Главная » 2008 » Март » 12 » НОУ «Родник». Программа курса «Формирование исследовательских навыков»
22:34
НОУ «Родник». Программа курса «Формирование исследовательских навыков»
НОУ «Родник». Программа курса «Формирование исследовательских навыков»
Пояснительная записка
Программа предназначена руководителям краеведческих кружков, классным руководителям, а также для профильного обучения учащихся классов с гуманитарной ориентацией. В Программе раскрывается модель становления учащихся на путь научно-исследовательской работы в рамках как школьного так и вне школьного обучения. Учащиеся, прошедшие данный курс, помимо теоретических знаний и практических умений краеведческого характера получают общенаучные навыки и умения научно-исследовательского характера. Цель: через обращение к духовной и материальной культуре родного края способствоватьсоциализации личности через формирование у школьников средних общеобразовательных школ системы ценностей, которая позволила бы им жить в современном мире, не утрачивая нравственных ориентиров через осмысление истории малой родины. Задачи курса: - объединить всех желающих заняться краеведческой работой; - развить интеллект детей, творческие индивидуальные способности; - расширить кругозор, круг общения; - вывести учащихся даже сельской местности на уровень сотрудничества с отдельными учеными, высшими учебными и исследовательскими заведениями; - дать начало для широкого пути в научной работе путем самостоятельного добывания знаний в разных источниках; - подготовить школьников к более высокому уровню восприятия открытий сегодняшнего дня; обеспечить сопричастность учащихся великим открытиям современности; - позволить учащимся путем повышения научного сознания воспринимать учебный процесс с повышенным интересом; - позволить воспитанникам из конкретных лабораторных наблюдений (например, раскопки первобытного поселения) дойти в выводах до обобщения развития всего общества. Многообразие задач позволяет использовать одновременно или выборочно следующие основные направления деятельности. Научная работа: -изучение архивов различного уровня; - исследовательская работа: - оформление записей для научного доклада, сообщения, написания реферата, исследовательской работы. Творческая работа: - создание игровых пособий, дидактического и раздаточного материала; - составление сценариев проведения краеведческих мероприятий и интеллектуальных игр; - проведение заседаний, конкурсов, праздников. Агитационная работа: -выпуск тематических газет; - подготовка публикаций в средства массовой информации различных жанров (заметка, репортаж, информация, очерк); -выпуск буклетов, брошюр, создание аудио- и видеозаписей. Экологическая работа: - исследование проблемы; - практическая деятельность по охране памятников природы; - участие в творческих конкурсах. Этот вид работы особенно желателен на первом году обучения, когда пятиклассники с удовольствием включаются именно в природоохранную деятельность. Они наиболее восприимчивы к осознанию неповторимости родной природы, а через нее и родного края. Обычно в своих миниатюрах о малой родине они описывают природу. Методическая работа: - создание пособий краеведческого характера («Село родное - отчий дом», «Мой край родной» и т.п.); - участие в подготовке и проведении занятий в младшей группе; - выступления с исследованиями перед учащимися школы. Краеведческая работа: - изучение истории заселения и образования села, района, города; - изучение культуры и быта малой родины; - литературное краеведение. Программа учитывает и специально оговаривает возможность учета индивидуальных способностей и предполагает групповые и индивидуальные занятия, а также интерактивные методы обучения. Каждому школьнику предоставляется возможность выбора направления деятельности в соответствии с интересами. Готовясь к одному и тому же мероприятию, одни ведут поисковую работу, другие оформляют материал в соответствии с научными нормами, третьи создают видеосюжеты, четвертые готовят материал к публикации и т. п., что не исключает комплексного выполнения задания одним школьником. Именно такие и будут участниками исследовательских конкурсов. Другие же обретают общенаучные и специальные навыки, помогающие им в профилизации и социализации, даже если они и перестанут заниматься историческим краеведением. Это позволяет застраховаться от неудач. Ведь любой вклад ребенка в общее дело будет считаться очень важным как для него, так и для руководителя. Данный курс апробирован автором в течение десяти лет в Октябрьской средней школе и на занятиях кружка «Юный краевед» ОЦДЮТиК. К Программе предлагается комплект дидактического материала и готовые работы, созданные НОУшатами в прошлые годы. Автор предполагает творческий подход педагогов, которые возьмут данную Программу за основу своей деятельности. Основные принципы курса Системность, воспитывающий и развивающий характер, доступность, индивидуализация, дифференциация, учет уровня развития интересов учащихся и возрастных особенностей. Механизм реализации программы 1.Подготовительный этап. Утверждение курса. Агитационная работа: выпуск листовок, беседы в пятых классах с привлечением «старшегруппников», носящие эмоционально окрашенный интригующий характер. Выступление на родительских собраниях или индивидуальная работа с родителями. Набор групп. Входная диагностика. 2. Основной этап. Знакомство с Программой, корректирование плана работы по необходимости (юбилейные даты, уровень подготовки учащихся и т.п.). Изучение основ курса по календарно-тематическому планированию. Промежуточное тестирование. Корректирование в соответствии с итогами тестирования. Подготовка исследований.
3. Заключительный этап Защита исследовательских работ. Участие в археологической экспедиции. Публикация материала в СМИ. Выпуск пособий, буклетов и т. п. Участие в областных и Всероссийских конкурсах. Экскурсионная поездка по тем или иным изученным объектам (памятники истории, природы, литературоведческие). Федеральные образовательные программы и концепция Модернизации образования ориентируют педагогов в выборе педагогических технологий, способствующих формированию и развитию ученика. К таким технологиям относится овладение учащимися приемами исследовательской работы.
Программа рассчитана на 128 часов (4 часа в неделю). Рекомендуемая литература
1. Наследие и современность.- М.: Институт Наследия, 2002 2. Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Методическое издание.- М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004 3. Туристско-краеведческое движение «Отечество». Сборник конкурсных работ. Методическое издание.- М.: ФЦДЮТиК МО РФ, 2005
Литература, используемая при написании программы кружка:
1. Боринова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум М, 2001. 3. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов (Программно-методическое пособие) М.; ДАЕ.
Это пояснительная записка к Программе, но по ней любой желающий может составить свою Программу. Недостаток места не позволил сразу всё опубликовать, к сожалению. Возможно, напечатаем, к новому учебному году. Но уже новый вариант, скорее всего.