянской Краснознаменной ордена Суворова 2 степени дивизии. После демобилизации работал в колхозе «Путь к коммунизму» на разных работах. Николай Андреевич долго не женился, боялся за судьбу своей будущей семьи. Награжден  медалью «За оборону города Москвы». Кт №: 236 от: 09.04.1945Издан: 1088 сп 323 сд, юбилейными медалями № наградного документа: 84 дата наградного документа: 06.04.1985 № записи: 1517438338  Орден Отечественной войны II степени 

Заключение

    По разным оценкам число советских солдат в германском плену в 1941-1945 гг. составляло  от 4 559 000 до 5 735 000 человек.   Цифры действительно огромные, но объективных причин такого массового пленения людей немало.

Объективно, плен – это всегда поражение, подчинение воле противника. Но вместе с тем, – это и право безоружного. Находясь в плену, воин должен рассчитывать на защиту своих прав со стороны государства, пославшего его на фронт. И сегодня, когда создаются специальные, в том числе и международные, программы помощи пострадавшим от нацизма, судьбы военнопленных и узников концлагерей не могут оставить нас равнодушными

Можно разрушить любой материальный памятник. Но память в сердцах будет жить ровно столько, сколько мы будем помнить. Это наша история и степень своей сопричастности к ней каждый определяет сам.

ИСТОЧНИКИ

  1. Архивные материалы  РВК Октябрьского  района

2. Воспоминания Плужниковой Е.И. – жены Плужникова Захара Герасимовича, Кидановой (Загуменниковой) В.И., Игисенова Ж.С. - сына Игисенова С.У., Королевой М.И. - дочери Королева И.З.

3.Книга Памяти села Васильевка 1990 и 2005гг.

4.Материалы школьного краеведческого музея «Память»

5.Материалы семейного архива Саморядова В.И., Подкидышева Н.А.

6. Черновалов В.В. StalagXxi C, Wollstein - шталагXxi C Вольштын.  М., 2005г.

7.Штрайт В. Stalag XXI C, Wollstein - шталаг XXI C, Вольштын. Журнал «Интересные люди пятой графы. № 4 май 2006г.

 8.Интернет-ресурсы  www. obd – memorial.ru и Подвиг народа

 

 

Категория: Изучения | Добавил: antonina (25.05.2016)
Просмотров: 1997 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
3 antonina  
0
Мои  рекомендации:
Уточнить название в соответствии с содержанием.
Соотнести Введение и Заключение.
Содержание работы изложить единообразно в соответствии к требованиям написания текста исследования.
Все представленные факты (например, воспоминания) анализируются на предмет степени достоверности,  сравниваются, делаются выводы.
Обязательные ссылки на источники [6;1] где первая цифра номер в списке источников, вторая - страница. Это касается всех фактов, излагаемых в статье.
Правильно оформить список источников:
Источники
Литература
(ниже по алфавиту ЛИТЕРАТУРУ)
СМИ 
(автор, название статьи//название издания, №, год издания)
Интернет-ресурсы
(ниже название материала ресурса и электронная ссылка по алфавиту авторов или статей)
Архивный материал 
(ниже перечень архивов по официальному названию полностью, под ними конкретные источники с указанием номеров Фондов, дел, документов, страниц и пр.
личные архивы по алфавиту фамилий владельцев)
В Приложении размещаются аннотируемые материалы. Приложения нумеруются.
Приложения
Приложение 1. Фотографии
Приложение 2. Документы
Приложение 3. Карты
Приложение 4. Воспоминания

И т.п. (без точек после названия)
В тексте обязательные ссылки на Приложения (Приложение 5, таблица 2)

Как видим,  требуется тщательный отбор фактов, чтобы показать именно то, как велось исследование, ощущался вклад личный автора. Увеличение количества информации как раз может произойти за счет аннотирования приложений. Например, таблицу следует разместить в Приложения, а тексте ограничится фразой, что наибольшее количество солдат вашего сельсовета пропало без вести в 1941-1942 годы войны, что соответствует данным Кривошеева  Г.Ф.,советского и российского военного деятеля, генерала-полковника , профессора Академии
военных наук, кандидата военных наук, в книге «Россия и СССР в войнах XX века:
Потери вооруженных сил». (Даю ссылку на работу: Кривошеев  Г.Ф. (подредакцией). Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил.- М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2001. На основе его данных можно сделать диаграмму и тоже ее в Приложения - два вида сжатого изложения фактического материала, важное умение: разместить в   Приложение 5: Таблицы и диаграммы)
Это как раз и покажет  ваш поиск в архиве и литературе, метод сравнения, умение работать с таблицами, диаграммами. И места в тексте работы займет минимум ОДНО предложение.
Как вариант работы одноименной темы можно посмотреть работу Разгулиной Анастасии, победителя районного конкурса 2015 года, лауреата Всероссийских краеведческих чтений в рамках туристско-краеведческого движения  "Отечество" 2015 года в Москве.
На сайте размещена версия работы, написанная в 5 классе, позже измененная и доработанная она ушла на Всероссийский конкурс, где и набрала высший балл.

http://rodnik.3dn.ru/publ/ehrudit_bez_vesti_propavshie/4-1-0-179

2 antonina  
0
Работа уникальная по теме, но имеются недочеты в оформлении работы. Предлагаю посетителям разместить советы, замечания, предложения по изменению работы в соответствии с требованиями, предъявляемым к научным исследовательским работам юных исследователей.

1 antonina  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!