Пятница, 29.03.2024, 14:53
Главная Регистрация Log in
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Часы
Мини-чат
200
Наш опрос
Как по вашему преобразился наш сайт?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 676
Статистика
Кто нас сегодня посетил
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Дневник
Главная » 2008 » Март » 12 » НОУ «Родник». Программа курса «Формирование исследовательских навыков»
22:34
НОУ «Родник». Программа курса «Формирование исследовательских навыков»

НОУ «Родник». Программа курса «Формирование исследовательских навыков»

Пояснительная записка

Программа предназначена руководителям краеведческих кружков, классным руководителям, а также для профильного обучения учащихся классов с гуманитарной ориентацией.
В Программе раскрывается модель становления учащихся на путь научно-исследовательской работы в рамках как школьного так и вне школьного обучения.
Учащиеся, прошедшие данный курс, помимо теоретических знаний и практических умений краеведческого характера получают общенаучные навыки и умения научно-исследовательского характера.
Цель: через обращение к духовной и материальной культуре родного края способствоватьсоциализации личности через формирование у школьников средних общеобразовательных школ системы ценностей, которая позволила бы им жить в современном мире, не утрачивая нравственных ориентиров через осмысление истории малой родины.
Задачи курса:
- объединить всех желающих заняться краеведческой работой;
- развить интеллект детей, творческие индивидуальные способности;
- расширить кругозор, круг общения;
- вывести учащихся даже сельской местности на уровень сотрудничества с отдельными учеными, высшими учебными и исследовательскими заведениями;
- дать начало для широкого пути в научной работе путем самостоятельного добывания знаний в разных источниках;
- подготовить школьников к более высокому уровню восприятия открытий сегодняшнего дня;
обеспечить сопричастность учащихся великим открытиям современности;
- позволить учащимся путем повышения научного сознания воспринимать учебный процесс с повышенным интересом;
- позволить воспитанникам из конкретных лабораторных наблюдений (например, раскопки первобытного поселения) дойти в выводах до обобщения развития всего общества. Многообразие задач позволяет использовать одновременно или выборочно следующие основные направления деятельности.
Научная работа:
-изучение архивов различного уровня;
- исследовательская работа:
- оформление записей для научного доклада, сообщения, написания реферата, исследовательской работы.
Творческая работа:
- создание игровых пособий, дидактического и раздаточного материала;
- составление сценариев проведения краеведческих мероприятий и интеллектуальных игр;
- проведение заседаний, конкурсов, праздников.
Агитационная работа:
-выпуск тематических газет;
- подготовка публикаций в средства массовой информации различных жанров (заметка, репортаж, информация, очерк);
-выпуск буклетов, брошюр, создание аудио- и видеозаписей.
Экологическая работа:
- исследование проблемы;
- практическая деятельность по охране памятников природы;
- участие в творческих конкурсах.
Этот вид работы особенно желателен на первом году обучения, когда пятиклассники с удовольствием включаются именно в природоохранную деятельность. Они наиболее восприимчивы к осознанию неповторимости родной природы, а через нее и родного края. Обычно в своих миниатюрах о малой родине они описывают природу.
Методическая работа:
- создание пособий краеведческого характера («Село родное - отчий дом», «Мой край родной» и т.п.);
- участие в подготовке и проведении занятий в младшей группе;
- выступления с исследованиями перед учащимися школы.
Краеведческая работа:
- изучение истории заселения и образования села, района, города;
- изучение культуры и быта малой родины;
- литературное краеведение.
Программа учитывает и специально оговаривает возможность учета индивидуальных способностей и предполагает групповые и индивидуальные занятия, а также интерактивные методы обучения. Каждому школьнику предоставляется возможность выбора направления деятельности в соответствии с интересами.
Готовясь к одному и тому же мероприятию, одни ведут поисковую работу, другие оформляют материал в соответствии с научными нормами, третьи создают видеосюжеты, четвертые готовят материал к публикации и т. п., что не исключает комплексного выполнения задания одним школьником.
Именно такие и будут участниками исследовательских конкурсов. Другие же обретают общенаучные и специальные навыки, помогающие им в профилизации и социализации, даже если они и перестанут заниматься историческим краеведением. Это позволяет застраховаться от неудач. Ведь любой вклад ребенка в общее дело будет считаться очень важным как для него, так и для руководителя.
Данный курс апробирован автором в течение десяти лет в Октябрьской средней школе и на занятиях кружка «Юный краевед» ОЦДЮТиК.
К Программе предлагается комплект дидактического материала и готовые работы, созданные НОУшатами в прошлые годы.
Автор предполагает творческий подход педагогов, которые возьмут данную Программу за основу своей деятельности.
Основные принципы курса
Системность, воспитывающий и развивающий характер, доступность, индивидуализация, дифференциация, учет уровня развития интересов учащихся и возрастных особенностей.
Механизм реализации программы
1.Подготовительный этап.
Утверждение курса.
Агитационная работа: выпуск листовок, беседы в пятых классах с привлечением «старшегруппников», носящие эмоционально окрашенный интригующий характер.
Выступление на родительских собраниях или индивидуальная работа с родителями.
Набор групп.
Входная диагностика.
2. Основной этап.
Знакомство с Программой, корректирование плана работы по необходимости (юбилейные даты, уровень подготовки учащихся и т.п.).
Изучение основ курса по календарно-тематическому планированию.
Промежуточное тестирование.
Корректирование в соответствии с итогами тестирования.
Подготовка исследований.

3. Заключительный этап
Защита исследовательских работ.
Участие в археологической экспедиции.
Публикация материала в СМИ.
Выпуск пособий, буклетов и т. п.
Участие в областных и Всероссийских конкурсах.
Экскурсионная поездка по тем или иным изученным объектам (памятники истории, природы, литературоведческие).
Федеральные образовательные программы и концепция Модернизации образования ориентируют педагогов в выборе педагогических технологий, способствующих формированию и развитию ученика. К таким технологиям относится овладение учащимися приемами исследовательской работы.

Программа рассчитана на 128 часов (4 часа в неделю).
Рекомендуемая литература

1. Наследие и современность.- М.: Институт Наследия, 2002
2. Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Методическое издание.- М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004
3. Туристско-краеведческое движение «Отечество». Сборник конкурсных работ. Методическое издание.- М.: ФЦДЮТиК МО РФ, 2005

Литература, используемая при написании программы кружка:

1. Боринова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум М, 2001.
3. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов (Программно-методическое пособие) М.; ДАЕ.


Просмотров: 1849 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 5.0/18
Всего комментариев: 6
6 Антонина  
Сама программа напечатана на страничке "ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"

5 Татиана  
Занятия по этой программе позволили мне стать участницей областной школы исследователей при ОЦДЮТиК

4 Антонина  
Эта программа у нас хранится в Портфолио НОУ "Родник", которое насчитывает почти 10 папок на 100 файлов каждая.

3 Анастасия  
Это пояснительная записка к Программе, но по ней любой желающий может составить свою Программу. Недостаток места не позволил сразу всё опубликовать, к сожалению. Возможно, напечатаем, к новому учебному году. Но уже новый вариант, скорее всего.

2 seda  
В НОУ мы многому научились

1 Clavok  
Хорошо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Поиск
Календарь
«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Фотофакт
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт нашей школы
  • Разработки
  • ПроШколу
  • Портал о медицине

  • Участие в конкурсах
    конкурс сайтов
    конкурс сайтов
    Превращают неучей в противоположное
    Интересно!!