Понедельник, 24.07.2017, 05:46
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Категории раздела
Новости [18]
Тезис [16]
Разное [41]
Изучения [97]
Мини-чат
200
Наш опрос
Пользуетесь ли вы материалами сайта Родник при подготовке к урокам или внеклассным мероприятиям?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 95
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Изучения

Зеленый Дол

ПЛАН

Введение
I Моя малая родина-Зеленый Дол.
1. Зеленый Дол и близлежащие «точки»;
2. Рост п. Зеленый Дол;
3. Школа.
II Казахский народ
1. Проблемы;
2. Диаспора;
3. Ирредента;
4. Культура.
III Праздник казахской культуры в Октябрьском районе.
Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к истории казахского населения, проживающего на различных территориях Российской Федерации, усилился в последние пятнадцать лет как среди казахских, так и российских ученых. Особенно активно работают сибирские исследователи. Труды о казахах появились и за рубежом - в Берлине, Оксфорде, Лондоне, Сан-Франциско, Сиднее и т.д.
Знакомясь с положением и темами исследовательских работ V Областного конкурса . Мне особенно важным показалось предложение описать новейшие населенные пункты Оренбуржья.
Во-первых, там вообще не оказалось Октябрьского района, что удивило, а во-вторых там, собственно и не было названия моего родного поселка, возникшего в XX веке. Отсюда целью моей работы является сбор материала для создания истории поселка Зеленый Дол.
Предметом исследования является п. Зеленый Дол. И при исследовании мне с удовольствием помогали жители поселка.
Моя цель состоит в том, что я хочу написать свою книгу о моей Родине, так как о ней нет ни одной книги.
Задачи, которые мне предстояло решить:
- посмотреть как периодическая печать нашего района освещала историю Зелёного Дола;
- описать характерные для Зелёного Дола обычаи, условия жизни, состав населения;
- изучить историю казахского народа, проживающего в поселке, в частности свою родословную;
- описать некоторые из обычаев казахов Октябрьского района.
Методы работы:
- изучение и анализ литературы о казахском народе;
- рассмотреть отражение истории села в местных СМИ;
- сбор и оформление воспоминаний жителей поселка;
- работа в архивном отделе МО «Октябрьский район»;
- интервью с жителями поселка.

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА-ЗЕЛЕНЫЙ ДОЛ

 
 
Фото Л.И.Трубниковой, май 2013 год

Моя Родина – это небольшая деревушка, раскинувшаяся на берегу небольшого озерца – Зелёный Дол. Лежит она среди ковыльных степей и пологих холмов.
По словам Доновой Анны Тимофеевны, родившейся в 1906 году, на месте нашего поселка Зеленый Дол стояло два домика, в которых жили чабаны. Тогда эта чабанская «точка» называлась «Десятый номер». Кроме этой чабанской точки были и другие: «Четвертый номер», Карастас, «Пятый номер», Кучугур, Ягодное, Масловский, Мартыновский. Номера Кучугур и Ягодное были от четвертой фермы. Чабанами были Водолазко Тимофей Семенович, Донов Степан Кузьмич, Гладков Василий Яковлевич, Лопин Кузьма, Грицай Сергей, Гончаренко Тимофей Алексеевич и другие.
За продуктами ездили на центральную и четвертую ферму. В каждой бригаде было по четыре человека, которые смотрели за отарой, в отарах было 650 – 700 овцематок.
До войны овец пасли на выпасах, которые находились далеко от чабанских точек. На точках никто не оставался, жил только сторож. Трава на пастбищах была хорошая, а две отары возле одной точки прокормить было трудней вот и гоняли стада на выпаса. С кормом в зимнее время было очень трудно. Осенью не могли весь корм подвезти кошарам, а потому за соломой ездили на быках, тракторов не было. Хлеба сеяли очень мало, поэтому больше было сенокосов, заготавливали много сена.
В основном в деревне жили русские, а казахи жили на точках. Была частная земляная баня, а общей не было. Не было и нынешнего пруда, он образовался только в 1967 году.
Не сохранился до нашего времени номер Мартыновский.
До войны около этой точки тоже была отара, чабаном которой был Мартынов, но осталось озеро, названное в честь него озеро Мартыновское. В летнее время горячей порой считалась стрижка. И Алиев Закир сказал что весь совхоз стриг овец на Токорях в павильоне. Она начиналась с 24 июня до 1 августа.За хорошую работу премировали овцами, матерей – деньгами.
А в 1985 году стричь начали и у нас в деревне. Хлынова Светлана Александровна, родившаяся 3 ноября 1942 года приехала сюда в 1961 году и начала работать стригалем Оренбургским методом. Каждый день стригла 40 овцематок, а переярок 60. Она сказала мне, что в 1962 году комиссией министерства «сельское хозяйство СССР» при участии специалистов Октябрьская породная группа стала, как самостоятельная порода. А в мае 1968 года утверждена Южно-уральская порода, что подтвердил Колбасин И.В.. С появлением новой породы овец, больших успехов стали добиваться наши чабаны. Настриг шерсти стал больше и стали получать от 100 овцематок примерно 100 – 130 ягнят, что подтвердил Алиев З.С.. На нашем отделении в нынешнее время хороших результатов добиваются чабаны: Исаналиев Наурзбай, Сарсымбаев Кубайдулла и Алиев Закир. Устраивались часто субботники, на которые выходили работать все. В чабанских бригадах приходилось работать и женщинам, они ездили за сеном, пасли больных овец, чистили кошары, а ночью их стерегли, потому что было много волков. Для себя и своих семей, женщины резали кизяк, брикетов тогда не было. Необходимый инвентарь для работы выдавали со склада.
В войну жить было еще труднее, но каждый старался помочь совхозу, вот, например, Аникина Л.Г. «Победитель соцсоревнования 1977 года», «Ветеран труда», «Депутат Сельского совета», родившаяся 3-го сентября 1926 года, в Великую Отечественную войну работала на военном заводе «Имени Орджоникидзе».
Чабанами становились и женщины – это Докучаева Анна Петровна, Лозовых Анна и другие. Хорошей работницей была Водолазко Ольга Тимофеевна, за добросовестный труд ей вручили шаль.
Хлеб полностью молотили вручную с осени до зимы. Люди работали и убирали, хотя некоторым было трудно. Отказов от работы не было, работали все. Транспортом для людей были быки. Часто приходилось ходить пешком до базара в село Октябрьское. Народ был дружный и трудолюбивый.
В военные годы особенно было трудно. Женщины мололи овес, варили старый картофель и кормили детей. Зарплата была маленькой. За рабочий день платили пайком. Работали на току в основном женщины и подростки. Ток находился на Кучугуре. В город тогда не уезжали, все понимали, что работать всем необходимо, и каждый старался, как мог.
В военные годы были ясли. Школьники тоже помогали совхозу: пололи картофель, убирали снег с кошар, собирали початки кукурузы. Пытались получить с этих початков семена. Эти початки закладывали в силос, зерно увозили на станцию Чебеньки на лошадях, быках в тарных бричках. Дорога была длинной, много раз приходилось останавливаться, кормить лошадей, отдыхать. Семян для посева не было. Приходилось ездить на элеватор. Пахали, сеяли, колесными тракторами. Отличными трактористами были Сорокин Иван, Зеленский В.С. и другие.
Больше ферма стала с 1948 года. Стали строить новые дома. Возили бревна с номеров. Вместо барачных домов появлялись двухквартирные и отдельные дома.
В посёлок Зелёный Дол Колбасин приехал в августе 1971 года на должность агроном отделения. Управляющим здесь был Кийко Иван Прокофьевич. А директором совхоза был Евстропов Владимир Иванович.
К 70-ым годам здесь уже была выведена южно-уральская порода овец.
Рядом с посёлком были номера: Фёдоровский, Малый комплекс, 4-ый, 5-ый, Карастас, Кучугур, Ягодный, Масловский. На этих номерах в общей сложности были 11 отар, в которых были 7000 поголовья, из них 4000 овцематок.
Отделение имело 4820 га пашни в севообороте, из которых 1600 га было под многолетними травами.
«Построили клуб. А Зеленодольский сельский филиал, то есть библиотека, основан в марте 1983 года, первым библиотекарем которого была я. Раньше было 704 книги и 80 читателей, а сейчас 3100 книги и 120 читателей. В 1993 году построили совхозный магазин, первым продавцом которого была Хлынова С.А.. Магазин и столовая были водном здании. Поваром была Шаутикова Рабига Зинулловна»- сказала Колбасина Н.А..
Кудинов Иван Александрович 1906 года рождения жил по началу на Центральной усадьбе. В то время на Центральной были мастерские, а хозяйство называлось «Союз крестьянского дела».
На Центральной до войны пытались разводить коров алтайской породы, позднее коров стали держать на МТФ и на четвертой ферме. На других точках держали овец. В совхоз их привезли издалека.
Жизнь в совхозе была интересной. Население было информировано событиями по стране. Работали политинформаторы, читали лекции о хороших тружениках. Вечерами иногда молодежь ставила концерты, поэтому ни один праздник не проходил незамеченным. В клубе показывали фильмы. Иногда приезжали лекторы, читавшие лекции на международную тему. В праздники приезжал директор совхоза и другие начальники. Были общие собрания, лучших награждали. Праздничные обеды устраивали после посевной, уборки. Хлеб в трудные годы не давали населению.
На нашей ферме стало больше населения. В нынешнее время около 700 человек, выросло зерновое хозяйство и на уборку урожая приезжали шофера с Ленинграда и Москвы. Приезжали также комбайнеры со Ставрополья.
« В 60-х годах открыли свою восьмилетнюю школу, директором которой был Подзоров Д.С., учащихся было около 80 человек. Сейчас Зеленодольская основная школа является общеобразовательным учреждением Октябрьского района, Оренбургской области, в котором обучается 49 учащихся. Детей социального риска нет. Основная категория детей из многодетных семей.
В школе сложился профессионально компетентный и работоспособный педагогический коллектив. Из 12 педагогов в школе 8 с высшим образованием, 1учитель первой категории, 1 учитель удостоен звания «Отличник народного образования», три учителя второй категориии в этом учебном году еще 2 учителя повышают свою квалификацию.
Школа располагается в здании, построенном в 1985 году. В нем имеются 9 учебных кабинетов, спортзал, столовая, библиотека. В настоящее время из-за аварийного состояния спортзала школа испытывает затруднения при проведении спортивных мероприятий, но этим летом построена спортплощадка, на котором проходят спортивные мероприятия»- рассказала Плотникова В.В. 
 
 
Фото Л.И.Трубниковой, май 2013 год

До настоящего времени сохранилась кузница, в которой 24 года проработал, до 1991 года, Муравлев И . А.
Как видно из вышесказанного, в нашем поселке наряду с русскими, украинцами живут и казахи. В общей численности населения Зеленого Дола, число казахов достигает почти 90%.

КАЗАХСКИЙ НАРОД

Я – казах. Поэтому мне особенно важно остановиться на истории казахского народа.
По данным переписи населения 1989 г.3 в Оренбургской
области проживает 111 тысяч казахов — 5% от общего на селения области.4 Освещение исторической судьбы казахов
Южном Урале должно способствовать укреплению дружбы и
национального согласия между двумя государствами: Росcией и Казахстаном.
Однако существует ряд проблем, которые мешают полноценному развитию казахов в России. В основном они имеют материальный характер. Следовало бы более расширить контакты между соседними областями Казахстана и России, постоянно проводить обмен специалистами в различных отраслях экономики, обмен студентами между вузами и другие проекты.
В Казахстане существует государственная программа поддержки казахской диаспоры, научно-практический центр по изучению современного положения казахов, проживающих за рубежом, и репатриантов при Всемирной Ассоциации казахов. Проблемы, существующие в настоящее время как у казахов в России, так и у русскоязычного населения в Казахстане можно решить, но решать их нужно вместе, совместными усилиями.
В настоящее время в Оренбурге создан научно-исследовательский центр истории народов Южного Урала, директором которого является доктор исторических наук, профессор А. В. Фёдорова. Проводятся научно-практические конференции, посвященные народам, проживающим в Оренбуржье: русским, татарам, казахам, украинцам, башкирам и т.д. Существуют Ассоциация казахов Оренбуржья и областное общество «Ак-Жаик», с 1991 года выходит областная казахская газета «Айкап». Проводятся национальные праздники, дни культуры. Это говорит о том, что казахи в России сохранили свою культуру, язык, обычаи, традиции. Многие мероприятия поддерживает и официальная власть, выделяя средства на их проведение.
Но самый трагический момент в истории любого народа - это разделение его на части. Казахский народ пережил и до сих пор переживает эту трагедию, так как за пределами территории Казахстана проживают около 4 млн. 500 тыс. казахов. Они проживают в 14 государствах бывшего СССР и 25 странах мира.
В 1997 году выходит монография Г. М. Мендикуловой «Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие»[4]. В монографии автор исследует вопросы исторического процесса возникновения и формирования, а также современное состояние казахской диаспоры. В современной политической науке понятие «диаспора» характеризуют этническую группу, проживающую в новых условиях, часто в нетрадиционной среде обитания. Но многие авторы не считают казахов Оренбуржья диаспорой, а используют термин ирредента. Под термином «ирредента, или невоссоединенные нации», в современной политической науке подразумевают этнические меньшинства, населяющие территорию, смежную с государством, где доминируют их соотечественники, а если проще, то это часть народа, проживающая на своей исторической родине, земле, но за пределами своей страны.
В 1999 году вышла в свет монография казахстанского историка Ж. А. Ермекбаева,6 посвященная истории казахов Российской Федерации советского периода. На основе документальных материалов раскрывается этническая история казахов, проживающих в основном вдоль российско- казахстанской границы.
Ярким примером проявления народа является его культура. Поэтому на занятиях Научного Общества Учащихся ОСШ мы решили познакомиться с культурой коренных жителей Оренбуржья: казахов и башкир. На сегодняшний день нам удалось собрать материал, который лег в основу районного праздника казахской культуры «БАКЫТЫ БОЛЫНЫЗ», на котором мне хотелось бы остановиться особо (сценарий см. прил.2)

ПРАЗДНИК КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ

26 сентября в районный Дом культуры «Октябрь» съехались те, в чьих жилах течет горячая кровь славных кочевников, добрых чабанов. На несколько часов фойе Дома культуры превратилось в огромную, уютную юрту с достарханами, обильно уставленными национальными блюдами. Румяные баурсаки были невероятно аппетитны, горячий бешбармак еще парил, а пиалы не успевали наполняться чаем...
Всяк входящего принимали как дорогого. гостя, непременно норовили усадить на разноцветную лоскутную курпе. Казахская речь перемешивалась с русскими словами, придавая празднику особый колорит многонациональности и безграничности.
Хорошо зная, что нынешние казахи, по-прежнему, как и их отцы, деды, занимающиеся скотоводством, уже давно живут не в юртах, а в благоустроенных квартирах, и в будничные дни едят, как все мы, за столом, я искренне радовался возможности заглянуть в глубины традиций представителей братского народа.
Само праздничное действо проходило в зрительном зале. Вели концертную программу любимцы публики, постоянные участники художественной самодеятельности Ашиков Булат и Жумагазиева Талжвек. Они произносили высокие фразы о любви к отчему дому, нашей общей Родине - России, взрастившей и воспитавшей, о бескрайних степях, напоенных горько-сладким запахом полыни, о верности, чести и преданности. Стихи и песни звучали по-казахски и по-русски одинаково красиво, напевно, трогательно и гордо.
Вообще, и, пожалуй, не только у меня, было ощущение,.что присутствую не на официальном мероприятии, а на семейном торжестве. На столько теплой и добродушной была атмосфера в зрительном зале, тесным контакт ведущих со зрителем. Да и начался концерт необычно мини-спектаклем о сватовстве.
Оказывается, заботливые родители пекутся о будущем своего чада с момента его рождения. Сразу же присматривают девочке нареченного жениха, а сыну выбирают невесту. И совсем не обязательно, что, став взрослыми, дети, одобрив выбор родителей, поженятся. Но, даже обзаведясь собственными семьями, они сохраняют между собой добрые родственные отношения.
Впервые я присутствовал и на национальном обряде приема невестки в доме жениха.
Прежде, чем она переступит порог дома жениха, старейший из акынов заповедует ей уважать родителей жениха и родственников, не перечить им, послушаться и сохранять семейные традиции. Только после этого самая счастливая женщина рода, снимая свадебный убор с головы девушки, надевает ей платок.
Возможно, кто-то из сидящих в зале, наблюдая за происходящим на сцене, вспоминал и свою молодость. Приятные, и не очень, воспоминания наполняли сердца, будоражили душу...
Выступление главы администрации Октябрьского сельсовета А.Е.Кораблева лишь еще больше растрогало.
Говоря о трудолюбии и гостеприимстве казахов, населяющих наш район, мэр райцентра желал детям и внукам собравшихся счастья и долголетия, благополучия и удач: «Пусть нынешний первый районный праздник казахской культуры не только запомнится всем, но и станет еще одной доброй культурной традицией нашего района».
Присоединившаяся к этим словам приветствия заведующая РОМЦ Н.В.Новикова, выразила искреннюю признательность инициатору и главному режиссеру праздника Г.Ш.Сарсынбаевой и всем, кто откликнулся на ее приглашение стать участником торжества.
Концерт участников художественной самодеятельности из Взгорья, Зеленого Дола, Краснооктябрьского и райцентра доставил немало радости и удовольствия зрителям.
Без грамоты и подарка от спонсоров (ЗАО «Нива», СПК колхоз им. Кирова) не остался ни один артист, а все зрители русские, казахи, татары, башкиры, украинцы – нечто большее и бесценное - пищу для души.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, история поселка Зеленый Дол оказалась очень богата и разнообразна. У него было несколько названий, но самое красивое Зеленый Дол. Посмотрев даже фотографию в приложении, с этим все согласятся.
Прежде, чем поселок назвали Зеленым Долом, у него было несколько названий.
Узнав казахскую культуру, я понял, что казахи, хотя живут по-современному, не забывают свои традиции и обычаи.
Изучив историю казахского народа, я узнал, что у казахов, как и других народов, были и существуют проблемы, которые они решают напористо и не сдаваясь.
Также мне удалось восстановить свое родословное дерево. Генеалогическая таблица помещена в Приложении. В ходе ее составление пришлось познакомиться с дальними родственниками, о которых ранее ничего не знал.
Главный же результат, на мой взгляд, это заинтересованность жителей поселка в создании этой работы. Многие из них с удовольствием вспоминали свою молодость, бережно показывали награды и фотографии разных периодов жизни. И все желали поскорее увидеть «Книгу про Зеленый Дол». Пожилые люди пели песни своей молодости. Рассказывали об обычаях.
Надеюсь, моя работа в некоторой мере оправдает их ожидания, хотя она и не смогла вместить всего материала, собранного с их помощью.
В дальнейшем я планирую продолжить работу дальше. В конце 2004 в рубрике «Навстречу 40-летия района» была опубликована статья «Моя малая родина – Зеленый Дол», автором которой был я.
В дальнейшем хотелось продолжить работу по сбору материала о своей родине и, может, выпустить брошюру о своих земляках, скромных тружениках, хранителях добрых традиций великого народа.

литература

1. Архивные материалы архивного отдела администрации
муниципального образования «Октябрьского района», Фонд№1,
карточка №7, Дело №114.
« Книги приказов по личному составу».
«Похозяйственная книга п. Зеленый Дол».
2. Гончаров Н. Октябрьский район,- Оренбург: Южный Урал,2001г.
3. Демидова Л., С радостью в гости к казахам / Заря, №113 (10391),
30 сентября 2003г.
4. Муктар А.К., Исмаилов С.С., Казахская ирредента и диаспора
в XX веке / Историко - историографические проблемы,- Оренбург:
ОГПУ, 2001г.
5. Федорова А.В., Из истории Российских казахов,- Оренбург: ОГПУ, 2001г.

 
Категория: Изучения | Добавил: antonina (02.04.2008)
Просмотров: 1769 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 7
5  
Недавно узнала, что тетя мужа Мария Васильевна Барышева (Каврева) работала в Зеленом Доле в 1950-е годы в качестве мелиоратора и занималась посадкой деревьев. Лесополосы, посаженные ее руками, тянутся по дороге от Октябрьска до Мурапталова и в совхозе "Октябрьский".

4  
Очень интересная работа!

0
6  
Спасибо за отзыв!

3  
Молодец, Нуржан!

2  
Супер! Так приятно! Прям не верится! А ведь классное времечко то было! Блин! Как в десятый класс снова хочется! )))))))))))))))

0
7  
Да, время было интересное.

1  
Это уникальная работа. Единственная о казахах нашего райлна. Автор много поработал над темой, изучил большой пласт культуры своего народа. Литература и социологическое исследование, описание обрядов, участие в национальном районном празднике - позволило сделать интересное исследование.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!