Пятница, 19.04.2024, 07:55
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените преображение нашей школы

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 230
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Дневник
Главная » 2008 » Ноябрь » 13 » Словарь терминов исследовательских работ
15:43
Словарь терминов исследовательских работ
 Аксиома – (от греч. Axioma – авторитет, достоинство, признание) – исходное положение, которое не может быть доказано, но в то же время и не нуждается в доказательстве, т.к. является совершенно очевидным и поэтому может служить исходным положением для других положений.
 Анализ (греч. Analysis – разложение, расчленение) – в логике понятийное, т.е. делающее возможным образование понятий, разложение на множество, целого – на его части, сложного – на его компоненты, события – на его отдельные ступени, содержания сознания – на его элементы, понятия – на его признаки (противоположность – синтез). Акт А. называют анализированием, а способ проведения А. – аналитическим методом. Элементарный А. разлагает явление на отдельные его части без учета тех отношений, в которых находятся эти части друг к другу и к целому. Причинный А. дифференцирует явление с учетом его причинных отношений. Логический А. разлагает его в зависимости от логических отношений. Феноменологический А. вычленяется в явлении содержание сознания, чтобы исследовать сущность последнего. Психологический А. разлагает содержание сознания на его элементы.
Гипотеза (от греч. Hypothesis – основание, основа) – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном смысле восполнить проблемы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Г. является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами: «Гипотеза я не измышляю» (Ньютон). Г. может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией; она верифицирует (проверяется) соответствующими фактами опыта, в особенности экспериментом, получая характер истины. Она является плодотворной как эвристическая или рабочая гипотеза, если может привести к новым знаниям и новым путям познания. «Существенная функция Г. состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему наша догадка подтверждается, опровергается или модифицируется, - короче, опыт расширяется». Факты опыта какой-либо ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами или связывающими, единственно возможными гипотезами образуют теорию.
Гносеология (от греч. gnosis – познание и logos – учение) – учение о познании; по Н.Гартману, метафизическая составленная часть теории познания наряду с логической и психологической. Гносеологический – относящийся к процессу познания. В современных условиях наиболее употребим становится термин «эпистемология», который включает учение о предмете, методах, категориях и особенностях исторического познания. В последние годы в этих случаях все чаще употребляется термин эпистемология.
Дедукция (от лат. deduction – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. Общей формулой Д. является при этом силлогизм (см. Умозаключение), посылки которого образуют указанное общее положение, а выводы – соответствующее частное суждение. Дедукция, или дедуктивный метод, применяется только в естественных науках, особенно в математике. Так, например, из аксиомы Гильберта («две отличные друг от друга точки А и В всегда определяют прямую «а») дедуктивным путем можно сделать вывод, что кратчайшей линией между двумя точками является соединяющая эти две точки прямая. Противоположностью Д. является индукция (см. также Доказательство). Трансцендентальной Д. Кант называет объяснение того, каким образом априорные понятия могут относиться к предметам, т.е. каким образом допонятийное восприятие может оформится в понятийный опыт (познание). Трансцендентальная Д. отличается от эмпирической, которая указывает лишь на способ образования понятия благодаря опыту и рефлексии.
Диалектика (от греч. dialektike – искусcтво вести беседу) – искусство аргументации, наука логики. Для Сократа Д. – искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для Платона – высшая наука, метод познания идей; у софистов диалектика превратилась в интеллектуальное оружие в борьбе за существование. Начиная со Средних веков и до XVIII в. диалектика служила обозначением для обычной (школьной) логики.
Кант понимает под Д. псевдофилософствование и называет ее «Д. иллюзий» за то, что она хочет прийти к познанию (метафизическому) действительности, не опираясь с необходимостью на опыт, чисто умозрительным путем. «Трансцендентальная Д.» Канта – это критика «диалектической иллюзии», «критика разума и рассудка в отношении их гиперфизисескго употребления», т.е. в той мере, в какой они претендуют на сверхъестественные успехи в познании.
Для Гегеля Д. есть «использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность («Энциклопедия философских наук»). Д. - движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и в то же время – движение человеческого мышления, которое в спекулятивном плане участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще.
Для марксистского диалектического материализма Д. есть прежде всего внутренняя закономерность экономического развития и - поскольку от последнего зависит все остальное – закономерность всего происходящего вообще. В законах Д. марксизм видит гарантию процесса в направлении к всеобщему счастливому благополучию человечества. Великий закон диалектической триады: капитализм (тезис) – диктатура пролетариата (антитезис) – бесклассовое общество и равное счастье для всех (синтез).
Догма (от греч. dogma – мнение, учение) – утверждение, принимаемое в качестве истинного на веру, без обоснования или сопоставления с фактами; основание учения, сформулированного как систематизированная вера. Одна из задач современной историографии России состоит в отказе от догматических и мифологических утверждений, не основных на реальных фактах истории.
Доказательство – совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ними суждений. Структура Д. включает тезис (суждение, истинность которого надо доказать), аргументы (истинные суждения, которые используют для Д. тезиса), демонстрацию (форма Д.), способ логической связи между тезисом и аргументами.
Заблуждение – представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка). Источниками З. могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления, недостаточный познавательный материал, субъективные настроения, предрасположения, беспорядочная обработка, плохое знание источников ошибок, опрометчивые обобщения и т.д.
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Закон – 1) предписание относительно того, как человек должен вести себя в обществе (нравственный З., правовой З.); предписание относительно того, как что-либо должно происходить: 2) в науке положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области: высказывание относительно того, каким образом что-либо является необходимым или происходит с необходимостью; «правило необходимого существования» (Кант). Научный З. – это знание, формулируемое людьми в понятиях, которое однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии). Эмпирические З., получаемые из опыта, имеют лишь относительное значение, поскольку они имеют силу только при определенных условиях и всегда лишь в том случае, когда даны определенные предпосылки.
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которое являются правильными и в субъективном, и в объективном отношении, и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными для того, чтобы рассматриваться как З.
Индукция (от лат. induction – наведение) – метод умозаключения, представляющий собой движение от отдельных фактов к обобщениям. Знание, приобретенное с помощью И., называется индуктивным, процесс его приобретения – индуцированием; науки, пользующиеся этим методом, - это индуктивные науки, а открытые с его помощью законы – индуктивные законы. Метод познания, противоположный дедукции.
Интеллект (лат. intellectus – ум, рассудок) – разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют имеющиеся знания.
Интерпретация (лат. interpretation – истолкование, объяснение) – совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо элементам определенной теории. Широко используется в науке. Средние века, которые были эпохой комментаторов (интерпретаторов) священных текстов, а также произведений древнегреческих философов, дали, пожалуй, самое большое количество И. Современная И. – это установление значений, истолкование терминов теоретического языка, а также формирование условий для их понимания. Последнее осуществляется на основе предикации, или приписывания объектам мысли таких свойств, которые придают им содержательное значение, наделяют денотатом. Задача И. – поставить в соответствие абстрактным понятиям конкретные объекты, формальные и математические операции идентифицировать с реальными прообразами. И. разделяются на естественную, эмпирическую и семантическую.
Интуиция (от лат. intuitus – взгляд, вид) – рассматривание, видение, созерцание, а также ( с древних времен) духовное видение, вроде вдохновения, понимание, приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путем размышления (рефлексии), непосредственное переживание действительности; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гете). Интуитивное знание: понимание сути предмета, полученное благодаря И., непосредственному постижению сущности вещи. Кант различает дискурсивную (логическую) ясность, полученную с помощью образования понятий, и интуитивную (эстетическую, т.е. чувственную) ясность, приобретенную с помощью видения. Немецкие идеалисты, особенно Шеллинг, определяли ту разновидность познания, которая позже была названа И., как интеллектуальное созерцание. У Бергсона И. – «одновременно и общее, и внутреннее видение результатов анализа, но не доаналитическое положение вещей».
Истина (греч. aletheia - букв, нескрытность) - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным». Согласно Хайдеггеру, И. является откровенностью бытия. И. – высказывание, обозначающее некоторое суждение.
Традиционно под И. понимают не только объективную реальность, адекватно отраженную в мышлении человека, но и сам процесс такого отражения. При этом об И. нередко говорят во множественном числе, как о некоторых объектах познания, которые могут быть «абсолютными» и «относительными», проверяться практикой и т.п.
Историческая картина мира – современная теория общенаучной картины мира, концепция «о мире в целом», в формировании которой значительную роль, наряду с другими научными дисциплинами, принадлежит и исторической науке
И. к.м. является составной частью общенаучной картины мира, которая возникает из синтеза достижений как естественных, так и социально-гуманитарных наук. Она позволяет развить знания и представления об обществе в истории. Проблему разработки новой картины мира поставили в конце XIX – начале XX вв. «русские космисты», которые считали, что существует две точки зрения на мир. Для одной из них мир есть космос, для другой – мир есть история. Если мир – космос, то в нем (с ним) уже все было, и круговорот событий не оставляет человеку надежды на будущее. Если мир – история, то в этом мире еще не все явлено, и есть надежда на будущее. Для древних греков мир был космосом, для первых христиан – историей.
Разработка новой И. к.м. существенно укрепит функции исторической науки, включая прогностическую, позволяющую человеку лучше узнать настоящее и путь в будущее. Как говорит К. Ясперс: «Картина всемирной истории и осознание ситуации в настоящее время определяют друг друга. Так же, как я вижу целостность прошлого, я познаю и настоящее. Чем более глубинных пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее я участвую в ходе событий настоящего».
Исторические источники – все, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. все, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, нравов, обычаев, языка. Историки используют также данные других наук (географии, антропологии и т.д.) о явлениях, влияющих на развитие человеческого общества или о появляющихся в результате общественных отношений.
И.и. являются основой любого исторического исследования, без их изучения невозможно научное познание истории развития общества. 
Количество И.и. в широком смысле слова практически безгранично, но количество сохранившихся от различных периодов источников, от чего непосредственно зависят полнота и точность исторического познания, крайне неодинаково (см. Классификация И.и.).
Исторический факт – это «узел», «фрагмент», «связь» объективной реальности, истинный фундамент исторического знания, отправной пункт научной общественной реальности. 
Сама объективная историческая действительность отливается в факты «узлы» различной сложности, протяженности. И.ф. бывают простые (дата рождения, смерти и т.п.) и сложносоставные (войны, революции). На «событийном» уровне И.ф. ограничены во времени и пространстве.
История (лат. historia - наука о прошлом, ее методах и задачах) – 
1) всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук – физики, математики, права и т.д. Уже в древности возник термин «естественная» И.» применительно к описанию природы. Применительно к человеческому обществу – его прошлое, процесс развития его в целом (всемирная И.), отдельных стран, народов, явлений, сторон жизни общества;
2) наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем.
Классификация исторических источников. Выделяются 6 больших групп источников – письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические и кино-фоно-фотоматериалы. Вещественные источники важны для изучения древних эпох, их изучением занимается археология. Важными историческими источниками являются данные быта, нравов, обычаев людей (которые собираются этнографией), данные языки (изучаемые лингвистикой) и устные источники – былины, сказки, песни, пословицы и т.п. (изучаемые фольклористикой).
Историк в своей работе может пользоваться всеми видами исторических источников, но основным для него являются письменные источники.
Письменные источники, как рукописные (на камне, бересте, пергаменте, бумаге и пр.), так и непечатные, составляют наиболее массовую группу исторических источников.
Основные принципы классификации письменных источников:
а) по происхождению; б) по содержанию; в) по видам исторических источников (наиболее распространенный).
По критерию содержания и назначения различают статистико-экономические материалы, юридические акты, производственные документы, дипломатическую и военную документацию, судебно-следственные дела, периодическую печать и т.д.
Композиция (лат. compiostio - сочинение, составление; соединение, связь) – это строение литературного или научного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Композиция углубляет смысл изучаемого события.
Концепция (от лат. conception – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их осуществления, конструктивный принцип понимания исторических фактов и различных видов деятельности. Выработка собственной концепции исторических событий – одна из главных задач историка. 
Креативность – это процесс ощущения трудностей, проблем, разрывов информации, недостающих элементов, выдвижения гипотез относительно этих недостающих элементов, проверка и оценка этих гипотез; их пересмотр и перепроверка; сообщение результата.
Критика рациональная – характеристика объекта на основе анализа его свойств и отношений с другими объектами; аналитическая характеристика объекта.
Подвергнуть некоторый объект рациональной критике – значит аналитически охарактеризовать этот объект, дать рационально обоснованное описание его свойств и отношений с другим объектами. В зависимости от степени соответствия аналитической характеристики объекта самому объекту различают объективную (адекватную, правильную) и субъективную (неадекватную, ошибочную) критику.
Логика (от греч. logos – логос) – 1) способность правильно, т.е. логически, мыслить; 2) учение о тождестве и его отрицании (Г.Якоби); 3) учение о последовательности и методах познания (наука логика). В качестве «элементарной формальной Л» она имеет дело с самым общими свойствами, присущими всем (имеющимся) понятиям.
Основные свойства понятий выражаются в логических аксиомах (см. Аксиома). Сначала рассматривается учение о понятии, суждении и умозаключении. Учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении, вместе взятых, образуют чистую Л. Прикладная Л охватывает в традиционной Л. учение об определении, о доказательстве, о методе. Ей часто предпосылаются не научно-логические, а теоретико-познавательные, психологические учения о переживании, описании и формулировании (особенно с помощью специального языка, терминологии) и об образовании понятий. Иногда к ней присоединяют учение о системе.
Л. (как наука) – лишь учение о мышлении в понятиях, но не о познании. Под Л. понимают также:
- совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность;
- науку о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.
Логические приемы формирования понятия:
- анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, выделение их признаков;
- синтез - мысленное соединение частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа;
- сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам;
- абстрагирование – мысленное выделение единых признаков предмета и отвлечение от других;
- обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.
Метод (от греч. methodos - путь, исследование, прослеживание) – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки М. есть путь познания, которой исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой. При этом философия как основополагающая наука дает исследователю средство проверить, подходит ли вообще избранный М. для достижения поставленной цели и последовательно ли использует он этот М. в ходе работы (см. Учение о методе).
Мировоззрение – совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой и т.п., во-вторых, философию, стремящуюся к априорному значению (т.е. знанию, не зависящему от количества индуктивных исследований) во всех областях, и, в-третьих, результаты конкретных наук. М. скрывает философия, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себе не только значение о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г.Мейер). Согласно Шелеру, М. – «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще».
Мышление – внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву. М., которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным, состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания, которое принимает сравнительно определенную форму и которое может быть названо мыслью. Форма мысли в нормальных условиях есть ее языковое выражение. Значит, М. есть немая, внутренняя речь, языка есть озвученное М. Следовательно, М. – высшая ступень человеческого познания процесса отражения объективной действительности. Различают чувственное познание и абстрактное М.

 Наука (греч. episteme, лат. scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. Родоначальниками Н. как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию, были греки, передавшие затем ее, в качестве особого идеала культурной жизни, европейским народам Н. образует сущность человеческого знания; по Канту, она есть совокупность знаний, упорядоченная связь истинных суждений, предположений (см. Гипотеза, Теория) и проблем, относящихся к действительности в целом и отдельным областям или сторонам ее. В отличие от опытного знания (эмпирии), Н. не довольствуется только вопросом «что», но спрашивает также и «почему», вопрошает об основах и причинах вещей (Аристотель).
Наука как деятельность выступает в 2-х ипостасях – социологической и когнитивной. Первая фиксирует ролевые функции, совпадающие со стандартными обязанностями, полномочиями, призваниями субъектов в рамках науки как системы и социального института. Вторая отображает порождающие процессы – творческие процедуры (эмпирического и теоретического уровня), позволяющие созидать знание.
Наука как знание – развернутая ассоциация эмпирических и теоретических, фундаментальных и прикладных, дисциплинарных и доктриальных, формальных и содержательных, строгих и нестрогих, описательных и объяснительных, качественных и количественных познавательных единиц, нацеленных на раскрытие объективных законов.
Обобщение – умственный переход от понятий, имеющих меньший объем, к понятиям, имеющим больший объем.
О. можно подразделить на аналитические и синтетические. Аналитические О. осуществляются без непосредственного обращения к опыту, на основе понимания языковых выражений и применения к ним правил дедукции. К синтетическим О. относятся такие О., которые предполагают обращение к анализу опытной деятельности. Примерами их могут быть индуктивные О. и О. теории опытного характера.
Образование – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. В О. всегда имеется как формальная сторона, т.е. духовная деятельность, или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответсвующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание О.
О. рассматривается и как процесс и результат овладения учащимися системой знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности. О. основывается на договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека изменятся под воздействием его включенности в О. гораздо меньше, чем в зависимости от включенности в общность. Часто под О. подразумевают сферу отношений между индивидом и государством (напр., когда речь идет об ориентировании целей воспитания на «общественную» волю определенной эпохи) или гражданское общество романтиков, или весь человеческий род. После попыток объяснения сути понятия «О.» в древности (Аристотель) и в Средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал, в особенности с XVIII в., политико-философской проблемой, исчерпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому О. стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии (см. Социология).
Объективность – 1) объективный характер, освобождение от всего субъективного, от субъективных влияний; реальность, нейтральность; 2) духовная тенденция совершить действие не ради личной выгоды, а во имя высшего порядка. О. также называют способность что-либо наблюдать и излагать «строго объективно». Но такой способностью человек не обладает. Напротив, во всяком познании и высказываниях любого рода взаимодействует весь комплекс факторов, относящихся к телесному, душевному и духовному бытию индивида, включая и действующие в нем подсознательные силы и трансцендентные переживания. Поэтому подлинная О. достигается лишь весьма приблизительно и остается для научного труда идеалом. Предпосылкой О. является способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, повиновение порядку вещей и преданность делу.
Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – 1) понятие, используемое в философии для характеристики взаимоотношений духовного и реального мира; 2) совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе. Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, обладающие подлинным существованием: демиург создает все существующее, рассматривая неизменно сущее как первообраз. Согласно Шеллингу и Гегелю, духовный, идеальный прообраз определяет принципы упорядочивания и рациональной организации природных тел. Понятие «П.» в философии науки введено позитивистом Г. Бергманом и было широко распространено американским физиком Т.Куном для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного значения развития знания. Часто заменяется понятием «картина мира».
Познание - усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. В философском смысле П. всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто», напр. говорят: «Он познал его как лжеца». В П., таким образом, содержится оценка, которая опирается на опыт. Новое, не зависящее от внутренних и внешнего опыта П. может возникнуть только как следствие творческой фантазии. Научное П. опирается на эмпирические данные. Для историка процесс научного П. связан прежде всего с изучением исторических фактов, их осмысливаем и интерпретацией. 
Понятие – одно из логических форм мышления, в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. По Зигварту, П. есть «представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения».
Предмет – вещь, объект в самом широком смысле, всякого сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершенное. В этом смысле предметом является данное простому переживанию (сознанию) нечто, имеющее индивидуальную форму. В качестве основных видов П. можно различать: 1) вещь – физический, принадлежащий внешнему миру П; 2) понятие – логически мыслимый П.; 3) состояние как П. – общие состояния чувства, или духовная направленность (напр. «дух» какого-либо дела, «дух» времени). В исторических исследованиях важно определить П. и объект исследования. Объектом исследования выступают, как правило, более широкие явления и события (напр. Кавказская война), а П. – более узкие (напр. военно- политическая деятельность Шамиля) и т.д.
Рабочая гипотеза – гипотеза, которая не является результатом исследования, а служит исследователю в его работе руководящей нитью, лесами, которые или окажутся правильно воздвигнутыми и прочными, или, если они воздвигнуты неправильно, должны быть снесены (см. Эвристика).
Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – точка зрения рассудка, соответственно – разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной.
«Русская историческая школа» - направление историографии конца XIX – начала XX вв.
Существенное место в науке рубежа XIX и XX вв. заняла теория исторического познания, выделившаяся в это время в России в самостоятельную область исследования. Если раньше ученых интересовал лишь сам исторический процесс, то теперь все больше внимания уделялось способам познания этого процесса, зависимости познания от сознания познающего. И в западной, и в русской историографии наметилось стремление выяснить, каков путь от выявления источников факта до его описания и истолкования в историческом произведении. Иначе говоря, обнаружился гносеологический подход к пониманию исторического прогресса.

В разработку проблем методологии истории в этот период существенный вклад внесли представители «Р. и. ш.»: Н.И. Кареев, Д.М. Петрушевский, А.С.Лаппо-Данилевский, Р.Ю.Виппер. Так, например, Н.И. Кареев в работе «Основные вопросы философии истории» осветил вопросы о соотношении философии и истории, взаимодействия природы и человека, теория прогресса, роль народных масс в «критические моменты истории».
А.С.Лаппо-Данилевский в книге «Методология истории» раскрыл познавательную цель и объекты исторической науки, принципы исторического познания, критерии отбора источников, специфику исторических фактов и т.д. Д.М.Петрушевский в своих сочинениях дал критику идеализма (идеи как творца истории), осветил роль Возрождения в европейской истории. Р.Ю.Виппер рассмотрел роль субъекта (историка) и объекта (исторического явления) в научном познании, особенности изучения прошлого, роль исторических знаний. В настоящее время наблюдается возрождение интереса отечественных историков к теоретическим взглядам представителей «Р. и. ш.».
Синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – мысленное составление целостного объекта из его частей. С. является необходимым компонентом исследования какого-либо объекта. Части объекта, полученные в результате его анализа и изученные независимо друг от друга, мысленное соединяются на этапе С. в единый объект, изучение которого проводится с учетом свойств этих частей и связей между ними. Совпадение свойств полученного объекта с уже известными свойствами исходного объекта служит подтверждением правильности проведенного исследования, которое в свою очередь позволяет выявлять неизвестные ранее свойства объекта.
Система (от греч. systema – целое) – объединение некоторого разнообразия в единое и четкое расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места. Филоновская С. является соединением принципиальных и основополагающих знаний в некоторую ограниченную целостность, доктрину (см. Метод). в новое время, в частности, благодаря феноменологии Гуссерля, стали обращать внимание на опасность т.н. «системосозидающего мышления», когда сначала пытаются создать С., а затем на ее основании конструировать и имитировать действительность, вместо того чтобы познавать ее. Этой опасности не избежали такие мыслители, как Кант, Гегель. Справедливо замечание о том, что довольно часто наиболее ценным в философии великих создателей С. является то, что не укладывается в их С.
Социология (от лат. societas – общество и греч. logos – учение) – наука о формах и изменениях совместной жизни людей, а также животных и растений. Она является наукой о социальном, будь то всеобщая, основополагающая социальная наука или наука частная; как система она охватывает социальные процессы, т.е. исследует всю совокупность общественных явлений, таких как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение.
Суждение – в логике выраженное в форме предложения высказывание, с помощью которого связываются два понятия (субъект и предикат). В С. мысль выкристаллизовывается. С. соотносит понятие с предметом и вместе с тем с его предикатами с помощью связки «есть», которая всегда направлена на абсолютную значимость утверждаемого положения вещей. Ибо для истинного С. характерно то, что нельзя допустить ничего противоречащего этому С. и одновременно обладающего значимостью. Если существуют условия данного положения вещей, то благодаря С. эти условия располагаются столь же категорично, как и само положение вещей. Внутренним, неотъемлемым качеством всякого С. является то, что оно заключается в себе связь с содержанием всех необходимых условий.
Творчество – человеческая деятельность, порождающая что-либо качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, социальной значимостью и культурной ценностью, совершенством.
Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знаний. В настоящее время Т., в противоположность голой эмпирии, называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних фраз. Ко всякому теоретическому познанию, в силу того, что Т. Неизбежно присущ гипотетический элемент, примешивается момент неуверенности; она приобретает вероятностный характер, причем обнаружение каждого согласующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности, а обнаружение факта, противоречащего ей, делает ее менее достоверной, вероятной. Теория может быть как исходным пунктом научных исследований, так и последующим результатом (см. Гипотеза).
Термин (лат. terminus – предел, граница) – символ, обозначающий некоторый абстрактный объект. Т. эксплицируется с помощью следующих основных принципов:
1)принцип предметности – символ есть Т. лишь в том случае, если существует предмет обозначения;
2) принцип однозначности – символ есть Т. лишь в том случае, если он обозначает один, а не несколько объектов;
3) принцип осмысленности - смысл Т. заключается единственно в том, что Т. обозначает некоторый объект.
Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Т. необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма перенос
Просмотров: 2013 | Добавил: Антонина | Рейтинг: 4.5/6
Всего комментариев: 2
1 Даша  
Ужасно, тут нет самого главного

2 antonina  
Даша, а что самое главное, на твой взгляд?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Участие в конкурсах
    конкурс сайтов
    конкурс сайтов
    Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!